"Как живой с живыми говоря"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок-рандеву посвящён творчеству Сергея Есенина. В системе уроков -обобщающий, заключительный. Учащимся предоставляется возможность почувствовать, что написанные автором стихи предназначены для каждого из нас. Найденные детьми афоризмы из стихотворений Есенина, действительно, звучат как напутствия поэта каждому из нас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_zhivoy_s_zhivymi_govorya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Ушакова Л.И., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 111» г. Барнаул

Тема: «Как живой с живыми говоря»

Цели: полонить сердца детей лирикой С. Есенина;

Помочь открыть сокровища его души

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.

Слайд 1 (на фоне музыки Караоке 3239) – название урока

Ход урока.

Слайд 2 (солнце)

За тёмную гряду леса садилось рыжее, нечёсаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча раскиданные стога, пушистые облака, заглянуло мне в глаза.

Слайд 3 (солнце)

 Может быть, оно хотело спросить, не слышала ли я что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами,  чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой.

Слайд 4 (солнце)

        Солнце, остановись на мгновенье! Я расскажу, почему я полюбила его стихи. Они стали мне дороги сразу, как только я вошла в волшебный мир его поэзии. С тех пор, всё глубже изучая жизнь и творчество поэта, я полюбила его всей душой и хочу быть певцом его поэзии.

Слайд 5 («Как живой с живыми говоря»

Сегодня у нас заключительный урок по творчеству С. Есенина.  Я приглашаю вас на свидание с поэтом,  на разговор с ним, как с живым. Какой  вам показалась его лирика, что унесёте вы с собой в своём сердце после общения с ней ? Может, жизнь увидите и отношение к ней? А может быть, признаетесь в любви? Свидание – это всегда волнующе, поэтому первой с любимым  поэтом  буду говорить я.

Слайд 6 (Есенин)

Здравствуй, Сергей Есенин. Что тебе сказать? Как о тебе сказать? Сказать, как вздохнуть. Сказать не с языка, а с сердца. Сказать самой Россией. Да, в тебе мне видится Россия: синь просторов, поля , перелески.

Слайд 7 ( Есенин с берёзами)

Вот я вижу, как ты  застыл на месте. Тебе   представилась огромная, без конца и края, Русь, вся залитая берёзовым светом, она встала рядом изб вдоль Оки. «Родина моя», - прошептали твои  губы, и вдруг замерли,   потому что нашлись другие слова:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосёт глаза.

Теперь он твёрдо знал: в какие бы края  ни забросила его судьба, он никогда не расстанется ни с этой землёй. Ни с берёзкой над прудом. Слова сами выстраивались в ряд:          

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Чувство Родины – основное  в творчестве Есенина.

Давайте вспомним, какие ещё темы звучат в его творчестве:

  1. Любовь к родному краю.
  2. Любовь к матери.
  3. Любовь к природе и братьям своим меньшим.
  4. Любовь к женщине.
  5. Любовь к жизни и неотвратимость судьбы.

Во всех темах звучит  слово любовь. Потому что это - суть есенинской души и его поэзии. Он как будто оставил заповеди, по которым нужно жить всем нам.

Слайд 8 (заповеди)

Заповеди:

  1. Любовь к Родине
  2. Любовь к матери.
  3. Любовь к родному дому.
  4. Любовь к природе и братьям своим меньшим.
  5. Любовь к жизни.

Гиперссылка «Низкий дом»

Послушайте стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями» и скажите:  какие темы перекликаются в этом стихотворении?

 С чего начинается любовь к Родине?

Слайд 9 ( любовь к Родине)

Анализ стихотворения.

С чего начинается любовь к Родине?

Какую любит Родину Есенин?

Музыка «Отговорила роща золотая»  Караоке  2066

Слайд остаётся с рощей

Стихи Есенина, легко льющиеся, песенные, услышав их, душа так и просится петь.

Поём 1 куплет «Отговорила роща золотая»

В этом простом, казалось, стихотворении выражены переживания автора , его размышления  о смысле жизни. О единстве природы и человека.

Давайте обратимся к стихотворению.

Анализ стихотворения.

КАКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ ПРЕДСТАВЛЕН МИР ПРИРОДЫ?

КАКОЙ ОБРАЗ-СИМВОЛ ИСПОЛЬЗУЕТ АВТОР, ГОВОРЯ О ВОЗРАСТЕ  ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ?

ДОКАЖИТЕ, ЧТО МИР ПРИРОДЫ И ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА НАХОДЯТСЯ В ГАРМОНИИ.

ПОПРОБУЕМ ПРОВЕСТИ ПАРАЛЛЕЛЬ МЕЖДУ СОСТОЯНИЕМ ПРИРОДЫ И СОСТОЯНИЕМ ДУШИ ЧЕЛОВЕКА.

Слайд 10 (СХЕМА)

Прочитаны стихи. А что осталось в душе? Какими сокровищами поделился с нами автор? Какие строки стихотворений вам запомнились, что возьмёте с собой в дорогу жизни?

Чтение афоризмов.

Афоризмы:

Жить нужно легче, жить нужно проще,

Всё принимая, что есть на свете.

Лицом к лицу лица не уидать.

Большое видится на расстоянии.

Коль гореть, так уж гореть сгорая…

В грозы, в бури,

В житейскую стынь,

При тяжёлых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым –

Самое высшее в мире искусство.

Время даже камень крошит…

Если тронуть страсти в человеке.

То, конечно, правды не найдёшь.

Грубым даётся радость.

Нежным даётся печаль

     

Глупое сердце, не бейся!

Все мы обмануты счастьем…

Не каждый умеет петь,

Не каждому дано яблоком

Падать к чужим ногам.

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто сгорел, того не подожжёшь.

Жизнь обман с чарующей тоскою…

О возраст осени! Он мне дороже юности и лета.

Сейчас я подготовила «живую встречу с поэтом». Вы услышите живой голос Есенина.

Слайд 11 - Монолог  Хлопуши из поэмы «Пугачёв» читает Есенин.

Звучит живой голос Есенина.

Слайд 12 (Есенин)

Наше свидание подходит к концу. Что хотели бы вы сказать Сергею Есенину?

Закончить наш урок я хотела бы последним  стихотворением Сергея Есенина:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

Слайд 13 (со стихотворением):

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил.

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Слайд 14 (Есенин):

«Живите так, как вас ведёт звезда…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проекта "Живи, земля, живи"

Программа проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей» предназначена для учащихся 6 - 9 классов общеобразовательных школ.  Она включает материал по экологическ...

"Как живой с живыми говоря"

Слайдовое сопровождение к уроку "Как живой с живыми говоря.." Содержит портреты С. Есенина, заповеди, афоризмы поэта....

Акция "Живи, родник, живи!"

Экологическое воспитание...

Акция "Живи, родник, живи!"

Экологическое воспитание...

«Живи, Земля, живи!»

Интеллектуальная игра по экологии для учащихся 5-6 классов. 2013 год объявлен Годом охраны окружающей среды. Законы Барри-Коммонера. Экологические правила для детей....

тематическое планирование кружка "Живи, родник, живи!"

тематическое планирование кружка, приведена полная расчасовка материала и основные отделы программы...

"Живи Родник Живи"

Урок был приурочен к открытию родника, который ученики школы, жители села восстановили при финансировании Оренбург Газпромдобыча....