Фольклорный вечер в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Внеклассное чтение, урок направлен на развитие чувства гордости за родную культуру, ценности, наследие. Развивает чувство вкуса. Красивый урок, яркий, необычный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urochishche.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК «Фольклорный вечер. (Внеклассное чтение)»
Вступление. Слово учителя.
Культура русская, живая
Поблекла светлая краса.
В угоду юных погибая,
Ты вянешь, русская душа.
Осталось что? Дыханье ветра,
Не слышно песен, голос стих.
Нарядов красные узоры
Сгноили в сундуках своих.
Чужой культуре уступая,
Ты прячешь свой прекрасный лик,
Под громом поступи тяжелой
Твой чудный образ тихо сник.
Забыты прежние гаданья,
Преданья нынче не в чести,
Патриархального уклада не сыщещь,
Хоть 100 лет ищи.
Неслышно звуков русской песни,
Утрачен русский мудрый сказ.
О красоте родного слова
Сегодня наш пойдет рассказ
Учитель Русская культура складывалась веками. Мы хранили нажитое предками и осваивали новое. Подчиняли себе промыслы, учились возводить избы, а потом и палаты белокаменные, рождали произведения искусства, но самое важно, что бы не делали русские – все с песней, шуткой, прибауткой, присказкой. На все случаи жизни готова пословица, каждому сыну или дочери наказ.
Предлагаю вам отправить в путешествие по Древней Руси, а сопровождать нас будут фольклорные жанры.
Итак, с чего же мы начнем? Наверное, с самого важного. С чего же?
Дети С дома. Жилище – самое главное для человека.
Учитель Хорошо. А что самое главное в доме?
Дети Вероятно, печь.
Учитель «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.
Ученик Сложить хорошую печь – дело непростое. Лишь специалист-печник брался за эту ответственную работу. Сначала прямо на земле устанавливали опечье – небольшой фундаментом печи. На него настилали доски и выкладывали на них днище печи – под, ровный, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получался кособоким. Над подом сооружали из камня и глины свод печи.
Ученик Мастер-печник до тонкостей знал своё дело. Опасно было обидеть его, не накормить как следует или недоплатить при расчёте. Возьмет да и вставит из мести в кладку трубы гусиное перо или замурует горшок отверстием наружу. Как затопят печь, так начнёт она стонать или свистеть, хоть из дома беги. А то кирпичом ещё трубу заложит, и пойдёт печь дымить, хозяев морить.
Ученик Однако все эти байки о печных трубах более позднего происхождения. Старину избы топились по-черному – печь не имела трубы. Конечно. Дым в доме – не самое приятное. Но старая пословица учит: «Горечи дымной не претерпев, тепла не видать». Хотя стены и потолок покрывались сажей, с этим приходилось мириться: печь без трубы была дешевле в строительстве и требовала меньше дров. К тому же дым хорошо дезинфицировал жилище, в нем не заводились насекомые. Если же крестьянин занимался рыболовством и под потолком в курной избе развешивали сети, то служили они, прокоптившиеся, в несколько раз дольше.
Ученик С печью связанно немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту. В русских народных сказках печь часто неотъемлемо связана с главным персонажем: Емеля, например, разъезжал на печи по городу, а богатырь Илья Муромец много лет просидел на печи беспомощным, пока не обрёл силу.
Учитель. А давайте с вами вспомним пословицы про печь
- КТО СИДИТ НЕ ПЕЧИ, ТОТ ГЛОЖЕТ КИРПИЧИ.
- ЧТО ЕСТЬ В ПЕЧИ, ВСЕ НА СТОЛ МЕЧИ.
- ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ, ТАК НЕ ЛЕЖИ НА ПЕЧИ.
- УГОЛЬ ИЗ ПЕЧИ УПАЛ — ГОСТИ НА ДВОР.
- У ХОЛОДНОЙ ПЕЧИ НЕ СОГРЕЕШЬСЯ.
- ТРУДОДНИ НАЖИВАТЬ — НА ПЕЧИ НЕ ЛЕЖАТЬ.
