"Герой, Отечества спаситель..."
творческая работа учащихся по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Герой ,Отечества спаситель.
Герой ,Отечества спаситель!
Прими от сердца должну дань;
Бог наш защитник,покровитель,
тебя нам ниспослал на брань!
( К.Ф. Рылеев «Ода князю Смоленскому» ,1814)
Ветка рябины с налипшей ледовой шубой царапала стекло. Делала она это монотонно, через равные промежутки времени. И этот скрип раздражал Михаила Илларионовича Кутузова, напоминая полководцу о зиме 1812 года. Он вообще часто об этом вспоминал, о той великой ответственности, которая легла на его плечи, о России-матушке, о простом народе – победителе…
Михаил Илларионович поудобнее устроился в постели, слуга поплотнее закутал ему ноги. Глядя единственным взглядом на огонь в камине, Кутузов вспомнил своё детство. Любил маленький Миша смотреть на огонь, всегда он его привлекал буйством красного, оранжевого, силой необыкновенной.
Вспомнились и родители.
-Рано я остался без матери, всего пять-шесть лет мне и было-то от роду. А моему брату и сестрам – Анне, Семёну и Дарье - и того меньше. Серьёзным, умным человеком был мой батюшка. Военный инженер, преподавал в военной Инженерно-артиллерийской школе, куда в 12 лет поступил и я. Основателем этой школы был сам Пётр Первый. Через 2 года, окончив школу с отличием, я был произведен в прапорщики. А уж в 14 лет закончилось моё детство, и началась военная служба.
Кутузов прикрыл глаз, что-то бормоча. Постепенно речь становилась тише ,невнятнее…
Вдруг старик поднял голову, сон как рукой сняло. Опять рябиновая ветка царапнула стекло, будто кто-то постучал, не разрешая спать. Михаил Илларионович поморщился, проговорил недовольно:
- Ведь сколько раз хотел приказать спилить эту рябину, но никак не могу решиться. Уж больно хороши её гроздья, а с наступлением морозов так сочны и терпки её ягоды. Рука не поднимается уничтожить красоту. Люблю я рябину и берёзу, самые русские,самые родные деревья.
В комнату вошёл слуга - преданный, верный человек, прошедший с Михаилом Илларионовичем все огни и воды. Укоризненно покачал головой, как бы говоря этим: мол, непорядок. Опять не спите. Всё думаете, думаете о чём-то. Зажёг свечу, подбросил дров в камин.
Седой старик в кровати пошевелился, вытянул ноги, укрытые тёплым пледом, потёр затёкшие руки, закрыл свой единственный глаз и опять оказался в Прошлом…
-Начало Отечественной войны 1812 года, июль месяц. Да, именно в июле я, Кутузов- генерал был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения.
На начальном этапе Отечественной войны 1-я и 2-я Западные русские армии откатывались под натиском превосходящих сил Наполеона. Неудачный ход войны и побудил дворянство требовать назначения командующего, который бы пользовался доверием русского общества.
Волнение в народе, беспокойство и раздражение в дворянстве, нелепое поведение потерявшей голову Марии Федоровны и царедворцев, бредивших эвакуацией Петербурга, — все это в течение первых дней августа 1812 г. сеяло тревогу, которая возрастала все больше и больше. Отовсюду шел один и тот же несмолкаемый крик: «Кутузова!»
«Оправдываясь» перед своей сестрой, Екатериной Павловной, которая точно так же не понимала меня, не любила и не ценила, как и ее брат, Александр I писал, что он «противился» назначению Кутузова, но вынужден был уступить напору общественного мнения и «остановить свой выбор на том, на кого указывал общий глас» ...
Верили мне люди, глубоко потрясенные грозной опасностью. Верили в то, что внезапно явился спаситель, — вот как можно назвать это чувство, непреодолимо овладевшее народной массой. Народ встречал меня повсюду с восторгом. Все жители городов выходили навстречу, отпрягали лошадей, везли на себе карету; древние старцы заставляли внуков лобызать стопы мои; матери выносили грудных младенцев, падали на колени и подымали их к небу! И стар и млад называл меня спасителем. Не мог я не оправдать доверия народного.
8 августа 1812 г. Александр I принужден был подписать указ о моём назначении главнокомандующим российских армий, действующих против неприятеля, на чем повелительно настаивало общее мнение армии и народа.
