Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Конспект урока литературы в 6 классе по роману "Дубровский".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_6_klass.docx | 53.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Аттестуемый педагог Мусагалиева Гульмира Ермуратовна | |
Предмет литература | Класс 6 |
Тема урока Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. (По роману А. С. Пушкина «Дубровский») | |
(При написании конспекта урока на каждом из его этапов необходимо отразить цели и задачи деятельности учителя и ученика, методы и способы достижения поставленных целей, основное предметное содержание соответствующих этапов, организацию работы на каждом из этапов с учётом реальных особенностей класса, в котором проводился данный урок в предшествующий период) |
№ п/п | Этапы работы | Содержание этапа(заполняется педагогом) |
1. | Организационный момент, включающий: - постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной); - определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; - описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учётом реальных особенностей класса, с которым работает педагог). | Цели урока. Предполагаемые результаты Учащиеся должны: 1. Знать содержание романа; уметь анализировать эпизод изучаемого произведения, отбирать материал для психологической характеристики героев. 2. Понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; сопоставлять, структурировать материал, анализировать. 3. Совершенствовать духовно-нравственные качества личности: ответственность, долг, честь; умение давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Цели: - для учителя: вызвать интерес к изучаемой теме, провести актуализацию знаний по проблеме, мотивировать учащихся для формулирования темы урока и целей своей деятельности; - для учащихся: сопоставлять, анализировать материал, формулировать проблему и цели своей деятельности. Метод: проблемно-поисковый. Приёмы: беседа, викторина. - Приветствие учащихся. - Запись даты в тетрадь. (Дата. Классная работа. - На доске. Оставляем строку для записи темы урока.) - Ребята, какое интересное произведение мы изучаем? Кто напомнит его название? Кто является автором этого произведения? (Роман «Дубровский» А. С. Пушкин.)Слайд 1. -Какое произведение называется романом? (Роман – большое повествовательное произведение, со множеством действующих лиц и развитым сюжетом.)Слайд 2. - Что такое сюжет? (Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.)Слайд 3. - Докажите, что произведение, которое мы изучаем, роман. (Здесь несколько сюжетных линий: изображение русского барства, взаимоотношения крестьян и дворян, тема крестьянского бунта, любовная линия – взаимоотношения Владимира Дубровского и Маши Троекурова.) Слайд 4. - Какие сюжетные линии мы рассмотрели на предыдущих уроках? (Взаимоотношения Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, взаимоотношения крестьян и дворян, историю разорения Дубровского, бунт крестьян, судьбу Владимира Дубровского). - А сейчас мы с вами проведём викторину «Узнай героя». Мы с вами вспомним героев романа, о которых пойдёт речь на этом уроке. Викторина «Узнай героя»
- Ребята, о ком сегодня на уроке пойдёт речь? (О Владимире Дубровском и Маше Троекуровой.) - Итак, сегодня, в центре нашего внимания – одна из интереснейших сюжетных линий романа: любовная. Попробуйте сформулировать тему урока. (Владимир Дубровский и Маша Троекурова. Взаимоотношения Владимира Дубровского и Маши Троекуровой.) - Запишите тему урока в тетради. Слайд 8. - Нам предстоит большая и интересная работа. Как вы думаете, что мы сегодня на уроке будем делать? (Дети формулируют цели урока: выясним по тексту, как развивались отношения между Владимиром Дубровским и Машей Троекуровой, попробуем понять поступки героев, выразительно читать отдельные эпизоды, пересказывать фрагменты, подтверждать свой ответ цитатами из текста.) Слайд 9. |
2. 3. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: - определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); - определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; - описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; - описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; - определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удаётся достичь поставленных целей; - описание методов организации совместной деятельности учащихся с учётом особенностей класса, с которым работает педагог; - описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; - описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса. Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: - постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); - определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; - изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); - описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; - описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей класса, в котором работает педагог; - описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; - описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала. | Цели: - для учителя: раскрыть заложенные в романе вневременные нравственные ценности и их современное звучание; побуждать учащихся к открытию знаний путём проб и ошибок, к самостоятельной работе с текстом: - для учащихся: уметь анализировать эпизод художественного произведения, объяснять его связь с общей проблематикой; отбирать материал для психологической характеристики героев; отвечать на проблемный вопрос; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; структурировать материал. Методы: практический, проблемно-поисковый. Приёмы: опережающие задания, анализ эпизода, ответ на проблемный вопрос, составление плана, эвристическая беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, словесное рисование, художественный пересказ. