Школьный музей
статья по литературе по теме
Любой музей повышает образованность учащихся, расширяет их кругозор. Но, создавая в нашей школе литературно-краеведческий музей, мы, учителя литературы, не ставили перед собой цель: создать музей как таковой. Необходимость возникла, когда мы вдруг поняли, что наши дети не знают творчество местных писателей и поэтов. Любой школьный музей является для учащихся источником новых знаний. А школьный литературно-краеведческий музей способен еще и развить творческие потенциал учащихся. Краеведческий музей – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей стране. Использование в музейной пропаганде местных краеведческих материалов развивает у учащихся гражданские чувства: любовь к своей стране, к ее природе, гордость за своих земляков. Изучая произведения местных литераторов, истинных патриотов своей земли, они учатся любить и ценить природу родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkoln._muzey_2013.docx | 18.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Любой музей повышает образованность учащихся, расширяет их кругозор. Но, создавая в нашей школе литературно-краеведческий музей, мы, учителя литературы, не ставили перед собой цель: создать музей как таковой. Необходимость возникла, когда мы вдруг поняли, что наши дети не знают творчество местных писателей и поэтов. Любой школьный музей является для учащихся источником новых знаний. А школьный литературно-краеведческий музей способен еще и развить творческие потенциал учащихся. Краеведческий музей – одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей стране. Использование в музейной пропаганде местных краеведческих материалов развивает у учащихся гражданские чувства: любовь к своей стране, к ее природе, гордость за своих земляков. Изучая произведения местных литераторов, истинных патриотов своей земли, они учатся любить и ценить природу родного края.
Наш музей - дело всего учреждения образования, коллективный труд учителей и учащихся. Он возник 15 лет назад. Тогда, летом 1997 года, пригласили для оформления стен кабинета художника-профессионала, нашего родителя, Платонова Карла Петровича. Пока художник расписывал стены, накапливался материал. Очень скоро мы поняли, что кабинет перерастает в школьный музей. И осенью 1997 года состоялась презентация музея.
Основную смысловую нагрузку в оформлении музея несет на себе центральная (задняя) стена. На ней изображено Куликово поле. С XIV века Куликово поле считают символом единения русских людей. Об этом и рассказывает наш экскурсовод:
Россия – поле Куликово
У сердца матери-страны.
Степан Поздняков.
В нашем школьном литературно-краеведческом музее на стене художник изобразил Куликово поле. Слева – храм Сергия Радонежского, справа – Дмитрий Донской над поверженным ордынцем (фрагмент новгородского памятника «Тысячелетие России»), а в центре – в облаках – фигуры всадников. Некоторые посетители музея спрашивают: кто они, эти всадники? Почему одни – темного цвета, другие – светлого? Самых любознательных мы приглашаем поработать в музее и даем почитать литературу о далеких событиях 1380 года.
Для себя давно решили, что наша Родина начинается с Куликова поля. И каждый год осенью, в день годовщины Куликовской битвы отходят от школы несколько автобусов с учениками. Они везут всех желающих на поле, где решалась судьба славянских народов.
На другой стене нашего кабинета-музея художник изобразил загородный сельский пейзаж. Во все века природа вдохновляет писателя и поэта на творчество.
Мне где б ни жить
Под этой звездной синью,
Была бы лишь тропа моя светла,
Была бы только за окном Россия,
Ржаное поле, речка да ветла…
Владимир Большаков
На третьей стене художник изобразил достопримечательности нашего города. Здесь можно увидеть и химкомбинат, и железную дорогу в тупике, и Дворец химиков, церковь Нечаянной радости, детский парк и даже нашу школу.
Новомосковск – моя палитра
И вдохновение мое!
Это строки из стихотворения Степана Яковлевича Позднякова, который несколько лет жил в Новомосковске и воспевал наш город в своем творчестве.
Вдоль стен музея расположены витрины. Под стеклом находятся экспонаты. Это печатные материалы о писателях, которые нам удалось собрать, рукописи, книги, личные вещи писателей. Среди них есть последнее письмо Владимира Сергеевича Суворова, которое он прислал другу из больницы. Есть комсомольский билет Владимира Александровича Большакова, рукопись книги Александра Сергеевича Пешкова, многочисленные подарки Глеба Ивановича Паншина и многое другое.
На стенах нашего музея размещены стенды с портретами и краткой информацией о жизни и творчестве наших писателей и поэтов. Каждый экскурсовод рассказывает об одном из них. В настоящее время в музее работает уже второй состав экскурсоводов, так как первые экскурсоводы уже закончили школу. Тогда, 15 лет назад, был создан совет музея. Составлен план работы, заведена тетрадь отзывов и предложений.
Экскурсоводы нашего музея выступали по городскому радио, рассказывали о писателях, их творчестве.
Вместе с писателями мы посадили березовую аллею. Проводили легкоатлетические соревнования на приз Глеба Паншина, конкурсные сочинения на тему «Мой Новомосковск». Встречаемся в нашем кабинете-музее с писателями и поэтами Новомосковска, проводим презентации новых книг. Об этих встречах рассказываем в прессе.
Г.И. Паншин. В.С. Суворов. В.А. Зайцев. В.А. Большаков. Этих людей сейчас нет с нами. Совсем недавно они приходили к нам в школу, а сейчас их нет. «Ах, какая бы встреча была, если б все были живы мы…». У себя в школе мы проводили вечера Памяти писателей, ушедших от нас.
