«Сквозные темы русской литературы» 11класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Шмакова Ольга Леонидовна

«Сквозные темы  русской литературы», предусматривающая обобщение материала, ориентирована на профессиональную ориентацию выпускников, на подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skvoznye_temy_v_russkoy_literature_11_klass_.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа практических занятий

по литературе

 «Сквозные темы в русской литературе»

для учащихся 11 класса

                                                                                                                                                              Составитель: учитель русского  

языка и литературы  Шмакова О.Л.

 

Пояснительная записка

Программа практических занятий «Сквозные темы  русской литературы», предусматривающая обобщение материала, ориентирована на профессиональную ориентацию выпускников, на подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе. В связи с новыми требованиями к экзамену по литературе, с чрезмерной насыщенностью школьного курса 11 класса «Литература 20 века» актуальной становится необходимость систематизировать учебный материал в рамках специальных занятий, имеющих и теоретическую, и практическую направленность. Выделение «сквозных» тем, проблем, «вечных» для классики и современности, позволяют подчеркнуть связь поколений и содействовать живому восприятию школьниками литературы разных эпох. Данный курс создаёт возможность организовать проблемное повторение литературы 18, 19 веков, создать ретроспективу развития искусств. Например, отношение к войне и миру А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Толстого и писателей 20 века позволяет ещё раз обратиться  к  классическому наследию, осмыслить связь времён и рубежи, отделяющие историю от современности, выстроить обобщённый взгляд на литературный процесс и общественную жизнь. Материал факультативного курс не включает подробное рассмотрение тем школьной программы 11 класса «Литература 20 века», так как  она изучается в текущем учебном году. Программа разработана на основе принципов системности, научности,  доступности, практической целесообразности.

Основные задачи курса:

  1. Систематизация знаний по литературе.
  2. Углубление самостоятельной работы учащихся с художественными текстами.
  3. Формирование прочного навыка в выполнении заданий ЕГЭ части С (в первую очередь С2, С4, С5.)

Межпредметные связи возникают с предметами обществознание, история, МХК, Реализуется этот аспект в привлечении в качестве дидактических единиц текстов для анализа искусствоведческого, исторического характера, введение в аргументацию фактов культуры, истории.

Занятия носят проблемный, исследовательский характер, предполагающий проведение семинаров, дискуссий, позволяющий обобщить и углубить знания учащихся. Развиваются умения, связанные с художественной интерпретацией, критико-публицистической оценкой и литературоведческим анализом отдельных произведений, с видением эволюции тем, мотивов, образов. Виды и формы работы разнообразны: аналитические беседы, создание цитатников по проблеме, по образу, разработка тезисных планов, выполнение творческих заданий сравнительного  характера,  редактирование, решение заданий ЕГЭ, самостоятельное составление тематических тестов по разделам курса. Основные формы контроля: самопроверка с привлечением справочной литературы, обсуждение творческих работ, соотношение оценки с критериями ЕГЭ.  Объем учебного материала рассчитан на 34 учебных  часа.

Учебно-тематическое планирование

                Тема  занятия                                      

      Виды работ    

Ожидаемый результат

1.


Понятие «сквозная тема», «вечные вопросы».

Лекция.

Практикум выполнение заданий ЕГЭ.

Знание структуры ЕГЭ,

критериев оценки выполнения части С.

2.

3.

Мессианская роль поэта-пророка в русской литературе

Аналитическая беседа.

Тематические тесты.

Составление цитатников

Умение устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, выявляя традиции и новаторство.

4.

5.

Тема родины в русской литературе.

Аналитическая беседа.

Составление цитатников, тезисного плана.

Создание цитатника по теме.

Формирование умения  выявлять приметы стиля писателя.

6.

7.

Тютчевские мотивы в лирике 20 века

Составление цитатников.

Сопоставительный анализ стихотворений.

Повторение, обобщение и систематизация материалы.

Углубление навыков сопоставительного анализа стихотворений.

8.

9.

Гражданские мотивы в лирике Н.Некрасова, В.Маяковского, В.Высоцкого, А.Галича.

Анализ, сопоставление и группировка фактов

комментированное письмо;

тематические тесты.


Формирование  умение выявлять приметы стиля писателя.

