Рабочая программа
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование программного материала в 8 классе
Составлена по программе для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией
М. Г. Ахметзянова (Казань, изд. «Магариф», 2005)
№ | Дата | Тема урока | Цели | Тип урока | Оборудование, источники | Планируемый результат Проверяемый материал, | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Домашнее задание | |||
По плану | проведения | Виды контроля | |||||||||
1. | Введение. Художественная литература и действительность. | Дать более глубокое представление о литературе, её месте в жизни общества, связи с историей; показать образное отражение жизни в художественной литературе; воспитание любви к чтению художественной литературы | Изучение нового материала | Учебник (8 класс); выставка книг | Беседа. Развёрнутые ответы уч-ся с опорой на читательский опыт фронтальный опрос | Перечитать и пересказать вступительную статью | |||||
Русская литература XIX века. | |||||||||||
2 3 | А. С. Пушкин «К Чадаеву», «Во глубине сибирских руд…» «Арион», «Анчар» | Углубить знания уч-ся о жизни и творчестве Пушкина; показать вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина, образ автора, его гуманность, чувство собственного достоинства, независимость, оптимизм; воспитывать внимание к творчеству поэта | Изучение нового материала | Портрет поэта | Биография поэта Стихотворная строфа | Сообщения уч-ся о жизни и творчестве поэта. Анализ лирических произведений. Умение выразительного чтения стихотворений | Выучить наизусть ст-е «К Чаадаеву» | ||||
4 | А. С. Пушкин «Капитанская дочка» | Показать причины обращения Пушкина к теме Пугачёвского восстания; познакомить с творческой историей написания повести; воспитывать интерес к изучению русской истории, литературы | Комбинированный урок (с элементами семинара) | портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повести | повесть, историческая повесть Историческая правда и художественный вымысел в по | Рассказ учителя Работа с текстом, ответы на вопросы Совершенствование умений аргументировать свой ответ | Прочитать повесть «Кап. Дочка»; подготовить характеристику гл. героя – П. Гринёва | ||||
6 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин(3-5 главы) | Проследить путь духовного становления Гринёва; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа; акцентирование внимания на проблемах нравственного выбора человека | Урок совершенствования ЗУН | Тест –стр. 99 | Знание текста. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина | Аналитическая беседа, комментирование текста; Всесторонний анализ текста; Самостоятельные выводы по теме | эпиграфов к 6, 7 г Гл. 7-12; Какова роль портретных описаний Пугачёва? сравнить эпиграф к 7 гл. с песней, кот. Поют пугачёвцы на военном совете | ||||
7 | Пугачёв и народ в повести (анализ 6-7 гл | Проследить путь духовного становления Гринёва; Показать особенности художественного изображения Пушкиным исторического персонажа; Воспитание внимания к деталям | Урок совершенствования ЗУН | иллюстрации | Характеристика Пугачёва от лица другого героя; Речевая характеристика Пугачёва | Аналитическая беседа. Комментирование текста Всесторонний анализ текста Работа с иллюстрациями | Характеристика Пугачёва. Прочитать «Станционный смотритель» А. С. Пушкина | ||||
8 | А. С. Пушкин «Станционный смотритель» | Показать изображение «маленького человека», его положения в обществе; Раскрыть гуманизм повести, пробуждение чувства достоинства и чувства протеста | Урок изучения нового материала | Тропинин. Портрет А. С. Пушкина (1827 г.) Иллюстрации к повести | Повесть как жанр литературы | Подготовиться к сочинению | |||||
9 | Р. р. Подготовка к сочинению по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Развивать навыки анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; приобщать уч-ся к высказыванию собственного мнения | Совершенствование ЗУН | Понимание темы, раскрытие темы на основе глубокого проникновения в текст повести | Составление плана к сочинению. Уместное использование цитат Развитие устной и письменной речи | Написать сочинение по одной из тем | |||||
10 | Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский «Михайловские рощи» | Развивать навыки анализа текста; приобщать уч-ся к высказыванию собственного мнения; воспитывать интерес к личности А. С. Пушкина | Совершенствование ЗУН | Иллюстрации, портреты Паустовского и Пушкина | Биография Пушкина | Беседа по содержанию повести | |||||
