"О, как убийственно мы любим" (по лирике Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова)
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок литературы в 10 классе посвящен теме любви. Учащиеся имеют возможность не только больше узнать о поэтах, их музах, но и позволяет увидеть тонкость и хрупкость взаимоотношений, сравнить звучание данной темы у разных авторов. . Выразительное чтение помогает прочувствовать душевное состояние на себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_kak_ubiystvenno_my_lyubim._10_kl.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
« О, КАК УБИЙСТВЕННО МЫ ЛЮБИМ...»
(Аналитическое прочтение любовной лирики Ф. И. Тютчева, А.Фета, Н. Некрасова)
I.Постановка проблемы.
Трудно найти человека, которого любовь захватывала и потрясала в такой же степени, как Тютчева. Многое из того, что пережил поэт, может вызвать недоумение и прямое осуждение. Не торопясь осуждать, попробуем вглядеться в долгую, сложную, противоречивую, но по-своему единую историю тютчевской любви. Поэт-философ и в любви оставался верен себе: признавая, что любовь остается главным проявлением душевной жизни человека, («Жизни блаженство в одной любви»), он в ней видит демоническое начало так же, как в явлениях природы («Любовь ... и ... поединок роковой», «Самоубийство и Любовь! - как «близнецы»).
Любовь приносит человеку блаженство, наивысшее счастье, но она же бросает его в бездонную пропасть. В чем причина такого парадоксального убеждения поэта? Разгадку, ответ надо искать в личной судьбе поэта, отраженной в его стихах.
II. История первой любви Ф. И. Тютчева. ПОРТРЕТ Тютчева
1 . Сообщение ученицы.
ПОРТРЕТ АМАЛИИ ФОН ЛЕРХЕНФЕЛЬД
В 1823 году, девятнадцатилетним юношей, Тютчев приезжает в Мюнхен, куда был назначен чиновником русской дипломатической миссии. Он еще не знал, что проведет за границей 22 года, познав в Баварии и любовь, и страдания. Этой же весной Тютчев влюбился в совсем юную Амалию фон Лерхенфельд. Золотоволосая красавица, которой позднее восхищались Генрих Гейне, Александр Пушкин, Николай I взяла под свое покровительство прекрасно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата. Они часто совершали прогулки по древним улочкам Мюнхена, к голубому Дунаю.
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай, -
напишет позднее Ф. И. Тютчев. За год их знакомства, того самого «времени золотого», он был настолько очарован Амалией, что решился просить ее руки. Но простой русский дворянин, без фамильных титулов, был недостаточно выгодной партией для знатной графини (к тому же сводной сестры русской императрицы Марии Федоровны), и ее родители предпочли ему барона Крюднера, сослуживца поэта. В мае 1825 года Тютчев уезжает в отпуск, в Россию, а возвратившись через полгода, узнает о свадьбе Амалии. Несмотря на боль и отчаянье, он нашел в себе силы остаться другом Амалии. Их дружба длилась целые полвека. Они часто встречались, переписывались. В 1870 году, глубоко пожилыми людьми, Федор Иванович и Амалия Максимилиановна встретились на водах, в Карлсбаде. Именно эта встреча стала толчком к созданию стихов, которые более ста тридцати лет известны как чудесный романс.
2. Прослушивание романса.
«Я встретил вас...»
III. Странный брак.
- Сообщение ученицы.
- ПОРТРЕТ ЭЛЕОНОРЫ ПЕТЕРСОН
Удивительно скоро, в марте 1826 года, Тютчев женится на Элеоноре Петерсон. Это был во многом необычный, странный брак. 22-летний юноша обвенчался с вдовой, матерью четверых детей, которая к тому же была старше его на четыре года. Многие считали, что он искал в женитьбе спасение от тоски и горечи, вызванных утратой возлюбленной Амалии. Так или иначе, но первые семь лет (по его мнению) были годами безоблачного счастья. Элеонора любила Тютчева беспредельно, была рачительной, хорошей хозяйкой, прекрасной матерью, родившей поэту трех дочерей. Он же, испытывая огромное чувство благодарности, привык и по-своему полюбил Элеонору. Они прожили вместе 12 лет. Но нервное потрясение и сильная простуда, которые выпали на долю жены (ей пришлось спасать детей с горящего парохода, когда они возвращались в Германию из отпуска), оборвали ее жизнь. В возрасте 39 лет она скончалась на руках мужа. Тютчев в одну ночь поседел от горя. Через 10 лет, в годовщину ее смерти, будучи женатым во второй раз, он напишет:
Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ незабвенный
Он-предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда.
