рабочие программы
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
рабочие программы по русскому языку и литературе для 6 класса по ФГОСу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_literatura_6_klass_fgos.doc | 171 КБ |
rabochaya_programma_russkiy_6_klass_fgos.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Калининский район станица Новониколаевская
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная
школа №12
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ___ августа 2013 года
протокол №1
Председатель педсовета
_____________ Н.В.Лихачёва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
Ступень обучения (класс) – основное общее образование 6 класс
Количество часов -102
Учитель: Р. И. Ложкина.
Программа разработана на основе примерной программы по литературе по ФГОС ООО и УМК «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Москва «Русское слово», 2012
Пояснительная записка
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературе по ФГОС ООО и УМК «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы». Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Москва «Русское слово», 2011.
Для реализации программы используется учебник : Г.С.Меркин «Литература» учебник в 2-х частях для ОУ. Москва «Русское слово», 2013.
2.Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9. Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.
В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования
3. Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.
4. Результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
5. Содержание учебного предмета, курса.
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
О литературе, писателе и читателе. Литература и друг виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ (3 часа)
Мифы «Пять веков», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о времен человеческой истории, героизме; стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Теория литературы: миф, мифологический сюжет, мифологические герои.
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3 часа) Легенды, предания, сказки
«Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники I |роев, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.
Теория литературы: легенда, предание, сказка; структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа)
«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорений Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.).
Теория литературы: древнерусская литература; сказание, древнерусская повесть, поучение, плач; автор и герой.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 часа) М.В. ЛОМОНОСОВ
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...». Выражение в стихотворении мыслей поэта; тема и ее реализация независимость, гармония — основные мотивы стихотворения идея произведения.
Теория литературы: стихотворение; иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА В.А. ЖУКОВСКИЙ (3 часа)
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; Связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое пиление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения.
Теория литературы: баллада, фантастика; фабула, композиция, лейтмотив; герой, образ.
А.С. ПУШКИН (9 часов)
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда..», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России роман «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.
Теория литературы: элегия; двусложные размеры стиха строфа, типы строф; роман (первичные представления); авторское отношение к героям; историческая правда и художественный вымысел.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (4 часа)
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимое «Тучи», «Парус», «На севере диком стоит одиноко...», « ток». Многозначность художественного образа.
Теория литературы: метафора, инверсия, антитеза.
Н.В. ГОГОЛЬ (4 часа)
Повесть «Тарас Бульба». Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, любовь и долг); центральные образы и приемы их события; лирическое и эпическое в содержании повести; масштабные сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с историческим эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие сТИЛЯ.
Теория литературы: героическая повесть, героический иное; разнообразие лексических пластов; тропы (гипербола, равнение, метафора, риторические фигуры).
И.С. ТУРГЕНЕВ (3 часа)
«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк* служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбор; учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: вы разительность и точность поэтического звучания.
Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; позиция автора, идея произведения и художественны: замысел; тропы (сравнение, метафора, эпитет).
Н.А. НЕКРАСОВ (2 часа)
Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного Труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение пи гора к героям и событиям.
Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.
Л.Н. ТОЛСТОЙ (3 часа)
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что 3d человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и его внутренняя связь с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь Щ близким, верность, преданность, чувство благодарности,, милосердие, сострадание).
Теория литературы: автобиографическая проза, рассказ, повесть.
В.Г. КОРОЛЕНКО (3 часа)
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Теория литературы: повесть; художественная деталь, портрет и характер, герой.
А.П. ЧЕХОВ (3 часа)
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова»! Рассказы «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим»: темы, характеры персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.
Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, ирония, самоирония, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА И.А. БУНИН (2 часа)
Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.
Теория литературы: стили речи и их роль в создании художественного образа; эпитет, метафора (развитие представлений ).
А.И. КУПРИН (3 часа)
Детские годы писателя. Рассказы «Белый пудель», «Tапёр». Основные темы и характеристика образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Теория литературы: рождественский рассказ; язык repoя как средство создания образа.
