Урок по творчеству В. А. Жуковского
план-конспект урока (литература, 9 класс) по теме
На уроке рассматривается романтическое творчество В. А. Жуковского, анализируются элегии "Сельское кладбище", "Вечер", "Море", отрывок из стихотворения "Невыразимое".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tvorchestvu_zhukovskogo.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Человек и природа в творчестве В. А. Жуковского.
Цель: познакомить учащихся с творчеством поэта-романтика; проследить, как он проявляет интерес к внутреннему миру личности, как дает изображение природы, в каких соотношениях находятся человек и природа в его элегиях .
проникнуть в «тайники души» поэта, научиться у него видеть и понимать природу.;
научить учащихся общению с автором через восприятие лирического текста;
развивать эмоциональное восприятие прекрасного, творческое мышление;
формировать интерес к поэзии;
приобщать к отечественному культурному наследию.
Оборудование: тексты стихотворений, портрет В. А. Жуковского.
Ход урока.
Весь мир в мою
Теснился грудь…
В. А. Жуковский.
Слово учителя. Василий Жуковский… Кто он?
Ответы уч-ся: Переводчик. Организатор литературной группы «Арзамас». Учитель Пушкина. Высокий сановник. Ходатай за декабристов. Воин, участник сражения с Наполеоном. Поэт…
Слово учителя. Да, все это он. Эпоха вместилась в нем. Но вернее всего, он основатель фундамента, на котором воздвиглось сложное и стройное здание российской поэзии.
Общеизвестно, какую благодатную роль сыграл Жуковский в развитии «молодого чудотворца» Пушкина, который позже, став известным поэтом, так об этом будет вспоминать в одном из своих стихотворений, посвященном Жуковскому:
И славный старец наш, царей певец избранный,
Крылатым гением и грацией венчанный,
В слезах обнял меня дрожащею рукой.
И счастье мне предрек, незнаемое мной.
Через многие десятилетия откликнулся Жуковский в другом русском поэте.
«Первым вдохновителем моим был Жуковский», - писал А. Блок.
От Пушкина до Блока В. А. Жуковский был вдохновителем поэтов – удел необычайный.
Явившись в поэзии на заре XIX века, Жуковский сделал для ее развития то же, что Карамзин для русской прозы. Он стал основоположником целого направления в литературе – романтизма.
Беседа о романтизме.
- Дайте определение романтизма.
Романтизм – художественное направление и метод в искусстве европейских стран, сформировавшееся с к. 18 – н. 19 в.в. Для романтизма характерны резкий раскол, разрыв, несовместимость идеала и действительности, отрицание буржуазного общества как враждебного красоте и человечности, выдвижение в противовес ему идеалов, воплощающих мечту о совершенстве мира и человека.
- Назовите основные черты романтизма.
- провозглашение сильной, сложной, глубокой личности;
- интерес ко всему экзотическому, сильному, возвышенному;
- переживание разлада с действительностью. Романтик не удовлетворен действительностью, разочарован в ней; мечтая о лучшем будущем, создает образы и картины жизни, отвечающие его идеалам;
- стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
- Какой пейзаж характерен для романтического произведения?
Типичный романтический пейзаж – это море, горы, небо. Природа, на фоне которой разворачиваются события, воспроизводится в ярких, контрастных красках.
Слово учителя.
Как известно, в творчестве Жуковского романтизм приобретает иной характер.
- Каковы же особенности романтизма Жуковского?
(учащиеся высказывают свои наблюдения, учитель дополняет)
Центральное место в жанровой системе его лирики занимают новые жанры: элегия, элегическое послание и песня. В наибольшей степени эти три жанровые формы соответствовали тенденциям формирующегося романтизма, его обращенности к индивидуальному человеку, его лирическому пафосу, характерному для него ощущению драматизма и катастрофичности бытия. Именно это состояние мира и человека более всего выражала романтическая элегия, классиком которой сделался в русской поэзии Жуковский. Мотивы рано увядшей молодости и безвременно охладевшей души, в окружении которых является лирический персонаж его элегий, юноша-поэт, вызваны своеобразным переживанием перехода от гармонии к дисгармонии, чувством конца «золотого века» и сознанием беззащитности личности перед раскрывшейся жизнью.
Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
К протекшим временам лечу воспоминаньем…
О дней моих весна, как быстро скрылась ты
С твоим блаженством и страданьем!
Эти строки из элегии «Вечер», одного из средоточий ранней поэзии Жуковского.
Слово учителя.
Итак, одним из жанров творчества поэта была названа элегия. Мы уже знакомы с этим жанром.
Задание. Вспомните, что такое элегия. (Это жанровая форма лирики. Выявилась и определилась в Древней Греции в VI веке до н. э. В новой европейской литературе становится выражением философских размышлений, грустных раздумий, скорби).