«Сижу задумчиво один»
IV. «Ты, ты, мое земное провиденье». Трагическая судьба
Эрнестины Тютчевой.ПОРТРЕТ
- В чем трагедия такой красивой, умной, идеальной жены как баронесса Эрнестина Дернберг, в замужестве Тютчева? Как и во втором браке сказалась противоречивая натура поэта.
Сообщение ученика.
Еще за пять лет до смерти первой жены, Элеоноры, на одном из балов баварский публицист Карл Пфеффель знакомит Тютчева со своей сестрой 22-летней красавицей Эрнестиной и ее пожилым мужем бароном Дернбергом. Эрнестина произвела сильное впечатление на поэта. Произошла странная история: барон почувствовал себя плохо и, покидая бал, сказал Тютчеву: «Поручаю вам свою жену», - а через несколько дней скончался. После смерти мужа Эрнестина уехала из Мюнхена, а когда вернулась между ней и Тютчевым началась та любовь, которой явно не хватало поэту в браке - духовное взаимопонимание и страсть, которая даже страшила его.
О какой любви-привязанности к жене Элеоноре может идти речь, если еще при ее жизни он испытывал странное чувство к Эрнестине Дернберг, встречаясь с ней, добивался ее любви?
Да, Эрнестина Дернберг была умна, красива, намного моложе его жены. Ей поэт посвятил немало стихов. Но, еще не женившись на ней, Тютчев чувствовал, а вернее ощущал свою неспособность сделать любимую счастливой:
Не верь, не верь поэту, дева;
Его своим ты не зови –
И пуще пламенного гнева
Страшись поэтовой любви
... Твоей святыни не нарушит
Поэта чистая рука,
Но ненароком жизнь задушит
Иль унесет за облака, -
напишет Тютчев за полгода до женитьбы на Эрнестине. Видимо, любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого ужасало его, тяготило. В такие минуты Тютчев-поэт ненавидел Тютчева-человека, отторгался от него.
В июле 1839 года Тютчев обвенчался с Эрнестиной в Берне, в церкви при русском посольстве. Жизнь как бы начиналась снова. Отношения со второй женой были близки к идеальным. Эрнестина Федоровна была образованным человеком, интересным собеседником. И через 17 лет брака Тютчев напишет: «Ты самое лучшее из всего, что известно мне в мире ... и хотя ты любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою...».
V. «Последняя роковая» любовь поэта.
ПОРТРЕТ Е.ДЕНИСЬЕВОЙ
И все же почему в 1850 году началась захватывающая любовь поэта, последняя любовь, имя которой Елена Денисьева?
В исполнении ученика звучит стихотворение «Последняя любовь». («О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней...»).
- Кто она, Елена Денисьева? Что в ней привлекало поэта?
Выпускница Смольного института, бедная дворяночка, живущая с теткой, Елена Денисьева была на 22 года моложе поэта. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет были открыто связаны узами гражданского брака и двумя детьми. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой.
Противоречивость натуры поэта сказалась опять. Испытывая глубокое чувство вины перед женой, он в самом деле, на протяжении многих лет, подлинно любил обеих женщин. В Эрнестине поэта восхищала выдержанность, серьезность, ум, подлинный аристократизм, а в Елене Денисьевой - страстность, эмоциональность, «безумная к нему любовь».
Звучит стихотворение «Ты волна моя морская...».
Почему Елена Денисьева уподоблена «волне морской»?
Стихотворению предпослан эпиграф с французского: «Непостоянна, как волна». Именно такой была его «Леля» (так звал Денисьеву Тютчев). В минуту гнева она могла бросить в поэта гипсовый бюст, тяжелую вазу. Он этим очень восхищался, считал доказательством ее страстной прелестью влеком, любви к нему. Но и в начале их отношений (стихотворение написано в апреле 1852 года) поэт чувствовал трагический финал:
Нет - в минуту роковую
Тайной прелестью влеком,
Душу, душу я живую
Схоронил на дне твоем.