С.А. ЕСЕНИН (2 часа)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Песня о собаке», о Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа — один из основных образов поэзии С.А. Есенина.
Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений), цветообраз, эпитет, метафора; песня.
М.М. ПРИШВИН (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Теория литературы: сказка-быль; конфликт; сказочные мифологические мотивы (развитие представлений).
Н.М. РУБЦОВ (2 часа)
Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворениях. Стихотворный строй.
Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция, образ.
А. А. АХМАТОВА (1 час)
Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическим и героическими событиями отечественной истории XX веке! Стихотворения «Перед весной бывают дни такие...», «МужеЛ тво», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы на] рода. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине. Значение русского языка.
Теория литературы: мотив, анафора, эпитет.
ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (2 часа)
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви. М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов . «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусъ...»; Р.Г. Гамзатов «Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые» .
Теория литературы: мотив, художественные средства.
В.П. АСТАФЬЕВ (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); рома, проблема, идея.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«СКАЗКА О СИНДБАДЕ-МОРЕХОДЕ» ИЗ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ» (1 час)
История создания, тематика, проблематика. Теория литературы: сказка (развитие представлений); стиль.
Я. И В. ГРИММ (2 часа)
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Теория литературы: народная и литературная сказка (развитие представлений), «бродячий» сюжет.
О. ГЕНРИ (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.
Теория литературы: новелла; юмор, ирония (развитие представлений).
ДЖ. ЛОНДОН (2 часа)
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
6. Учебно-тематический план.
Содержание | В автор-ской прог- рамме | В рабо- чей прог-замме | УУД | |
1 | Введение | 1 | 1 | Универсальные учебные действия: работа с учебником; в разительное чтение; устное рассуждение. |
2 | Из греческой мифологии | 3 | 3 | Универсальные учебные действия: выразительное чтение различные виды пересказа; дискуссия; составление тезисных планов статьи учебника; работа с иллюстрациями; работа с литературоведческими понятиями; подготовка сообщения. |
3 | Из устного народного творчества | 3 | 3 | Универсальные учебные действия: художественный пересказывание сказки; запись фольклорных произведений. |
4 | Из древнерусской литературы | 3 | 3 | Универсальные учебные действия: выразительное чтение; различные виды пересказа; простой план, цитатный план; готовка сообщения; исследовательская работа с текстом и Иллюстрациями, заполнение таблицы; работа с терминами; составление предложений по заданному началу. |
5 | Из русской литературы XVIII в. | 2 | 2 | Универсальные учебные действия: выразительное чтение составление плана статьи учебника; работа с таблицами. |
6 | Из русской литературы XIX в. 6.1. В.А. Жуковский | 34 3 | 50 3 | Универсальные учебные действия: лексическая работа; разительное чтение; подготовка сообщения, выставки, прослушивание музыкальных произведений; заполнение таблиц; выявление основных признаков баллады; составление ассоциативных рядов; работа с терминами |
6.2. А. С. Пушкин | 9 | 15 | Универсальные учебные действия: лексическая работа; вы" разительное чтение; различные виды пересказа, в том числе от лица героев; цитатный план; составление ассоциативных рядов; письменное высказывание по предложенному началу; работа с терминами; работа с учебником | |
6.3. М. Ю. Лермонтов | 4 | 4 | Универсальные учебные действия: лексическая работа; разительное чтение наизусть; письменный отзыв о прочитанном; подбор эпиграфов. | |
6.4. Н. В. Гоголь | 4 | 8 | Универсальные учебные действия: лексическая работа; изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа, в том числе художественный пересказ; письменный отзыв на эпизод; исторический экскурс в изображаемую Гоголем эпоху; работа с таблицей; работа с иллюстрациями; работа с учебником; | |
6.5. И.С. Тургенев | 3 | 3 | Универсальные учебные действия: лексическая работа; вы разительное чтение; сложный план, цитатный план; работа иллюстрациями; художественный пересказ; чтение по ролям работа с учебником; подготовка сообщения; прослушивание музыкальной композиции. | |
6.6. Н.А. Некрасов | 2 | 2 | Универсальные учебные действия: различные виды чтения, чтение наизусть; подбор эпиграфов. | |
