Доклад «Музыка и живопись на уроках литературы»
статья по литературе (9 класс) на тему
Литература относится не только к числу общественно- политических, но и эстетических предметов, отсюда одна из основных задач- формирование художественных вкусов и эстетически потребностей учащихся. В осуществлении данной задачи важное место занимает реализация межпредметных связей, а именно: музыка и живопись. Они помогают более глубокому проникновению в идейный замысел писателя, более эмоциональному восприятию произведения литературы, обогащают учеников, расширяют их кругозор и повышают культурный уровень, воспитывают художественный вкус и формируют эстетический идеал, помогают понять роль искусства в духовном раскрепощении народа, в воспитании патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_muzyka_i_zhivopis_na_urokakh_literatury.doc | 28.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад «Музыка и живопись на уроках литературы»
Литература относится не только к числу общественно- политических, но и эстетических предметов, отсюда одна из основных задач- формирование художественных вкусов и эстетически потребностей учащихся. В осуществлении данной задачи важное место занимает реализация межпредметных связей, а именно: музыка и живопись. Они помогают более глубокому проникновению в идейный замысел писателя, более эмоциональному восприятию произведения литературы, обогащают учеников, расширяют их кругозор и повышают культурный уровень, воспитывают художественный вкус и формируют эстетический идеал, помогают понять роль искусства в духовном раскрепощении народа, в воспитании патриотизма.
Искусство обладает огромной силой воздействия на людей. И понимая это, я не мыслю уроков литературы и внеклассной работы без музыки и живописи.
Дети сельской школы зачастую не имеют возможности посещать музеи, филармонии, но необходимость воспитания искусством остается: так нужно, чтобы оно вошло в жизнь человека.
И звучит на уроках литературы музыка.
Урок литературы в 9 классе по теме: «Стихи А.С.Пушкина о любви». Основную часть урока занимает стихотворение «Я помню чудное мгновенье» . Краткое вступительное слов – и на фоне музыки бала из оперы Чайковского «Евгений Онегин» звучит рассказ о первой встрече А.Пушкина с А.Керн. затем были годы «в глуши, во мраке заточенья». А на экране виды Гурзуора, Одессы, Михайловского. Вот здесь он бродил, ездил верхом. Вот портрет няни ,скрасившей одиночество своего любимца. «Души настало пробужденье». В Тригорское приехала А.Керн, затем она побывала в Михайловском. Вот по этой аллее они гуляли. Сейчас она называется «Аллея Керн». Этими далями любовались. За этим столом сидел поэт ночью, а перед ним лежала ветка , что отдала хозяину гостья, и камешек, о который она споткнулась. А утром – чудное мгновенье – рождение поэтического шедевра, который поэт преподнес А.Керн.
Выразительное чтение стихотворения.
А спустя годы композитор М.Глинка встретился с Е.Е.Керн, дочерью А.керн и посвятил ей романс на слова Пушки на (в классе звучит романс), так этот шедевр двух русских гениев стал семейной реликвией матери и дочери Керн, стал достоянием нашей культуры.
Далее урок посвящается стихотворениям «Я вас любил», «На холмах Грузии». И. естественно, одноименным романсам. Иногда продолжается линия Керн. Звучит «Вальс- фантазия» и прелестная полка, написанная в миноре. . Но всегда урок заканчивается стихотворением П.Антокольского «Баллада о чудном мгновение», посвященном и самой А.Керн и встрече гроба с ее телом с памятником А.Пушкину, который везли в Москву.
Я стараюсь организовать музыкально- поэтическую «встречу» Пушкина и Лермонтова чтении ем рассказа Ю.Казакова «Звон брегета» в сопровождении музыки и произведений живописи и графики. А на следующем уроке рассмотреть репродукции картины П.Кончаловского «Лермонтов» совместно с прекрасным рассказом К.Г.Паустовского «Разливы рук».Он как раз об этом периоде в жизни Лермонтова. Поэт изображен на почтовой станции, в драгунской форме. Вновь опала, ссылка на Кавказ .И рассказ , и картина отражают не только один и тот же период в жизни поэта , но и близки взволнованностью , тонкой передачей тревожного душевного состояния Лермонтова.
К живописи на уроках литературы я обращаюсь в 5 классе. Дети пишут сочинения и коротенькие отзывы о картинах художников – пейзажистов, в том числе и о картине И.Шишкина «На севере диком».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Музыка на уроках иностранного языка"
В докладе даются рекомендации и приводятся примеры по использованию музыкальных композиций и песенного материала на уроке...
Исследовательская работа: «Живопись на уроках русского языка. (Сочинения по картинам в 5 классе)»
Работа с поризведениями живописи на уроках русского языка....
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...
Интегрированный урок (литература+живопись) "Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Школьник" и картине Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы". I курс НПО.
На уроке очень детально анализируются оба произведения поочерёдно (можно параллельно), после чего проводится сопоставление образов главных героев. Такая работа даёт возможность лучше представить...
"Певец Замоскворечья" Интегрированный урок (литература, живопись, музыка) по творчеству А.Н.Островского.
Урок разработан с учетом индивидуального подхода к учащимся. При разработке урока опирались на современные образоват...
Доклад "Музыка в школе"
В данной работе даны рекомендации по музыкальному воспитанию. основанные на многолетнем опыте работы педагогов с детьми С ОВЗ....
Живопись и лепка на уроках литературы как средство повышения интереса к русскому языку через творчество
В данной методической разработке представлено использование творческих работ учащихся на уроках литературы как метода, гармонично развивающего потенциал личности в условиях индивидуальной и совместной...