«Сквозные темы русской литературы» 11класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
«Сквозные темы русской литературы», предусматривающая обобщение материала, ориентирована на профессиональную ориентацию выпускников, на подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skvoznye_temy_v_russkoy_literature_11_klass_.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа практических занятий
по литературе
«Сквозные темы в русской литературе»
для учащихся 11 класса
Составитель: учитель русского
языка и литературы Шмакова О.Л.
Пояснительная записка
Программа практических занятий «Сквозные темы русской литературы», предусматривающая обобщение материала, ориентирована на профессиональную ориентацию выпускников, на подготовку к сдаче ЕГЭ по литературе. В связи с новыми требованиями к экзамену по литературе, с чрезмерной насыщенностью школьного курса 11 класса «Литература 20 века» актуальной становится необходимость систематизировать учебный материал в рамках специальных занятий, имеющих и теоретическую, и практическую направленность. Выделение «сквозных» тем, проблем, «вечных» для классики и современности, позволяют подчеркнуть связь поколений и содействовать живому восприятию школьниками литературы разных эпох. Данный курс создаёт возможность организовать проблемное повторение литературы 18, 19 веков, создать ретроспективу развития искусств. Например, отношение к войне и миру А.Пушкина, М.Лермонтова, Л.Толстого и писателей 20 века позволяет ещё раз обратиться к классическому наследию, осмыслить связь времён и рубежи, отделяющие историю от современности, выстроить обобщённый взгляд на литературный процесс и общественную жизнь. Материал факультативного курс не включает подробное рассмотрение тем школьной программы 11 класса «Литература 20 века», так как она изучается в текущем учебном году. Программа разработана на основе принципов системности, научности, доступности, практической целесообразности.
Основные задачи курса:
- Систематизация знаний по литературе.
- Углубление самостоятельной работы учащихся с художественными текстами.
- Формирование прочного навыка в выполнении заданий ЕГЭ части С (в первую очередь С2, С4, С5.)
Межпредметные связи возникают с предметами обществознание, история, МХК, Реализуется этот аспект в привлечении в качестве дидактических единиц текстов для анализа искусствоведческого, исторического характера, введение в аргументацию фактов культуры, истории.
Занятия носят проблемный, исследовательский характер, предполагающий проведение семинаров, дискуссий, позволяющий обобщить и углубить знания учащихся. Развиваются умения, связанные с художественной интерпретацией, критико-публицистической оценкой и литературоведческим анализом отдельных произведений, с видением эволюции тем, мотивов, образов. Виды и формы работы разнообразны: аналитические беседы, создание цитатников по проблеме, по образу, разработка тезисных планов, выполнение творческих заданий сравнительного характера, редактирование, решение заданий ЕГЭ, самостоятельное составление тематических тестов по разделам курса. Основные формы контроля: самопроверка с привлечением справочной литературы, обсуждение творческих работ, соотношение оценки с критериями ЕГЭ. Объем учебного материала рассчитан на 34 учебных часа.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Виды работ | Ожидаемый результат |
1. | Понятие «сквозная тема», «вечные вопросы». | Лекция. Практикум выполнение заданий ЕГЭ. | Знание структуры ЕГЭ, критериев оценки выполнения части С. |
2. 3. | Мессианская роль поэта-пророка в русской литературе | Аналитическая беседа. Тематические тесты. Составление цитатников | Умение устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, выявляя традиции и новаторство. |
4. 5. | Тема родины в русской литературе. | Аналитическая беседа. Составление цитатников, тезисного плана. | Создание цитатника по теме. Формирование умения выявлять приметы стиля писателя. |
6. 7. | Тютчевские мотивы в лирике 20 века | Составление цитатников. Сопоставительный анализ стихотворений. | Повторение, обобщение и систематизация материалы. Углубление навыков сопоставительного анализа стихотворений. |
8. 9. | Гражданские мотивы в лирике Н.Некрасова, В.Маяковского, В.Высоцкого, А.Галича. | Анализ, сопоставление и группировка фактов комментированное письмо; тематические тесты. | Формирование умение выявлять приметы стиля писателя. Создание цитатника по теме. |
