Конспекты
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Конспекты уроков с использованием ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literatury.docx | 25.51 КБ |
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы, проведённого в 5 классе В МОУСОШ№63
по теме: «Бородинское сражение глазами поэта М.Ю.Лермонтова(стихотворение «Бородино») и историков».
Цели и задачи:
- Познакомить с содержанием стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», обратив особое внимание на его художественные достоинства и с историческими сведениями о Бородинском сражении.
- Развивать у школьников умение делать анализ художественного текста и творческие способности учащихся.
- Воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому Родины.
Оборудование:
- Портрет писателя, список непонятных слов, медиакарта Бородинского сражения, репродукции картин, электронные носители, ноутбук, проэктор, экран, ресурсы Интернет.
На доске эпиграф:
Москва, Москва, люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
(М.Ю.Лермонтов)
У Бородино французская армия разбилась о русскую.
(генерал А.П.Ермолов)
На боковой доске: слова для словарной работы по стих-ю и теории лит-ры.
Ход урока.
- Слово о поэте.
Мы продолжаем изучать произведения русской классической литературы, знакомиться с их авторами. Имя младшего современника А.С.Пушкина М.Ю.Лермонтова вам знакомо. Он прожил очень короткую, но невероятно яркую и плодотворную жизнь.
Запишите в тетр. М.Ю.Лермонтов.
-Что вы знаете о М.Ю. Лермонтове?
Детство Михаил Юрьевич провёл в имении Тарханы(иллюстр., экран), принадлежавшем бабушке (показ портрета(экран))
поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой,где сейчас находится его музей. Оно расположено в Пензенской области. Там поэт узнал и полюбил красоту родной природы, русские песни, сказания, былины.
Мать (портрет(экран)) будущего поэта умерла, когда сыну было всего около 2 лет(репродукция), поэтому и воспитывался маленький Миша у бабушки, которая забрала его у отца(портрет),происходившего из рода Лермонтовых, выходцев из Шотландии, проживавшего в имении Кропотово(репродукция(экран)) Тульской губернии, Елизавета Арсентьевна души не чаяла во внуке и старалась дать ему хорошее образование.
Он знал английский, французский, немецкий языки, играл на скрипке, рояле, прекрасно читал стихи, рисовал.
Но судьба не жаловала поэта: сиротство, ссылки на Кавказ, несложившаяся личная жизнь.
Обращают на себя внимание глаза, полные одиночества и тоски – чувств, сопровождавших поэта всю его жизнь(репродукция портрета(экран)).
М.Ю.Лермонтов рано начал писать стихи(14 лет). Его кумиром в поэзии был А.С.Пушкин. Лермонтову были близки стремление к правде, справедливости, свободолюбие, любовь к Родине, звучавшие в пушкинских стихах. Именно об этом стихотворение, с которым мы будем знакомиться сегодня.
Запишите тему урока.
На фоне музыки звучит вступительная беседа.
2.Вступительная беседа.
Но сначала ответьте на такой вопрос:
- Как вы думаете, что может являться предметом гордости народа?
- Чем памятен для нашей страны 1812 год?
- Какое знаменитое сражение произошло в ходе этой войны под Москвой?
Темой нашего урока и будет Бородинское сражение 1812 года и произведение, запечатлевшее это событие – стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Вспомним об этом историческом событии.
Видеоматериал о Бородинском сражении (энциклопедия «Кирилл и Мефодий».
Посмотрите, пож., как изобразили Бородинское сражение художники (экран). Совпадает ваше видение сражения с видением мастеров кисти?
К теме Бородинской битвы М.Ю.Лермонтов обращался не раз. Первое из стихотворений о ней «Поле Бородина» было написано в 1830 году, когда поэту было всего 15 лет:
Читает Чуканова Света:
Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней, Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами,
Умрите ж под Москвой,
Как наши братья умирали».
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Марш, Марш! Пошли вперёд, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена, как тени,
Я спорил о могильной сени, в дыму огонь блестел, на пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролететь мешала
Гора кровавых тел.
Спасибо, Света. Отметка.