Мы проводим экскурсии и для наших гостей, учеников из других школ, и даже для родителей. Все они оставляют свои впечатления от экскурсий в Книге отзывов.
Частый гость нашей школы – В.В. Киреев. Он известен не только как писатель, но и как наставник, помогающий молодым поэтам. В сборнике «НЛО» («Новомосковское литературное объединение») появляются стихи наших учеников.
Встречаясь с литераторами, деятельность которых отражена в музейных материалах, дети учатся у них творчески мыслить. Кроме того, методика работы с учащимися в музее предполагает проявление исследовательских способностей. Знакомясь с биографией новомосковских писателей и поэтов, изучая их творчество, наши дети пишут стихи, рефераты, исследовательские работы, с которыми выступают на различных конференциях.
С исследовательскими работами учащиеся нашей школы выступают на различных конференциях. Областным центром детско-юношеского туризма мы были приглашены на VIII областную конференцию участников краеведческого движения «Тульский край – земля родная». Ученики тогда еще 8 класса выступили в секции Литературное краеведение с работами, которые назывались: «Притча о душе» (Жизнь и деятельность новомосковского писателя, поэта, журналиста В.А. Большакова), «Неизвестных миров старожил» (Жизнь и творчество В.С. Суворова), создали презентации этих работ и одна работа заняла третье место.
Мы принимали участие во Всероссийском конкурсе «Школьный музей: новые ракурсы» в рамках проекта «Музей, школа, Интернет». В номинации «фотомузей» представили пять фотографий экспонатов школьного музея и пояснения к ним в форме очерков. По результатам конкурса получили сообщение о том, что работы представлены на виртуальной выставке, были приглашены поучаствовать в дистанционном мастер-классе. Эти материалы о музее размещены на сайте МОУДО «ИМЦ».
В археологическом музее города проходила районная научно-практическая конференция «Как не любить мне эту землю…» (Патриотическое воспитание школьников на примере жизни и творчества писателей Тульского края). Наш музей помогал в организации этой конференции и четверо учащихся нашей школы выступили с докладами. С 2009 года в нашей городской библиотеке проходят областные краеведческие чтения, мы - ежегодные ее участники.
По итогам областного конкурса сочинений «Моя малая родина» Екатерина Власова была награждена Дипломом «за раскрытие необычайной личности и истоков творческой деятельности В.С. Суворова». Диплом подписан Председателем Центрального Совета Ассоциации музеев России В.И. Толстым.
В областном конкурсе на лучшее сочинение школьников, посвященном Дню Героев Отечества ученик нашей школы занял первое место. А. Потемкин писал о Почетном гражданине нашего города, писателе и общественном деятеле Г.И Паншине. Андрей был награжден поездкой в Москву для участия в общероссийской новогодней елке в Государственном Кремлевском Дворце. В Москве, как победитель конкурса, Потемкин Андрей встречался с полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко.
Четверо наших учащихся были приглашены на областную научно-практическую конференцию «Наука и цивилизация», которую проводит бизнес-центр. Работы были премированы Дипломом II и III степени, а выступление Кривошеевой Е. и Морякиной А. были опубликованы в сборнике «Материалы XI областной научно-практической конференции».
Шестой год в школе выпускается газета «Читай-ка», в которой помещают заметки сотрудники школьного музея. Рубрика «Наш музей зовет друзей» постоянно знакомит читателей газеты с новыми стихами наших поэтов. Выпущено два сборника стихов «Мы рождены для вдохновенья».
Наш школьный литературно-краеведческий музей не паспортизирован. Он находится в кабинете, где каждый день идут уроки (это не отдельное помещение), в нем немного подлинных экспонатов, экспозиции создавались не профессионалами, а самими детьми и их учителем… И все-таки он нам очень дорог, наш маленький музей. Он работает, развивается, а значит, воспитывает в учащихся любовь к родному городу, к людям, в нем живущим, к родному слову. Испытывая потребность в активном изучении творчества писателей и поэтов, наши дети приобщаются к литературной исследовательской деятельности. Глубокое исследование творчества талантливых людей и личное знакомство с интересными личностями пробуждает детское творчество. Все это делает наш музей «живым», интересным ученикам и учителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный музей А.С.Пушкина.
Материал содержит некоторые аспекты педагогической пушкинистики и методические разработки Пушкинского праздника. Школьный музей представлен экскурсиями: "Пушкин в Захарове", "Няня Пушкина", "История с...
Школьный музей.
Созданный в школе музей 5 дивизии народного ополчения помогает при изучении истории и проведении внеклассных мероприятий....
Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"
Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
« Проект « Школьный виртуальный школьный музей»"
Метод проектов широко используется в школьной практике и как нельзя лучше подходит для разработки веб – сайта. Работа над проектом сайта краеведческой тематики дает уникальное сочетание научных ...
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"
Выступление на семинаре руководителей школьных музеев "Школьный музей - центр воспитательной работы школы"...
Урок в музее. Урок "Производство ткани". Конспект занятия в школьном музее "Русь народная".
В музее «Русь народная» были проведены учебные занятия по технологии для учащихся 5-х классов. Тема интерактивных занятий: «Получение пряжи и ткани. Ткачество». Данный конспект...