10. 11. | Любовь в изображении поэтов | Сообщение учащихся Сопоставительный анализ поэтических текстов | Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических) |
12. 13. | Библейские мотивы | Сообщение учащихся Работа со справочной литературой. CD «Уроки литературы 9, 10, 11 кл. Электронные тренажёры» | Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических) |
14. | Фольклорные мотивы в русской литературе. | Исследование Анализ заданий ЕГЭ. | Сформированность умения видеть эволюцию фольклорных мотивов в образах, деталях, жанрах. |
15. 16. | Образ Петербурга | Сравнительный анализ образов Петра. Анализ заданий ЕГЭ. | Создание цитатника по теме. Закрепление навыков сопоставительного анализа стихотворений |
17. 18. | «Школа Маяковского» в русской поэзии | Практикум. Анализ заданий ЕГЭ. Анализ тропов. | Формирование умения выявлять приметы стиля писателя, определять роль выразительных средств. |
19. 20. | Роль личности в событиях, переворачивающих жизнь | Аналитическая беседа. Анализ эпизода. Составление тезисного плана. | Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических) Сформированность умения выявлять приметы стиля писателя. |
21. 22. 23. | Гуманизм и насилие | Аналитическое чтение эпизодов. Работа со справочной литературой. CD «Уроки литературы 9, 10, 11 кл. Электронные тренажёры» | Умение давать оценку произведению, творчества писателя в контексте современности. Видеть трактовку литературного типа «маленький человек» |
24. 25. | Тема дома, рода и памяти | Анализ заданий ЕГЭ. | Умение давать оценку произведению, творчества писателя в контексте современности. |
26. | Мотив дороги в русской литературе | Самостоятельная разработка тестов по теме. Работа со справочной литературой. | Создание цитатника по теме. |
27. 28. | Сатира и антиутопия. | Аналитическое чтение эпизодов. Составление тезисного плана. | Умение давать оценку произведению, творчества писателя в контексте современности. Сформированность умения выявлять приметы стиля писателя. |
29. 30. | Тема потерянного поколения | Аналитическая беседа. Составление цитатника. Работа со справочной литературой. | Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических). Трактовка литературного типа «лишнего человека» |
31. | Образы праведников в русской литературе. | Аналитическая беседа. Сопоставление эпизодов | Закрепление навыков сопоставительного анализа, умение устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, выявляя традиции и новаторство |
32. 33. | Человек на войне | Аналитический пересказ. Творческая работа. | Сформированность умения осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических). Создавать творческие работы литературно-критического характера. |
34. | Редактирование творческих работ | Обсуждение, редактирование тв.работ | Создавать творческие работы литературно-критического характера. |
Содержание
- Понятие «сквозная тема», «вечные вопросы». Рекомендации к написанию сочинения на подобные темы. Критерии оценивания выполнения заданий ЕГЭ часть С.
- Мессианская роль поэта-пророка в русской литературе. Звучание темы пророчества в поэзии А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, В.Хлебникова, В.Брюсова, А.Ахматовой, М.Цветаевой, А.Блок, В.Высоцкий.
- РР. Тема памятника в русской поэзии: Державин Г.Р., Пушкин А.С., Маяковский В.В. «Во весь голос», М.Цветаева (Сопоставительный анализ стихотворений).
- Тема родины. Национальное своеобразие русской лирики. Сыновнее чувство Родины, образ матери, связь с родной природой, с судьбой народа. Фольклорные образы. Своеобразие патриотической темы А.Блока («На поле Куликовом», «Скифы» и др.), С.Есенина («Русь…», «Письмо матери» и др.), А.Твардовского («Памяти матери» и др.), Н.Рубцов («Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны») на фоне классических традиций А.С.Пушкина «Клеветникам России», М.Лермонтова «Родина», Ф.Тютчева, Н.Некрасова. Тема России в поэме Н.Гоголя «Мёртвые души».
- РР. Составление тезисного плана «Образ Родины в русской литературе»
- Тютчевские мотивы в стихотворениях Н.Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе», «Silentium» Ф.Тютчева и О.Мандельштама, «Эти бедные селенья» Ф.Тютчева и «Шёл Господь пытать людей в любви…» С.Есенина.
- РР. Сопоставительный анализ стихотворений философской лирики (Ф.Тютчев, С.Есенин, Н.Заболоцкий.)
