Традиции и новаторство в "Повести о Петре и Февронии Муромских"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Традиции и новаторство в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Цель: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы; определить проблематику повести; выявить новаторство Ермолая Еразма в создании характера героини.
Материалы и оборудование: стенд г.Муром, раздаточный материал, карта Владимирской области.
Ход урока:
- На доске: «Там, за хвоей, за рябиной,
За травою – муравой,
Муром, Муром-град
Старинный
Мирно окает Окой»
Ирина Волобуева.
- - Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним произведением древнерусской литературы.
- Давайте вспомним, какой период времени охватывает древнерусская литература? (9-17 вв).
- В чём особенность произведений этого периода, в отличие от фольклорных произведений? (письменные, авторство, духовная(церковная) литература).
- С чем связано, с каким важным моментом для Руси? (крещение, принятие христианства).
- – Ребята, наша Владимирская земля(показать на карте) – это сама история. Много исторических фактов, преданий, легенд связано с нашим краем. Может кто-то вспомнить, в каких произведениях говорится о наших городах, селениях? (былина об Илье Муромце, Сказки из Мурома, «Владимирские просёлки» Солоухин и др).
– Как вы думаете, для чего я повесила стенд г.Мурома? (Муром – Владимирской области).
- Действительно, это наш край, посмотрите, вот где он находится ( карта).
- Мне хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на эпиграф, который я предлагаю вашему вниманию. Какие ассоциации вызывает этот эпиграф? Каким представляется этот город?
- Тема сегодняшнего урока, запишем, «Традиции и новаторство в «Повести о Петре и Февронии Муромских», и я предлагаю вам записать эпиграф.
- Что тракое традиция? Что такое новаторство? Чем мы будем заниматься на уроке?
- Илья Степанова подготовил нам небольшое сообщение об истории города Муром, давайте внимательно его послушаем.
4. – А теперь давайте перейдём к литературному произведению, автором которого, как считают, был выдающийся писатель и публицист XVI века Ермолай Еразм. Дома вы читали и работали с текстом. Возникли ли у вас какие-то вопросы, встретились ли какие-то непонятные слова?
- Хорошо, содержание вы знаете, ответьте мне на вопрос: «Это фольклорное произведение или литературное?»
- Почему?
- Что значит повесть? Почему произведение называют повестью?
- Рассмотрим 1 главу. Элементы какого жанра наиболее ярко здесь выделяются? (ситуации народных сказок).
- Какие? Дома вы искали и подчёркивали элементы сказочного жанра, прочитайте.
- Почему автор Ермолай Еразм пользуется ситуациями, которые характерны для русских народных сказок? (для динамики развития сюжета, создана на основе народных преданий, занимательно, традиционно).
- Во всём произведении черты ещё какого жанра мы встречаем? (жития).
- В чём эти черты выражаются?( после смерти со святыми происходят чудеса).
- Это типичная черта для характера житий? (да)
- Вспомните, какую структуру имеет произведение? (1) зачин; 2) развитие действия; 3) кульминация; 4) развязка; вывод)
- Можно ли главы повести соотнести с данным планом?
5. - Давайте посмотрим и запишем:
1 гл. – о чём? – Бой со змеем оборотнем.
2 гл. – Мудрая дева.
3 гл. – Испытание святости.
4 гл. – Смерть героев.
- Как вы думаете, какие же проблемы ставит писатель в этой повести? (нравственная победа крестьянской девушки, обладающей мудростью, мужеством, нравственностью над феодальным превосходством князей и чванством бояр).
- Основная тема произведения? (любви).
- Кто главный герой или героиня? (героиня).
6. - Давайте, исследуем, какие средства использует писатель для описания характера героини. Работаем парами: ищем в тексте особенности изображения Февронии:
1 ряд работает над главой 2,
2 ряд – 3глава,
3 ряд – 4 глава.
-Зачитаем, какие же особенности в изображении характера Февронии вы выделили?
7. - Итак, что мы сегодня делали на уроке?
- Какие традиции наблюдали в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма?
-В чём проявилось его новаторство
8. - За работу на уроке…
Домашнее задание: перечитать повесть и выделить значимые эпизоды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона
Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...
7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"
К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...
Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...
Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"
Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Урок литературы в 7 классе, раздел "Древнерусская литература", презентация к уроку. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности, фольклорные мотивы. Знаком...
Разработка урока литературы в 7 классе по повести о Петре и Февронии Муромских
Представлен урок литературы в 7 классе по известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Форма урока - урок закрепления и обобщения знаний по изученной повести....
повесть о Петре и Февронии МуромскихПовесть о Петре и Февронии Муромских
Детальный анализ...