Приметной вехой на этом пути явилась элегия «Сельское кладбище». С ее появлением современники окончательно убедились, что Жуковский «совершил переворот», став поэтом нового типа, отличного не только от одописцев поры классицизма, но и от представительной «чувствительной» лирики сентиментализма. Новому времени был нужен новый жанр. Белинский заметил: «Элегия наповал убила оду; уныние, грусть, разочарование, сомнение, гамлетовское раздумье – вот что вошло в храм русской поэзии».
Слово учителя.
«Сельское кладбище» является переводом элегии английского поэта-сентименталиста Т. Грея. Она многое в поэзии Жуковского предварила и знаменовала. Что же особенного, необычного вы заметили, читая элегию дома? Что в ней преобладает?
Учащиеся делают вывод, что в элегии автор проявляет интерес к внутреннему миру личности, стремится запечатлеть природу человека, ту сторону человеческой души, которая обращена к вечности.
Беседа по содержанию элегии.
- Какая картина разворачивается перед нами?
(Жуковский воспевает участь мирных поселян, покоящихся на обычном деревенском кладбище).
- Обратите внимание на могилы.
(Они не украшены пышными памятниками, как могилы знаменитых людей).
- Что же подкупает в них?
(Люди, покоящиеся в них, видимо, не совершали подвигов, но зато и не творили зла. Их душа чиста, совесть не запятнана, и потому все симпатии на стороне скромных земледельцев).
- Какие черты романтизма вы увидели в элегии?
Прежде всего изображается необычная ситуация, несколько даже странная. И это вызывает необычные отклики в душе человека. Например, Жуковский помещает своего лирического героя ночью на кладбище, перед некогда пышной усыпальницей. Может ли он в этой отстраненной ситуации чувствовать и мыслить точно так же, как в заурядном бытовом окружении? Разумеется, нет: он почти неизбежно должен задуматься о бренности бытия. Поднявшись над суетной повседневностью, лирический герой задумывается о вечности. О связи времен, объединяющей разные эпохи.
В финале стихотворения возникает образ чувствительного «певца природы», чуждого суеты и славы, рано простившегося с жизнью:
Прискорбный, сумрачный, с главою наклоненной,
Он часто уходил в дубраву слезы лить,
Как странник, родины, друзей, всего лишенный,
Которому ничем души не усладить
Слово учителя.
Продолжаем говорить о романтизме Жуковского. У него очень искренни и душевные переживания, и картины природы. Чтобы понять это, давайте обратимся к элегии «Вечер».
. Беседа по прочитанной дома элегии «Вечер».
- Найдите, какие подробности и оттенки подмечает поэт в природе.
(он видит померкшие края облаков, угасающий луч зари, слышит плеск речных струй, тихое веяние прибрежного ветра, легкий трепет ив).
Никто еще не писал о природе так проникновенно, с такой любовью. Но Жуковский не просто рисует картину природы.
- Перечитайте вечерний пейзаж. Почему в 1-й строфе так настойчиво повторяются слова, обозначающие увядание: «вечер», «померкнули», «потухший», «угасает»?
(чтобы вызвать определенное настроение. Поэт создает атмосферу светлой грусти, легкой печали).
- Покой природы поэту отраден. Докажите это словами из текста.
(при зыбком блеске луны ему вспоминается «друзей священный круг», «песни пламенны и музам и свободе»).
Минорное настроение оказывается радостным: светлое чувство в душе поэта вызывает само созерцание природы, переживание ее красоты.
- Что, по-вашему, главное в стихотворении?
(конечно, не сам вечер, а настроение и чувства поэта. То есть, «пейзаж души»).
- Обратите внимание на строки, заключающие стихотворение.
(даже восклицание о возможности близкой смерти не грозит тоской. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях).
- И все-таки, ощущение обреченности господствует в этом стихотворении. В чем же заключается его трагизм?
Стихотворение выражает по существу трагическое переживание человеческой смертности.
Трагизм подчеркнут образом умирающей юности, включением в пейзажный фон такой детали, как могила юноши.
Элегии Жуковского вообще лишены тонов мрачности и отчаяния. В них, скорее, преобладает тихая покорность судьбе. Тем не менее здесь есть трагический колорит: ведь обреченность испытывает единичная человеческая личность. Одинокое «я».
Вывод учителя: эта хрупкость личности перед миропорядком, эта ее незащищенность и составляют лирическое содержание «Вечера».
- Сделайте вывод, в чем же значение элегии для развития романтизма?
(В элегии «Вечер» глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического «я» автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний).
Слово учителя.
По жанровому типу элегии Жуковского пейзажно-медитативные: помимо лирического размышления, в них обязательны развернутые описания природы. Это и фон медитаций поэта, но и не только фон, природа здесь существует не столько в своем материальном качестве, сколько продолжая настроение лирического героя. Жуковский показал, что такое психологический пейзаж, как изображение может стать выражением душевного состояния. В элегии «Вечер», например, уже сама вечерняя, закатная обстановка несет в себе символику печали. Пейзажные зарисовки играют роль знаменования той психологической жизни, которая передана в стихотворении.
По утверждению Белинского, «изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственной жизнью души и сердца, исполненная высшего смысла и значения». Романтическое восприятие природы было свойственно поэту и в более поздний период его творчества. В этом нетрудно убедиться, обратившись к элегии «Море» (1822).