- Гражданские мотивы в лирике Н.Некрасова, В.Маяковского, В.Высоцкого, А.Галича.
- Разбор заданий ЕГЭ.
- Любовь в изображении поэтов: А.Блок «Незнакомка» и др., Ф.Тютчев «Предопределение», А.Фет «Сияла ночь», А.Пушкин «Я помню чудное мгновенье».
- РР. Сопоставительный анализ стихотворений любовной лирики.
- Библейские мотивы в лирике А.Ахматовой «Рахиль», «Лотова жена» и др., М.Цветаевой, Б.Пастернака «Гефсиманский сад». Образ Демона в лирике А.Блока «Прижмись ко мне крепче и ближе», «Иди за мной – покорной…», М.Лермонтова «Мой Демон» и др.
- Развитие и истолкование библейских сюжетов и образов в романах Ф.Достоевского, М.Булгакова, А.Платонова (легенда о Вавилонской башне), Ч.Айтматова. Дьявольские силы в произведениях Гёте, Н.Гоголя, М.Булгакова. Гротеск как один из приёмов интерпретации «сатанинской» темы. РР. Творческие работы. Цитатники.
- Фольклорные мотивы в поэме А.Твардовского «Василий Тёркин», М.Шолохова «Судьба человека» и др. Эволюция фольклорных мотивов в образах, деталях, жанрах.
РР. Элементы творческих работ.
- Образ Петербурга в русской литературе: А.С.Пушкин «Медный всадник», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Н.Гоголь «Петербургские повести», Н.Некрасова, А.Блок цикл стихов «Город», «Возмездие»-2 глава, А.Ахматова «Стихи о Петербурге». Величие и призрачность Петербурга.
- Предпочтение поэтов Серебряного века державному Петербургу пригороды: Царское село, Павловск, Петергоф. Лиризм природы и оригинальная индивидуальность пригородов, в которых оживают пласты культуры прошлых веков.
- «Школа Маяковского» в поэзии 20 века (М.Цветаева, А.Вознесенский и др.).
- Практикум. Роль выразительных средств в создании поэтических образов.
- Роль личности в событиях, переворачивающих жизнь (Шолохов М.А., Фадеев А., Толстой Ф.М.). Новаторское развитие М.Шолоховым традиций Л.Толстого в жанре романа-эпопеи, различие в трактовке проблемы «герой и народ» (Пьер Безухов, А.Болконский – Григорий Мелехов).
- Война и мир в романах Толстого Л.Н., Шолохова М.А., Булгакова М.А. «Белая гвардия». РР. Творческая работы.
- Гуманизм и насилие в произведениях Ф.Достоевского, Н.Некрасов, А.Фадеева (Раскольников – Легенда о двух великих грешниках – Левинсон). «Гордый человек» Ф.Достоевского и М.Горького (Раскольников – Лойко, Лара, Данко).
- Мотивы «преступления и наказания» в пьесе «На дне» М.Горького, «Живи и помни» В.Распутина. Тезисный план.
- Проблема гуманизма в контексте современной эпохи. Афганская тема в повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики», в повестях А.Проханова.
- Тема дома, рода и памяти. Нравственный мир патриархальных традиций и губительный кризис цивилизации. Подтверждение пророческих предупреждений, запретов, тревог Ф.Достоевского, Л.Толстого, С.Есенина в прозе В.Распутина, Ч.Айтматова, В.Астафьева.
- РР. Анализ эпизодов.
- Образ дороги в русской литературе. Трансформация образа: дорога, путь, стезя, тропинка.
- Сатира и антиутопия. Трагическая сатира С-Щедрина «История одного города». Гоголевские традиции в романах Ильфа и Петрова.
- Антиутопические мотивы в повестях М.Булгакова «Собачье сердце», «Роковые яица», в романе Е.Замятина «Мы», В.Набокова «Приглашение на казнь», Т.Толстая «Кысь».
РР Составление тезисного плана.
- Герой своего времени в романах А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Тургенева, А.Вампилов «Утиная охота», «Старший сын». Традиции Лермонтова М.Ю. и Чехова А.П. в пьесах А.Вампилова.
- Тема потерянного поколения. РР. Творческие работы.
