КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ В.С.ВЫСОЦКОГО «Я, КОНЕЧНО, ВЕРНУСЬ…»
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
ЦЕЛИ:
- познакомить учащихся с личностью В.С.Высоцкого;
- показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии, подчеркнуть силу его стихов и песен;
-развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом, чувствовать и передавать в чтении то, что тревожит, волнует автора;
-развивать артистические, художественные способности ребят;
-воспитывать у учащихся стремление занимать активную жизненную позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_kompozitsii_po_tvorchestvu_v.vysotskogo.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПОЗИЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ
В.С.ВЫСОЦКОГО «Я, КОНЕЧНО, ВЕРНУСЬ…»
ЦЕЛИ:
- познакомить учащихся с личностью В.С.Высоцкого;
- показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии, подчеркнуть силу его стихов и песен;
-развивать устную речь учащихся, умение свободно владеть словом, чувствовать и передавать в чтении то, что тревожит, волнует автора;
-развивать артистические, художественные способности ребят;
-воспитывать у учащихся стремление занимать активную жизненную позицию.
ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА:
На сцене портрет В.С.Высоцкого с гитарой, справа эпиграфы:
Как там у Вас с мерзавцами? Бьют?
Поделом. Ведьмы Вас не пугают шабашем?
Но не правда ли, зло называется злом даже там,
В светлом будущем нашем?
Среди нехоженых путей
Один – путь мой.
Среди невзятых рубежей
Один – за мной.
В.С.Высоцкий.
Соплеменники, окажите честь –
Зачеркните «был». Напишите – «есть»!
П.Вегин.
На сцене: стул, гитара, прислоненная к стене. Слайд на экране №8.
Звучит 1 куплет песни «Горизонт» и на сцену выходят все ведущие. Далее песня обрывается.
1 ведущий: зачитывает приказ под звук печатной машинки:
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
ПРИКА3
2 ноября 1981 года. r. Москва Ns 326-а
O нарушении руководством театра Драмы и
Комедии на Таганке решения исполкома
Моссовета Ns14-5 от 24.03.70г. «Об утверждении
порядка формирования репертуара и
приеме новых постановок в театрах и
концертных организациях Главного Управления Культуры».
Несмотря на предупреждение ГУК, o персональной ответственности руководства театра, 30 сентября с.г. в театре Драмы и Комедии вновь состоялись теле-киносъемки репетиции, a 31 октября публичный показ спектакля, посвященного памяти В,Высоцкого, не принятого и не разрешенного к исполнению Главного Управления Культуры, что является грубым нарушением решения исполкома Моссовета N~ 14-5 от 24 марта 1970 года.
3а грубое нарушение установленного порядка приема и показа новых постановок, приказываю:
1. Директору театра драмы и комедии т. Н.Л. Дупаку и главному режиссеру театра тов. Любимову Ю.П. объявить строгий выговор.
2. Предупредить руководство театра, что в случае неподчинения приказу ГУК, будет решен вопрос об их дальнейшей работе в театре.
3. Довести настоящий приказ до сведения директоров театров и концертных организаций.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника управления театров, музыкальных организаций и концертной работы.
( Селезнев В. П. )
Стук печатающей машинки прекращается.
Ведущие по очереди зачитывают ответ артистов театра:
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ИСПОЛКОМА МОССОВЕТА
тов. ПРОМЬСЛОВУ В.Ф.
- Уважаемый Владимир Федорович!
Зная Ваше доброе отношение к творчеству театра на Таганке, мы обращаемся к Вам в очень трудный для нас момент.
- Коллектив театра сделал спектакль в память замечательного советского поэта, ведущего актера нашего театра, нашего товарища Владимира Высоцкого.
- Спектакль был подготовлен к годовщине смерти, к вечеру памяти поэта, который Главное Управление Культуры исполкома Моссовета запретило нам проводить.
- И только благодаря Обращению главного режиссера театра тов. Любимова Ю.П. к руководству государством, вечер был проведен, спектакль был сыгран и получил единодушную оценку представителей общественности г. Москва.
- Вот уже в течение полугода Управление Культуры категорически отказывается принимать спектакль, прибегая к бюрократическим отпискам, объявлен выговор за выговором Главному режиссеру и директору театра, хотя театр выполнил категорические требования по исправлению литературного материала.
- B последнем письме ГЛАВКа, подписанном М.С.Шкодиным в ответ на наше приглашение посмотреть спектакль в исправленном виде, содержится оскорбительная инсинуация в адрес целого коллектива.
- Мы не считаем для себя возможным работу в сложившейся ситуации. Мы обращаемся к Вам c убедительной просьбой - в трудную минуту помочь нам.
Артисты и работники театра.
Продолжает громко звучать песня «Горизонт», на сцене остаются 1,2,3,4 ведущие.