Создание цитатника по теме.

10.

11.

Любовь в изображении поэтов

Сообщение учащихся

Сопоставительный анализ поэтических текстов

Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических)

12.

13.

Библейские мотивы

Сообщение учащихся

Работа со справочной литературой.

CD «Уроки литературы 9, 10, 11 кл. Электронные тренажёры»

Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических)

14.

Фольклорные мотивы в русской литературе.

Исследование

Анализ заданий ЕГЭ.

Сформированность умения видеть эволюцию фольклорных мотивов  в образах, деталях, жанрах.

15.

16.

Образ Петербурга

Сравнительный анализ образов Петра.

Анализ заданий ЕГЭ.

Создание цитатника по теме.

Закрепление навыков сопоставительного анализа стихотворений


17.

18.


«Школа Маяковского» в русской  поэзии


Практикум.

Анализ заданий ЕГЭ.

Анализ тропов.


Формирование  умения выявлять приметы стиля писателя, определять роль выразительных средств.

19.

20.

Роль личности в событиях, переворачивающих жизнь

Аналитическая беседа.

Анализ эпизода.

Составление тезисного плана.

Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических)

Сформированность  умения выявлять приметы стиля писателя.

21.

22.

23.

Гуманизм и насилие

Аналитическое чтение эпизодов.

Работа со справочной литературой.

CD «Уроки литературы 9, 10, 11 кл. Электронные тренажёры»

Умение давать оценку произведению, творчества писателя в контексте  современности. Видеть трактовку литературного типа «маленький человек»

24.

25.

Тема  дома, рода и памяти

Анализ заданий ЕГЭ.

Умение давать оценку произведению, творчества писателя в контексте  современности.

26.

Мотив  дороги в русской литературе

Самостоятельная разработка тестов по теме.

Работа со справочной литературой.

Создание цитатника по теме.

27.

28.

Сатира и антиутопия.


Аналитическое чтение эпизодов.

Составление тезисного плана.

Умение давать оценку произведению, творчества писателя в контексте  современности.

Сформированность  умения выявлять приметы стиля писателя.

29.

30.

Тема потерянного поколения

Аналитическая беседа.

Составление цитатника. Работа со справочной литературой.

Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических). Трактовка литературного типа «лишнего человека»

31.

Образы праведников в русской литературе.



Аналитическая беседа.

Сопоставление  эпизодов

Закрепление навыков сопоставительного анализа,  умение устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, выявляя традиции и новаторство

32.

33.

Человек на войне

Аналитический пересказ.

Творческая работа.

Сформированность умения осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических). Создавать творческие работы литературно-критического характера.

34.

Редактирование творческих работ

Обсуждение, редактирование тв.работ

Создавать творческие работы литературно-критического характера.