- МАЛО ЛИ У НАС ДРОВ — ГДЕ ПЕЧЬ, ТАМ И ЖЕЧЬ.
- ХОДИ, ИЗБА, ХОДИ, ПЕЧЬ, ХОЗЯИНУ НЕГДЕ ЛЕЧЬ!
- ХОТЬ ГОРШКОМ НАЗОВИ, ТОЛЬКО В ПЕЧЬ НЕ СТАВЬ.
- ГОСТИ НА ПЕЧЬ ГЛЯДЯТ, ВИДНО КАШИ ХОТЯТ.
- ДОБРА ТА РЕЧЬ, ЧТО В ИЗБЕ ЕСТЬ ПЕЧЬ.
- ЖАРКО ПЕЧЬ НАТОПИШЬ — УГОРИШЬ, МНОГО ЗЛА НАКОПИШЬ — УМОРИШЬ.
Учитель. Молодцы! Раз уж мы заговорили о печи, то самое время поговорить, почему же она – кормилица. Что же готовили на Руси?
Ученик Повседневный крестьянский стол не отличался большим разнообразием. Черный хлеб, щи, каша да квас – вот, пожалуй, и все разносолы. Серьезным подспорьем были, конечно, лесные дары – грибы, ягоды, орехи, мед. Но основой всему оставался хлеб.
Ученик «Хлеб – всему голова»
Каких только народных поговорок, пословиц, присказок, не сложено о нем: «Хлеб - всему голова» , «Хлеб да вода – крестьянская еда», «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска», «худ обед, коли хлеба нет».
«Хлебом да солью» встречали дорогих гостей, приглашали к столу, желали благополучия, приветствовали молодых в день свадьбы. Особый вид хлеба – перепеча – участвовал в свадебном обряде. Без хлеба не обходилась ни одна трапеза. Резать хлеб за столом считалось почетной обязанностью главы семьи.
Ученик Служил хлеб и ритуальной пищей. Из кислого теста выпекали просфоры, предназначенные для совершения христианского таинства причащения. На пасху пекли куличи, на Масленицу провожали зиму блинами, а весну встречали «жаворонками» - пряниками, напоминающими по форме птиц.
Ученик «Щи да каша – пища наша»
Так любили говаривать в народе. Каша была самой простой, сытной и доступной едой. Немного крупы и зерна, воды или молока, соль по вкусу – вот и весь секрет.
В XVI в. было известно не менее 20 видов каш – сколько круп, столько и каш. Да и разные виды помола крупы позволяли готовить особую кашу. В Древней Руси кашей называли любую похлебку, сваренную из измельченных продуктов, в том числе рыбы, овощей, гороха.
Некоторые исследователи считают кашу праматерью хлеба. По легенде, древний повар, готовя кашу, переложил сверх меры зерна и получил в результате хлебную лепешку.
Ученик Щи – еще одна исконно русская еда. Правда, в старину щами называли практически все похлебки, а не только современный суп с капустой. Умение варить вкусные щи, так же как и выпекать хлеба, было обязательным качеством хорошей хозяйки. « Не та хозяйка, что красиво говорит, а та, что хорошо щи варит»! В XVI в. можно было отведать «шти капустны», «шти борщовя», «шти репяны».
Учитель Предлагаю вам поиграть в знакомую с детства игру «Съедобное – несъедобное». Но загадывать я буду не просто названия продуктов, а такие продукты и блюда, которые уже вышли из употребления, узнайте их.
(Звучат конфетки-бараночки)
|
|
Учитель Ну вот представьте, вошли мы в дом, печь есть, стол накрыт. А кого не хватает?
Ученики Хозяев! Семьи были большие, нельзя было не заметить отсутствия хозяев.
Ученик. Авторитет семьи в народе был необычайно высок. Человек, не желавший в зрелом возрасте заводить семью, вызывал у соседей подозрение. Только две причины считались уважительными – болезнь или желание уйти в монастырь. Русские пословицы и поговорки так оценивали значение семьи: «Не женат – значит не человек», «В семье и каша гуще», «Семье в куче не страшна и туча».