11 | М. Ю. Лермонтов «Три пальмы» | Раскрыть отношение Лермонтова к природе; противопоставление природы фальшивому обществу людей; показать варварство неблагодарных людей; воспитывать благоразумное отношение к природе | Изучение нового материала | иллюстрации портрет М. Лермонтова | Биография поэта | Анализ ст-я по составленному плану: 1) Описание оазиса, одиночных пальм. 2) Упрёки пальм Богу, небу. 3) Описание каравана. 4) Встреча путников. 5) Гибель пальм. 6) Пустыни без пальм | Подготовить выразительное чтение ст-я | ||||
12 | «Люблю я цепи синих гор…» «Синие горы Кавказа, приветствую вас!» | Раскрыть отношение Лермонтова к природе; формирование навыков анализа ст-я; воспитывать любовь к природе | Изучение нового материала | Проверка плана к ст-ю «Три пальмы» | Выразительное чтение. Устный анализ ст-я. Ответы на вопросы | Найти олицетворения в ст-х | |||||
13 | М. Ю. Лермонтов «Мцыри» | Познакомить с историей создания поэмы; показать контраст между жизнью в монастыре и за его пределами; выявить жанровые особенности поэмы | Изучение нового материала | Иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | Поэма как литературный жанр. Тема, идея, сюжет | Запись тезисов. Комментированное чтение Сопоставительный анализ. | Перечитать поэму, подготовить выразительное чтение одной из глав. Уточнить значение терминов: тема, идея, сюжет | ||||
14 | Тема, идея, сюжет и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» | Выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь, проникнуть в замысел автора | Комбинированный урок | Тест – стр. 103 | Знание сюжетной линии поэмы. Образ в литературе | Сообщения уч-ся. Монологические высказывания. Формирование умений делать самостоятельные выводы. Составление характеристики Мцыри. | Подготовить рассказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника» | ||||
15 | Р.р. Составление плана к сочинению по творчеству М. Ю. Лермонтова | Раскрыть тему сочинения, развивать навыки анализа текста; Учить работать с критической литературой; Учить писать сочинение | Совершенствование ЗУН | Понимание темы, раскрытие темы на основе глубокого проникновения в текст поэмы | Литературный образ | Составление плана к сочинению Уместное использование цитат. Приобщение уч-ся к высказыванию своего мнения | Написать сочинение- характеристику по поэме Лермонтова «Мцыри» | ||||
16 | Н. В. Гоголь «Шинель» | Повторить биографию писателя; обобщить изученное ранее ; Показать раскрытие темы «маленького человека», воспитывать гуманность, чувство собственного достоинства | Комбинированный | портреты Н. В. Гоголя, иллюстрации к повести Гоголя | Герой литературного произведения | Сообщение уч-ся о Гоголе, краткий обзор книг. Викторина «Узнай автора» Комментированное чтение произведения с последующей беседой | Перечитать повесть, ответить на вопросы | ||||
17 | Н. В. Гоголь «Шинель» | Продолжить знакомство с темой «маленького человека»; Показать сложность образа Акакия Акакиевича Башмачкина, отношение к нему автора, образ «значительного лица» | Совершенствование ЗУН | иллюстрации к повести Гоголя | Знание текста | Аналитическая беседа. Составление таблицы. Устный анализ повести «Шинель» с использованием опорного материал. | Прочитать «Ревизор» | ||||
18 | Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания. Знакомство с комедией | Углубить знания уч-ся о творческой биографии писателя; закрепить знания о драматическом роде литературы; раскрыть идейный замысел комедии | Изучение нового материала | Иллюстрации к произведению Тест | Комедия как драматургическое произведение | 1. Отличие драмы от эпоса и лирики. Отличительные признаки комедии. Работа над сюжетом комедии: -завязка комедии, -есть ли чиновникам причины бояться приезда ревизора. Развитие умения анализировать и аргументировать своё личностное мнение | Подготовить характеристики действующих лиц. | ||||
17 | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Гоголя «Ревизор». Приёмы сатирического изображения | Углубить понятие о сатире; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, развивать творческие способности уч-ся; воспитание в уч-ся активной гражданской позиции. | Изучение нового материала | стр. 105 Иллюстрации к произведению | Знание литературоведческих понятий: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка | Характеристика героев произведения. Текстуальное потверждение мыслей, подбор цитат, развитие навыка работы с текстом, умение анализировать, обобщать изученный материал. | Ответить на вопросы. Подготовить характеристику Хлестакова. | ||||