Содержание

  1. Понятие «сквозная тема», «вечные вопросы». Рекомендации к написанию сочинения на подобные темы. Критерии оценивания выполнения заданий ЕГЭ часть С.
  2. Мессианская роль поэта-пророка в русской литературе. Звучание темы пророчества в поэзии А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, В.Хлебникова, В.Брюсова, А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Блок, В.Высоцкий.
  3. РР. Тема памятника в русской поэзии: Державин Г.Р., Пушкин А.С., Маяковский В.В. «Во весь голос», М.Цветаева (Сопоставительный анализ стихотворений).
  4. Тема родины. Национальное своеобразие русской лирики. Сыновнее чувство Родины, образ матери, связь с родной природой, с судьбой народа. Фольклорные образы. Своеобразие патриотической темы А.Блока («На поле Куликовом», «Скифы» и др.), С.Есенина («Русь…», «Письмо матери» и др.), А.Твардовского («Памяти матери» и др.), Н.Рубцов («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны») на фоне классических традиций А.С.Пушкина «Клеветникам России»,  М.Лермонтова «Родина», Ф.Тютчева, Н.Некрасова. Тема России в поэме Н.Гоголя «Мёртвые души».
  5.  РР. Составление тезисного плана «Образ Родины в русской литературе»
  6. Тютчевские мотивы в стихотворениях Н.Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе», «Silentium» Ф.Тютчева и О.Мандельштама, «Эти бедные селенья» Ф.Тютчева и «Шёл Господь пытать людей в любви…» С.Есенина.
  7. РР. Сопоставительный анализ стихотворений философской лирики (Ф.Тютчев, С.Есенин, Н.Заболоцкий.)
  8. Гражданские мотивы в лирике Н.Некрасова, В.Маяковского, В.Высоцкого, А.Галича.
  9. Разбор заданий ЕГЭ.
  10. Любовь в изображении поэтов: А.Блок «Незнакомка» и др., Ф.Тютчев «Предопределение»,  А.Фет «Сияла ночь»,  А.Пушкин «Я помню чудное мгновенье».
  11. РР. Сопоставительный анализ стихотворений любовной лирики.
  12. Библейские мотивы в лирике А.Ахматовой «Рахиль», «Лотова жена» и др., М.Цветаевой, Б.Пастернака «Гефсиманский сад». Образ Демона в лирике А.Блока «Прижмись ко мне крепче и ближе», «Иди за мной – покорной…», М.Лермонтова «Мой Демон» и др.
  13. Развитие и истолкование библейских сюжетов и образов в романах Ф.Достоевского, М.Булгакова, А.Платонова (легенда о Вавилонской башне), Ч.Айтматова. Дьявольские силы в произведениях Гёте, Н.Гоголя, М.Булгакова. Гротеск как один из приёмов интерпретации «сатанинской» темы. РР. Творческие работы. Цитатники.
  14. Фольклорные мотивы в поэме А.Твардовского «Василий Тёркин», М.Шолохова «Судьба человека» и др. Эволюция фольклорных мотивов  в образах, деталях, жанрах.

      РР. Элементы творческих работ.

  1. Образ Петербурга в русской литературе: А.С.Пушкин «Медный всадник», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Н.Гоголь «Петербургские повести», Н.Некрасова, А.Блок  цикл стихов «Город», «Возмездие»-2 глава, А.Ахматова «Стихи о Петербурге». Величие и призрачность Петербурга.
  2. Предпочтение поэтов Серебряного века державному Петербургу пригороды: Царское село, Павловск, Петергоф. Лиризм природы и оригинальная индивидуальность пригородов, в которых оживают пласты культуры прошлых веков.
  3. «Школа Маяковского» в поэзии 20 века (М.Цветаева, А.Вознесенский и др.).
  4. Практикум. Роль выразительных средств в создании поэтических образов.
  5. Роль личности в событиях, переворачивающих жизнь (Шолохов М.А., Фадеев А., Толстой Ф.М.). Новаторское развитие М.Шолоховым традиций Л.Толстого  в жанре романа-эпопеи, различие в трактовке проблемы «герой и народ» (Пьер Безухов, А.Болконский – Григорий Мелехов).
  6. Война и мир в романах Толстого Л.Н., Шолохова М.А., Булгакова М.А. «Белая гвардия». РР. Творческая работы.
  7. Гуманизм и насилие в произведениях Ф.Достоевского, Н.Некрасов, А.Фадеева (Раскольников – Легенда о двух великих грешниках – Левинсон). «Гордый человек» Ф.Достоевского и М.Горького (Раскольников – Лойко, Лара, Данко).
  8. Мотивы «преступления и наказания» в пьесе «На дне» М.Горького, «Живи и помни» В.Распутина. Тезисный план.
  9. Проблема гуманизма в контексте современной эпохи. Афганская тема в повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики», в повестях А.Проханова.
  10. Тема  дома, рода и памяти. Нравственный мир патриархальных традиций и губительный кризис цивилизации. Подтверждение пророческих предупреждений, запретов, тревог Ф.Достоевского, Л.Толстого, С.Есенина в прозе В.Распутина, Ч.Айтматова, В.Астафьева.
  11. РР. Анализ эпизодов.
  12. Образ дороги в русской литературе. Трансформация образа: дорога, путь, стезя, тропинка.
  13. Сатира и антиутопия. Трагическая сатира С-Щедрина «История одного города». Гоголевские традиции в романах Ильфа и Петрова.
  14. Антиутопические мотивы в повестях М.Булгакова «Собачье сердце», «Роковые яица», в романе Е.Замятина «Мы», В.Набокова «Приглашение на казнь», Т.Толстая «Кысь».

