Тематическое планирование монографической темы по литературе в 8 классе.
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Хочу предложить вам разработку тематического планирования монографической темы по литературе в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование монографической темы по литературе в 8 классе. | 35.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование монографической темы по литературе в 8 классе
«А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
(Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. /
Авт.-сост. В.Я. Коровина. М., 2009.)
Учитель — Дряхлова Т.Е.
Урок 1
А.С. Пушкин – историк.
«История Пугачевского бунта»
Цели урока: расширить представления учеников о личности А.С. Пушкина как историка; ознакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».
Тип урока: объяснения нового материала (сообщения (усвоения) новых знаний).
Вид урока: смешанный (вступительное занятие + урок чтения текста).
Этап урока | Рассматриваемые вопросы | Методы и приемы |
1. Подготовка к объяснению нового материала (5 мин.) | Интерес А.С. Пушкина к истории 18 века был постоянным и неугасимым. Именно в этом веке формировалось русское дворянство и все русское общество. Все, что было дорого и ненавистно поэту в России, корнями уходило в этот век. Поэтому он обращается к новому для себя жанру исторического романа. Замысел «Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин стал работать над «Историей Пугачева». Перед ним предстали люди и события, о которых не прочитаешь и которых не выдумаешь. | Слово учителя (репродуктивный метод) |
2. Объяснение нового материала (35 мин) | Первым исследователем событий крестьянской войны 1773-1774, возглавленной Емельяном Пугачевым, стал неожиданно для себя и своих читателей А.С. Пушкин. Пугачев как вождь и вдохновитель крестьянского восстания с самого начала 1833 г. Оказывается в центре литературных и научно-исследовательских интересов Пушкина. В его тетрадях появляется план исторической повести о Шванвиче, из которой выросла потом «Капитанская дочка». Михаил Шванвич начал военную службу ефрейтором в (1765). В Октябре 1773 г он с командой был послан к Оренбургу, осажденному войском Е.И. Пугачева, они приблизилась к деревне Юзеевой, где в ночь на 6 ноября были внезапно окружены и атакованы пугачевскими отрядами, а вскоре капитулировали. Пленников пригнали в Бердскую слободу, представили Пугачеву и привели к присяге на верную службу новоявленному "императору Петру Третьему".Отмечая службу Шванвича, Пугачев пожаловал ему шубу с "царского плеча", а в январе 1774 произвел в атаманы солдатского полка. Однако благосклонность Пугачева и оказываемые им знаки "монаршей" милости не радовали Шванвича. Он под предлогом болезни стал уклоняться от службы, обдумывать возможности побега.23 марта 1774 г. офицер бежал в Оренбург, принес повинную властям, но был арестован и заключен в тюремный острог. Образ Шванвича фигурирует в первых набросках плана "Капитанской дочки". С 1833 года Пушкин начинает работать над документами. Чтобы посетить края, где пылал «мятеж», узнать о казачьем войске, побеседовать с очевидцами Пушкин совершает поездку по пугачевским местам. Итак, в 1833 году Пушкин отправился на Волгу и Оренбургские степи собирать материалы для «Истории Пугачева». Одновременно зреет замысел нового романа. Сначала Пушкин хотел сделать главным героем офицера, перешедшего на сторону Пугачева. Но то, что он узнал, прочитал в архивах и услышал от очевидцев, укрепило его в мысли, что такой поступок был нетипичным для дворянина. В записке Николаю I Пушкин писал: «Весь черный народ был за Пугачева. Духовенство ему доброжелательствовало…Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства». Но «Капитанская дочка» - историческое исследование, это история людей, переплетенная с судьбой народа, страны. В этом заключается основной принцип повествования – принцип историзма. | Лекция учителя, конспектирование лекции (репродуктивный метод)
|
Комментированное Чтение отрывков из «Истории пугачевского бунта» | Выразительное чтение (метод творческого чтения) | |
Домашнее задание (5 мин) |
|
Урок 2
Жанровое своеобразие произведения.
Истоки формирования личности Гринева.
Цели: показать жанровое своеобразие произведения; проследить истоки формирования личности Петра Гринева; развивать навыки анализа текста.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный (урок чтения текста + анализа текста).