18 | Хлестаков и хлестаковщина. | Дать представление о характере Хлестакова. Понять, что такое хлестаковщина; развивать навыки анализа текста, характеристики героев, развивать способность к обобщениям. | Изучение нового материала | Иллюстрации к произведению | Развитие умения анализировать и аргументировать своё личностное мнение Характеристика героев произведения. Текстуальное потверждение мыслей, подбор цитат, развитие навыка работы с текстом Работа с иллюстрацией | Ответить на вопросы | |||||
19 | Особенности композиционной структуры комедии Гоголя «Ревизор» | Развивать навыки анализа текста, выделения композиционных элементов, монологической речи, обобщение материала прошлых уроков. | Урок обобщения знаний | История. Годы царствования Николая 1 | Развитие навыка работы с литературным текстом. Идейно-художественное своеобразие произведения. Обобщение. Выводы | «Петербургские повести» | |||||
20 | Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Петербургские повести» | Провести обзор цикла; Воспитывать интерес к творчеству Гоголя | Комбинированный | Сообщения уч-ся по заданным ранее темам Аналитическая беседа по «Петербургским повестям» Сравнение эпизодов | «Записки охотника» И. С. Тургенева | ||||||
21 | И. Тургенев «Певцы» | Познакомить уч-ся с биографией писателя; показать изображение писателем народа как носителя лучших черт национального характера, веру писателя в духовные силы человека. | Урок изучения нового материала | Портреты писателя, иллюстрации к рассказам | Знание биографии писателя, содержания текста, умение высказывать собственные мысли | Комментированное чтение отрывков. Аналитическая беседа. Ответы на вопросы по теме. | Прочитать рассказ «Бурмистр» | ||||
22 | И. Тургенев «Бурмистр» | Показать создание целостной картины русской действительности, противопоставление России крестьянской и России помещичьей | Урок-беседа | Портреты писателя, иллюстрации к рассказам | Знание содержания текста, умение высказывать собственные мысли | Комментированное чтение отрывков. Аналитическая беседа. Ответы на вопросы по теме | Подготовиться к уроку внеклассного чтения | ||||
23 | Внеклассное чтение. И. С. Тургенев «Живые мощи» и др. рассказы писателя | знакомство с произведением; расширение их представлений о творчества писателя; формирование умений и навыков аналитической беседы; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию; воспитание чувства милосердия, способности сопереживать, сострадать | Урок формирования новых знаний. | Портреты писателя, иллюстрации к рассказам | Знание содержания текста, умение высказывать собственные мысли | Комментированное чтение отрывков. Аналитическая беседа. | |||||
24 | Отзыв о прочитанной книге. | Формирование навыков составления отзыва о прочитанной книге, выражения своей точки зрения; воспитывать любовь к книгам | Совершенствование ЗУН | Знание содержания текста, умение высказывать собственные мысли | Ознакомление с общей схемой отзыва Ответы на вопросы Устный отзыв о прочитанном произведении (по выбору уч-ся) | ||||||
25 26 | Ф. И. Тютчев «Я встретил вас и все былое…» А. Фет «На заре ты ее не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад...» А. Н. Толстой «Средь шумного бала…» «Не ветер вея с высоты...» | Выразительное чтение стихов о любви к природе, показать воспевание чистоты нравственного чувства, облагораживающего действия любви, красоты природы; музыкальность лирики, её тяготение к романсу; воспитывать интерес к поэзии | Совершенствование ЗУН | портреты поэтов | Анализ лирического произведения | Рассказ учителя Формирование навыков выразительного чтения Аналитическая беседа по стихотворениям | Выучить наизусть ст-я «Я встретил вас...» Тютчева, «Сияла ночь..» Фета, «Средь шумного бала» Толстого | ||||
27 | Н. А. Некрасов «Мороз, красный нос» | Познакомить с биографией поэта, показать изображение крестьянской жизни, показать раскрытие поэтом судьбы Прокла как отражение тяжёлой жизни крестьян, воспитывать интерес к творчеству поэта | Урок изучения нового материала | портрет Н. А. Некрасова, иллюстрации к поэме | Знание биографии поэта Подбор цитат | Комментированное чтение отрывков из поэмы. Формирование навыков выразительного чтения. Аналитическая беседа Работа с иллюстрацией | Перечитать поэму, Ответить на вопросы к поэме | ||||
