стихи и песни в военной шинели
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
разработка урока внеклассного чтения для 8 класса, посвящённого годовщине ВОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное чтение. "Стихи и песни в военной шинели" | 22.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема « Стихи и песни в военной шинели»
Цель: рассказать о значении искусства в годы войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии и песнях этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями, помочь почувствовать пафос произведений военных лет, развивать навыки выразительного чтения. Методические приёмы: рассказ учителя; выразительное чтение, прослушивание аудиозаписей, просмотр слайдовой презентации.
Оборудование: записи военных лет; выставка художественных книг о войне, фотографии ветеранов; репродукции картин, слайдовая презентация.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
(В. Лебедев-Кумач)
Ход урока:
Орг. момент (слайд 1)
Слово учителя (слайд 2)
Шестьдесят восемь лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны, от Победы. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и переживает, прежде всего, поэзия.
Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.
(слайды с 3-8)
- Выразительное чтение стихотворений учащимися (наизусть)
Учитель: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.
Учитель: Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжёлое время?
(слайд 9).
Песни далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
(Звучит песня «Священная война». Музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача.)
В песнях военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского Солдата.
Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, наполненного огненным дыханием эпохи, подлинным новаторским устремлением и жанровым многообразием.
(слайд 10)
Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом…»»Враги сожгли родную хату…».
(слайд 11-12)
Самой известной песней Исаковского стала песня «Катюша». «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Эта песня оказалась настолько дорога каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Именем героини этой песни солдаты прозвали реактивные минометы – грозное оружие Красной Армии. В годы Второй мировой войны песня приобрела особое значение за рубежами нашей родины. В Италии партизаны, боровшиеся с фашизмом, сделали «Катюшу» своим гимном. Во Франции песня была широко известна в рядах бойцов Сопротивления.
(Прослушивание песни или выразительное чтение.)
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий на берег крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ах, ты песня, песенка девичья,
Ты лети за ясный солнца свет
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он помнит девушку простую,
Пусть он слышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет…
Но не только эти песни, звучали на войне… (Инсценирование песни «Землянка»)
(слайд 13-14)
Твардовский известен каждому человеку прежде всего как автор поэмы «Василий Тёркин».Эта поэма поистине народная. В годы войны «Василий Тёркин» действительно воевал вместе со всем народом.
Инсценирование главы поэмы «На привале»
Четыре горьких года – годы подвигов и страданий. Миллионы человеческих жизней. И вот сообщения о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии. Кадры кинохроники, счастливые лица людей. Радость со слезами на глазах. Таким было ощущение Победы у тех, кто приближал её, как мог. (сообщение по радио Левитана)
У их внуков ощущение Победы было другим. А вот строки, написанные уже в XXI веке: (выдержки из сочинений учащихся класса)
Война постепенно уходит вместе с теми, кто видел её воочию.
Уже 68 лет прошло после Великой Отечественной войны. Все эти годы День Победы был главным праздником в нашей стране. Путь к победе был долгим и трудным… Каждый день войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев…
Дорогой ценой досталась нам Победа! Было подсчитано, что из каждых ста воевавших солдат в живых осталось только трое. Возвращение домой для солдата – самый радостный момент в жизни.
Прослушивание песни «На войне как на войне…»
Учитель. С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству.
(Выразительное чтение учителем стихотворения Владимира Сергеева «Фронтовики, наденьте ордена!»)
Была война, но мы пришли живыми,
Чтоб новой жизни сеять семена.
Во имя павших и живых во имя,
Фронтовики, наденьте ордена!
Солдат в атаку шел не за награду,
Но велика награды той цена.
Во имя чести воинской и правды,
Фронтовики, наденьте ордена!
Чтоб не пылать земному шару снова,
Солдатской крови пролито сполна.
Чтоб помнил враг урок войны суровой,
Фронтовики, наденьте ордена!
(слайд 21)
Вот он, долгожданный день Победы! Сколько было радости, ликования, слез!
Звучит песня «День Победы».
Подведение итогов
Всем спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песни в военных шинелях.
Общешкольное мероприятие, посвящённое празднованию Дня Победы. Концертные номера чередуются информационным материалом из истории создания песен о войне....
Фестиваль патриотической песни, посвящённый 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Песни в военной шинели"
Внеклассное мероприятие охватывающее обучающихся с 5-ых по 11 классы проводилось с целью повышения уровня патриотического воспитания среди школьников....
Сценарий конкурса инсценированной военной песни "Песня в военной шинели"
1. Добрый день, дорогие друзья, дорогие родители и гости нашего зала!2. Зала, который в очередной раз гостеприимно распахнув свои двери, собрал всех нас на традиционный конкурс патриотической песни, п...
Сценарий конкурса патриотической песни, посвященного 73-й годовщине Великой Победы, "Песня в военной шинели"
Сценарий общешкольного мероприятия будет полезен классным руководителям, учителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительгого образования. Материал предназначен для учащихся 5 - 11 классов....
Сценарий конкурса военной песни «Песня в военной шинели»
Сценарий конкурса военной песни...
Конкурс военной песни: "Песня в военной шинели"
Разработка является канвой для конурса военной песни в образовательном учреждении. Может использоваться как музыкальная композиция. Данная разработка может быть полезна во время проведения месячника п...
Сценарий конкурса военно-патриотической песни «Песня в военной шинели»
Сценарий смотра-конкурса военно-патриотической песни "Песня в военной шинели" предлагается для проведения одного из мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества. В ходе месячника...