Ход урока
Этапы урока | Рассматриваемые вопросы | Методы и приемы |
(15 мин) | С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого (шла работа над "Историей Петра") и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-74 гг. Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась "История Пугачева". Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков. Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? "В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании" – так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему. Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени. Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия "жанр" в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения (например, наличию в нем характерных частей), наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д. Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они. В "Капитанской дочке" писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография. Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения. Суммируя вышесказанное, мы получаем: "Капитанская дочка" – роман о конкретном историческом событии (восстание Пугачева), здесь присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина, Пугачев и некоторые другие), но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной. К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития. Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками. Да и по своей морали он считает пугачевцев "шайкой", "разбойниками", а Пугачева – "бродягой", "самозванцем"; он осуждает "русский бунт". В этом заключается сходство Гринева с автором. | Лекция учителя (репродуктивный) |
| Вводная беседа (эвристический метод) | |
(20 мин) | Вопросы:
| Эвристическая беседа (эвристический метод) |
Домашнее задание (5 мин) |
|
Урок 3
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.
Гринев и Швабрин.
Цели: проследить путь духовного становления Гринева; развивать навыки анализа, пересказа.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный (пересказа + анализа текста).
Ход урока
Этапы урока | Рассматриваемые вопросы | Методы и приемы |
(15 мин) | Краткий пересказ главы «Крепость» (один ученик). - Как сейчас называется река Яик? Почему ее название было изменено? - Как охарактеризовал капитана Миронова генерал, старинный товарищ Гринева-отца Андрей Карлович? - Каким впервые предстает перед Гриневым комендант крепости, капитан Миронов? - Каковы первые впечатления Гринева от пребывания в крепости? - Какое впечатление при знакомстве произвел на Гринева Швабрин? | Индивидуальный опрос метод творческого чтения) Аналитическая беседа (эвристический метод) |
(10 мин) | - Кто и почему распоряжается в крепости? - Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? - Как проходила служба в крепости? - — Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? - Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие?
| Аналитическая беседа (эвристический метод) |
(10 мин) | Составление сравнительной таблицы поступков Гринёва и Швабрина . Рассмотреть, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина — Какой вывод мы можем сделать о понятиях чести у одного и у другого? (У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Постепенно он восходит к высшему проявлению чести — самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет. Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже). | Групповая работа: обсуждение вопросов учителя в группах, ответы на вопросы одним представителем от группы и запись ответов на вопросы всеми учащимися класса (эвристический метод) |
(3 мин) | Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к эпиграфу урока: “У нас ведь всё от Пушкина”. Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы вскоре встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций. | Слово учителя (репродуктивный метод) |
Домашнее задание (2 мин) |
|
Урок 4
Пугачев и народ в повести.
Цели: проверить знание устаревших слов; проследить путь духовного становления Гринева.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный (проверки знаний + анализа текста).
Ход урока
Этапы урока | Рассматриваемые вопросы | Методы и приемы |
(10 мин) | Объяснить значение слов: 1 вариант: посаженый отец, погост, алтын, бастион, элегия, протекция, кибитка. 2 вариант: недоросль, ментор, рекрут, сатисфакция, обедня, презреть, эпитафия. | Словарная проверочная работа (репродуктивный метод) |
(25 мин) | - Соответствует ли образ Пугачева в повести реальной исторической личности? - Почему автор изменил характер исторической личности в повести "Капитанская дочка"? - Каковы составляющие понятия "дворянская честь", по мнению Пушкина? - Как именуется Пугачев в официальном письме, пришедшем в крепость? - Кто Пугачев? Благородный разбойник или злодей? | Аналитическая беседа (эвристический метод) |
Узнать историческую правду и особенности художественного вымысла | Работа с таблицей (эвристический метод) | |
Пересказ главы «Приступ» - Что увидел Гринев, находясь на городском валу: похож ли был отряд Пугачева на шайку? - Как ведет себя Пугачев при наступлении на крепость, когда начала стрелять пушка и все "отхлынули назад"? - Охарактеризуйте поведение Пугачева во время расправы над комендантом и его женой. (Личностная оценка.) - Как отреагировали жители на приход Пугачева? - Как встретил Гринев Пугачева? - Как воспринял народ расправу Пугачева над Василисой Егоровной? | Пересказ главы (метод творческого чтения) Аналитическая беседа (эвристический метод) | |
Домашнее задание |
|
Урок 5
Средства характеристики героев повести.
Цели: выявить средства и способы характеристики героев, развивать навыки монологической речи.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный (творческая работа).
