Любил ли Гамлет Офелию
методическая разработка по литературе на тему
Урок-дискуссия на тему: «Любил ли Гамлет Офелию?»
Цель: научить ребят дискуссионному разговору, умению отстаивать свои взгляды, опираясь на цитаты из текста и высказывания авторитетных критиков, поэтов и писателей. Воспитывать уважение к собеседнику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubil_li_gamlet_ofeliyu.docx | 14.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-дискуссия на тему: «Любил ли Гамлет Офелию?»
Цель: научить ребят дискуссионному разговору, умению отстаивать свои взгляды, опираясь на цитаты из текста и высказывания авторитетных критиков, поэтов и писателей. Воспитывать уважение к собеседнику.
На доске написаны два противоположных мнения: критика В.Белинского и писателя И.С.Тургенева.
Офелию « Гамлет … не любит, но только притворяется, и то только небрежно, что любит». И.С.Тургенев.
«Да, он любил, этот несчастный меланхолический Гамлет, и любил, как могут любить только глубокие и могучие души… » В. Белинский
На центральной доске – дискуссионные вопросы и значение слова ДИСКУССИЯ:
1. Любил ли Гамлет Офелию?
2. Кто виновен в гибели Офелии?
3. Почему Офелия сходит с ума?
ДИСКУССИЯ – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.
ХОД УРОКА.
I. УЧИТЕЛЬ. Сегодня, ребята, мы с вами подискутируем на тему «Любил ли Гамлет Офелию?» Но прежде давайте с вами вспомним: что такое ДИСКУССИЯ, и как её нужно вести?
Ученики читают вслух с доски значение слова «ДИСКУССИЯ» и говорят о том, что в споре нужно уважать оппонента, не перебивать говорящего и спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника.
УЧИТЕЛЬ. Для того, чтобы наша дискуссия пошла в правильном русле, давайте выясним с вами, что такое ЛЮБОВЬ?
Ученики высказывают свои мнения, объяснения.
Учитель предлагает посмотреть, как трактуется это слово в толковом словаре.
Ученики находят в словаре это слово и читают: «Любовь – это чувство глубокой и самоотверженной привязанности, сердечного влечения».
УЧИТЕЛЬ. Хорошо. А теперь послушайте, что пишут о любви великие люди.
Л.Н.Толстой писал: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь». «Любить – значит делать доброе».
М.М.Пришвин писал, что любить – это значит бороться за любимого человека.
Э.Фромм писал: «Тот, кто любит по-настоящему кого-то одного человека, любит весь мир».
II. ДИСКУССИЯ.
УЧИТЕЛЬ. А теперь, выслушав мнения своих одноклассников, мнение писателей и философа и, прочитав значение слова «любовь» в словаре, попытаемся ответить на вопрос: «Как вы думаете, любил ли Гамлет Офелию той, настоящей любовью? » Но перед этим обратите внимание на два противоположных мнения авторитетных для нас людей: критика В.Белинского и писателя И.С.Тургенева.
Ученики читают записанные на доске утверждения Белинского и Тургенева. УЧИТЕЛЬ. А как думаете вы, ребята?
УЧЕНИКИ свои мнения, подтверждая сказанное цитатами из «Гамлета». Спорят, соглашаются, не соглашаются, соглашаются частично. И когда мнения разделились, картина стала ясной, учитель спрашивает ребят.
Ребята, почему сходит с ума? Как об этом говорится в трагедии? А как вам подсказывает ваша интуиция?
Одни ученики отвечают, что от горя, когда узнала, что её отец убит, другие говорят, что причины две: это Гамлет, отвергнувший её любовь и гибель отца.
УЧИТЕЛЬ. Зная все эти факты, может мы сумеем ответить на вопрос: кто виноват в гибели Офелии?
Одни ученики отвечают, что никто не виноват в гибели Офелии, она сама погибла нечаянно, другие говорят, что Гамлет виновен, так как он отверг её любовь и убил отца Офелии, она сошла с ума и в этом состоянии утопилась.
УЧИТЕЛЬ. Итак, вся картина этих трагических событий перед нами. Может быть у кого-то изменилась первоначальное мнение о любви Гамлета к Офелии, если да, то почему?
Ученики высказывают свои мнения, доказывают, опровергают.
Учитель предлагает учащимся прочитать стихотворения А.Блока и М.Цветаевой о Гамлете и его чувствах к Офелии.
Ученики читают стихотворения вслух выразительно.
УЧИТЕЛЬ. Чьё стихотворение, ребята, вам ближе?
Ученики задумываются и отвечают, подтверждая ответы строчками из стихотворений.
III. Заключение.
УЧИТЕЛЬ. А теперь, девочки, я задам вам вопрос для размышления. Ответьте на него сами себе: «Хотели бы вы, чтобы вас любили так, как Гамлет любил Офелию?» И думаю, что этот ответ будет самым правильным ответом для каждого на наш дискуссионный вопрос: «Любил ли Гамлет Офелию?»
IV. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по трагедии В.Шекспира «Гамлет» на тему «Проблема восприятия образа Гамлета» («О, что за гордый ум сражён…») Учитель Ермолаева С.С.
Разработка проекта по зарубежной литературе...
«Смиряться под ударами судьбы иль надо оказать сопротивленье?» Нравственные проблемы в трагедии В. Шекспира "Гамлет".
Урок знакомит учащихся с бессмертной трагедией В.Шекспира "Гамлет". Даётся глубокий анализ содержания трагедии. Урок способствует повторению теории литературы, сочинение -миниатюра (развёрнутый ответ ...
"Старый спор и вечно живые вопросы" (из серии "Гамлет на уроках литературы")
Творчество В. Шекспира занимает важное место в литературе и культуре России и во всем мире. Его произведения однозначно можно назвать наследием мировой культуры. Тексты великого др...
План-конспект урока английского языка 8 класс "В. Шекспир. Гамлет"
План-конспект урока английского языка по теме "В. Шекспир. Гамлет", ориентировочный уровень Pre-Intermediate....
Знакомство с трагедией У. Шекспира «Гамлет»
Тема урока: Знакомство с трагедией У. Шекспира «Гамлет»Тип урока: урок изучения новых знанийВид урока: практикумИспользуемые технологии: технология развивающего метода, здоровьесбережениеЦели урока: О...
Открытый урок по теме "Гамлет" 8-10 классах
Дается полный план-конспект урока по чтению с упражнениями...
Презентация к уроку Гамлет
Даются слайды к уроку по теме "Гамлет"...