Ученик В далеком средневековье крестьяне жили большими патриархальными семьями из 15-20 человек: престарелые родители, женатые сыновья с детьми и внуками – три-четыре поколения родственников. Тесновато бывало такой семье в небольшом крестьянском доме. Может быть, тогда и родилась поговорка «В тесноте да не в обиде»?
У каждого в семье были свои обязанности, свои дела. Каждый был на своем месте.
Учитель. А давайте заглянем в уголок, откуда слышится тихая песня. Это колыбельная, но она не просто убаюкивает. в ней слышится ушедшая реальность
(Звучит песня. «Брат сестру качает»)
Ученик Особый вид фольклора – обрядовые песни. Существовал на Руси и обряд прощания девицы с молодостью. Как в колыбельной, ей приходилось покидать отчий дом, идти в чужую семью, поэтому этот обряд был грустным. Подруги невесты собирались на девишник, помогали собирать приданое, а невеста при этом пела грустные песни
Ученик
Я последний раз с вами прощаюся,
Навсегда от вас удаляюся.
Я уж названа, наречанная,
Жисть моя прошла драгоценная,
Наступает жисть переменная,
Перейдешь черту – не возвратишься,
В девичий наряд не нарядишься,
Изомнут венцы на главе цветы.
Учитель Умели и отдыхать. Следуя принципу: «делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.
(Танец девочек «Порушка-Параня»)
Ученик Какие же праздники почитали на Руси? Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый – природный, земледельческий, связанный со сменой времён года и последовательностью сельскохозяйственных работ. Многие праздники отмечали именно по этому календарю: проводы зимы и встреча весны, первый сев, начало и окончание жатвы.
Ученик Второй календарь – языческий, дохристианских времён, так же как и земледельческий, соотносился с явлением природы. Языческие истоки сохранились во многих народных праздниках – Иване Купале, Семике, Масленице и даже в христианских – Рождестве и Троице.
Учитель Самым веселым праздником считались Рождественские святки. Чего здесь только не было: и гадание, и песни, и пляски, и широкое гулянье. Ой, а вы слышите, кто-то к нам в избу-то стучит?
(входят раскрашенные красивые ребята, четверо)
Ученик (Осечкина)
Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.
Ученик
Коляд-колядин,
Я иду к вам не один!
Тетушка добренька,
Дай кусочек сдобнинька,
Ученик
Не режь, не ломай,
Лучше весь подавай.
Если крошечку уронишь -
Со двора нас не спроводишь!
Ученик
Где блины — там и мы,
Где оладьи — тут и ладно,
Где пирог с крупой -
Там и мы с рукой.
Учитель Ну заходи в дом, коляда. У нас тепло, погрейся у печи, поуплетай калачи. А мы пока тебя повеселим.
Ну-ка, давайте-ка вспомним игру, которая за время существования превратилась в «колечко-колечко, выйди на крылечко» или «фанты». А мы в нее сейчас сыграем по-старинке. Ну-ка, мои помощники.
(помощники берут коробочку и обходят ребят, а заодно и гостей, кто, что положит, пока собирает, звучит «Валенки»)
Достаем по одному фанту.
- Ой, красив ты, спору нет. Съешь оладушек в обед.
- Раскрасавица-девица, на отлично тебе учиться
- Ухарь купец, съешь с свининой холодец
- Глаза что яхонт, будут тебя сватать
- Красота ты наша – дом тебе – полная чаша
- Любо-дорого гляжу, просто слов не нахожу
- Не бросай слова на ветер, будешь лучше всех на свете
- Не бойся копыт с рогами, готовь стол с пирогами
- Не ходи около да вокруг, будет у тебя надежный друг
- Запасись терпеньем – поделись уменьем
- Красив да румян, носи розовый кафтан
- Была курица хохлата, а ты не прячь серебра да злата
- Не будь жаден и упрям – стучи громче в барабан
- Не думай плохого, не будет и лохого.