Этапы урока | Рассматриваемые вопросы | Методы и приемы |
(35 мин) | 1 вариант. Вспомните пророческий сон Гринева во 2 главе. Как сон сбылся? 2 вариант. Сопоставьте Гринева и Швабрина во время и после взятия Белгородской крепости. | Индивидуальный письменный опрос (метод творческого чтения) |
Выступление групп по главам 9-12 и обсуждение | Групповой опрос (метод творческого чтения) | |
Домашнее задание |
|
Урок 6
Тема любви в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели: проанализировать образ Маши Мироновой, понять, почему роман назван её именем; развивать навыки выборочной работы с текстом; воспитание понятий скромности, чести, целомудрия и возвышенной любви.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Ход урока
Этапы урока | Рассматриваемые вопросы | Методы и приемы |
(5 мин) | Тема любви — одна из любимейших тем пушкинского творчества. Это чувство для поэта всегда было священным. Оно всегда связывалось с такими понятиями, как чистота, благородство, святость. Сам Пушкин не раз был влюблён, и всегда это чувство вносило в его жизнь свет и вдохновение. Даже безответная любовь была полна для поэта очарования и светлой печали. Состояние влюблённости было для Пушкина естественным. Это точно выражено в строчках: И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может. В пушкинском творчестве создана целая галерея прекрасных женских образов: это и адресаты его любовной лирики, и героини произведений — Татьяна Ларина, Донна Анна, Маша Троекурова, Лиза Муромская, Земфира и т.д. Завершает эту галерею Маша Миронова. Так получилось, что это последний женский образ в творчестве Пушкина. | Слово учителя (репродуктивный метод) |
(30 мин) | Какой предстаёт перед нами Маша в главе «Крепость»? Найдите описание её внешности. Сразу ли возникает у Петруши Гринёва чувство любви к Маше? Проследите по роману, как возникает и развивается это чувство. Маша с первых же строк предстала перед нами робкой и застенчивой, но значит ли это, что она бесхарактерная? Какой момент в развитии любовных отношений Маши и Петра можно считать кульминационным? Как вы думаете, почему Маша, почтя это письмо, отказывается венчаться с любимым? О ком в этот момент она заботится? Расскажите о злоключениях Маши после взятия пугачёвцами Белогорской крепости. Какие качества характера проявила Маша в это время? Почему же роман назван не «Гринёв» — по имени главного героя, не «Пугачёв» — по имени предводителя народного восстания, а по имени Маши — «Капитанская дочка»? Обратимся к финальной сцене романа. Что просит Маша у государыни? Почему Екатерина Вторая при помиловании произносит фразу: “Я в долгу перед дочерью капитана Миронова”? В каком долгу? | Эвристическая беседа (эвристический метод) |
(3 мин) | Профессор Т.Алпатова пишет, что «Капитанская дочка» — “это первый русский реалистический роман о том, чего могло не быть, и просто — быть не могло. Роман о чуде, совершаемом любовью”. Да, всего этого на самом деле, скорее всего, не могло быть. Но гуманистическая мысль Пушкина заставляет и владык мира снисходить к бедам маленьких людей и, преклоняясь перед силой любви, творить добро. | Слово учителя (репродуктивный метод) |
Домашнее задание (2 мин) | Готовиться к итоговому уроку по повести «Капитанская дочка» (вопросы с.214-215) |
Урок 7
Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Цели: углубить понимание идейно - художественного богатства романа;
учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;
воспитывать нравственные качества у учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный.
Ход урока
Этапы урока | Рассматриваемые вопросы | Методы и приемы |
(10 мин) | Ученики отвечают на вопросы. | Устный фронтальный опрос (метод творческого чтения) |
(25 мин) | Выбор темы и составление планов. Учитель дает предложенные темы, комментарий к каждой теме и план. Ученики записывают. | Подготовка к сочинению (репродуктивный метод) |
Домашнее задание | Сочинение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕМЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ «А.С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Тематическое планирование монографической темы по литературе в 8 классе«А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»Литература. 8 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. /А...
Календарно-тематическое планирование тувинского языка и литературы 5 класса
Календарно-тематическое планирование. Тувинский язык. 5 класс. Автор и название программы: А.К.Ойдан-оол, Ш.Ч.Сат, Н.Д.Сувандии «Государственный стандарт, учебные программы по тувинскому я...
Календарно-тематическое планирование русский язык и литература 9 класс
планирование уроков русского языка и литературы в 9 классе...
Календарно-тематическое планирование русский язык и литература 10 класс
Планирование уроков русского языка и литературы в 10 классе...
Календарно-тематическое планирование по родной (русской) литературе 6 класс
Календарно-тематическое планирование по родной (русской) литературе 6 класс...
тематическое планирование по родной (русской) литературе, 6 класс
тематическое планирование по родной (русской) литературе, 6 класс...
Тематическое планирование по родной (русской) литературе, 5 класс
Тематическое планирование по родной (русской) литературе, 5 класс...