6.7. Л.Н. Толстой | 3 | 6 | Универсальные учебные действия: лексическая работа; paбота с учебником; работа с терминами; различные типы пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; подготовка сообщения; составление цитатного плана | |
6.8. В.Г. Короленко. | 3 | 5 | Универсальные учебные действия: лексическая работа; выразительное чтение; работа с учебником; подготовка сообщения; различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; составление плана для характеристики эпизода, персонажа; работа с иллюстрациями. | |
6.9. А. П, Чехов. | 3 | 4 | Универсальные учебные действия: лексическая работа; подготовка сообщения; выразительное чтение; | |
7 | Из русской литературы ХХ века. 7.1 И.А. Бунин | 16 2 | 27 4 | Универсальные учебные действия: составление словаря языка персонажа; выразительное чтение, в том числе наизусть; художественный пересказ; работа с учебником; самостоятельная исследовательская работа с текстом; подготовь сообщения; |
7.2. А. И. Куприн | 3 | 5 | Универсальные учебные действия: лексическая работа! различные виды пересказа, в том числе художественный пересказ; выразительное чтение; письменный отзыв об эпизоде | |
7.3 С.А. Есенин | 2 | 2 | Универсальные учебные действия: лексическая работа; чтение наизусть; устный отзыв о стихотворении; работа с терминами; подготовка сообщения; самостоятельная исследовательская работа; работа с иллюстрациями; работа с учебником. | |
7.4. М.М. Пришвин | 2 | 6 | Универсальные учебные действия: лексическая работа} различные виды пересказа; выразительное чтение по ролям; работа с терминами; работа с иллюстрациями; самостоятельная исследовательская работа с текстом | |
7.5 Н.М. Рубцов | 2 | 2 | Универсальные учебные действия: выразительное чтение; обсуждение; подготовка сообщения; характеристика стихотворения; работа с учебником. | |
7.6. А. А. Ахматова | 1 | 1 | Универсальные учебные действия: выразительное чтение, сообщение, беседа, обсуждение. | |
7.7 Из поэзии о Великой Отечественной войне. | 2 | 2 | Универсальные учебные действия: выразительное чтение наизусть; литературно-музыкальная композиция. | |
7.8 В.П. Астафьев. | 2 | 5 | Универсальные учебные действия: самостоятельная лексическая работа; художественный пересказ; выразительное чтение; работа с иллюстрациями; работа с учебником; беседа; соотношение цитатного плана; | |
8 | Из зарубежной литературы | 7 | 5 | Универсальные учебные действия: пересказ с заменой лица; выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником. |
9. | Внеклассное чтение по книге «Вокруг тебя мир» | 7 | Универсальные учебные действия: пересказ с заменой лица; выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником. | |
10 | Итоговый урок | 1 | ||
ИТОГО | 68 | 102 |
7. Описание материально технического обеспечения образовательного процесса
№ п\п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Учебно-методические комплекты по литературе для 6 класса (УМК Г.С.Меркин «Литература» учебник в 2-х частях для ОУ. Москва «Русское слово», 2010.) | На каждого уч-ся |
2 | Примерная программа по литературе Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Москва «Русское слово», 2013 | |
3 | Методические пособия «Уроки литературы в 5 классе. Меркин Г.С. (рекомендации к проведению уроков литературе Москва «Русское слово», 2010.) | 1 |
4 | Учебно-наглядные пособия: таблицы, портреты . | По комплекту |
Печатные пособия | ||
1 | Словари по литературе. | 5 |
2 | Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературе (в том числе в цифровой форме). | 5 |
Информационно-коммуникационные средства | ||
1 | Мультимедийные обучающие программы по литературе: | |
Технические средства обучения | ||
1 | CD| DVD -проигрыватели | 1 |
2 | Компьютер | 1 |
3 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок. | 1 |
4 | Сканер. | - |
5 | Принтер. | - |
6 | Интерактивная доска | - |
7 | Мультимедийный проектор | 1 |
Учебно-практическое оборудование | ||
1 | Рабочие тетради. | - |
Оборудование класса | ||
1 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | По кол. Уч-ся |
2 | Стол учительский. | 2 |
3 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 2 |
4 | Выставочный шкаф для книг. | 1 |
8. Система оценивания планируемых результатов.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
- Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
- Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
- Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
- Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
- Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.; свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УМР
объединения учителей русского языка ______________Н.В.Богданова
от « »______________2013.