28 | Н. А. Некрасов «Мороз, красный нос» | Раскрыть поэтический образ русской женщины, раскрыть народно-поэтические мотивы в природе, воспитывать интерес к творчеству поэта | Совершенствование ЗУН | портрет Н. А. Некрасова, иллюстрации к поэме | Выраз. чтение; знание содержания текста | Ответы на вопросы ко всей поэме. Текстуальное потверждение мыслей, подбор цитат, развитие навыка работы с текстом, умение анализировать, обобщать изученный материал. | Ответить на 7 вопрос | ||||
29 | Н. А. Некрасов «Орина мать солдатская…», «В полном разгаре страда деревенская…», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Замолкни, Муза мести и печали...» | Выявить отношение поэта к крестьянам, показать гражданские мотивы его творчества, связь с народно-поэтическим творчеством, воспитывать уважение к личности | Урок изучения нового материала | портрет Н. А. Некрасова, иллюстрации к ст-м | Знание биографии поэта | Выразительное чтение ст-й Аналитическая беседа по ст-м Развитие навыков работы с текстом | Выразительное чтение ст-й | ||||
30 | Н. С. Лесков «Тупейный художник» | Познакомить с биографией писателя, показать прославление талантливости русского человека, воспевание творческого труда народа, воспитывать интерес к творчеству писателя
| Урок изучения нового материала | Портрет писателя, иллюстрации к произведению | Знание биографии | Сообщение уч-ся о жизни и творчестве писателя Комментированное чтение отрывков из произведения, беседа по содержанию Словарная работа Характеристика героев, подбор потверждения из текста | Ответить на вопросы к рассказу | ||||
31 | Н. С. Лесков «Тупейный художник» | Показать прославление та лантливости русского человека; раскрыть самобытность и мастерство прозы Лескова; воспитывать интерес к творчеству писателя | Урок совершенствования ЗУН | Портрет писателя, иллюстрации к произведению | Знание со держания текста | Ответы на вопросы к произведению Текстуальное потверждение мыслей, подбор цитат, развитие навыка работы с текстом, умение анализировать, обобщать изученный материал. | Прочитать рассказ «После бала» | ||||
32 | Л. Н. Толстой «После бала» | Познакомить с историей создания рассказа, помочь уч-ся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; формировать умения и навыки анализа прозаического текста | Урок изучения нового материала | портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации художников к рассказу | Сюжет и композиция произведения | Комментированное чтение рассказа. Наблюдение над языковыми средствами. Развитие умения работать с текстом, внимания к слову. Ответы на вопросы, аналитическая беседа | Перечитать рассказ, ответить на вопрос: Почему автор ведёт своего героя на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата? | ||||
33 | Л. Н. Толстой «После бала» | Толстой в Казани, показать обличительный характер рассказа, контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи, раскрыть мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества | Урок изучения нового материала | портрет Л. Н. Толстого, иллюстрации художников к рассказу Тест – стр. 109 | Антитеза как способ построения произведения | Понять главную мысль рассказа: человек должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни, контроль знаний уч-ся; Развивать самостоятельность в мыслительной деятельности уч-ся, активность гражданской позиции | Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Биография А. П. Чехова | ||||
34 | Внеклассное чтение. «В пределах допустимого» (по произведению О. Генри «Обращение Джимми Валентайна» | Совершенствование навыков исследовательской работы; знакомство учащихся с художественными особенностями жанра новеллы; привлечь внимание учащихся к проблемам, с которыми сталкивается герой литературного произведения на пути достижения цели | Комбинированный урок | Диск «Вокруг тебя мир» | Новелла | Аналитическая работа по тексту Самостоятельная работа Словарная работа Ответы на дополнительные вопросы | Прочитать произведения по разделу «Какой ценой» | ||||
