Конституция Российской Федерации
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок литературы, истории, обществознания необходим для пополнения знаний личности в современном обществе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3.konstituciya_rf.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конституция Российской Федерации
Цели урока:
доказать, что именно союз ума и чувства, их согласованность с нравственностью свидетельствуют о духовном богатстве человека.
Задачи урока:
-способствовать формированию правовой культуры учащихся;
-пробудить у учащихся отношение к правовому документу – Конституции Российской Федерации
Ход урока (звучит Гимн РФ)
Преподаватель: Как вы думаете, какие же обязанности лежат на гражданине нашей страны? Прежде всего, он должен соблюдать Конституцию. В действующей Конституции зафиксированы обязанности гражданина страны. 12 декабря считается Днем принятия Конституции Российской Федерации. Конституция не только политический и юридический, но и идеологический документ. Наша Конституция имеет достаточно высокий уровень демократических принципов, на которых должен основываться наш общественный и государственный строй: это верховенство закона; признание и гарантии прав человека и гражданина; политический, идеологический и экономический плюрализм; закрепление демократических форм – разделение властей, всеобщего избирательного плана; вовлеченность нашего государства в мирное сообщество; признание примата международного права и т.д. Что означает слово «Конституция»?
Учащийся (1): Слово «Конституция» происходит от латинского constitutio –установление, устройство. Конституция – это основной закон государства, она определяет основы конституционного строя, государственное устройство, регулирует образование представительных (законодательных), исполнительных и судебных органов власти, устанавливает избирательную систему, фиксирует права и свободы граждан, символы государства. Нередко ее положения имеют прямое действие, то есть не требуют для реализации непременной «расшифровки», конкретизации в соответствующих правовых актах.
Преподаватель: Каково место Конституции среди других правовых документов?
Учащийся (2): Роль Конституции как юридического документа весьма велика. Она – основа всего законодательства страны, наделена высшей юридической силой. Все остальные законы государства принимаются в точном соответствии с ее положениями. Нарушения конституционных положений являются очень серьезными правонарушениями. Вопросы соответствия тех или иных действий, правовых актов Конституции рассматривает Конституционный Суд РФ.
Преподаватель: Юридический документ – первая в нашей истории демократическая Конституция, порвавшая с вековыми традициями государственного произвола, заставляющая по-новому осмыслить роль права в жизни человека, общества, объявившая Россию правовым государством. Уважение к закону – основа юридической ответственности личности. Поговорим о сути и роли Конституции в обществе. Конституция – одна из важнейших основ демократии. Само ее появление в конце XVIII века стало следствием ликвидации монархического абсолютизма. В дальнейшем, в том числе и в наше время, основной ролью Конституции было и остается последовательное утверждение демократического устройства государства. В этом ее суть, главная цель. В связи с эти наука указывает на две главные задачи современной Конституции: обеспечить такое устройство власти, когда она ограничена правом (право выше власти); закрепить неотъемлемые права человека.
План преобразований, созданный Лорис – Меликовым к 1881 году, был назван современниками «первой конституцией». Он представлял собой как бы завершающую главу реформ Александра II. Неограниченные полномочия, предоставленные Михаилу Тариэловичу, позволили ему тщательно продумать все необходимые преобразования с тем, чтобы представить императору четкую программу действий. Основным стремлением Лорис – Меликова была, если не полная ликвидация, то существенное ограничение действий радикально – революционных сил. Он понимал, что разгул терроризма, направленного против властей, ставит под угрозу итоги великих реформ. В проекте дополнения государственных реформ Лорис – Меликов старался в значительной степени модернизировать саму борьбу с революцией. Помимо реформ в полиции и в среде общественных отношений Лорис – Меликов стремился к некоторой демократизации системы управления. Он предложил расширить компетенцию земских представительств и органов настолько, чтобы они смогли решить некоторые вопросы судебного, финансового и надзорного характера. Министр стремился к снижению уровня коррупции и получению достоверных сведений о проблемах в стране. Одним из самых блестящих замыслов Михаила Тариэловича в рамках «конституции» был план о равномерном распределении налогового бремени, причем часть сборов с низших классов он предлагал переложить на высшие. Но, к сожалению, он смог лишь отменить акцизные сборы на соль, остальные мероприятия всячески откладывались и затягивались Сенатом. В день окончательного рассмотрения проекта Лорис – Меликова император был убит. Новый монарх не был заинтересован в «демократизации» и потому столь необходимые стране преобразования не смогли осуществиться. Их стал претворять в жизнь только внук Александра II, Николай. К тому времени реформы уже не могли спасти страну и монархию от революционного краха.