№__, __________Р.И.Ложкина. « »__________________2013.
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Калининский район станица Новониколаевская
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная
школа №12
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ____ августа 2013 года
протокол №1
Председатель педсовета
_____________ Н.В. Лихачёва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Ступень обучения (класс) – основное общее образование 6 класс
Количество часов -204
Учитель: Р. И. Ложкина
Программа разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений
«Русский язык 5 – 9 классы». Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др..
Москва. «Просвещение», 2011 год.
I. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по русскому языку для VI класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по русскому языку 6 класса Т.А.Ладыженской и др.,. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное обучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 часов. В том числе: В 5 классе-175ч, в 6 классе-210ч, в 7 классе-140ч, в 8 классе-105ч, в 9 классе-105ч.
Данная рабочая программа рассчитана на 204 часа в год (34 рабочие недели-6 часов в неделю). Она отличается от авторской программы, рассчитанной на 210 часов в год (35 рабочих недель-6 часов в неделю), только количеством часов по темам. Уменьшение количества часов в данной программе не привело к сокращению подлежащих изучению тем, а лишь уменьшилось количество часов на их изучение.
4. Результаты изучения предмета «Русский язык».
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значение в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернет и другие;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести +самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей цели (индивидуальной или коллективной);
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языковые оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их.
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в посредственной жизни; способность использовать родной язык как средство знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания . умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка и, литературы и другие);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участие в спорах, обсуждениях.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь письменная и устная;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
- проведение различных видов анализа слова ( фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
5. Содержание тем учебного курса.
Язык. Речь. Общение. (3+1)
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения Р/Р. Сочинение-рассуждение по упр 9,10
Повторение изученного в V классе. (6+2)
Фонетика, орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Р/Р. Сочинение на тему «Интересная встреча». Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в простом предложении. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Р/Р. Составление диалога на заданную теме.
Текст (3+2)
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Р/Р. Составление продолжения текста по данному началу. Р/Р. Сочинение-рассказ. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи.
Лексика и фразеология. Культура речи. (9+2)
Слово и его лексическое значение. Р/Р. Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение-описание картины (А. М. Герасимов «После дождя») Общеупотребительные слова. Профессионализмы,
Диалектизмы. Р/Р. Сжатое изложение. Исконно русские и заимствованные слова. Новые слова. Устаревшие слова. Словари. Повторение. Проверочная работа.
Фразеология. Культура речи (3+1)
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Р/Р. Составление сообщения о возникновении фразеологизма. Повторение. Проверочная работа.
Словообразование. Орфография. Культура речи. (28 +4)
Морфемика и словообразование. Р/Р. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Р/Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Буквы о и а в корнях –кос- -- -кас-. Буквы о и а в корнях -гор- -- -гар-. Буквы а и о в корнях –зар- -- -зор-.
Буквы ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Р/Р. Выборочное изложение. ( по упр. 166) Соединительных гласные о и е в сложных словах. Сложносокращенные слова. Р/Р. Контрольное сочинение по репродукции картины Т. Н. Яблонской «Утро». Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение по теме: «Словообразование. Орфография». Проверочная работа.
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (22 + 3)
Повторение изученного в V классе. Р/Р. Составление письма другу. Разносклоняемые существительные.
Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. Р/Р. Составление устного публичного выступления о происхождении имен. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных.
Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Р/Р. Контрольное сочинение- описание по личным впечатлениям. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе -чик- (-щик-). Гласные о и е в суффиксах существительных –ек- и –ик-. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение Контрольный диктант. Работа над ошибками.
