Урок "Мысль семейная" в "Грозе" Островского"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС в 10 классе
с тестами и фотографиями с урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_mysl_semeynaya.doc | 95 КБ |
тесты к уроку по Грозе | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
составил Дехтяренко Вадим Вячеславович,
учитель русского языка и литературы
МОУ «ООШ г.Надыма»
Класс: 10
Предмет: литература
Учебник: Литература. 10 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы: Русская литература XIX века. Творчество А.Н.Островского
Тема мероприятия: «Мысль семейная» в драме А.Н.Островского «Гроза».
Цели урока: Обработка звена концентрической модели «Мысль семейная» в русской литературе».
Планируемые результаты:
Предметные: формирование способности определять позицию автора через его аргументацию.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности отвечать за свои поступки, вызвать стойкое внутреннее неприятие поведения персонажей, наделённых пороками и нежелание им подражать. На примере правильного отношения к семье привитие патриотизма.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: компьютеры, проектор, учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 10 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: обществознание, информатика, история, филология, физика.
Ресурсы сети Интернет:
- Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/shkola/literatura/library)
- Институт развития образования Омской области (http://edu.irooo.ru/)
- Издательство «1 сентября» (http://festival.1september.ru)
- Библиотека Максима Мошкова (http://Lib.ru)
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | ||||
Организация начала урока 1 мин | Словесный, метод мотивации к учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. - Приветствие. - Представление гостей - Объяснение смены аудитории | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | ||||
1.Сквозной элемент урока 1 мин | Индивидуальная работа, парная, коллективная | регулятивные: саморегуляция | Просмотр отрывка из фильма – внимание на экран: «По семейным обстоятельствам» | Подготовка к определению темы |
2.Мотивация к учебной деятельности 2 мин | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы семейной идентичности. регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: - Какие ключевые понятия в этом отрывке? Забота, внимание, СЕМЬЯ - В каких произведениях русской литературы СЕМЬЯ является ключевым персонажем? «Недоросль» (Простаковы), «Капитанская дочка» (Мироновы), «Тарас Бульба», «Станционный смотритель» (Вырины) - Какую роль играют названные семьи в судьбе героев произведений? ДАР или ЯРМО/БРЕМЯ - Какую роль играют семьи в драме «Гроза» | Анализ, вычленение. Сопоставление, построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Формулирование предполагаемой темы занятия; Направление деятельности на получение недостающих знаний и умений. |
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. 2 мин | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Формулирование темы урока: итак, мы сегодня будем говорить о …СЕМЬЕ В «ГРОЗЕ» а в свете рассмотренных ранее произведений о … «Мысли семейной» в драме А.Н.Островского «Гроза» Целеполагание. Наша сегодняшняя задача … ОТСЛЕЖИВАНИЕ «мысли семейной» в драме Островского, как звена концентрической модели всей русской литературы, для определения принципов устройства успешной семьи | Продолжение высказывания. Определение тему урока, записывание в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||
Фронтальная проверка домашнего задания 5 мин | Познавательный, эвристический | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, анализ, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; соблюдать правила общения. личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос) регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата. | Проверка полученных знаний через тестирование и парную проверку на компьютерах Проговорить цель: выход через биографию на творчество: Биография каких писателей и как сказалась на их произведениях | Ответы по тесту Отвечают на вопросы учителя. няня Пушкина, служба на Кавказе Лермонтова, служба в суде Островского |
2.Работа с презентациями обучающихся. 3 мин | «Семья Островского» – Влияние семьи драматурга на его произведения «Мысль семейная» в ранее изученных произведениях» | Индивидуальная работа Коллективное ознакомление с презентацией на индивидуальных компьютерах Возможность скопировать файл для домашнего изучения | ||
3.Мини-исследования в группах. 4 мин 3 мин | Разделение на три группы: «консерваторов» (Дикой, Кабанова), «либералов» (Кудряш, Варвара), «радикалов» (Кулигин, Катерина) Исследование текстов для определения модели семьи Выступление с моделью | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: ??? | ||
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом | ||||
(21я мин) 7 мин
1 мин | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа: вопросы из задания учебника Разыграть альтернативную концовку драмы | Отвечают на вопросы учителя. Дают развёрнутые ответы. Распределение ролей, экспресс-режессура |
4 мин | Беседа о просмотренном. - Как воспринял ситуацию режиссер? - Что необычно? | Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением. Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя. | ||
Этап 5. Закрепление полученных знаний | ||||
Групповая работа. 2 мин | Работа в группе | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор регулятивные УУД : адекватно использовать речь и актёрскую игру. познавательные УУД: осуществлять анализ коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении задач | этюд дидактического театра, предлагающий альтернативную развязку драмы | Постановка этюда группой |
Этап 6. Подведение итогов урока | ||||
1.Обобщение 1 мин | Коллективная работа | Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом. Регулятивные: умение проводить параллель Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Семья должна стать перпетуум-мобиле (вечным двигателем человечества) Мы заработали миллион от англичан. По второму закону термодинамики мы должны убрать преграды, оказывающие сопротивление (качества, разрушающие семью) | подведение итогов, выход на первичную задачу |
2.Самооценка 1 мин | Самоанализ | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. | |
3.Домашнее задание 1 мин | Словесный, наглядный | Дифференцированное домашнее задание. 1.Сочинение-миниатюра. Анализ предложенного текста 2.Сообщение с презентацией ? | Записывают задания в дневники. | |
4.Рефлексия 2 мин | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | заполнение Сокровищницы листочками с указанием принципов успешного устройства семьи | пишут ответы, желающие зачитывают их вслух |
Предварительный просмотр:
Тест по биографии и творчеству Островского
1) Островского прозвали
а) «Колумб Замоскворечья»
б) «человек без селезенки»
в) «товарищ Константин»
г) «луч света в темном царстве»
2) Островский учился
а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете
г) в Симбирском университете
3) Драма «Гроза» была впервые напечатана в
а) 1852
б) 1859
в) 1860
г) 1861
4) В каком суде работал Островский
а) в совестном
б) в уголовном
в) в мировом
г) в конституционном
5) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»
а) реализм
б) романтизм
в) классицизм
г) сентиментализм
6) Действие драмы «Гроза» происходит
а) в Москве
б) в Нижнем Новгороде
в) в Калинове
г) в Петербурге
7) С каким театром было связано творчество Островского
а) МХАТ
б) Малый театр
в) Большой драматический театр
г) Императорский театр
8) К какому жанру «не прибегал» Островский
а) драма
б) комедия
в) трагедия
г) историческая пьеса