Субъектная организация повествования ( основные тенденции, герои, системы изображения)
проект (литература, 10 класс) на тему
Проект урока по литературе в 10 классе в системе блочно-модульной технологии ( БМТ )
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka_10_klass.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль I (1 урок)
Субъектная организация повествования ( основные тенденции, герои, системы изображения)
Учебный элемент | Содержание урока | Деятельность учащихся | |||||||||
№ 1 Организационный момент 1-2 минуты | - Дать представление об основных тенденциях повествования и изображения героя в русском повествовании - Показать основные приёмы создания художественного образа - Сравнить и обобщить изученные ранее образы героев, опираясь на новый материал -Истолковать значение эпиграфа к уроку: « Истинный герой играет во время сражения шахматную партию независимо от ее исхода.» - Уметь находить «скрытый смысл» повествования - Усвоить значение литературных терминов («система образов», « антагонизм», «психологизм» ) | Из заявленных учителем целей на основе выполнения предыдущего домашнего задания определение индивидуальных программ-минимумов выполнения поставленных задач блокового урока | |||||||||
№ 2 Лекция с использованием таблицы 10-12 минут | Повествование может быть - личное (от лица лирического героя: исповедь) - безличное (от лица повествователя) Виды портрета: 1) портрет-описание опирается на физиологию 2) портрет-сравнение (с другими персонажами: Татьяна – Ольга «Евгений Онегин»; с литературным стереотипом: Ольга – там же) а) краткий, с минимумом деталей (лаконичность, приводящая к возрастанию роли художественной детали) б) подробный, обильно детализированный в) статический (единовременно даёт подробное представление о внешнем облике персонажа: Плюшкин – « Мёртвые души » Н.Гоголя ) г) динамический ( детали внешнего облика персонажа «накапливаются» на протяжении всего произведения : Наташа – «Война и мир» Л.Н.Толстой ) Приёмы создания художественного образа человека : - внешние черты( портрет) - психологический анализ( внутренний мир, «диалектика души») - характер персонажа( поступки в системе сюжета, образов) - характеристика героя автором или другими персонажами ( непосредственная или опосредованная ) - сопоставление и\или противопоставление другим героям - изображение природы - художественная деталь - социальная среда, общество - наличие или отсутствие прототипа | 1.Основные записи( конспект) в тетрадях 2.Ответы на поставленные учителем вопросы по пониманию учебного блока 3. Работа с терминами 3.Приведение примеров и аргументов | |||||||||
№ 3 Доклады о типах героев с использованием презентации 10-12 минут | ПРЕЗЕНТАЦИЯ « ГЕРОИ-ПЕРСОНАЖИ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX века» ( каждый последующий слайд презентации здесь выделен шрифтовым заглавием) ВИДЫ ОБРАЗОВ ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ РОДАМ: 1.Лирические 2.Драматические 3.Эпические Персонажи могут группироваться по
Система персонажей - способ выражения идейного и художественного замысла автора. Во взаимодействии персонажей, в их сопоставлении, сравнении, противопоставлении проявляется взгляд писателя на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова и поступки и на окружающую действительность. Чем сложнее творческая задача, решаемая художником, тем труднее построить стройную систему персонажей, тем хуже она подчиняется систематизации. Однако основные тенденции можно указать: СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ВЕРШИННАЯ СИСТЕМА: 1.Идеально вершинная
(«Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева) 2.С другими тенденциями
(«Горе от ума» А.С. Грибоедова , «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского) СИСТЕМА РАВНОЗНАЧНЫХ ОБРАЗОВ:
(«Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Война и мир» Л.Н.Толстого ) НЕЗАМКНУТАЯ СИСТЕМА:
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ 1.Параллелизм ( мать Татьяны Лариной – её няня – сама Татьяна) 2. «Скрещение судеб»( Наташа – князь Андрей) 3. «Случайный персонаж» ( молодой человек в начале «Мёртвых душ») 4. «Крещендо» - возрастание свойств ( Коробочка – Ноздрёв – Плюшкин) 5.Противопоставление ( Татьяна – Ольга) 6. Персонаж - цитата ( Наполеон – Кутузов *** Указанные системы персонажей обычно осложняются взаимоотношениями отдельных действующих лиц( например, в рамках незамкнутой пространственной системы могут встретиться противоположные друг другу герои ( Ноздрёв – Собакевич) В драматическом произведении велика роль упоминаемых или внесценических персонажей, которые, не входя в систему действующих лиц, тоже вступают в определённые отношения с ними. Подобные персонажи характерны и для реалистической прозы: Сонечка в романе И.А.Гончарова «Обломов», Марфа Петровна в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1.Схематичное изображение в тетради основных понятий презентации | |||||||||
№ 4 Проверочная работа 8-10 минут | Практическое задание по формированию необходимых умений нахождения характеристик главных героев изученных ранее произведений с указанием вида образов, отношений между персонажами ( с опорой на составленную в тетради схему) | 1 группа: 1.Чацкий – Софья – Молчалин 2. Онегин – Ольга 3. Бэла- княжна Мери - Вера 2 группа: 1.Молчалин – Скалозуб – Фамусов 2. Татьяна – Ольга 3. Грушницкий -Печорин | |||||||||
№ 5 Работа с «ключами» 5-7 минут | Инструктаж по работе с ответами, занесению их в «Контрольный листок»
| 1.Осмысление проделанной работы Внесение результатов в «Контрольный листок изучения модульного блока» 2. Объяснение ошибок | |||||||||
№ 6 Домашнее задание 1-2 минуты | Объяснение дифференцированного и индивидуального домашнего задания ( в зависимости от количества баллов выполненной проверочной работы) | Личный выбор заданий из предложенных | |||||||||
№ 7 Итоги 1-2 минуты | 1.Достижение или нет поставленных учителем целей 2.Выполнение личной программы-минимум | Объяснение значения эпиграфа к уроку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока географии "Закономерности размещения промышленности: основные тенденции."
Класс. 11 (углубленной изучение географии, социально-экономический профиль)Тема. Закономерности размещения промышленности: основные тенденции.Учебно-методическое обеспечение. У...
Основные тенденции развития русской литературы на рубеже 19-20 веков.
Презнтация на основе материалов к учебнику А.Агеносова....
Урок: «Основные тенденции развития поэзии в конце ХХ века».
Данный урок знакомит с этапами развития поэзии 60-90 годов ХХ века, с поэтами того периода....
Основные тенденции в развитии русского языка нового времени
Материалы к научно-практической конференции...
Российская молодежь и современное образование: основные тенденции и проблемы
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?...
Выступление на РМО по теме: "Основные тенденции развития наций. Межнациональные конфликты и пути их разрешения в преподавании обществознания".
Выступление на РМО по теме: "Основные тенденции развития наций. Межнациональные конфликты и пути их разрешения в преподавании обществознания"....
ДЫХАНИЕ ИСТОРИИ» (ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ В ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЕ РУССКОГО ЯЗЫКА)
Занятие элективного курса...