      РР Составление тезисного плана.

  1. Герой своего времени в романах А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева, А.Вампилов «Утиная охота», «Старший сын». Традиции Лермонтова М.Ю. и Чехова А.П. в пьесах А.Вампилова.
  2. Тема потерянного поколения. РР. Творческие работы.
  3. Образы праведников в русской литературе: Н.Лесков «Очарованный странник», А.Солженицын «Матрёнин двор», В.Распутин «Последний срок».
  4. Человек на войне. Война народная: Платон Каратаев, Тихон Щербатый – Василий Тёркин, Андрей Соколов. Проблема выбора.
  5. РР. Творческая работы. Истинный и ложный героизм: Л.Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы», В.Гаршин  «Четыре дня», В.Быков «Сотников», В. Кодратьев «Сашка»

34. Редактирование творческих работ.

Литература и средства обучения

 

Основная для учащихся

1. Русская литература 20 века. 11 кл.: Практикум для общеобразоват. Учреждений/ Под редакцией Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 1998.-527.

2. Русская литература XIX  века: 10 кл.: Практикум: Учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. Г.И.Беленький. – М.: Просвещение, 1997.-383с.

3. Русская литература: XIX в. XX в.: Справочные материалы: Кн. Для учащихся ст. классов / Л.А. Смирнова, А.А. Кунарёв и др.; Сост. Л.А.Смирнова. – М.: Просвещение: АО «Учеб.лит.», 1995. – 464с.

Дополнительная для учащихся

1. Генералова Н.С. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к Единому государственному экзамену по литературе. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.-256с.

2. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 9 кл. 10 кл. 11 кл. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.

3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2007.-224с.

4. Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия: Пособие для студентов. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ие, 1991. – 511 с.

5. Литературные энциклопедии:

  • Достоевский. Энциклопедия / Сост. Н.Н.Наседкин. – М.: Алгоритм, Эксмо, Око, 2008. – 800с. – Энциклопедия великих писателей.
  • Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М. Локид; Миф.1996. 592с., илл.
  • Лермонтовская энциклопедия / Гл.ред. В.А. Мануйлов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 784 с.
  • Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988.-416с.

6. CD «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия». – ООО «Кирилл и Мефодий». – 2005.

7. CD «Уроки литературы 10,11 класс Кирилла и Мефодия». – ООО «Кирилл и Мефодий»-2005

8. CD «ЕГЭ 2008. Литература. Интенсивный тренинг-курс». – ООО «Издательство «ЭКСМО», 2008.

Литература для учителя

  1. Долинина Н.Г. Почитаем «Онегина» вместе; Печорин и наше время. – Мн.: ООО «Попурри», 1996. – 337 с.
  2. Золотусский И.П. По следам Гоголя / Очерк. – М.: Дет. лит., 1984. – 191 с.
  3. Исаченкова Н.В. Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы. Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2003. – 192 с.
  4.  Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2006.- 112с.
  5. Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классах. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 256с.
  6. Карнаух Н.Л. Литература: Учимся писать эссе: Учеб.пос. (Рабочая тетрадь). – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2004. – 80 с.
  7. Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика  XX века: Монографические очерки / Урал. Гос. Пед. Ун-т. Екатеринбург, 1996.308 с.
  8. Липовецкий М.Н. Русский пост модернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография / Урал. Гос. Пед. Ун-т, Екатеринбург, 1997. 317 с.
  9. Манн Ю.В. Постигая Гоголя. Учеб. Пособие для старшеклассников и студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005.-206с.
  10. Моисеева Л.П. Страницы истории русской литературы. Пушкин – Лермонтов – Гоголь: Учеб.пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2004. -  268с.
  11. Соболева Л.С. Русская литература XVIII века. Материалы к урокам в средней школе: Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология» / Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2005.-100с.
  12.  Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. Тесты. Комментарий Практикум. – М.: Материк-Альфа, 2006.-228 с.
  13. Фогельсон И.А. Литература учит: 10 кл.: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.-303 с.
  14. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы. – М.: Эксмо, 2007. – 320с.

Учебно-тематическое планирование

Колич. часов

               

                  Тема                                        

      Виды работ    

Ожидаемый результат

1.


Понятие «сквозная тема», «вечные вопросы».

