Владимир Солоухин "Мститель"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Это урок открытия новых знаний. Он является вторым в изучении темы: «В. Солоухин « Мститель»». Структура сочетала этапы: организационный, проверка домашнего задания, актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности, постановка учебной задачи, подведение итогов урока, самостоятельная работа с проверкой, рефлексия деятельности, определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.
В качестве наглядного материала применяла мультимедийную презентацию. Для более быстрой работы учащихся на уроке мною были использованы рабочие листы. Ученику было легче соориентироваться в пространстве темы, он знал, что конкретно требуется сделать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по рассказу В. Солоухина "Мститель" | 597.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5 в
Тема: В. Солоухин рассказ «Мститель». «Месть или прощение»?
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Ι. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
ΙI. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
- познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
- коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, синквейн.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). СЛАЙД №1
- Добрый день! Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Начнём занятие.
II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) СЛАЙД №2
- Скажите, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?
- Какие основные факты биографии вам запомнились?
- Владимир Солоухин говорит, что именно в детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретенные в детстве, он проносит через всю долгую жизнь. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества писатель называет главными.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Ребята, а как вы понимаете смысл слова «мститель»?
- Для того, чтобы узнать от какого слова оно образовано, вам нужно разгадать ребус.
1. Ребус СЛАЙД №3
- Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r м l е g с d т s n i w ь z
МЕСТЬ
- Какое слово у вас получилось?
- Что оно обозначает? (действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь. (Из словаря Д.И. Ожегова)) СЛАЙД №4
2. Составление кластера (на доске)
- Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «месть»?
- Сейчас посовещайтесь с соседом по парте и запишите в овалы, которые лежат у вас на столах, одно слово, ассоциирующееся у вас с местью (дети записывают).
- Я тоже выписала несколько слов. Алина, пожалуйста, подойди к столу, выбери те слова, которые, на твой взгляд, более подходят к интересующему нас слову и прикрепи на доску.
- Молодцы!
Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно.
- Теперь внимательно посмотрите на свои записи, записи на доске и сделайте вывод, что же мы чувствуем, произнося это слово (дети отвечают).
Вывод: слово «месть» вызывает грустные, тревожные ассоциации.
- На доске у нас получился кластер, который поможет нам разобраться в тех чувствах, которые испытывал наш герой к своему обидчику.
IV. Постановка учебной задачи.
- Ребята, посмотрите какие синонимы можно подобрать к слову месть. СЛАЙД №5
- Попробуйте подобрать антоним к данному слову (прощение, милосердие).
- А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.
(«Месть или прощение»?) СЛАЙД №6
- Исходя из темы, скажите, какую цель на этом уроке вы можете поставить перед собой? (оценить поступки героя)
- Чтобы восстановить последовательность всех событий, нам нужно заполнить карточку, расставив номера от 1 до 10. Работаем в парах.
Карточка | |
Восстановите последовательность чувств и рассуждений мстителя. Поставьте номера 1-10 | |
1. Обида и злость | 1 |
2.Норка шмеля | 5 |
3.План мести | 2 |
4.Нечаянно заманить в лес | 3 |
5.Рыжики, за солью | 6 |
6.Очень непросто ударить человека | 10 |
7.Теплинка (небольшой костер) | 7 |
8.Мысли о мести | 4 |
9.Витька не такой плохой мальчишка | 8 |
10.Очень не хотелось сразу идти домой | 9 |
ПРОВЕРКА СЛАЙД №7
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
- Посмотрите внимательно на таблицу и скажите, какое слово объединяет все события? (МЕСТЬ)
- Слово одно, а сколько негативных эмоций оно вызывает. Попробуем разобраться, что чувствовал наш герой и как он сумел преодолеть это чувство. А для этого обратимся к тексту (стр. 227)
1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
- Понравилось ли вам произведение?
-На сколько частей можно разделить текст? (3)
-Теперь давайте вместе озаглавим каждую часть.
План рассказа:
- Удар между лопаток
- Зачитайте последнее предложение 1ой части (стр. 228 В горле у меня стоял горький комок… чтобы в другой раз было неповадно)
- Итак, что же произошло с нашим героем? (Витька ударил комком грязи по спине)
- Состояние рассказчика. Какие мысли у него? (стр. 228 – зачитать Насколько я помню, никогда не плакал от физической боли….. маленькой обиды или несправедливости)
- За что Витька его ударил? (Ни за что)
- Что решил рассказчик? (стр. 228 … в голове зародилась мысль отомстить Витьке)
- Почему такую обиду вызвал поступок Витьки? (стр. 228 – зачитать Ну, за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал)
- Какой же вывод сделаем по 1ой части? (дети высказываются)
ВЫВОД: Герою было больно не от физической, а от душевной боли.
- Где начинается 2ая часть? (стр. 228 – зачитать Вскоре созрел план мести)
- Как озаглавим ее?