В 1837 году в России отмечалась великая дата – 25-летие победы на Бородинском поле. Лермонтов пишет на основе услышанного вами стихотворения новое - «Бородино»- первое произведение поэта, напечатанное по воле автора и с его ведома.
Сейчас мы послушаем стихотворение «Бородино», но сначала познакомимся со значением слов, которые могут вам быть непонятны.
Словарная работа.
Редут(франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя
Мусью(разг.народ.)- мсье, месье(франц.) – сударь, господин
Картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле
Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Кивер – высокий военный головной убор из твёрдой кожи
Булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки
Улан, драгун – солдаты конных полков
Басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь – враги.
Выразительное чтение стихотворения.
Видео ч\з интернет.
Беседа по прочитанному.
-Понравилось вам стихотворение?
-Как вы его поняли?
- какие строки произвели на вас особое впечатление?
-Что представляет собой первая строфа?
-Из каких предложений по цели высказывания оно состоит?
- Оправдывает себя такой выбор предложений?
Первая строфа – это вопросительное и 2 восклицательных предложения, в которых заключён вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.
- что представляет собой остальная часть стихотворения?
Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, гордый, правдивый.
Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами простого человека, рядового участника сражения, и данная им объективная оценка событию разделяется автором.
Прочитайте его самостоятельно, ребята, про себя. Постарайтесь разобраться в вопросах, которые выносятся на обсуждение, и подготовьтесь к устному ответу по ним.
Вопросы для обсуждения(записаны заранее на второй боковушке доски)
Кто герои произведения?
Какие чувства владеют ими во время боя?
Чем объясняется победа русских?
Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами,- простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: «…могучее, лихое племя, богатыри…» Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: «Есть разгуляться где на воле!» Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: «уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!»
Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен, мудр, хладнокровен: « Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус»
Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: «Полковник наш рождён был хватом: слуга царю, отец солдатам…Да, жаль его: сражён булатом, он спит в земле сырой».
Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрёт, но не изменит: «И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!»
Беседа по иллюстрациям.
Обратите внимание на иллюстрации с изображениями участников сражения. Какими видят их художники?
Вы и до сегодняшнего урока знали о событиях под Бородино. Почему же читали стихотворение с таким интересом?
Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает нам о чём-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое.
Правильно. А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?
Произведение богато эпитетами, сравнениями, метафорами:
- синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой;
- умрёмте, как наши братья умирали, французы двинулись, как тучи;
- утро осветило пушки, звучал булат, картечь визжала
А что помогает нам услышать бой, свист ядер, звон оружия?
-Звуки
Подбор звуков для создания образа в литературоведении называется звукописью. Запишите в тетр. Найдём звукопись в эпизоде боя.
Звучал булат, картечь визжала
Звуки «з», «в», «зж» передают свист, визг ядер,и звон холодного оружия.
Нагнетение согласных звуков- называется аллитерация. Запишите в тетр
Нагнетение гласных – ассонанс. Запишите в тетр.
Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего
В каких словах звучат гордость и торжество?
Итог урока.
Достоверность описания батальной картины и точность психологической характеристики героя передаётся посредством своеобразного поэтического языка, о котором В.Г.Белинский писал: « …в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время и благороден, силён, полон поэзии.»
Вскоре после Бородинской битвы была учреждена медаль. В указе о её учреждении говорилось: «Воины! Славный …год, в который…поразили вы лютого врага …минул; но не пройдут и не умолкнут…громкие дела и подвиги ваши. Потомство сохранит их в памяти своей!»
И мы храним.
Д\з. Составить план эпизодов Бородинского сражения.
Выучить отрывки стихотворения наизусть:
1 вар. – с 1 по
2 вар. -
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка, проведённого в 5 классе В МОУСОШ№63
по теме: «Сложное предложение
Цели и задачи: 1.Продолжить работу над формированием у учащихся умения
отличать сложные предложения и использовать алгоритм
постановки запятой между частями сложного предложения.
2. Содействовать развитию навыка правильного оформления
предложений изученного типа, творческих способностей ребят.
3. Способствовать привитию у учащихся к культуре речи,
воспитанию любви к Родине и её историческому прошлому.