В преамбуле Конституции России констатируется следующее (см. Приложение 1). В самой структуре содержания преамбулы видны пути решения главных задач Конституции. Каково было отношение к Конституции (конституционному вопросу) в России?
Учащийся (3): В России отношение к Конституции было сложным, неоднозначным, противоречивым. Простой народ не имел совершенно никакого представления о подобного рода юридических актах. Небольшой же слой образованного народа разделился на сторонников конституционного правления и противников его. Сторонники («западники», «либералы») доказывали, что без Конституции Россия обречена на всестороннее отставание от развитых стран.
Преподаватель: Почему некоторые слои российского общества опасались принятия в стране Конституции?
Учащийся (4): Почвенники, «славянофилы», консерваторы были против принятия Конституции и конституционного правления, потому что считали, что любая Конституция в любой стране – это дестабилизирующий ситуацию в государстве документ (поскольку развязывает руки многочисленной оппозиции режиму), а в условиях монархии необходимость в ней равна нулю, ибо «отеческое» правление царя – самодержца – самый прогрессивный и эффективный способ управления огромной страной с неоднородным по национальному и социальному признакам населением.
Преподаватель: Даже Лев Толстой, много вреда принесший монархической власти, писал, что менять монархию на Конституцию – это такой же вздор, как если бы предложили вместо православия пашковство или скопчество (то есть мелкие нелепые секты). Ребята! Когда в России были приняты Основные Государственные законы?
Учащийся (5): Основные Государственные законы в России были приняты 17 октября 1905 года с провозглашения Манифеста. Населению обещались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности». Народ получил право принять действенное участие в управлении государством через Государственную Думу (представительную и законодательную власть).
Преподаватель: Манифест 17 октября являлся частью Основных государственных законов, которые были приняты вскоре и стали играть роль неписаной Конституции. Какие Конституции принимались после октября 1917 года?
Учащийся (6): После октября 1917 года были приняты: Конституция РСФСР 1918 (так называли бывшую Российскую империю). Это была Конституция классовой борьбы, гражданской войны. Затем была принята Конституция СССР 1924 года. Она закрепила создание СССР на тех основаниях, которые в начале 90-х годов привели к распаду Советского Союза. Через год была принята Конституция РСФСР 1925 года как части СССР; затем Конституция СССР 1936 года («сталинская», но на самом деле написанная Бухариным. Это Конституция «победившего социализма». Конституция РСФСР 1937 года, республиканский вариант Конституции СССР, затем Конституция СССР 1977 года – «манифест развитого социализма», Конституция РСФСР 1978 года – республиканский вариант союзного «манифеста».
Учащийся (7): Наконец, после краха «развитого социализма» в декабре 1993 года в результате референдума была принята Конституция Российской Федерации, закрепившая основы конституционного строя в условиях рыночной экономики, построения правового демократического государства.
Преподаватель: Советскому этапу конституционного развития России свойственны такие характеристики как: воплощение идей классовой борьбы; построения социализма; идеологичность; политизированность; отсутствие контроля за выполнением конституционных норм и т.д. Действовавшая до сентября 1993 года Конституция РСФСР оставалась во многом Конституцией социалистического советского государства. По содержанию она была клочковата и противоречива. В нее были внесены оправки и дополнения «рыночного» характера, однако наряду с этим говорилось о советском государстве, советском конституционном строе, социалистической демократии. Она перестала соответствовать реальным экономическим, социальным и политическим условиям жизни страны. Новая Конституция РФ заложила основы новой общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах. В соответствии с Конституцией Российское государство является демократическим, федеральным, правовым. Объявляется реальное народовластие. Частная собственность находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной. Признается идеологическое многообразие, многопартийность. Все это знаменует качественно новый этап в развитии Российского государства. Ребята! А вы знаете свои обязанности, обязанности гражданина РФ?
Учащийся (8): Гражданин обязан защищать Отечество и нести военную службу (ст.59).
Учащийся (9): Гражданин обязан охранять природу и окружающую среду (ст.58).
Учащийся (10): Гражданин РФ обязан заботиться о воспитании детей.
Учащийся (11): Гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и
культурного наследия (ст.44), платить законно установленные налоги и сборы (ст.57).