Лекция.

Практикум выполнение заданий ЕГЭ.

Знание структуры ЕГЭ,

критериев оценки выполнения части С.

2

Мессианская роль поэта-пророка в русской литературе

Аналитическая беседа.

Тематические тесты.

Составление цитатников

Умение устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, выявляя традиции и новаторство.

2

Тема родины в русской литературе.

Аналитическая беседа.

Составление цитатников, тезисного плана.

Создание цитатника по теме.

Формирование умения  выявлять приметы стиля писателя.

2.

Тютчевские мотивы в лирике 20 века

Составление цитатников.

Сопоставительный анализ стихотворений.

Повторение, обобщение и систематизация материалы.

Углубление навыков сопоставительного анализа стихотворений.

2

Гражданские мотивы в лирике Н.Некрасова, В.Маяковского, В.Высоцкого, А.Галича.

Анализ, сопоставление и группировка фактов

комментированное письмо;

тематические тесты.


Формирование  умение выявлять приметы стиля писателя.

Создание цитатника по теме.

2

Любовь в изображении поэтов

Сообщение учащихся

Сопоставительный анализ поэтических текстов

Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических)

2

Библейские мотивы

Сообщение учащихся

Работа со справочной литературой.

CD «Уроки литературы 9, 10, 11 кл. Электронные тренажёры»

Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических)

1

Фольклорные мотивы в русской литературе.

Исследование

Анализ заданий ЕГЭ.

2

Образ Петербурга

Сравнительный анализ образов Петра.

Анализ заданий ЕГЭ.

Создание цитатника по теме.

Закрепление навыков сопоставительного анализа стихотворений

2

«Школа Маяковского» в русской  поэзии

Практикум.

Анализ заданий ЕГЭ.

Анализ тропов.

Формирование  умения выявлять приметы стиля писателя, определять роль выразительных средств.

2

Роль личности в событиях, переворачивающих жизнь

Аналитическая беседа.

Анализ эпизода.

Составление тезисного плана.

Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических)

Сформированность  умения выявлять приметы стиля писателя.

3

Гуманизм и насилие

Аналитическое чтение эпизодов.

Работа со справочной литературой.

CD «Уроки литературы 9, 10, 11 кл. Электронные тренажёры»

Умение давать оценку произведению, творчества писателя в контексте  современности. Видеть трактовку литературного типа «маленький человек»

2

Тема  дома, рода и памяти

Анализ заданий ЕГЭ.

Умение давать оценку произведению, творчества писателя в контексте  современности.

3

Мотив  дороги в русской литературе

Самостоятельная разработка тестов по теме.

Работа со справочной литературой.

Создание цитатника по теме.

2

Сатира и антиутопия.


Аналитическое чтение эпизодов.

Составление тезисного плана.

Умение давать оценку произведению, творчества писателя в контексте  современности.

Сформированность  умения выявлять приметы стиля писателя.

2

Тема потерянного поколения

Аналитическая беседа.

Составление цитатника. Работа со справочной литературой.

Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических). Трактовка литературного типа «лишнего человека»

1

Образы праведников в русской литературе.



Аналитическая беседа.

Сопоставление  эпизодов

Закрепление навыков сопоставительного анализа,  умение устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, выявляя традиции и новаторство

2

Человек на войне

Аналитический пересказ.

Творческая работа.

Сформированность умения осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических). Создавать творческие работы литературно-критического характера.

1

Редактирование творческих работ

Обсуждение, редактирование тв.работ

Создавать творческие работы литературно-критического характера.


ВСЕГО  – 34 часа

                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Урок литературы. 11класс. Алхимик слова Поэтический эксперимент в творчестве Велимира Хлебникова

а.1)    Данный урок позволяет расширить знания о литературном течении футуризме через творчество Велимира Хлебникова; дать представление о личности В.Хлебникова как гениального поэта, х...

Открытый урок литературы 11класс по теме Проблематика повести В. Распутина "Прощание с Матёрой"

Данный урок был проведён в канун юбилея  писателя В.Распутина. Урок носил воспитательный характер....

Олимпиада,литература,11класс

олимпиадные задания по литературе,11класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  11класс  рассчитана  на 4 часа в неделю, 136 часов в год....