Елене Денисьевой, своей «последней любви», Тютчев посвятил целый цикл стихов, которые исследователи назвали «де-нисьевским». Однако все стихи этого цикла исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя. В них нет радости, счастья, которые свойственны любящим людям. Чувство раздвоенности поэта между Нести (Эрнестина) и Лелей (Елена), приводит его к «страшному выводу»: «О, как убийственно мы любим...».
- Тютчев в первых строчках стихотворения «О, как убийственно мы любим...»использует оксюморон.
Оксюморон, сочетание совершенно противоположных вещей, явлений, чувств. Любовь созидательна. Она возрождает к жизни, зовет на подвиги. Без любви род людской перестал бы существовать. Нельзя любить «убийственно». Но у Тютчева любовь и жизнь, любовь и счастье - «вещи несовместимые», может потому, что любовь Тютчева - это любовь-страдание, любовь-страсть:
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни (чахотка). Тает и лирическая героиня стихов, душа которой измучена общественным порицанием света:
Чему молилась так с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Все лето 1864 года поэт посвящает уходу за больной Лелей, упрекая себя в том, что это он виноват.
Звучит в исполнении ученицы стихотворение «Она лежала в забытьи».
4 августа Елена Александровна скончалась. Тютчев похоронил ее на Волковском кладбище в Петербурге. Отчаянно и страшно страдал, постарел лет на пятнадцать, открыто и прямо заявлял в «свете», что сгубил свою Лелю. Через год, накануне годовщины ее смерти, он напишет:
Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
«Накануне годовщины 4 августа 1864 года»
- А как же умная, гордая Эрнестина? Как она переносила «роковую любовь мужа»?
Нести настолько любила Тютчева, что возвысилась до его страданий, поняла их. Это она, в пору его великого горя после утраты Лели, сказала злорадствующим: «.. .его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина». Только ее доброта, сила любви помогли поэту пережить трагедию, заняться работой (посвятить себя политике). «Ах, насколько ты лучше меня, выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!» - писал он жене. Величие и красоту ее души Тютчев оценил давно:
Не знаю я, коснется ль Благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты, мое земное провиденье!..
Как-то он застал Нести, сидящей на полу, с глазами, полными слез. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их одно за другим, пробегала глазами дорогие ее памяти строки любви и признаний и, словно заведенная механическая кукла, бросала в огонь камина пожелтевшие от времени листки:
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ОНА СИДЕЛА НА ПОЛУ»
УЧИТЕЛЬ
ПОРТРЕТ ФЕТА
Романс, который сейчас прозвучит, познакомит нас с другим певцом любви – А.Фетом.
РОМАНС «На заре ты её не буди»
Когда читаешь стихотворения Фета, всплывают в памяти полотна Моне, Дега, Ренуара, скульптуры Родена. Импрессионизм. В самом сочетании звуков – трепет. Предмет не важен, важно ощущение, чувство, которое он вызывает.
РЕПРОДУКЦИИ ИМПРЕССИОНИСТОВ
Давно забытые, под лёгким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной...
О чём это? О письмах, фотографиях - не важно! Важно, что черты, смутные, неясные, но заветные, воскрешают то чувство, которое давно-давно утрачено душой. Стихотворение «Старые письма» невозможно понять без знания истории любви А.Фета и Марии Лазич. Находясь на военной службе в Херсонской губернии, Фет познакомился с умной и обаятельной девушкой Марией Лазич, великолепной музыкантшей. В Марии он нашёл знатока поэзии, ценительницу его собственных стихов. Пришла любовь... Но Лазич была бедна. Мечтающий о восстановлении дворянского звания и материальном достатке, Фет не решился жениться на бесприданнице. Влюблённые расстались. Вскоре Мария Лазич трагически погибла (покончила собой, сгорела заживо). По официальной версии это была случайность, но Фет считал себя виновным в смерти любимой.