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, обсуждение фрагмента художественного фильма. Методы оценивания: словесное поощрение, похвала. - Давайте проследим по тексту, как складывались взаимоотношения молодых людей. Дома вы должны были составить план 11-16 глав романа. Проверка домашнего задания. - Как вы назвали главы, перечитанные дома? (По желанию один из учеников отвечает, остальные дополняют, уточняют.) Примерный план. XI – Превращение в Дефоржа. XII – Откровение Дубровского. XIII – Князь Верейский. XIV – Сватовство. XV – Предложение помощи. XVI – Маша под арестом. -Что мы узнаём из 11 главы? - Почему автор не раскрыл нам тайну Дефоржа сразу? - Как называется построение художественного произведения? (Композиция – построение художественного произведения.) Слайд 10. - С какой целью Дубровский проник в дом Троекурова? (Дубровский хотел отомстить Троекурову.) - Только ли чувство мести двигало В. Дубровским? (Учитель обращает внимание учащихся на фрагмент в главе 12: «… я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме». - Перескажите эпизод первой встречи Владимира Дубровского и Маши (гл.8). (Индивидуальное задание.) Предварительный вопрос остальным учащимся: «Почему девушка не обратила внимания на молодого учителя?» - Какое событие изменило отношение Маши к учителю? (чтение эпизода «Дефорж в медвежьей комнате»). Предварительный вопрос классу перед чтением эпизода: «Какие качества характера проявил Дефорж, находясь в «медвежьей» комнате?» (Решительность, мужество, хладнокровие, умение постоять за себя.) - Рассмотрите иллюстрацию Б. М. Кустодиева на слайде. Как вы думаете, к какому эпизоду можно отнести эту иллюстрацию? (Свидание в беседке у ручья.) Слайд 11. - Зачем Дефорж назначает свидание Маше в саду? (Ему необходимо уйти, т. к. он отомстил Спицыну, отобрав у него деньги. Теперь ему важно объясниться с Машей.) - Выразительно прочитайте монолог-признание Дубровского. (Гл. 12) Почему Владимир решился на это признание? Предварительный вопрос классу: «Как повлияла любовь к Маше на Владимира Дубровского? Почему Владимир отказался от мести?» («Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое чувство, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства». Любовь рождает в человеке самые лучшие чувства. Она, Маша, его любимая, одним своим существованием заставила Владимира отказаться от мести.) - Нам ясны чувства Владимира? Какие слова передают его состояние? («Он схватил её руку и прижал к пылающим устам».) - Но «Марья Кириловна стояла неподвижно». О чём это говорит? - Как вы думаете, что меняется в характере отношений Маши к Дубровскому? (Зарождающее чувство её пугает, особенно теперь, когда она узнала, что Дефорж – это Дубровский.) - Какое событие послужило причинойвторого свидания героев? (Сватовство князя Верейского.) - Каким вы представляете себе князя Верейского? Нарисуйте его словесный портрет. (Выступление ученика – по желанию.) Предварительный вопрос классу: «Что роднит князя Верейского с Троекуровым и в чём их различие?» - Как относился Кирила Петрович к своей дочери и как он распорядился её судьбой? - Маша убеждает, плачет, грозит отцу, но свадьба неминуема.Почему она обращается к Дубровскому? (Маша решается выйти замуж за Дубровского от отчаяния: «Главное было для неё: избавиться от ненавистного брака; участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием, ей уготованным».) - Судьба распорядилась так, что кольцо, посланное Машей, к Дубровскому не попало. Перескажите подробно эпизод с кольцом. (Индивидуальное задание.) Предварительный вопрос классу: «Как вели себя Митя и Саша во время допроса?» - Просмотр эпизода художественного фильма. Предварительный вопрос: «Почему после венчания Маша отказалась от помощи Владимира?» Обсуждение фрагмента фильма. - Что помешало счастью Владимира и Маши? - Почему Пушкин не оставил своего героя во главе взбунтовавшихся крестьян? Почему Дубровский расстаётся со своими «сообщниками» и советует им сменить ремесло? (Жить нужно не разбоем.) |
3. | Закрепление учебного материала, предполагающее: - постановку конкретной учеб-ной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); - определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог; - описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; - описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Рефлексия Цели: - для учителя: раскрыть авторскую позицию; путём обращения к субъективному опыту учащихся показать современное звучание проблемы; мотивировать учащихся к дальнейшему самосовершенствованию; - для учащихся: оценить героя через призму собственного жизненного опыта, личного мировосприятия; уметь строить связное высказывание на заданную тему, делать выводы. Методы: словесный, практический. Приёмы: синквейн. - Итак, ребята, сегодня мы проделали большую работу, и вы с нею справились. Мы анализировали поступки и чувства главных героев. Как вы думаете, какие качества характера на протяжении всего романа проявляет Владимир? (Он всегда великодушен, благороден, отважен, верен принципам чести.) - А. С. Пушкин поднимает проблему чести ещё в одном из своих произведений – в романе «Капитанская дочка». Его мы с вами будем изучать в 8 классе. - А сейчас, ребята, выполним творческую работу – составим синквейн. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:
В качестве примера предлагаю синквейн о Золушке из общеизвестной сказки. Слайд 12.
Попробуйте описать Дубровского с помощью синквейна.
(Ребята зачитывают свои работы.) |
4. | Задание на дом, включающее: - постановку целей самостоя-тельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); - определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; - определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Цели: - для учителя: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли;развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость. - для учащихся: из прочитанных глав подобрать материал для ответа на проблемный вопрос. Домашнее задание На выбор: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой сложились так трагически?
Разработка заключительного урока в цикле уроков по роману А.С. Пушкина "Дубровский". Урок соответствует образовательным стандартам нового поколения и предусматривает как творческие формы работы, так и...
Конспект урока в 6 классе. "Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой"
Конспект урока для учащихся 6 класса.Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах произведения....
Конспект урока литературы в 6 классе «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Урок в рамках нового ФГОС...
«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».
laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой».«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладим...
Трагические судьбы Владимира Дубровского и Маши Троекуровой
Конспект урока к произведению А.С. Пушкина "Дубровский"...
«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».
laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»....
Конспект урока по литературе в 6 классе «А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Конспект урока по литературе в 6 классе«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой»Цель урока: помочь учащимся разобрат...