Презентация "Футуризм"
презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме
Презентация раскрывает основные этапы развития направления Серебряного века футуризм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
futurizm.ppt | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
футуризм - от futurum - будущее Футуристы - «будетляне»
Футуризм - авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Главой футуризма был итальянский поэт Маринетти.
из истории возникновения 20 февраля 1909 г. в «Манифесте о футуризме» Филиппо Маринетти впервые ввел термин футуризм применительно к итальянской литературе.
Время рождения футуризма – 1910 год, когда вышел первый футуристический сборник «Садок судей» , его авторами были Д.Бурлюк, В.Хлебников и В.Каменский.
Философские предпосылки : А.Бергсон, А. Шопенгауэр, Ф.Ницше Интуитивизм Нигилизм Критика традиционной культуры Идеал сверхчеловека
Эстетическая предпосылка – Символизм. В центре мира человек Игра со словом Отказ от недосказанности, туманности, мистицизма Воспевание пользы «Искусство для масс» Антиэстетизм общее различие
Футуризм Кубофутуризм Эгофутуризм В.Маяковский А.Крученых И.Северянин И.Игнатьев объединение "Центрифуга" Б.Пастернак Н.Асеев
Владимир Маяковский «Право творца созидать свой мир, соединяя несоединимое, видеть реальность чрез призму собственной души», - утверждал Владимир Маяковский в стихотворении «А вы могли бы?» Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня Косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы Прочёл я зовы новых губ. А вы Ноктюрн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб?
Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу»: «Только мы- лицо нашего времени… Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов… Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности…»
Футуризм был тесно связан с авангардными группировками художников 1910-х годов: «Бубновый валет» «Ослиный хвост» «Союз молодежи»
Футуризм в живописи «Авангард можно рассматривать как реакцию на возникновение новой техники… побудило их к попытке сконструировать произведение искусства как своего рода «эстетическую машину»… как обнаружение собственной конструкции».
Н.И. Альтман Портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Характер поэтессы передается с помощью четких, строгих линий, некую мягкость ее облику придают только струящиеся линии одежды и шали.
Картины «Композиция №7», «Синий гребень», «Москва. Красная площадь». В картинах Кандинского главное – цвет, взаимоотношение красок. Ожившая в красках музыка создает особый мир ритмов, цветовых пятен и энергетических сочетаний. Пятна и линии действуют как живые существа. Мир красок становится проявлением постоянно враждующих друг с другом начал, однако из этого противостояния, трагического сплетения рождается своеобразная гармония.
В картине Кандинского «Девушки в поле» человек воспринимается как центр мироздания, стабильность и устойчивость. Фигура человека в соответствии с принципами футуризма состоит из геометрических фигур.
«Квадрат Малевича – изображение мира как бестелесной и внеличной энергии. Это некое первоначало и первооснова, канон нового искусства»
Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном расцвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма. Художественное экспериментаторство в эпоху "серебряного века" открыло дорогу новым направлениям искусства XX столетия.