Много жертв принёс Фет, стремясь к своей цели, но самой тяжёлой была потеря этой беззаветно любившей его девушке. Её образ присутствует во многих любовных стихах Фета, придавая им горестную окраску.
Памяти Марии Лазич посвящено стихотворение «Старые письма» (1859г.)
ЧТЕНИЕ стихотворения «Старые письма»
УЧИТЕЛЬ
На протяжении XIX столетия русская литература создала поистине опоэтизированный идеал русской женщины: Светлана Жуковского, пушкинская Татьяна, Лиза Калитина Тургенева. Особенное место в этом ряду принадлежит женским образам Некрасова. Характер и облик некрасовской героини определены собственной формулой поэта: «величавая славянка». Вместе с этим народным типом в некрасовской поэзии распространен и другой, которому можно дать название романтического и который предшествовал у Некрасова появлению народного женского типа. Примером того является одно из ранних стихотворений поэта, своеобразный первый эскиз народного женского образа, знаменитая «Тройка».
Звучит романс «Тройка».
.
Романсом стала I часть стихотворения, лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом» и ее «сердечные тревоги».
Романтические мотивы дорожной лирики здесь переплелись с любовной темой, также решенной Некрасовым в традициях массового романтизма 30-х годов и особенно поэзии Бенедиктова. Его любовная лирика приводила в восхищение все общество, переписывалась в альбомы, заучивалась наизусть. В своих стихах он умело сочетал высокую патетику с языком бытовых, «галантерейных» комплиментов. У Некрасова чисто бенедиктовское: с одной стороны «взгляд один чернобровой дикарки, полный чар, зажигающих кровь». С другой - «вьется алая лента игриво» (почти галантерейное, «смотрит бойко лукавый глазок»).
Женский образ «Тройки» был обязан своим поэтическим оформлением именно позднеромантической школе. После «Тройки» мы не найдем у Некрасова романтического женского образа, выступающего в облике крестьянки.
Начиная с 50-х годов, этот женский тип отойдет к героине-дворянке, которой социально был ближе. Но даже ранний Некрасов - не романтик. Поэтому вторая часть стихотворения, развертывающая перспективу жизни крестьянской девушки, резко контрастирует с первой.
В некрасовском стихотворении нет противоречия. Горячо сочувствуя народу, он еще не проникся в 40-е годы его мироощущением. Он оплакивает крестьянскую красоту, которая должна пропасть от тяжелого крестьянского труда и которой социальное неравенство не дает «поцарствовать вволю». Сказалось и влияние «натуральной школы» Гоголя, которая ратовала за изображение жизни без прикрас.
Роман с Панаевой был настоящей, большой, но тяжёлой любовью Некрасова. Союз их длился около 16 лет, и лучшие его годы были освящены взаимопониманием, дружбой, общностью литературных интересов. Любовь Панаевой, по отзывам современников, составила самые светлые страницы в мрачной жизни поэта, недаром же Некрасов именовал Авдотью Яковлевну "второй музой". Но идиллическими их отношения назвать нельзя: знали они и горечь размолвок, и обиду непонимания, и язвительный яд ревности. Давал знать себя трудный характер Некрасова, который был подвержен болезненным приступам депрессии, сказывалось и двусмысленное положение Панаевой. Формально она оставалась женой друга и соредактора Некрасова по "Современнику" И.И.Панаева, фактически же была гражданской женой поэта. К чести этой женщины надо сказать, что она умно и умело преодолевала неловкость этой ситуации, пренебрегая предрассудками и мнением общества. Она собственным примером пыталась разрешить один из больных вопросов того времени о праве женщины на независимость и свободу чувств. Их сыновья умерли в младенческом возрасте — это еще более травмировало обоих.
Отношения с Панаевой стали темой многих лирических стихотворений. Письма практически не сохранились: Авдотья Яковлевна в порыве отчаяния уничтожила их переписку. Уцелели только три письма Панаевой. Они относятся к лету 1855 года, когда отношения стали предельно напряжёнными. Некрасов был тяжело болен, Авдотья Яковлевна недавно потеряла второго ребёнка. Вот выдержки из этих писем, адресованных Некрасову в Москву:
'Меня очень удивляет Ваша постоянная поспешность в письмах. Верно, Вы очень заняты чем-нибудь. Вы пишете, что кашель Вас беспокоит, но не пишете, какие Вы принимаете меры от него, советовались ли со своим доктором. Ваша болезнь отнимает у меня последнюю энергию. Будьте осторожны, лежите больше, не думайте ни о чём. Если желаете, я приеду к Вам на будущей неделе, если не желаете, то я останусь в Петербурге".