Учитель Делу время – потехе час. А дела у русских было много: крестьянин целый день в поле, пашет, сеет, жнет. И ремесленник не отстает. Собирает людей в артель, да работает целый день
Ученик На просторах России из века в век горят и согревают людей своим теплом уникальные очаги народного искусства, хранящие традиции древних культур. В народных промыслах, в песенном творчестве, в приметах языка и быта обитает душа наших предков. Живёт она в самых разных видах искусства, выражает себя с помощью уникальных техник и технологий, в глине и дереве, ткацком волокне и металле...
Звучит «Барыня»
Дети читают, как выпуск новостей
Ученик Современный город Семенов — один из немногих городов заволжской стороны, который получил всемирную известность как центр хохломской росписи.
Ученик Гжель — самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Название промысла связано с целым районом Подмосковья, гае издавна почти все население деревень изготавливало гончарную посуду, черепицу, изразцы.
Ученик Дымковская игрушка — одно из уникальных явлений народного искусства XIX в. Название игрушки связано с местом изготовления — слободой Дымково (в настоящее время — район города Вятка). Происхождение промысла связывалось с народным праздником «свистунья», когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которые специально готовили тысячами к этому празднику для распродажи.
Ученик Среди изделий народных промыслов Тульской области выделяется своей оригинальностью глиняная игрушка деревни Филимонове.
По местным преданиям, деревня Филимоново была названа в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины. Здесь изготовлением игрушек занимались в основном женщины, а мужчины делали посуду, так как рядом находились залежи пластичной глины.
Ученик Подмосковная деревня Жостово стала символом уникального народного искусства. Жостовские подносы принадлежат к семье «русских лаков». Возникновение их производства связано с зарождением в конце XVIЦ в. лаковой миниатюрной или папье-маше. Начавшись в русле лаковой миниатюры. жо стово подносов постепенно выделилось в самостоятельный промысел которым занимались жители ряда деревень Московской губернии: Жостово, Осташково, Хлебнишево, Троицкое и др.
Ученик Как культурный центр Палех (Ивановская область) был образован профессиональными потомственными мастерами — иконописцами, крестьянами села, оставшимися без работы в результате гонений на церковь и верующих после октября 1917 г.
Ученик Мстёрский промысел (Владимирская область) имеет достаточно самостоятельный характер, хотя в основе своей гак же, как палехский, опирается на иконописные традиции. В Мстёре жили иконописцы-ремесленники, продолжавшие традиции Владимиро-Суздальской иконописной школы.
Ученик Ростовская финифть. История живописи по эмали берет свое начало в XII в., когда в летописях появляются первые упоминания о русской финифти. В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, а техника изготовления различных изделий была заимствована из Византии. Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей.
Ученик Городскую народную игрушку уже более двух столетий делают в подмосковном Сергиевом Посаде, основанном в 1782 г. из монастырских слобод. Используя громадный рынок сбыта, сложившийся вокруг Троице-Сергиева монастыря, местные мастера предлагали тысячам паломников игрушки из всевозможных материалов, выполненные в самых разных техниках. Работали не только с деревом, но и с папье-маше, использовали привозные фарфоровые головки для кукол.
Ученик А кроме того платки, вышивка, плетения и, конечно, изготовление национального костюма.
Предлагаю вам викторину. Каждому достанется карточка с названием предмета национального костюма: объясните, что это?
(пока раздаю, звучит «Сени мои сени»)
- Армяк (ермяк, лабамах, ормяк, рябик, сермяк, харапай, хоропой, ярмяк) — верхняя одежда, преимущественно мужская, надевалась поверх кафтана, шубы, полушубка, тулупа в любое время года при плохой погоде и в дорогу. Известен в России с XVI
- Балахон — женская и мужская верхняя одежда. В XVIII — начале XIX в. была известна в северных и западных губерниях Европейской России, местами в Сибири. Изготавливалась из рядна, хряща, саржи
- Бахилы (бредни, бродни, бутыли, ловчаги, осташи, сапоги черепанские) — мужская рабочая и промысловая обувь из кожи.
- Бешмет — мужская верхняя одежда, распространённая в юго-восточных районах европейской России у гребенских, донских, кубанских, терских, уральских казаков, а также казаков-некрасовцев, живших в Турции.