- Много пережито, выстрадано… Но русский народ не сломить, не победить. Силён, ох силён наш народушка! Вечером 25 августа Бородинское сражение окончилось. Наполеон сам потом признавался: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а Русские стяжали право быть непобедимыми» . В этом кровавом бою легло в общей сложности 80 тысяч человек. И, между прочим, среди них 49 генералов. Вот какие люди сложили свои головушки! Кутузов смахнул слезу, сентиментальным стал он к старости. Да и как тут не заплакать?! Под Барклай де-Толли, искавшим смерти, было убито и ранено 5 лошадей, а сам он остался целым. А батарея Раевского? Вот где совершались подвиги беспримерной храбрости. Русские и французы владели ей попеременно.
-Как сейчас помню счастливый миг – конец сражения. В руках оставшихся живых замелькали каски, все повернулись в одну сторону, и даже какой-то раненый, приподнявшись над горой трупов, тоже потрясает саблей. Вот оно, величие русского духа.
Михаил Илларионович самодовольно усмехнулся:
-Наполеон часто презрительно высказывался о противостоящих ему полководцах, при этом не стесняясь в выражениях. Характерно, что он избегал давать публичных оценок моему командованию в Отечественной войне, предпочитая возлагать вину за полное уничтожение своей армии на «суровую русскую зиму». Ну и бог с ним. Историю не обманешь и не перепишешь. Да я и не в обиде, надо же как-то оправдаться перед потомками…
Потомки…Мои потомки… Женился я только в 30 лет, когда был уже полковником, в 1778 году. Супруга, Екатерина Ильинична , - дочь генерал-поручика Ильи Александровича Бибикова , сына екатерининского вельможи Бибикова. Счастлив я в браке,родила Екатерина Ильинична мне пятерых дочерей (единственный сын, Николай, умер от оспы в младенчестве). Михаил Илларионович вздохнул, голова упала на грудь, полководец заснул. В глубине дома мяукнула кошка, кто-то на неё шикнул. Михаил Илларионович вынырнул из забытья . На память пришла вчерашняя встреча с Александром Первым. Царь прибыл навестить фельдмаршала. А может быть, проститься приезжал? Уж очень я слаб.Чувствует, что дни мои сочтены. Как это он сказал: «Прости меня, Михаил Илларионович!»
«Я прощаю, государь, но Россия вам этого никогда не простит», -так я ему ответил. Может быть, грубовато сказал. Понимаю. Но никогда не кривил я душой, не двурушничал. Поэтому так и ответил государю. Считаю, правильные слова. А потомки нас рассудят…
На следующий день, 16 (28) апреля 1813 г., полководца не стало.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. П. Р. Ляхов “Великие полководцы”, 2002 год.
2. “Энциклопедия знаменитых россиян”, 2001 год.
3. В. Н. Балязин “1000 занимательных сюжетов из русской истории”, 1995 год.
4. В. И. Лесин “Бунтари и воины”
5. С. Г. Пушкарёв “Обзор русской истории”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока + презентация урока на тему: "Спасители Отечества. Конец Смуты"
Цель:выявить конкретные проявления кризиса в обществе и государстве, причины, вызвавшие паралич и развал общества....
Классный час на тему: «СПАСИТЕЛИ ОТЕЧЕСТВА»
Тема: «Спасители Отечества». 4ноября - День народного единства.Цель: · привести учащихся к новому уровню осмысления соврем...
Мастер-класс учителя истории по теме "Славные страницы истории Российской Александр Невский – защитник и спаситель Руси. Национальный герой".
Мастер-класс учителя истории на конкурс "Учитель года", проводился на учителях. Использовались карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII веке», «Схема Невской битвы», «Схе...
Викторина ко Дню Герое Отечества
Викторина ко Дню Героев Отчества. То, что должны знать и помнить!!!!...
Минин и Пожарский – спасители Отечества.
Четвёртого ноября в нашей стране отмечается праздник - День народного единства. Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник? Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября ...
конспект урока "Спасители Отечества".
конспект урока по теме" Спасители Отечества" 10 класс....
Классный час:ТУРНИР – «ГЕРОЙ ДНЯ» (Мероприятие, посвященное Дню защитников Отечества)
Цели:1. Развитие умений работать в команде, сплочение классного коллектива.2. Укрепление благоприятного психологического климата в клас-се, гуманизации отношений.3. Воспитание у школьников общечеловеч...