"Как живой с живыми говоря"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок-рандеву посвящён творчеству Сергея Есенина. В системе уроков -обобщающий, заключительный. Учащимся предоставляется возможность почувствовать, что написанные автором стихи предназначены для каждого из нас. Найденные детьми афоризмы из стихотворений Есенина, действительно, звучат как напутствия поэта каждому из нас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhivoy_s_zhivymi_govorya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 11 классе
Ушакова Л.И., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 111» г. Барнаул
Тема: «Как живой с живыми говоря»
Цели: полонить сердца детей лирикой С. Есенина;
Помочь открыть сокровища его души
Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.
Слайд 1 (на фоне музыки Караоке 3239) – название урока
Ход урока.
Слайд 2 (солнце)
За тёмную гряду леса садилось рыжее, нечёсаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча раскиданные стога, пушистые облака, заглянуло мне в глаза.
Слайд 3 (солнце)
Может быть, оно хотело спросить, не слышала ли я что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами, чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой.
Слайд 4 (солнце)
Солнце, остановись на мгновенье! Я расскажу, почему я полюбила его стихи. Они стали мне дороги сразу, как только я вошла в волшебный мир его поэзии. С тех пор, всё глубже изучая жизнь и творчество поэта, я полюбила его всей душой и хочу быть певцом его поэзии.
Слайд 5 («Как живой с живыми говоря»
Сегодня у нас заключительный урок по творчеству С. Есенина. Я приглашаю вас на свидание с поэтом, на разговор с ним, как с живым. Какой вам показалась его лирика, что унесёте вы с собой в своём сердце после общения с ней ? Может, жизнь увидите и отношение к ней? А может быть, признаетесь в любви? Свидание – это всегда волнующе, поэтому первой с любимым поэтом буду говорить я.
Слайд 6 (Есенин)
Здравствуй, Сергей Есенин. Что тебе сказать? Как о тебе сказать? Сказать, как вздохнуть. Сказать не с языка, а с сердца. Сказать самой Россией. Да, в тебе мне видится Россия: синь просторов, поля , перелески.
Слайд 7 ( Есенин с берёзами)
Вот я вижу, как ты застыл на месте. Тебе представилась огромная, без конца и края, Русь, вся залитая берёзовым светом, она встала рядом изб вдоль Оки. «Родина моя», - прошептали твои губы, и вдруг замерли, потому что нашлись другие слова:
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Теперь он твёрдо знал: в какие бы края ни забросила его судьба, он никогда не расстанется ни с этой землёй. Ни с берёзкой над прудом. Слова сами выстраивались в ряд:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Чувство Родины – основное в творчестве Есенина.
Давайте вспомним, какие ещё темы звучат в его творчестве:
- Любовь к родному краю.
- Любовь к матери.
- Любовь к природе и братьям своим меньшим.
- Любовь к женщине.
- Любовь к жизни и неотвратимость судьбы.
Во всех темах звучит слово любовь. Потому что это - суть есенинской души и его поэзии. Он как будто оставил заповеди, по которым нужно жить всем нам.
Слайд 8 (заповеди)
Заповеди:
- Любовь к Родине
- Любовь к матери.
- Любовь к родному дому.
- Любовь к природе и братьям своим меньшим.
- Любовь к жизни.
Гиперссылка «Низкий дом»
Послушайте стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями» и скажите: какие темы перекликаются в этом стихотворении?
С чего начинается любовь к Родине?
Слайд 9 ( любовь к Родине)
Анализ стихотворения.
С чего начинается любовь к Родине?
Какую любит Родину Есенин?
Музыка «Отговорила роща золотая» Караоке 2066
Слайд остаётся с рощей
Стихи Есенина, легко льющиеся, песенные, услышав их, душа так и просится петь.
Поём 1 куплет «Отговорила роща золотая»
В этом простом, казалось, стихотворении выражены переживания автора , его размышления о смысле жизни. О единстве природы и человека.
Давайте обратимся к стихотворению.
Анализ стихотворения.
КАКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРЕДСТАВЛЕН МИР ПРИРОДЫ?
КАКОЙ ОБРАЗ-СИМВОЛ ИСПОЛЬЗУЕТ АВТОР, ГОВОРЯ О ВОЗРАСТЕ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ?
ДОКАЖИТЕ, ЧТО МИР ПРИРОДЫ И ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА НАХОДЯТСЯ В ГАРМОНИИ.
ПОПРОБУЕМ ПРОВЕСТИ ПАРАЛЛЕЛЬ МЕЖДУ СОСТОЯНИЕМ ПРИРОДЫ И СОСТОЯНИЕМ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА.
Слайд 10 (СХЕМА)
Прочитаны стихи. А что осталось в душе? Какими сокровищами поделился с нами автор? Какие строки стихотворений вам запомнились, что возьмёте с собой в дорогу жизни?
Чтение афоризмов.
Афоризмы:
Жить нужно легче, жить нужно проще,
Всё принимая, что есть на свете.
Лицом к лицу лица не уидать.
Большое видится на расстоянии.
Коль гореть, так уж гореть сгорая…
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжёлых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым –
Самое высшее в мире искусство.
Время даже камень крошит…
Если тронуть страсти в человеке.
То, конечно, правды не найдёшь.
Грубым даётся радость.
Нежным даётся печаль
Глупое сердце, не бейся!
Все мы обмануты счастьем…
Не каждый умеет петь,
Не каждому дано яблоком
Падать к чужим ногам.
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжёшь.
Жизнь обман с чарующей тоскою…
О возраст осени! Он мне дороже юности и лета.
Сейчас я подготовила «живую встречу с поэтом». Вы услышите живой голос Есенина.
Слайд 11 - Монолог Хлопуши из поэмы «Пугачёв» читает Есенин.
Звучит живой голос Есенина.
Слайд 12 (Есенин)
Наше свидание подходит к концу. Что хотели бы вы сказать Сергею Есенину?
Закончить наш урок я хотела бы последним стихотворением Сергея Есенина:
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
Слайд 13 (со стихотворением):
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил.
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Слайд 14 (Есенин):
«Живите так, как вас ведёт звезда…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа проекта "Живи, земля, живи"
Программа проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей» предназначена для учащихся 6 - 9 классов общеобразовательных школ. Она включает материал по экологическ...
"Как живой с живыми говоря"
Слайдовое сопровождение к уроку "Как живой с живыми говоря.." Содержит портреты С. Есенина, заповеди, афоризмы поэта....
Акция "Живи, родник, живи!"
Экологическое воспитание...
Акция "Живи, родник, живи!"
Экологическое воспитание...
«Живи, Земля, живи!»
Интеллектуальная игра по экологии для учащихся 5-6 классов. 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. Законы Барри-Коммонера. Экологические правила для детей....
тематическое планирование кружка "Живи, родник, живи!"
тематическое планирование кружка, приведена полная расчасовка материала и основные отделы программы...
"Живи Родник Живи"
Урок был приурочен к открытию родника, который ученики школы, жители села восстановили при финансировании Оренбург Газпромдобыча....