- Желание и план мести
- Что задумал герой? (стр. 228 Отомстить. Позову в лес и набью морду)
- Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент? (На горе был удачный момент)
- Почему не получилась месть? (Герой раздумывает)
- Что на опушке леса увидел Витька? (стр. 229 Витька увидел шмеля и им стало интересно за ним наблюдать)
- Чем потом занялись ребята? (стр. 230 Витька нашел рыжики. Стали разводить теплинку и жарить их)
ВЫВОД: Мы видим как желание отомстить постепенно ослабевает, обида утихает, главный герой успокаивается. СЛАЙД №8
ФИЗМИНУТКА
- Отдохнули и снова вернемся к нашему рассказу. Переходим к 3ей части. Как озаглавим ее?
3. Отказ от мести
- Какие мысли появились у рассказчика? Зачитайте на стр. 232 ( Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька…..вечно что-нибудь придумывает)
- Что повлияло на изменение первоначального плана мести? ( Витька – хороший парень, с ним интересно)
ВЫВОД: Ребята, мы увидели с вами, как необдуманный поступок, слово может сделать лучших друзей врагами.
- А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (художественные средства выразительности)
2. Работа с терминами «сравнение», «эпитет», «олицетворение»
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР.
- Какие выразительные средства вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте.
Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».
Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».
Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».
- Еще одним художественным приемом в литературе является ПЕЙЗАЖ.
- События в рассказе можно разделить на 2 части: до и после конфликта. Посмотрите, каким пейзаж был до конфликта и после него. СЛАЙД №9
Пейзаж | |
До конфликта | «Теплый, радостный денек»; «Серебряные нити паутины» |
После конфликта | «Не видел ни солнца, ни неба» |
- Продолжите мою фразу: «Эти средства выразительности помогают подчеркнуть…..»
V. Итог урока. Включение нового знания в систему. СЛАЙД №10
Выбрать из данных высказываний одно, которое могло бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.
- Умей прощать, и мощь твоя умножится.
- Сильнее всех побед — прощение.
- И рад бы заплакать, да смех одолел.
- Месть – это ответное зло.
- Можно ли сказать, что главный герой одержал победу? Если да, то какую? (сумел отказаться от мести, простить друга)
VI. Самостоятельная работа с проверкой.
- Мы поговорили о чувствах, которые испытывал герой. Теперь бы мне хотелось узнать ваше отношение к мести. Используя материалы сегодняшнего урока, дайте небольшую характеристику слову «месть» в виде синквейна.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Ответы детей
- Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили в начале занятия? (оценить поступки героя)
- Мы ее достигли? (Да)
- Как вы думаете, какой вырастет из нашего героя человек? (добрый, честный, умеющий прощать)
VII.Рефлексия деятельности. СЛАЙД № 11
-Ребята, на Слайде вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить…
Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________
Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________
Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (что?) ______________
Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________
Осталось непонятным (что?) _______________________________________
Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) _________
VIII. Оценки за урок
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (ответы детей)
-….., какую бы оценку ты себе поставил(а)?
- Ребята, сдайте, пожалуйста, свои рабочие листы. За них вы получите оценки.
IX. Информация о домашнем задании. СЛАЙД №12
-Откройте дневники, запишем домашнее задание
По выбору:
- Я попросила старшеклассников ответить на вопрос «На что похожа месть?»
Вот лишь некоторые из их ответов:
Месть – это…пожар в лесу; смерч; бумеранг; водоворот……
Задание: Вы должны будете выбрать одно из этих определений или дать своё, написать сочинение на тему: Месть можно сравнить с ….( объем сочинения – 1-2 стр.)
- Нарисуйте, какими вы представляете месть и прощение, подумайте, какие краски для этого вы подберёте.
- Дать характеристику главному герою рассказа в виде синквейна.
- В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Добрый человек-это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. И в память о нашем уроке я бы хотела вам подарить по солнышку.
Резерв: тест
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Владимир Высоцкий
Презентация о творчестве и жизни В. Высоцкого ( для музыкальной гостиной)...
Поурочные разработки по истории 10 кл. " Русь во времена Владимира"
Раннефеодальные отношения в Киевской Руси; значение христианства при князе Владимире...
Региональный компонент. Урок литературы.Тема урока: «Верю: встанет Русь из пепла» (по творчеству Владимира Афанасьевича Архипова)
· способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к родному краю· получить предс...
презентация к уроку "Владимир Мономах" 10 класс
способствует более четкому построению структуры урока. содержатся различные виды работ, необходимые для усвоения старшеклассниками....
"Встреча с поэзией Владимира Высоцкого" Урок внеклассного чтения (10-11класс)
Цели: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностьюВладимира Высоцкого; - развивать интерес к поэзии; - ...
«Поучение» Владимира Мономаха. Жизненный подвиг Владимира Мономаха.
Урок литературы в 7 классе...
Литературно-музыкальная композиция «Владимир или прерванный полет» Посвящение Владимиру Высоцкому.
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Владимир или прерванный полет» знакомит обучающихся с творчеством русского поэта, певца, актера, гражданина России В. Высоцкого.Задачи: воспитан...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Спасибо. Я провела урок по
Спасибо. Я провела урок по вашему материалу, но в 6 классе после темы "Ф.М. Достоевский "Мальчики". Проблемы близкие. Ещё раз - спасибо.