"Давно и нетерпеливо ждала я Вашего письма. Наконец, получила. Что за тон? Что за странные предположения, будто я пишу о деньгах, которых имею в виду. Бог с Вами! Вы всё дурное, всё низкое приписываете мне, как бы Вашему первому врагу. Вы верно угадали, что Ваше письмо принесёт мне много слёз и горя. А у меня его так мало, что Вы и не задумались прибавить самой ядовитой горечи... Прощайте. Пожалуйста, не утруждайте себя письмами, напишите только – «я жив»: лучше одно холодное слово, нежели сто, наполненных злобой...»
Ответом Некрасова были его стихи, составившие так называемый «панаевский цикл».
У Некрасова есть целый цикл стихотворений, посвящённых писательнице А.Я. Панаевой, Это своеобразный лирический дневник, исповедь любящего сердца. Страдает не только сам поэт, но и любимая им женщина. Любовь Некрасова и светла и трагична. Здесь и обиды, и недопонимание, и противоречия. Так появляются стихи о ссорах, недомолвках, душевном охлаждении.
ПОРТРЕТ ПАНАЕВОЙ А.Я.
ПРОЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Я НЕ ЛЮБЛЮ ИРОНИИ ТВОЕЙ»
УЧИТЕЛЬ
Эпилог.
Поэт - вне осуждения, он - выше. Только любовь женщины способна поднять Поэта на недосягаемые высоты. Наполненная драматизмом, неразрешенными вопросами и проблемами любовь в лирике русских потов олицетворяет высшую радость жизни.
Радость и горе в живом упоенье,
Думы и сердце в вечном волненье,
В небе ликуя, томясь на земли,
Страстно ликующей,
-Страстно тоскующей,
Жизни блаженство в одной лишь любви...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« О, как убийственно мы любим…» (Денисьевский цикл в поэзии Ф. И. Тютчева)
Литературная композиция по творчеству Ф. Тютчева. Данный материал может быть использован как на уроках литературы, так и при проведении литературных гостиных в рамках Недели Филологии в школе....
"О, как убийственно мы любим" ( по лирике Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова)
Данная презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку литературы в 10 классе. Она знакомит с биографией Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова и их любовной лирикой. Формирует представление об...
Литературно-музыкальная композиция "О, как убийственно мы любим!" (любовная лирика Ф.И. Тютчева)
Любовь у Тютчева - тяжкое томление, неизбывное горе, угрызения совести, страх смерти, но именно она – источник величайшего душевного взлета и ощущения счастья.Пять историй любви, пять женщин великого ...
Методическая работа .Конспект урока по творчеству Ф.Тютчева."О,как убийственно мы любим...".(Об истории тютчевской любви)
В помощь учителю литературы,изучающему творчество Ф.И.Тютчева.Технология критического мышления....
Любовная лирика Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета.
Урок литературы в 10 классе на тему: Любовная лирика Н.Некрасова, Ф.Тютчева, А.Фета....
"О, как убийственно мы любим…" (История тютчевской любви. Аналитическое прочтение любовной лирики Ф.И.Тютчева)
Цель урока.Подвести учащихся к разрешению следующей проблемы: почему любовь у Тютчева и блаженство (“Жизни блаженство в одной лишь любви”) и одновременно “поединок роковой...
Блок-урок: 1. Лирика природы Ф. И. Тютчева («Осенний вечер», «Весенние воды», «Не то, что мните вы, природа...») 2 . «О, как убийственно мы любим...»: «Накакнуне годовщины 4 августа 1864 года», «Я встретил вас и все былое».
ЦЕЛИ:1. ДидактическаяПроанализировать ключевые стихотворения Ф. И. Тютчева о природе и о любви.2. Развивающие Развивать умение целостного анализа произведения; Развитие умения готовить сообщ...