Традиции и новаторство в "Повести о Петре и Февронии Муромских"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Дельдюжова Ирина Николаевна

Литература (Кутузов) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Традиции и новаторство в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Цель: познакомить учащихся с произведением древнерусской литературы; определить проблематику повести; выявить новаторство Ермолая Еразма в создании характера героини.

Материалы и оборудование: стенд г.Муром, раздаточный материал, карта Владимирской области.

Ход урока:

  1. На доске: «Там, за хвоей, за рябиной,

                          За травою – муравой,

                           Муром, Муром-град

                           Старинный

                           Мирно окает Окой»

                                                      Ирина Волобуева.

  1. - Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним произведением древнерусской литературы.

- Давайте вспомним, какой период времени охватывает древнерусская литература? (9-17 вв).

- В чём особенность произведений этого периода, в отличие от фольклорных произведений? (письменные, авторство, духовная(церковная) литература).

- С чем связано, с каким важным моментом для Руси? (крещение, принятие христианства).

  1. – Ребята, наша Владимирская земля(показать на карте) – это сама история. Много исторических фактов, преданий, легенд связано с нашим краем. Может кто-то вспомнить,  в каких произведениях говорится  о наших городах, селениях? (былина об Илье Муромце, Сказки из Мурома, «Владимирские просёлки» Солоухин и др).

– Как вы думаете, для чего я повесила стенд  г.Мурома? (Муром – Владимирской области).

- Действительно, это наш край, посмотрите, вот где он находится ( карта).

- Мне хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на эпиграф, который я предлагаю вашему вниманию. Какие ассоциации вызывает этот эпиграф? Каким представляется этот город?

- Тема сегодняшнего урока, запишем, «Традиции и новаторство в «Повести о Петре и Февронии Муромских», и я предлагаю вам записать эпиграф.

- Что тракое традиция? Что такое новаторство? Чем мы будем заниматься на уроке?

- Илья Степанова подготовил нам небольшое сообщение об истории города Муром, давайте внимательно его послушаем.

4. – А теперь давайте перейдём к литературному произведению, автором которого, как считают, был выдающийся писатель и публицист XVI века Ермолай Еразм. Дома вы читали и работали с текстом. Возникли ли у вас какие-то вопросы, встретились ли какие-то непонятные слова?

- Хорошо, содержание вы знаете, ответьте мне на вопрос: «Это фольклорное произведение или литературное?»

- Почему?

- Что значит повесть? Почему произведение называют повестью?

- Рассмотрим 1 главу. Элементы какого жанра наиболее ярко здесь выделяются? (ситуации народных сказок).

- Какие? Дома вы искали и подчёркивали элементы сказочного жанра, прочитайте.

- Почему автор Ермолай Еразм пользуется ситуациями, которые характерны  для русских народных сказок? (для динамики развития сюжета, создана на основе народных преданий, занимательно, традиционно).

- Во всём произведении черты ещё какого жанра мы встречаем? (жития).

- В чём эти черты выражаются?( после смерти со святыми происходят чудеса).

- Это типичная черта для характера житий? (да)

- Вспомните, какую структуру имеет произведение? (1) зачин; 2) развитие действия; 3) кульминация; 4) развязка; вывод)

- Можно ли главы повести соотнести с данным планом?

5. - Давайте посмотрим и запишем:

1 гл. – о чём? – Бой со змеем оборотнем.

2 гл. – Мудрая дева.

3 гл. – Испытание святости.

4 гл. – Смерть героев.

- Как вы думаете, какие же проблемы ставит писатель в этой  повести? (нравственная победа крестьянской девушки, обладающей мудростью, мужеством, нравственностью над феодальным превосходством князей и чванством бояр).

- Основная тема произведения? (любви).

- Кто главный герой или героиня? (героиня).

6. - Давайте, исследуем, какие средства использует писатель для описания  характера героини. Работаем парами: ищем в тексте особенности изображения Февронии:

1 ряд работает над главой 2,

2 ряд – 3глава,

3 ряд – 4 глава.

-Зачитаем, какие же особенности в изображении характера Февронии вы выделили?

7. - Итак, что мы сегодня делали на уроке?

- Какие традиции наблюдали в «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма?

-В чём проявилось его новаторство

8. - За работу на уроке…

Домашнее задание: перечитать повесть и выделить значимые эпизоды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"

К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"

Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Урок литературы в 7 классе, раздел "Древнерусская литература", презентация к уроку.  «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности, фольклорные мотивы.  Знаком...

Разработка урока литературы в 7 классе по повести о Петре и Февронии Муромских

Представлен урок литературы в 7 классе по известной древнерусской "Повести о Петре и Февронии". Форма урока - урок закрепления и обобщения знаний  по изученной повести....