Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
статья по литературе на тему
Основные здоровьесберегающие технологии, используемые на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_internete_2.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.
Учитель русского языка и литературы МБУ школы №90 г. Тольятти Котыгина Татьяна Николаевна
В последние годы были разработаны «Здоровьесберегающие технологии», цель которых – достижение необходимых образовательных результатов без ущерба для здоровья. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: «Не навреди!»
Трудно не согласиться со словами учителя года 2006 Кожаевой Натальей:
«Нет одного универсального приема или одного универсального метода – желаемый результат приносит только их совокупность, а выбор средств зависит от целей конкретного урока».
Я – учитель, я люблю своих учеников, мне не безразлично будущее моего народа, поэтому всегда интересовалась здоровьесберегающими технологиями. К тому же одна из главных задач нашей школы - развитие у учащихся стремления к здоровому образу жизни, и в первую очередь, через использование возможностей эффективной организации образовательного процесса (строго регламентированная учебная нагрузка, грамотная подготовка и проведение физкультминуток), а также через пропаганду здорового образа жизни.
Одной из главных проблем современной школы является проблема сохранения здоровья обучающихся.
Здоровье - это величайшая ценность человека. Современное определение «здоровье» впервые сформулировано в уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1940 году.
В нем указано, что здоровье - это « состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. Оно поистине главное условие человеческого счастья»,- писал немецкий философ Артур Шопенгауэр.
Здоровье, по словам Н.М.Амосова, можно определить «как непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье». Здоровье каждого человека является не только индивидуальной ценностью, но, прежде всего, общественной.
В последние годы ухудшилось состояние здоровья детей и подростков. На текущий момент здоровые дети составляют лишь 3-10 % от их общего числа.
По данным Министерства здравоохранения России только 5% выпускников школ являются здоровыми. Здоровье детей является общей проблемой медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в процесс обучения здоровьесберегающих технологий.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают все те технологии, использование которых идет на сохранение здоровья учащихся.
Здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Работая учителем русского языка и литературы при организации учебной деятельности я уделяю внимание следующим факторам:
- комплексное планирование урока, в том числе задач, имеющих оздоровительную направленность;
- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения (наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответствующих СанПиНам мебели, оборудования, оптимальной окраски стен и т.д. Проветривание кабинета до и после занятий и частичное - на переменах. Проведение влажной уборки кабинета между сменами);
-правильное соотношение между темпом и информационной плотностью урока (оно варьируется с учетом физического состояния и настроения учащихся);
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Физкультурные минутки и паузы во время уроков русского языка и литературы – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами. Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление у школьников.
Например, гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.
1.Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.
2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
4.Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Физкультурную минутку можно провести и таким образом:
Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть ( глубокий вдох и выдох).
Для начала мы с тобой, крутим только головой (вращение головой). Покрутили головой и усталость вся долой;
Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные движения кистями рук);
Встали дружно. Наклонились
Раз - вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Приседаем быстро, ловко
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать
Надо много приседать.
Мы на месте снова ходим
Но от парты не уходим
(ходьба на месте).
По местам пора садиться
И опять начать учиться
(дети садятся за парты).
При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.
Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.
Рассмотрим некоторые примеры заданий на уроках русского языка:
1. Сделайте фонетический разбор слова, обозначающего род жёстких конфет, приготовленных из сахара и патоки. Подсказку можно найти в скороговорке “Вёз корабль…, наскочил корабль на мель”.
2. На Руси каша считалась самой простой, сытной и доступной едой, недаром говорили: “Щи да каша – пища наша”. Чем же объяснить возникновение фразеологизмов: “С ним каши не сваришь”. “Заварить кашу”?
3. Запишите меню, исправив в нём ошибки.
Щи из свежей копусты.
Пильмени.
Кортошка тушёная.
Яишница с калбасой.
Пироженое бесквитное.
Кесель клюквенный.
Кампот яблочный.
4. Запишите буквальный перевод следующих заимствованных слов: помидор, вермишель, батон, винегрет, пельмени, редис.
Слова для справок: корень, червячки, золотое яблоко, палка, кислое вино, медвежьи ушки.
5. Текст диктанта.
Софья Андреевна Толстая всю жизнь собирала рецепты вегетарианской кухни – ведь великий писатель не ел мяса (после 60 лет Л.Н.Толстой стал вегетарианцем). Вы можете приготовить одно из овощных блюд, которые подавались на стол в Ясной Поляне. Для этого смешайте мелко нарезанные редьку, морковь, зелень петрушки, посолите по вкусу, добавьте сахар и приправьте сметаной.
6. Материал для сообщения.
Макароны. Их придумал некто Марко Арони. Он жил в XVIII столетии, владел таверной близ Неаполя. Лапша была уже к тому времени излюбленным блюдом итальянцев. Однажды дочь Арони играла с тестом, сворачивая его в длинные тонкие трубочки и развешивая их на верёвке для белья. Находчивый хозяин сварил трубочки, полил их специальным томатным соусом и подал новое блюдо гостям. Они были в восторге. Таверна стала излюбленным местом неаполитанцев.
Одним из условий здоровьесбережения является творческий характер образовательного процесса. Можно учащимся в виде домашнего задания предложить презентации на одну из тем: «Охрана зрения», « Правильная осанка», « Здоровый образ жизни» и другие.
Можно предложить сделать слайд – шоу с помощью геометрических фигур для использования во время проведения физкультурных минуток.
После уроков или на больших переменах можно учащимся предложить использовать музыкотерапию. «Утро» Э.Грига, «Полонез» М.Огинского (для снятия переутомления), оду «К радости» Л.Бетховена, «Аве Мария» Ф.Шуберта (для снятия меланхолического , угнетенного состояния), «Сентиментальный вальс» П. Чайковского (для снятия раздражительности) и т.п. 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...
Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы.
Данный материал содержит рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. Включает в себя примерные задания , виды работ на уроке, методические рекоменд...