3 ведущий:
Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на вечере, посвященном В.С.Высоцкому, самобытнейшему русскому поэту, неповторимому исполнителю своих песен. Это встреча-беспокойство, встреча-размышление с Высоцким и о Высоцком, это дань памяти человеку, который воплотил в себе боль и совесть нашего времени. Голос его звучал с пластинок, старых магнитофонных лент. Но нельзя сказать , что признание к нему запоздало.
Звучит песня В.Высоцкого «Я не люблю», 1 куплет, потом тише и на ее фоне:
4 ведущий:
Это одно из самых известных стихотворений Владимира Высоцкого, в нем он попытался выразить свои взгляды на жизнь, на все происходящее в ней. Это стихотворение вобрало в себя убеждения поэта, от которых он не отступал никогда. Р.Рождественский писал: «Так кем же он был все-таки – Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю…Знаю только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не нуждается».
Песня прекращается.
3 ведущий:
25 января 2008 года ему бы исполнилось бы 70 лет, но 25 июля 1980 года остановилось его сердце.
4 ведущий:
Ты сгорел, ты погиб, ты – не умер!
Крест поставил за нас на себе.
Нервом песни твоей, болью думы
Ты остался в российской судьбе.
1 ведущий:
Давно утихли споры…Рассеялась интригующая дымка недосказанности, досужих домыслов.
2 ведущий:
Да, был такой талант высокий.
Так оцени, двадцатый век,
Каким он был, твой сын Высоцкий,
Поэт, Артист и Человек!
1 ведущий:
Прожив всего лишь 42 года, Высоцкий смог сделать столько, сколько другой не смог бы и за три полных человеческих века: «Мне есть, что спеть перед всевышним…»
2 ведущий:
Метеор горит ярко, но не долго, так и Высоцкий, пылая жаждой творчества, правды, дружбы, любви, не смог дожить до старости.
Звучит продолжение песни «Я не люблю»,
1.2,3,4 ведущие уходят, выходят 5 и 6 ведущие, слайд №25.
5 ведущий:
Его песнями заслушивались наши родители, его хриплый голос летел из каждого окошка…Конечно, сейчас Высоцкого слушают гораздо меньше _ меняются времена, появляются новые исполнители. Но Высоцкий – над временем. И в то же время – всегда со временем идет в ногу, потому что то, о чем он говорил, пел – и сейчас значит очень многое.
6 ведущий:
Имя и судьба Владимира Высоцкого стали легендарными еще при жизни. На его долю выпало немало стихий – театр, кино, поэзия, музыка, песни…
5 ведущий:
Так кем же он был для современников? Каким запомнился, что оставил нам после себя? Однозначно не ответишь: ведь каждый видит и слышит «своего» Высоцкого.
6 ведущий:
Известно, что о нем ходило множество слухов. Люди, не знавшие точно, кто он такой, гадали: фронтовик? Бывший лагерник? Спортсмен?
Слайд №15.
5 ведущий:
Он не был ни альпинистом, ни шофером, ни простым рабочим парнем. Но когда говорил от лица того или иного персонажа, получалось так убедительно, что слушатели – верили.
6 ведущий:
Впервые голос В.С.Высоцкого стал знаком многим людям в начале 60-х годов. Постепенно песни Высоцкого вошли в жизнь , нашли отклик в душе. Это оказались те песни, которые строить и жить помогали. К ним хотелось обращаться вновь и вновь. Всегда такое впечатление, будто рядом плечо друга.
Слайд №7
5 ведущий:
С восьми лет писал всякие вирши, детские стихи про салют. А потом, когда стал постарше, писал всевозможные пародии. Первые его песни были блатными. Он писал их как пародии на блатные темы. И простоту этих песен постарался протащить через время и оставить ее в песнях, на которых лежит более сильная, серьезная нагрузка.
Звучит 1 куплет песни «Большой каретный».
6 ведущий:
Им было сыграно немало ролей в театре и кино. Но самой значительной ролью Владимира Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском «Гамлете».
Фрагмент из спектакля «Гамлет» на экране.
Эта роль была сыграна им 217 раз и получила самые высокие оценки как у нас в стране, так и за рубежом. «Гамлет – это моя любимая роль,» - говорил он на встречах со зрителями.
Особую популярность Высоцкому – киноактеру принесли две роли в телевизионных фильмах – Жеглова («Место встречи изменить нельзя») и Дона Гуана («Маленькие трагедии»).
Фрагмент из фильма «Место встречи изменить нельзя».
Слайды № 18,19,20,21.
5 ведущий:
Были еще фильмы, были спектакли, которые «озвучивал» Высоцкий, и очень часто песни, созданные им, оказывались как бы на несколько размеров больше самого фильма или спектакля, каждый раз у этих песен начиналась своя отдельная и очень интересная жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, минуя экран или сцену… Особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься в песни, написанные Высоцким о войне…
Слайд №8.