Оборудование: Учебники, текст стихотворения «Бородино», DVD»Кирилл и
Мефодий», CD «М.Ю.Лермонтов», доска, экран, тетради,
MP3 Музыкальная коллекция.
Ход урока.
1.Оргмомент.
Здравствуйте. Садитесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Сегодня мы с вами продолжим разговор о предложении.
2. Повторение изученного.
- Что вы знаете о предложении?
Ответы:
- Предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически.
Предложение выражает законченную мысль. В конце предложения ставятся знаки завершения: точка, восклиц. знак или ?.
В предложении есть грамматическая основа – главные члены предложения(подлежащее, сказуемое). Предложение отличается интонационной законченностью, которая выражается большой паузои в конце предложения.
- По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные.
- По интонации – восклицательные и невоскличательные.
- По наличию грамматических основ – простые и сложные.
- По наличию главных членов – односоставные и двусоставные.
- По наличию второстепенных членов – распространённые и нераспространённые.
- По наличию осложняющих членов – осложнённые и неосложнённые.
3.Объяснение нового.
Как вы сказали, предложения бывают простые и сложные. Сегодня мы будем более подробно говорить именно о сложном предложении. Запишите тему урока : Сложное предложение(тема заранее записана на доске).
- Как же мы отличаем сложное предложение от простого?
Ответ. В сложном предложении 2 и более грамматических основ, которые отделяются друг от друга запятой.
Верно. Правда есть сложные предложения, части которых разделяются : или -, но с ними мы будем знакомиться позже.
- Приведите примеры сложных предоложений.
…………………………………….
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Из слов, представленных здесь, попробуйте составить предложение. Подсказкой вам будет то, что оно взято из известного вам стихотворного текста :
Засветилось, и небо, только,
Шумно, зашевелилось, вдруг, всё,
За, строй, строем, сверкнул.
Ответ:
И только небо засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй.
- Это предложение простое или сложное?
Ответ: Сложное.
Давайте это докажем. Даша Замуруева идёт к доске записывать предложение для его разбора, а вы записываете в тетрадях.
И только небо засветилось, всё шумно вдруг зашевелилось, сверкнул за строем строй.
Хорошо. Отметка. А вот полную характеристику сложного предложения мы научимся давать позже.
Таким образом мы образовали сложное предложение, но , как известно, предложения состоят из слов, которые складываются в словосочетания или сочинительные сочетания слов. Приведите пример словосочетания из данного предложения .
Шумно зашевелилось, вдруг зашевелилось, за строем строй.
Разбор СС и фонетический разбор слова всё идёт к доске делать Макеев Сергей.
Всё – всё- 1 слог- ф с о
в- ф - согл.,глух., тв., парн. в-ф , парн. ф – ф
с- с - согл., глух., мягк., парн., с – з , парн. с - с
ё- о гласн., ударн.
3б. 3зв.
Морфологический разбор слова (за)строем и морфемный разбор слова зашевелилось идёт делать Федина Светлана.
(за) строем (где? За чем?) – сущ., Н.ф. – (что?) – строй
Пост.пр.: нариц., неодуш., м.р., 2скл.; непост.пр.: Тв.п., ед.ч.
Встаёт (где?) за строем
Зашевелилось
Отметки
4. Закрепление материала.
Откройте учебники на стр. , упр.222
Выпишите сначала сложные предложения, а затем простые.
Рыба вид…т приманку а не крючок. Книга в счаст…е украшает а в несчаст..е утеш..т. Лето собир..т а зима поеда..т. Счаст..е в воздухе не вьётся а руками доста..тся. Летом ласточка день начина..т а соловей конч..т.
Отметка.
Теперь посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации, посвящённые Бородинскому сражению, и попробуйте составить связный текст из 4-5 предл. На тему: «Славное прошлое наше Родины». В тексте используйте сложные предложения.
Дети пишут текст под музыку.
- Прочитайте, что у вас получилось.
Отметки за наиболее удачные работы.
Итог урока.
-Какие же предложения мы называем сложными?
-Что мы помним про знаки препинания в сложных предложениях?
Дача Д\з.
Запишите Д\З. параграф , упр.223
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...