Имя прилагательное (21+4)
Повторение изученного в V классе. Р/Р. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных
Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Р\Р. Контрольное выборочное изложение. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного.
Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Р/Р. Сочинение по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер». Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов –к- и -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Контрольный диктант. Р/Р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла.
Имя числительное (16+2)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Р/Р. Составление юмористического рассказа по рисунку. Собирательные числительные. Морфологический разбор числительного. Повторение. Р/Р. Публичное выступление на тему «Берегите природу!» Контрольный диктант.
Местоимение (21+3)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Р/Р. Рассказ по сюжетным рисункам. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Р/Р. Сочинение-рассуждение по упр. 436. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи
Морфологический разбор местоимения. Р/Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятникова «Первые зрители» Повторение. Контрольный диктант. Работа над ошибками.
Глагол (30 +6)
Повторение пройденного о глаголе в 5 классе. Р/Р. Сочинение – рассказ по сюжетным рисункам на тему «Степа колет дрова». Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные.
Наклонение глагола Изъявительное наклонение. Р\Р. Контрольное изложение по упр. 541,542
Условное наклонение. Повелительное наклонение. Р/Р. Рассказ по сюжетным рисункам. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Р/Р. Рассказ на основе услышанного.
Правописание гласных в суффиксах глаголов. Повторение по теме «Глагол». Контрольный диктант. Анализ.
Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (10+2)
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Р/Р. Сочинение по упр. 610 Лексика и фразеология.
Словообразование. Морфология. Синтаксис. Контрольный диктант
6. Учебно-тематический план.
Содержание | В авторской программе | В рабочей программе | УУД | |
1. | Язык. Речь. Общение. | 3+1 | 3+1 | Осознают роль языка, речи, общения в жизни человека. Определяют разницу между выражением настроения и передачей точной информации. |
2. | Повторение изученного в 5 классе | 6+2 | 6+2 | Активизируют знания в области фонетики и орфоэпии. Выполняют фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произносительных норм в словах. |
3. | Текст | 3+2 | 3+2 | Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи. Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания. Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями. |
4. | Лексика . Культура речи | 10+2 | 9+2 | Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. Определяют лексическое значение слов, учитывают его при выборе орфограмм. Определяют стиль, тему, основную мысль текстов. |
5. | Фразеология. Культура речи | 3+1 | 3+1 | Осознают основные понятия фразеологии. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрациями, определяя, какие фразеологизмы зашифрованы в них. Подбирают к словам синонимы-фразеологизмы. |
6. | Словообразование. Орфография. Культура речи 6.1. Словообразование 6.2. Орфограммы в корнях 6.3. Орфограммы в корнях и приставках 6.4. Морфемный разбор слова | 31+4 | 28+4 4+3 7 10+2 7+1 | Активизируют знания об основных понятиях морфемики и словообразования. Выделяют основы, окончания, корни, суффиксы и приставки в словах. Группируют однокоренные слова. Составляют словосочетания с данными словами. Работают с текстом. |
7 | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное 7.1. склонение существительных 7.2 Род существительных Орфограммы в существительных | 22+3 | 22+3 7+2 4+1 11 | Характеризуют морфологические признаки имени существительного и его синтаксическую роль. Выделяют имена собственные в текстах. Анализируют и заполняют таблицы. Объясняют правописание окончаний существительных. Склоняют существительные по падежам |
8 | Имя прилагательное 8.1. Степени сравнения имен прилагательных 8.2. Орфограммы в прилагательных | 21+4 | 21+4 9+2 12+2 | Активизируют знания об имени прилагательном как о части речи. Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. Работают с иллюстрацией, характеризуя предметы, изображённые на ней. Составляют словосочетания с именами прилагательными. Анализируют текст, выделяя основную мысль. Обозначают изученные орфограммы |
9 | Имя числительное 9.1. Имя числительное как часть речи 9.2 Разряды количественных числительных | 16+2 | 16+2 7 9+2 | Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени числительного. Распознают количественные и порядковые числительные при выполнении упражнений. Составляют предложения с числительными. Отрабатывают навыки правильного произношения числительных, записанных цифрами. |
10 | Местоимение 10.1. Разряды местоимений 10.2. Притяжательные, указательные, определительные местоимения | 23+3 | 21+3 11+1 10+2 | Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчёркивают местоимения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении местоимений. |