35 | Составление характеристики героя (по прочитанным произведениям) | Обучение умению подбирать материал к сочинению; Приобщать уч-ся к высказыванию своего мнения; Отработать коммуникативную и правописную грамотность | Урок совершенствование ЗУН | Знание содержания произведения | Составление плана к сочинению Уместное использование цитат | Написать характеристику | |||||
36 | А. П. Чехов «Человек в футляре» | Дать обзор жизненного и творческого пути писателя, показать изображение духовного оскудения личности, косности и пошлости быта, отсутствие свободы, враждебность существующему порядка человеку; воспитывать гражданскую позицию | Урок изучения нового материала | портреты А. П. Чехова, иллюстрации к рассказам Магариф - №3. – 02. | Знание биографии писателя | Сообщение уч-ся о жизни и творчестве писателя Комментированное чтение отрывков из текста. Наблюдение над сюжетом, героями, языком рассказа | Ответить на вопросы к пр-ю | ||||
37 | А. П. Чехов «Человек в футляре» | Раскрыть образ Беликова –«человека в футляре» как явление времени, выявить мысль автора о необходимости жить интересами общества, о ложных представлениях, определяющих судьбы людей, призыв делать добро; воспитывать гражданскую позицию | Урок изучения нового материала | Знание содержания рассказа Сюжет и композиция произведения | Аналитическая беседа. Развитие умения работать с текстом, внимания к слову. Текстуальное потверждение мыслей, подбор цитат, развитие навыка работы с текстом, умение анализировать, обобщать изученный материал. | Прочитать рассказы «Крыжовник», «О любви» | |||||
38 | А. П. Чехов «Крыжовник», «О любви» | Выработать навыки анализа художественного пр-я; Раскрыть духовный мир главных героев; Раскрыть смысл понятия «пропущенное счастье» | Урок изучения нового материала | портреты А. П. Чехова, иллюстрации к рассказам | Умение выделять из текста материалы, помогающие раскрыть характер героя. | Наблюдение над сюжетом, героями, языком рассказа. Составление плана к рассказу. Проверка знаний содержания рассказа. Работа над понятием «пропущенное счастье» | Прочитать рассказ И. Бунина «Тёмные аллеи» | ||||
Русская литература XX века | |||||||||||
39 | И. А.Бунин «Тёмные аллеи» | Познакомить с биографией поэта, раскрыть печальную судьбу героев рассказа, показать грустные размышления автора о дворянской судьбе, раскрыть лиризм повествования | Урок изучения нового материала | Портреты И. А. Бунина, иллюстрации к рассказу | Знание содержания рассказа Сюжет и композиция произведения | Наблюдение над сюжетом, героями, языком рассказа Работа с иллюстрацией. Проверка знаний содержания рассказа. Текстуальное потверждение мыслей, подбор цитат, развитие навыка работы с текстом, умение анализировать | |||||
40 | А. И. Куприн «Куст сирени» | Знакомство с жизненным и творческим путём писателя, выявить нравственные проблемы рассказа, развитие навыков выделять главное, сопоставлять, делать выводы; формирование умения отстаивать свою позицию | Урок изучения нового материала | Портрет писателя | Знание содержания рассказа Умение высказывать собственны мысли. | Работа с текстом. Наблюдение за сюжетом, героями пр-я. Работа над вопросами. Ответы на вопросы по характеристике основных героев рассказа | Выбрать цитаты из текста к сравнит. Хар-ке Николая и Веры Алмазовых | ||||
«Серебряный век» русской поэзии | |||||||||||
41 | В. Я.Брюсов «Век за веком», К. Д. Бальмонт «Лебедь», Ф. Сологуб «Люблю я грусть твоих просторов», И. Ф. Анненский «Снег», А. Белый «Заброшенный дом», М. М. Волошин «Небо в тонких узорах...», М. А. Волошин «Небо в тонких узорах» | Познакомить уч-ся с понятием «Серебряный век» русской поэзии, Формирование навыков выразительного чтения ст-й; отработка навыков анализа лирического произведения; воспитывать интерес к поэзии «Серебряного века» | Урок изучения нового материала | папка с материалами о поэзии «Серебряного века» | «Серебряный век» русской поэзии Творчество поэтов6 Брюсова, Бальмонта, Сологуба, Анненского, Беого, Волошина | Изучение нового материала. Выразительное чтение ст-й Развитие навыков анализа лирического произведения Ответы на вопросы к ст-м | Выучить ст-е Ф. Анненского «Снег» | ||||
42 | М. Горький «Мои университеты» | Познакомить с автобиографической основой повести, показать изображение писателем «свинцовых мерзостей жизни», показать изображение на страницах повести Казани XIX века, воспитывать интерес к творчеству писателя | Урок изучения нового материала | Портреты писателя, иллюстрации к произведениям | Автобиографическая повесть | Развёрнутые ответы на поставленные вопросы Потверждение своего мнения цитатами из текста Развитие навыков и умений внимательно вчитываться в текст | Перечитать отрывок, ответить на вопросы к повести | ||||