- Образы праведников в русской литературе: Н.Лесков «Очарованный странник», А.Солженицын «Матрёнин двор», В.Распутин «Последний срок».
- Человек на войне. Война народная: Платон Каратаев, Тихон Щербатый – Василий Тёркин, Андрей Соколов. Проблема выбора.
- РР. Творческая работы. Истинный и ложный героизм: Л.Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы», В.Гаршин «Четыре дня», В.Быков «Сотников», В. Кодратьев «Сашка»
34. Редактирование творческих работ.
Литература и средства обучения
Основная для учащихся
1. Русская литература 20 века. 11 кл.: Практикум для общеобразоват. Учреждений/ Под редакцией Ю.И.Лыссого. – М.: Мнемозина, 1998.-527.
2. Русская литература XIX века: 10 кл.: Практикум: Учеб. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Авт.-сост. Г.И.Беленький. – М.: Просвещение, 1997.-383с.
3. Русская литература: XIX в. XX в.: Справочные материалы: Кн. Для учащихся ст. классов / Л.А. Смирнова, А.А. Кунарёв и др.; Сост. Л.А.Смирнова. – М.: Просвещение: АО «Учеб.лит.», 1995. – 464с.
Дополнительная для учащихся
1. Генералова Н.С. ЕГЭ. Литература. Интенсивная самостоятельная подготовка к Единому государственному экзамену по литературе. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.-256с.
2. Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 9 кл. 10 кл. 11 кл. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2008.
3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. – М.: Айрис-пресс, 2007.-224с.
4. Русская литература XX века. Дооктябрьский период: Хрестоматия: Пособие для студентов. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ие, 1991. – 511 с.
5. Литературные энциклопедии:
- Достоевский. Энциклопедия / Сост. Н.Н.Наседкин. – М.: Алгоритм, Эксмо, Око, 2008. – 800с. – Энциклопедия великих писателей.
- Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М. Локид; Миф.1996. 592с., илл.
- Лермонтовская энциклопедия / Гл.ред. В.А. Мануйлов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – 784 с.
- Энциклопедический словарь юного литературоведа/ Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988.-416с.
6. CD «Репетитор по литературе Кирилла и Мефодия». – ООО «Кирилл и Мефодий». – 2005.
7. CD «Уроки литературы 10,11 класс Кирилла и Мефодия». – ООО «Кирилл и Мефодий»-2005
8. CD «ЕГЭ 2008. Литература. Интенсивный тренинг-курс». – ООО «Издательство «ЭКСМО», 2008.
Литература для учителя
- Долинина Н.Г. Почитаем «Онегина» вместе; Печорин и наше время. – Мн.: ООО «Попурри», 1996. – 337 с.
- Золотусский И.П. По следам Гоголя / Очерк. – М.: Дет. лит., 1984. – 191 с.
- Исаченкова Н.В. Сравнительный анализ художественного текста на уроках литературы. Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2003. – 192 с.
- Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО ТИД «Русское слово – РС», 2006.- 112с.
- Каплан И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классах. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 256с.
- Карнаух Н.Л. Литература: Учимся писать эссе: Учеб.пос. (Рабочая тетрадь). – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2004. – 80 с.
- Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика XX века: Монографические очерки / Урал. Гос. Пед. Ун-т. Екатеринбург, 1996.308 с.
- Липовецкий М.Н. Русский пост модернизм. (Очерки исторической поэтики): Монография / Урал. Гос. Пед. Ун-т, Екатеринбург, 1997. 317 с.
- Манн Ю.В. Постигая Гоголя. Учеб. Пособие для старшеклассников и студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005.-206с.
- Моисеева Л.П. Страницы истории русской литературы. Пушкин – Лермонтов – Гоголь: Учеб.пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2004. - 268с.
- Соболева Л.С. Русская литература XVIII века. Материалы к урокам в средней школе: Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология» / Урал.гос.пед.ун-т. – Екатеринбург, 2005.-100с.
- Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. Тесты. Комментарий Практикум. – М.: Материк-Альфа, 2006.-228 с.
- Фогельсон И.А. Литература учит: 10 кл.: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.-303 с.
- Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы. – М.: Эксмо, 2007. – 320с.