11 | Глагол 11.1. Повторение о глаголе. Переходность глаголов 11.2. Наклонение глагола. 11.3. Разбор и правописание глаголов | 30+6 | 30+6 9+1 11+3 10+2 | Активизируют знания о глаголе как части речи. Характеризуют морфологические признаки глагола и его синтаксическую роль. Определяют вид, форму, спряжение глаголов при выполнении упражнений. Объясняют условия выбора гласных в корнях и окончаниях глаголов. Анализируют роль глаголов в текстах. Пишут сочинение-рассказ на заданную тему. Подбирают однокоренные глаголы к словам. Обозначают способы образования глаголов. |
11 | Повторение и систематизация пройденного в 6 классе | 10+2 | 10+2 | Систематизируют знания о разделах науки о языке. |
12 | Резервные уроки | 3 | - | |
ИТОГО | 210 | 204 |
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
| ||
«Русский язык» учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Авторы-составители: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. 2-е издание, Москва «Просвещение», 2013 | У всех уч-ся | |
Примерная программа по русскому языку 5-9 классы | 1 | |
Рабочие программы «Русский язык» 5-9 классы: пособие для учителей для учителей общеобразовательных учреждений. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и другие. 12-е издание, переработанное. Москва «Просвещение» 2011 | 1 | |
Методические рекомендации 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 2012. | 1 | |
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. К учебнику Т.А. Ладыженской идругие «Русский язык. 5 класс» | 1 | |
| ||
Учебные таблицы V- XI классы по русскому языку.Составитель А.Б. Малюшкин. – М.:Творческий центр Сфера, 2010. | 1 компл. | |
Рабочая тетрадь по русскому языку для 6 класса в 2-х частях. Тростенцова Л. А. 2013 | ||
3. Технические средства обучения и оборудование кабинета | ||
10 | Компьютер | 1 |
11. | Мультимедийный проектор | 1 |
12. | Экспозиционный экран. | 1 |
13. | Классная доска с приспособлением для крепления таблиц, плакатов, картинок | 1 |
14. | Стол учительский Стул учительский | 2 2 |
15. | Ученические столы 2-местные с комплектом стульев | 15/30 |
16. | Шкафы | 4 |
4.Мультимедийные средства обучения | ||
17. | CD/DVD для занятий в классе | 10 |
8. Система оценки планируемых результатов.
Знания, умения и навыки учащихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа, В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверки и взаимопроверки, диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий, с грамматическими заданиями), тесты, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, сочинения, изложения.
2) степень осознанности, понимания изученного,
3) языковое оформление ответа.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка
Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание, большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса. Объем диктанта устанавливается: для класса VI – 100-110 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.) Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для VI класса – 20-25 слов. Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу;
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в здании; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок). Первые три однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Диктант оценивается одной отметкой.
Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.
Отметка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В V классе допускается выставление отметки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Отметка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «2».
Ш. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи». Примерный объем текста для подробного изложения: в VI классе – 150-200 слов. При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в VI классе —1-1,5 стр. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словарного и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если:
1) содержание работы полностью соответствует теме;
2) фактические ошибки отсутствуют;
3) содержание излагается последовательно;
4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления;
5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка «4» ставится, если:
I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы);
2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей;
4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;
5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок.
Отметка «3» ставится, если:
1) в работе допущены существенные отклонения от темы;
2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения;
4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление;
5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка «2» ставится, если:
1) работа не соответствует теме;
2) допущено много фактических неточностей;
3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану;
4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
5) нарушено стилевое единство текста.
В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тетради учащихся V класса, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются каждый урок у всех учеников.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УМР
объединения учителей русского языка ______________Н.В.Богданова
от « »______________2013.
№__, __________Р.И.Ложкина. « »__________________2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...