Звучит песня «Братские могилы» 1 куплет, а далее неа ее фоне:
5и 6 ведущие уходят, выходят 7 и 8 ведущие и 1 чтец.
7 ведущий:
С жестокостью и бессмысленностью войны как таковой Высоцкий спорил не на уровне абстрактных деклараций и лозунгов, а путем художественного исследования трагической судьбы одного отдельно взятого человека. В его песнях звучит философски обобщенное неприятие всех и всяческих войн и в то же время в неистребимость жизни.
1 чтец: стихотворение «Кто сказал: «Все сгорело дотла»…
Песня o Земле. («Кто сказал: "Всё сгорело дотла...")
Кто сказал: "Всё сгорело дотла.
Больше в землю не бросите семя!"?
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время.
Материнства не взять y Земли.
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли?
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют.
Обнажённые нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет всё, переждёт.
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поёт.
Что она замолчала навеки`?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!
Кто сказал, что Земля умерла?
Нет, она затаилась на время.
1969
8 ведущий:
Песни Высоцкого – это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых…Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал.
1 чтец: Жизнь прекрасна, товарищи,
И она удивительна,
И она коротка,
Это самое-самое главное.
7 ведущий:
Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов. Каждое слово бьет в душу, заставляет думать, перечитывать снова и снова, и вдруг вырывается неизвестно откуда, как кит из-под толщи океанских вод, потаенный, ранее незаметный смысл. Каждая его песня, стихотворение – это история судьбы человека, вещи. Порой просто не понимаешь: о себе Высоцкий поет или о придуманном герое, серьезно или насмехается.
Слайд № 9.
8 ведущий:
Вот из-за этой «непонятности» и не терпели его власть предержащие. Было все: и травля в печати, и положенные на полку фильмы, препятствование его концертной деятельности , запрещение на выезд за границу и уголовное дело. Да, был такой эпизод, когда Высоцкого арестовали за незаконную концертную деятельность и нетрудовые доходы.
Песня «Охота на волков», громко звучит 1 куплет, далее тихо и на ее фоне:
7 ведущий:
Не мог Владимир Семенович не петь, не выступать: «Вы втопчите меня в грязь, бросьте меня в воду, только не порвите серебряные струны».
8 ведущий:
И рвали, и втаптывали, и поливали. А Высоцкий отвечал новыми песнями и стихами. Так было и после первой травли в печати в 1986 году, когда появилась знаменитая «Охота на волков». Тогда он был молодым и сильным: «За флажки, - жажда жизни сильней».
Слайд № 25.
7 ведущий:
На его подпольные концерты невозможно было попасть, на спектакли театра на Таганке невозможно было достать билеты, тысячами гуляли магнитофонные записи по стране, бережно хранимые , переписываемые, истертые. Его нельзя было заставить замолчать даже под страхом смерти. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные «песни-роли». И в общем-то это уже были не роли, а скорее – целые пьесы со своими неповторимыми характерами, непридуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.
Песня прерывается.
8 ведущий:
Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи, и казалось: еще секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене. Казалось, на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел! Он дышал!
Звучит песня «Спасите наши души» 1 куплет,
7 и 8 ведущий уходят, выходят 6 ведущий и 2, 3 чтец.
2 чтец:
Суровый, мужественный, гордый, резкий, бескомпромиссный, неистово гневный, насмешливый… Таким мы видим Высоцкого. Но друзья знали его и иным: заботливым, преданным, щедрым, гостеприимным, нежным, ласковым, любящим. А любовь для него – чудо, надежда, счастье, без нее – нет жизни.
Я дышу, и, значит, я люблю.
Я люблю, и, значит – я живу.
Фрагмент фильма о свадьбе В.Высоцкого и Марины Влади с песней «Дом хрустальный».
Слайд №11.
6 ведущий:
Это была красивая , длившаяся много лет духовная связь бесконечно талантливых людей. Марина пыталась замедлить его бешенный темп – вдвоем трудно так нестись по жизни.
Отчасти ей это удалось. Во всяком случае, она продлила его век. За два дня до смерти он написал в открытке, которую не успел послать: «Я жив двенадцать лет тобой…»
3 чтец: звучит стих. «Оплавляются свечи на старинный паркет».
Оплавляются свечи на старинный паркет...
Оплавляются свечи
На старинный паркет,
И стекает на плечи
Серебро с эполет.
Как в агонии бродит
Молодое вино...
Всё былое уходит, уходит, уходит,
Что придёт всё равно.
И в предсмертном томленьи
Озираясь назад,
Убегают олени,
Нарываясь на залп.
Кто-то дуло наводит
На невинную грудь...
Всё былое уходит, уходит, уходит.