Учебно-тематическое планирование
Колич. часов | Тема | Виды работ | Ожидаемый результат |
1. | Понятие «сквозная тема», «вечные вопросы». | Лекция. Практикум выполнение заданий ЕГЭ. | Знание структуры ЕГЭ, критериев оценки выполнения части С. |
2 | Мессианская роль поэта-пророка в русской литературе | Аналитическая беседа. Тематические тесты. Составление цитатников | Умение устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, выявляя традиции и новаторство. |
2 | Тема родины в русской литературе. | Аналитическая беседа. Составление цитатников, тезисного плана. | Создание цитатника по теме. Формирование умения выявлять приметы стиля писателя. |
2. | Тютчевские мотивы в лирике 20 века | Составление цитатников. Сопоставительный анализ стихотворений. | Повторение, обобщение и систематизация материалы. Углубление навыков сопоставительного анализа стихотворений. |
2 | Гражданские мотивы в лирике Н.Некрасова, В.Маяковского, В.Высоцкого, А.Галича. | Анализ, сопоставление и группировка фактов комментированное письмо; тематические тесты. | Формирование умение выявлять приметы стиля писателя. Создание цитатника по теме. |
2 | Любовь в изображении поэтов | Сообщение учащихся Сопоставительный анализ поэтических текстов | Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических) |
2 | Библейские мотивы | Сообщение учащихся Работа со справочной литературой. CD «Уроки литературы 9, 10, 11 кл. Электронные тренажёры» | Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических) |
1 | Фольклорные мотивы в русской литературе. | Исследование Анализ заданий ЕГЭ. | |
2 | Образ Петербурга | Сравнительный анализ образов Петра. Анализ заданий ЕГЭ. | Создание цитатника по теме. Закрепление навыков сопоставительного анализа стихотворений |
2 | «Школа Маяковского» в русской поэзии | Практикум. Анализ заданий ЕГЭ. Анализ тропов. | Формирование умения выявлять приметы стиля писателя, определять роль выразительных средств. |
2 | Роль личности в событиях, переворачивающих жизнь | Аналитическая беседа. Анализ эпизода. Составление тезисного плана. | Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических) Сформированность умения выявлять приметы стиля писателя. |
3 | Гуманизм и насилие | Аналитическое чтение эпизодов. Работа со справочной литературой. CD «Уроки литературы 9, 10, 11 кл. Электронные тренажёры» | Умение давать оценку произведению, творчества писателя в контексте современности. Видеть трактовку литературного типа «маленький человек» |
2 | Тема дома, рода и памяти | Анализ заданий ЕГЭ. | Умение давать оценку произведению, творчества писателя в контексте современности. |
3 | Мотив дороги в русской литературе | Самостоятельная разработка тестов по теме. Работа со справочной литературой. | Создание цитатника по теме. |
2 | Сатира и антиутопия. | Аналитическое чтение эпизодов. Составление тезисного плана. | Умение давать оценку произведению, творчества писателя в контексте современности. Сформированность умения выявлять приметы стиля писателя. |
2 | Тема потерянного поколения | Аналитическая беседа. Составление цитатника. Работа со справочной литературой. | Осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических). Трактовка литературного типа «лишнего человека» |
1 | Образы праведников в русской литературе. | Аналитическая беседа. Сопоставление эпизодов | Закрепление навыков сопоставительного анализа, умение устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, выявляя традиции и новаторство |
2 | Человек на войне | Аналитический пересказ. Творческая работа. | Сформированность умения осуществлять в итоге анализа синтез трактовок (художественных, критических, литературоведческих, эстетических). Создавать творческие работы литературно-критического характера. |
1 | Редактирование творческих работ | Обсуждение, редактирование тв.работ | Создавать творческие работы литературно-критического характера. |
ВСЕГО – 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
Урок литературы. 11класс. Алхимик слова Поэтический эксперимент в творчестве Велимира Хлебникова
а.1) Данный урок позволяет расширить знания о литературном течении футуризме через творчество Велимира Хлебникова; дать представление о личности В.Хлебникова как гениального поэта, х...
Открытый урок литературы 11класс по теме Проблематика повести В. Распутина "Прощание с Матёрой"
Данный урок был проведён в канун юбилея писателя В.Распутина. Урок носил воспитательный характер....
Олимпиада,литература,11класс
олимпиадные задания по литературе,11класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год....