Бешмет утверждённого по цвету и покрою образца входил в состав форменной одежды всех казачьих войск. - Валенки (валенцы, волнушечки, выходки, сапоги валяные, катанки, катанцы, пимы) — мужская, женская обувь для зимы, катанная из овечьей шерсти.
- Гайтан (итан, почёпка, чапочка) — женское украшение, тесьма для обшивки ворота рубах, передников и т.п.
- Доха (яга, яргак) — верхняя зимняя мужская и женская одежда, надевавшаяся поверх основной зимней одежды при дальних поездках в санях
- Душегрейка (душегрея, каратайка, коротена, коротень, коротенька, перо, подсердёчник) — нагрудная женская одежда на лямках, как правило, из дорогих фабричных тканей — бархата, плиса, парчи, полупарчи, шёлка — с подкладкой, часто на вате или кудели
- Епанча (епанёчка, епанца) — нагрудная женская одежда в виде короткого (до талии) плаща без рукавов
- Зипун — мужская и женская верхняя одежда. Тогда зипуном называлась мужская наплечная одежда типа куртки, короткая, облегающая фигуру, с неширокими рукавами. Её надевали поверх рубахи под кафтан.
- Казакин — верхняя женская и мужская одежда для весны, лета, осени, в некоторых деревнях — для зимы.
Казакин шился из тканей фабричного производства: сукна, молескина, нанки, китайки, казинета, обычно на подкладке, зимние казакины шились на вате или меху.
Учитель. Ох, поработали знатно! Самое время для веселой озорной песни. Ну как же без частушки? (ЗВУЧИТ ЧАСТУШКА)
Ходи, хата, ходи, хата, Говорю я в шутку Коле: | По-геройски Лена с ленью
Мы исполнили частушки Разогнали сон и лень Веселиться на уроках Мы готовы каждый день |
Учитель. Какие Вы молодцы. А теперь давайте подведем итоги. Какие фольклорные жанры мы встретили сегодня
Дети отвечают: песни, частушки, пословицы, поговорки, обрядовые песни, колыбельная, плясовая, коляда, пестушки.
Учитель. Да, а сколько всего еще не вместил наш урок! Мы с вами начинали урок со слов о том, что русская культура умирает, что интерес к ней утерян. И я попрошу вас сейчас расшифровать словосочетание РУССКАЯ КУЛЬТУРА.
Р - родная
У - удалая
С -семейная
С - светлая
К - красивая
А - авторитетная
Я - яркая
К - красивая
У - умелая
Л - ласковая
ЬТ - творческая
У - убаюкивающая
Р - речистая
А – активная
А еще, посмотрите, у меня тут припасен рушничок. Предлагаю вам на память написать прямо на нем одно главное чувство, которое вы испытываете сейчас, в конце нашего урока.
Учитель молодцы, А закончим мы с вами, конечно, веселой песней. Гости могут подпевать
(Будьте здоровы, живите богато)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выпускного вечера 11 класс.
Выпускной вечер "город мастеров"...
Выпускной вечер 9 класса
Материал содержит в себе сценарий выпускного вечера в 9 классе....
Сценарий фольклорного вечера "Аулак өй".
Сценарий специально написан для проведения вечеров с русскоязычными учениками....
сценарий предвыпускного вечера 10 класса 11 классу
Готовый сценарий прощального вечера для выпускников...
Презентация по литературе "Легенда как фольклорный жанр" (5 класс)
Презентация содержит информационно - иллюстративный материал к разделу "Фольклор" (программа В.Я Коровиной, учебник М.А.Снежневской, О.М. Хреновой)...
Презентация по литературе "Легенда как фольклорный жанр" (5 класс)
Презентация содержит информационно - иллюстративный материал к разделу "Фольклор" (программа В.Я Коровиной, учебник М.А.Снежневской, О.М. Хреновой)...
Литературный вечер Два гения:А.Ахматова и Н.Гумилёв» «Я зажгла заветные свечи, Чтобы этот светился вечер…» 11 класс
Литературный вечерДва гения:А.Ахматова и Н.Гумилёв»«Я зажгла заветные свечи,Чтобы этот светился вечер…»11 класс...