Преподаватель: Гражданские права составляют самую многочисленную группу конституционных прав. К ним относятся право на жизнь (ст.20), на сохранение своего достоинства (ст.21), на свободу и личную неприкосновенность (ст.22), на неприкосновенность жилища (ст.25), на свободное передвижение по стране и свободный выезд за ее пределы, и возвращение без каких-либо помех (ст.27). Важнейшим гражданским правом является право на свободу совести, свободу вероисповедания.
Регулирование семейных отношений приведено в соответствии с Конституцией РФ, другими федеральными законами, и прежде всего, с новым Гражданским кодексом РФ, закрепляющим ценности частного (гражданского) права. Семейный кодекс, вступивший в действие с 1 марта 1996 года, не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечивает гарантии осуществления и охраны семейных прав граждан в новых социально- экономических условиях.
В Семейном кодексе (7 разделов, 21 глава и 170 статей) сформулированы основные начала (принципы) семейного законодательства, на которых строится семья и семейные отношения: добровольность брака; равенство прав супругов и родителей; разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, приоритетная защита их прав и интересов, а также прав и интересов нетрудоспособных членов семьи. Что касается государственных органов, то все они относятся к одной из трех ветвей власти:
исполнительная власть законодательная власть судебная власть
Президент и правительство Федеральное собрание Прокурор, адвокаты
Президент
является главой государства, избирается на четыре года всеобщим прямым и тайным голосованием и может быть избран не более чем на два срока.
Федеральное собрание
или парламент России - состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы
Совет Федерации
входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (всего в России 89 субъектов)
Государственная Дума
состоит из 450 депутатов и избирается на четыре года
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ СОСТОИТ из Председателя и федеративных министров.
Председатель правительства назначается президентом с согласия Государственной Думы. После своего назначения он предлагает президенту кандидатуры на должности своих заместителей и министров. Во всех случаях, когда президент временно не может исполнять свои обязанности, за него это делает председатель правительства.
Что касается судебной власти, то в Конституции сказано: судьи независимы, несменяемы и
неприкосновенны. В России есть три высших суда: Верховный суд, за которым сохраняется последнее слово по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции; Высший арбитражный суд, который занят разрешением экономических споров, и Конституционный суд, который следит за соблюдением Конституции.
Относительно наших судебных прав: «Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников». «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
Обязанности гражданина:
-платить налоги,
-сохранять природу и окружающую среду,
-нести военную службу.
Сегодня на классном часе мы не только поговорили о столь актуальной в наши дни теме, теме гражданина, но и вспомнили о статьях Конституции РФ.
Использованная литература
1.Анашина, Н.Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. История Отечества, всемирная история, история права / Н.Ю. Анашина. – Ярославль: Академия развития, 2008.
2.Введение в обществознание: Учеб. пособие для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений /Л.Н.
Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
3.Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл./ Н.Л. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001.
4.Никитин, А.Ф. Обществознание: подготовка к экзамену: 11-й кл.: задания и рекомендации/ А.Ф. Никитин. – М.: АСТ: Астрель, 2005.
5.Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.
6.Политическая энциклопедия. В 2 т. Т.1/ Нац. Обществ. – науч. Фонд; Рук. Проекта Г.Ю. Семигин; Науч. – ред. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин. - М.: Мысль, 1999.
Приложение 1
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"
Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...
Методическая разработка проведения тематического дня «12 декабря – день принятия конституции Российской Федерации».
Такие мероприятия являются воплощением истории нашей Родины, они способствуют развитию патриотизма гражданина. Уважительное отношение подрастающего поколения к символам и эмблемам своего государ...
Конституция Российской Федерации
Интерактивный урок в 11 классе. Обществознание Конституция Российской Федерации Разработала учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-ПетербургаКалугина Светлана А...
Пресс-конференция для старшеклассников Конституция Российской Федерации-основной закон
Внеклассное мероприятие способствует осмыслению основных положений Конституции Российской Федерации,содействует воспитанию чувства патриотизма, уважения к социальным нормам и ценностям....
Конституция российской федерации
урок по обществознанию...
Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»
Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:• расширение и...
Интеллектуальное казино «Конституция Российской Федерации» (ко Дню Конституции РФ) Для учащихся 8-9 классов
Интеллектуальное казино«Конституция Российской Федерации»(ко Дню Конституции РФ)Для учащихся 8-9 классов...