43 | М. Горький «Мои университеты» | раскрыть характеры Алёши Пешкова и других героев повести, показать веру писателя в творческие силы народа, воспитывать интерес к творчеству писателя | Урок совершенствования ЗУН | Портреты писателя, иллюстрации к произведениям | Художественный пересказ эпизодов повести | Развёрнутые ответы на поставленные вопросы Работа с иллюстрациями Художественный пересказ отрывка | Подготовиться к уроку внеклассного чтения Подготовить сообщение о Маяковском | ||||
44 | Внеклассное чтение. Какой ценой? (по рассказу Р.Брэдбери "Улыбка")
| Обсудить с учениками всеобщую значимость культурных ценностей, необходимость их сохранения; продолжить работу по формированию умения анализировать систему образов; развивать навыки самостоятельной работы и устного рассказывания. | Урок совершенствования ЗУН | «Вокруг тебя мир», диск | Знание со держания текста | Выявление первичного восприятия текста. Словарная работа Аналитическая работа по тексту Итоговая творческая работа | Напиши, что значит для тебя родной дом, что в нём тебе дорого | ||||
45 | В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте», | Познакомить с биографией поэта, раскрыть гуманистический смысл ст-й, показать победу истинной доброты над мерзостью жизни, особенности стихотворной речи Маяковского | Урок изучения нового материала | Портреты поэта, иллюстрации к произведениям | Особенности ритма, лексических средств и тропов в ст-х Маяковского Гипербола, гротеск, литота | Наблюдения над композицией, над его своеобразной системой, над языком. Ответы на вопросы к ст-ю. Формирование навыков выразительного чтения | Ст-е выучить наизусть | ||||
46 | «Прозаседавшиеся» | Показать обличение бюрократизма в сатире поэта Отработка навыков выразительного чтения; воспитание гражданской позиции | Урок изучения нового материала | Портреты поэта, иллюстрации к произведениям | Ответы на вопросы к ст-ю. Формирование навыков выразительного чтения Отработка навыков анализа ст-я | Выраз. чтение ст-я | |||||
47 | М. И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано...», «Красною кистью рябина зажглась...», «Тоска по Родине! Давно...» | Познакомить с биографией поэтессы, показать любовь к земной жизни и осознание катастрофичности бытия, раскрыть философскую глубину восприятия мира, неослабевающее чувство любви к Родине; воспитывать интерес к творчеству поэтессы | Урок изучения нового материала | портреты М. Цветаевой Л.в школе №9 - 03 | символ | Ответы на вопросы к ст-ю. Формирование навыков выразительного чтения Отработка навыков анализа ст-я | Ст-е «Моим стихам...» выучить наизусть | ||||
48 | О. Э. Мандельштам «Раковина», «Автопортрет», «Мы живем, под собой не чуя страны» | Познакомить с биографией поэта, показать усложнённую ассоциативность поэтической речи, разлад советской действительностью в 20 – 30 годы, отрицание насилия и крови, волшебство стиха | Урок изучения нового материала | Лирический герой Эпитет метафора | Ответы на вопросы к ст-ю. Формирование навыков выразительного чтения Отработка навыков анализа ст-я | Ст-е «Мы живём, под собой не чуя страны» выучить наизусть | |||||
49 | К. Д. Паустовский «Телеграмма» | Познакомить с биографией писателя, показать изображение писателем проблемы истинной человечности в рассказе; воспитывать уважение к самому родному человеку- матери | Урок изучения нового материала | Портреты писателя | Биография писателя | Сообщение уч-ся о жизни и творчестве писателя Комментированное чтение отрывков из рассказа Аналитическая беседа | Д/с «В чем истинная красота человека» | ||||
50 | К. Д. Паустовский «Телеграмма» | показать отношение Насти к матери и скульптору, определить композицию рассказа; воспитывать уважение к самому родному человеку- матери | Урок-семинар | Иллюстрации к рассказу | Развитие понятия о композиции | Развёрнутые ответы на поставленные вопросы Работа с иллюстрациями Художественный пересказ отрывка | Подготовиться к уроку внеклассного чтения | ||||
52 | Внеклассное чтение. Рассказы Л. Петрушевской «Страна» и И. Полянской «Мама» | Показать отношение матери к своему ребёнку, отработка умений высказывать собственное мнение, воспитывать уважение к самому родному человеку- матери | Урок совершенствования ЗУН | Иллюстрации к рассказам | Аналитическая беседа Работа с иллюстрациями Художественный пересказ отрывка | ||||||