Чтение элегии «Море».
- Какие картины рисует поэт?
(Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. В спокойной морской глади отражается чистая лазурь неба, «облака золотые», блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее).
- Но как ни прекрасно море, не только оно занимает воображение поэта. Нетрудно заметить, что Жуковский хочет сказать еще о чем-то сокровенном, дорогом ему. Чем представляется ему море?
(Море представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну»).
- С этой целью автор использует метафоры, олицетворения. Найдите их в тексте.
(море «дышит», оно наполнено «смятенной любовью», тревожной думой»).
- Поэт обращается к морю с вопросом, словно к человеку: «Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?» Не кажется ли вам, что в разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика?
( Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно. Вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него»).
Читается стихотворение «Невыразимое» (Отрывок).
Перед нами – гениальный парадокс, прекрасное, волнующее стихотворение о бессилии стихов «пред дивною природой». Жуковский не первый, кто поставил вопрос таким образом; он только продолжатель традиций немецкой «романтической иронии», которая заключалась в осознании художником принципиальной невозможности полностью воплотить свои смутные ощущения и прозрения («святые таинства») в слове:
Невыразимое подвластно ль выраженью?
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Язык позволяет выразить только то, «что видимо очам». Найдите цитату об этом:
…сей пламень облаков
по небу тихому летящих,
сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката…
- А когда искусство «обессиленно безмолвствует» и «лишь молчание понятно говорит»?
(когда автор хочет воплотить в слове то, «что слито с сей блестящей красотой»).
То есть, то необъяснимое душевное смятение, что влечет в «беспредельное»: «Горе (т.е. вверх) душа летит…».
Значит, «живая» душа и «мертвый» язык – 2 непримиримых полюса стихотворения.
- Что придает взволнованность звучанию в этом лирическом шедевре? Обратите внимание, каков размер стихотворения, какова лексика, какие предложения по цели высказывания, слова какой части речи встречаются.
( вольный ямб, строфическая неупорядоченность, риторические вопросы, усиленные анафорами указательного местоимения «сей» («сия», «сие», «сии»), лексика высокого стиля).
- Почему же «невыразимое»? Прав ли Жуковский? Не кажется ли вам, что причина не в «мертвенности» языка, а в том, кто этим языком пользуется?
(Да. Наверное, большой поэт всегда найдет средства вдохнуть в языковой материал живое тепло. И тогда сказанные поэтом слова обжигают читателя правдой чувства и глубиной выстраданного автором человеческого опыта).
Я думаю, вы согласны с тем, что стихотворение «Невыразимое» относится именно к этому разряду.
Поэт Жуковский стремился воспевать любовь и счастье. Но нерадостные жизненные наблюдения и драматические личные обстоятельства привели к тому, что он стал певцом грусти, душевной скорби: «Увы, он знал любви одну лишь муку…»
- Какое у вас сложилось мнение о лирике Жуковского?
( лирика Жуковского не была унылой, хотя он сам часто употреблял этот эпитет. Она была нежной, трепетной, вдохновенной.
Лирика Жуковского привлекает нас удивительной чистотой чувств, верой в конечное торжество любви над жестокостью и злом).
Романтические стихи Жуковского – своего рода лирический дневник поэта, биография его души. Он и сам утверждал: «Жизнь и поэзия – одно».
Полное совпадение лирического героя с личностью автора, погруженность поэта в свой внутренний мир – таковы характерные признаки элегической лирики Жуковского.
- Сделайте вывод о том, как соотносятся в стихотворениях В. Жуковского образы природы и человека.
( учащиеся делают свои выводы о том, что природа и человек выступают как единое целое)
Анализ и чтение стихов Жуковского еще раз убеждает нас в искренности слов Пушкина:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
Дом. задание: прочитать др. стихотворения: «Весеннее чувство», «Мотылек и цветы», «Дружба»). Обратить внимание на выразительность стиха Жуковского, на его проникновенный лиризм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по творчеству В.А.Жуковского
Урок посвящен формированию умений чтения лирического стихотворения...
Жизнь и творчество В.А.Жуковского. Сказка "Спящая царевна"
Материал к уроку по творчеству В.А.Жуковского...
Урок литературы по творчеству В. А. Жуковского
Баллада В. А. Жуковского "Светлана"....
Презентация к уроку по творчеству В.А.Жуковского
Обучение сочинению-эссе в 9 классе...
Презентация к уроку "Жизнь и творчество В.А. Жуковского
Русский поэт, переводчик, один из основоположников русского романтизма В.А. Жуковский...
Фольклорные традиции в творчестве В. А. Жуковского на примере баллад «Светлана» и «Людмила»
Научная работа....
Урок литературы в 9 классе по теме "Жизнь и творчество В.А.Жуковского"
Урок проводится в форме деловой игры как «Заседание художественного совета». Уроку предшествует большая подготовительная работа, рассчитанная на две недели, поэтому такая форма урока про...