Пусть придёт что-нибудь.
Кто-то злoй и умелый,
Веселясь, наугад
Мечет острые стрелы
В воспалённый закат.
Слышно в буре мелодий
Повторение нот...
Пусть былое уходит, уходит, уходит,
Пусть придёт что придёт.
Фрагмент песни «Заколдованный лес»,
2,3 чтецы и 6 ведущий уходят, выходят 1, 2, 3, 4 ведущие и 4 чтец.
Слайд № 3.
1 ведущий:
Высоцкий ушел от нас 25 июля 1980 года. А за год до этого у него перестало биться сердце и остановилось дыхание. Медики это называют клинической смертью. Врачи спасли его. Как поступил после этого Владимир Семенович? Лег на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах?
2 ведущий:
Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву. Он торопился жить, он, словно всадник, мчащийся стремглав, пытающийся успеть многое спеть, сказать. Но вот только кони ему попались привередливые.
Звучит песня «Кони привередливые» 1 куплет, затем тихо и на ее фоне:
3 ведущий:
Эти стихи он написал за 8 лет до смерти. Друзья описали календарно, как именно он умирал: больной, всем ставший поперек горла и своей игрой, и своими песнями, и своей поэзией, и своей любовью, и своей добротой. Все понимали, что жизнь его кончилась.
4 ведущий:
Многие допускали, что и после его смерти кто-то будет петь его песни, читать его стихи. Но даже те, кто был уверен, что живет рядом с гением, вынести обузу его гениальной невписанности в реальность уже не могли. И вс-таки после этих стихов он еще успел многое допеть.
Музыка прерывается.
1 ведущий:
На сцене ли театра, на съемочной площадке ли – Высоцкий отдавался творчеству до конца. Он умел концентрировать всю свою энергию на главном. Он будто не играл роль, а жил этой ролью.
4 чтец:
Много неясного в странной стране,
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки ползут по спине,
Если представить, что может случиться…
Если ты в борьбу не вступал с подлецом, с палачом,
-Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем.
2 ведущий:
На Высоцкого можно было всегда положиться, он всегда был «при чем»
3 ведущий:
Россия – страна поэтов. Она любит поэзию. Но любовь к Высоцкому уникальна, ее можно сравнить с Есениным… Такие личности, как Есенин, Маяковский – колоссальны, их смерть вызывала шоковое состояние. Смерть Высоцкого тоже потрясла страну.
Все уходят под звук метронома, выходит 4чтец.
4 чтец:
Восстаньте из тлена расслабленной жизни,
Боритесь за правду.
Восстаньте из лжи,
Любите, как он, с болью в сердце, Отчизну,
Тогда будет право сказать, что он жив.
Не лезьте руками немытыми в душу,
Сражайтесь отчаянно с тем, кто спесив,
Живите, чтоб чести закон не нарушить,
Тогда будет право сказать, что он жив.
Живите без сплетен, без выстрелов в спину,
Не ставьте подножки, себя обелив,
Умейте увидеть лицо, не личину,
Тогда будет право сказать, что он жив!
Выходят все участники на сцену, звучит песня «Корабли», далее на ее фоне:
4 ведущий:
Лучшие песни Владимира Высоцкого – для жизни. Они друзья людей. В них есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту,- есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…
Продолжает громко звучать песня В.Высоцкого «Корабли».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я,конечно, вернусь... ( Памяти В.С.Высоцкого)
Урок-концерт по литературе, посвященный творчеству Высоцкого...
Сценарий вечера "Я, конечно, вернусь...", посвященного творчеству В.Высоцкого.
Рассказ о жизни и творчестве В. Высоцкого с показом слайдов, отрывков из фильмов с его участием, исполнением стихов и песен барда учениками....
Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве В.С.Высоцкого "Я, конечно, спою..."
Литературно-музыкальная композиция посвящена памяти замечательного человека, поэта, певца и актёра Владимира Семёновича Высоцкого. Цель мероприятия: Познакомить обучающихся с жизнью и поэз...
Презентация «Я, конечно, вернусь…» Высоцкий
Вечер,посвященный жизни и творчествуВ.С. Высоцкого «Я, конечно, вернусь…»...
Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. Высоцкого "Я, конечно, вернусь..."
Внеклассное мероприятие к 80-летию Владимира Высоцкого...
Внеклассное мероприятие"Я,конечно, вернусь".посвященное памяти В.С.Высоцкого
Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов посвященное барду, поэту, актеру театра и кино В.С.Высоцкому....
Внеклассное мероприятие по творчеству В.Высоцкого «Я, конечно, вернусь…»
Современная молодёжь, к сожалению, совсем не знает о творчестве В.С. Высоцкого. Это внеклассное мероприятие - попытка открыть для наших учеников ещё одну культурную страничку творческого наследия наше...