53 | А. Твардовский «Василий Теркин» (главы: «Переправа», «Награда», «Гармонь», «Два солдата», «От автора») | Познакомить уч-ся с биографией поэта; выявление жанровых особенностей поэмы; Приобщение уч-ся к творчеству Твардовского; Воспитание гордости за находчивость, смелость, героизм русского солдата | Урок изучения нового материала | Портреты поэта, иллюстрации к поэме | поэма | Выразительное чтение, характеристика героев. Обсуждение прочитанного Анализ эпизодов Самостоятельные выводы о творчестве Твардовского | Составить характеристику В. Тёркину | ||||
54 | Характеристика В. Тёркина | Проследить, как в поэме сочетаются героика и юмор; Выявить определяющие качества Тёркина; Контроль знаний уч-ся | Урок совершенствования ЗУН | Тест – стр. 114 | Осмысление художественных деталей в тексте | Анализ глав Сопоставление со сказочными персонажами Аналитическая беседа по прочитанному Тестирование | Подготовить сообщения о поэтах-участниках ВОВ Письменная работа на тему «Как война повлияла на судьбу моих родственников» | ||||
Стихотворения о ВОВ. | |||||||||||
55 | А. Сурков «Песня смелых», «Бьется в тесной печурке огонь» К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша…», «Жди меня...» М. В. Исаковский «До свиданья, горы и хаты...», «В лесу прифронтовом...» | Дать краткую биографическую справку о поэтах, раскрыть мысли поэтов о героизме, патриотизме, самоотверженности защитников родины, показать трудности грозных лет войны; воспитание любви к родине, к народу-защитнику | Урок совершенствования ЗУН | Магнитофонные записи песен о военных лет | Краткие биографические данные о поэтах | Сообщения о поэтах-участниках ВОВ Выразительное чтение ст-й Анализ одного ст-я | Подготовиться к сочинению; выучить ст-е А. А. Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь» | ||||
56 | Р. р. Сочинение «Великий подвиг народа в годы ВОВ | Совершенствование письменных навыков; воспитание любви к родине, к народу-защитнику | Урок обобщения и контроля | Иллюстрации | Понимание темы сочинения. Умение составлять план к соч-ю | Индивидуальная работа. Составление плана сочинения. Сбор материала, подборка цитат | Закончить сочинение. Подготовить сообщение о А. П . Платонове: о жизни и творчестве, прочитать рассказ «Возвращение» | ||||
57 | А. П. Платонов «Возвращение» | Раскрыть основную тему рассказа, дать характеристику семье Ивановых, выявить авторскую позицию в рассказе, показать преодоление Алексеем Ивановым «самолюбия и собственного эгоизма», раскрыть гуманизм рассказа | Урок изучения нового материала | Портреты Платонова; иллюстрации к рассказу | Биография писателя Содержание рассказа Устная характеристика геронв | Сообщение уч-ся о жизни и творчестве писателя. Комментированное чтение отрывков из рассказа. Аналитическая беседа Работа с иллюстрациями Пересказ отдельных эпизодов | Ответить на вопросы к рассказу | ||||
58 | А. Ахматова «Я живу, как кукушка в часах...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Читатель», «Мужество» | Познакомить с биографией поэтессы, показать патриотическую направленность лирики Ахматовой, раскрыть традиции народной поэзии и русской классики в её творчестве, врспитывать интерес к творчеству поэтессы | Урок изучения нового материала | портрет А. Ахматовой | Анализ лирического произведения | Сообщение учителя о жизни и творчестве А. Ахматовой Ответы на вопросы к ст-ю. Формирование навыков выразительного чтения Отработка навыков анализа ст-я | Выучить наизусть ст-е А. Ахматовой «Мне голос был..» | ||||
59 | А. И. Солженицын «Матренин двор» | Познакомить с биографией писателя, показать изображение писателем судьбы Матрёны как воплощение подвижничества, бескорыстия и деятельного добра, воспитывать интерес к творчеству писателя | Урок изучения нового материала | Портреты писателя | Биография писателя | Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя. Комментированное чтение отрывков из рассказа. Аналитическая беседа Работа с иллюстрациями | Ответить на вопросы к рассказу | ||||
60 | А. И. Солженицын «Матренин двор» | раскрыть идею национального характера в рассказе, обобщающий смысл слов о «праведнике, без которого по половице, не стоит село»; воспитывать гуманность | Урок совершенствования ЗУН | Лит. в шко ле №11 – 04 Магариф №12 | Композиция рассказа | Аналитическая беседа по вопросам из учебника Развёрнутые ответы на поставленные вопросы Потверждение своего мнения цитатами из текста Развитие навыков и умений внимательно вчитываться в текст | Устное сочинение о героине рассказа по данному плану | ||||
60 | Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме...», «Снег идет» | Дать биографическую справку о поэте, показать философское осмысление им жизни, выразительность стихотворной речи | Урок изучения нового материала | Портрет поэта | Анализ лирического произведения | Выразительное чтение ст-й Отработка навыков анализа ст-я Ответы на вопросы к ст-ю Работа с иллюстрациями | Выучить наизусть ст-е «Снег идёт» | ||||
61 | В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет» | Систематизировать знания уч-ся по биографии и изученным произведениям писателя, показать своеобразие сюжета рассказа, красоту души героев произведения, непреходящую историческую память народа | Урок изучения нового материала | Портреты писателя | Знание биографии писателя Умение анализировать текст | Сообщение уч-ся о жизни и творчестве писателя Развитие умений и навыков связной речи, логического мышления, умения цитировать Комментированное чтение отрывков из пр-я | Письменно ответить на вопрос: « Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?» | ||||
62 | Н.М. Рубцов «Привет, Россия…», «Русский огонек», «Поэзия» | Дать биографическую справку о поэте, показать животворящую любовь поэта к людям, к родной природе, раскрыть мотивы одиночества в лирике поэта и их преодоление, показать сквозные образы поэзии Рубцова | Урок изучения нового материала | портрет Н.М. Рубцова; иллюстрации | Знание биографии писателя Умение анализировать текст | Выразительное чтение ст-й Отработка навыков анализа ст-я Ответы на вопросы к ст-ю Работа с иллюстрациями | Выучить наизусть ст-е «Привет, Россия» | ||||
63 | Ч. Айтматов «Белый пароход» («После сказки») | Познакомить с биографией писателя, показать гуманистический пафос повести, раскрыть идею взросления человека, осуждение жестокости и бездуховности, раскрыть роль легенды о Рогатой матери-оленихе в композиции произведения | Урок изучения нового материала | Портрет Ч. Айтматова | Умение анализировать текст | Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя Развитие умений и навыков связной речи, логического мышления, умения цитировать Комментированное чтение отрывков из пр-я | Ответить на вопросы к пр-ю | ||||
64 | Вн. чтение. Каждый выбирает (по рассказу Ф. Искандера «Возмездие») | Привлечь внимание учащихся к проблеме соразмерности цели и средств, избираемых для ее достижения; продолжить совершенствование навыков сопоставительной характеристики персонажей; развития умения аргументировать. | Урок изучения нового материала | «Вокруг тебя мир», диск | Умение анализировать текст | Аналитическая работа по тексту Выполнение исследовательского задания: сравнительная характеристика Моти и Керопчика: Портретная хар-ка, речевыехар-ки, поступки (выборочный пересказ), восприятие героев другими персонажами | Раздел «Мы выбираем» . Напишите, о каком выборе идёт речь | ||||
Зарубежная литература | |||||||||||
65 | Ж.. Верн «Таинственный остров» | Дать краткую биографическую справку о писателе, показать Ж. Верна как основоположника жанра научно-фантастического романа, показать борьбу человека за овладение Вселенной, гимн науке, созидательной мысли и труду в романах Ж. Верна | Урок изучения нового материала | Портрет писателя, иллюстрации к роману | роман | Комментированное чтение отрывков из пр-я Развитие умений и навыков связной речи, логического мышления, умения цитировать | Краткий пересказ содержания отрывка | ||||
66 | Р.р. Подготовка к сочинению «Моя любимая книга» | Урок совершенствования ЗУН | Выставка книг | Знание текстов изученных произведений | Индивидуальная работа. Составление плана сочинения. Сбор материала, подборка цитат | Закончить сочинение | |||||
67 | А. Конан-Дойл «Пестрая лента» | Дать краткую биографическую справку о писателе, обсуждение прочитанного | Урок изучения нового материала | Умение анализировать текст | Комментированное чтение отрывков из пр-я Развитие умений и навыков связной речи, логического мышления, умения цитировать | Ответить на вопросы к рассказу | |||||
68 | Резервный урок | Список литературы для внеклассного чтения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...