Владимир Солоухин "Мститель"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

 

Это урок открытия новых знаний. Он является вторым в изучении темы: «В. Солоухин « Мститель»». Структура сочетала этапы: организационный, проверка домашнего задания, актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности, постановка учебной задачи, подведение итогов урока, самостоятельная работа с проверкой, рефлексия деятельности, определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

 

 

В качестве наглядного материала применяла мультимедийную презентацию. Для более быстрой работы учащихся на уроке мною были использованы рабочие листы. Ученику было легче соориентироваться в пространстве темы, он знал, что конкретно требуется сделать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 5 в

Тема: В. Солоухин рассказ «Мститель». «Месть или прощение»?

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели урока: 

Ι. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.

ΙI. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.

Личностные УУД:  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  1. регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

  1. познавательные УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

  1. коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  построение кластера, фронтальный опрос, синквейн.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент). СЛАЙД №1

- Добрый день! Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Начнём занятие.

II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) СЛАЙД №2

- Скажите, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Какие основные факты биографии вам запомнились?

- Владимир Солоухин говорит, что именно в детские годы складывается характер человека. Многие черты характера, приобретенные в детстве, он проносит через всю долгую жизнь. Вот почему с самого начала, с ранних лет нужно стремиться быть добрым, честным и смелым – эти качества писатель называет главными.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Ребята, а как вы понимаете смысл слова «мститель»?

- Для того, чтобы узнать от какого слова оно образовано, вам нужно разгадать ребус.

1. Ребус СЛАЙД №3

- Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

  r м  l  е  g  с  d  т  s  n   i   w  ь  z  

МЕСТЬ

- Какое слово у вас получилось?

        - Что оно обозначает? (действие в отплату за  причиненное зло, возмездие за  что-нибудь. (Из словаря Д.И. Ожегова)) СЛАЙД №4

2. Составление кластера (на доске)

- Ребята, с чем у вас ассоциируется слово «месть»?

- Сейчас посовещайтесь с соседом по парте и запишите в овалы, которые лежат у вас на столах, одно слово, ассоциирующееся у вас с местью (дети записывают).

- Я тоже выписала несколько слов. Алина, пожалуйста, подойди к столу, выбери те слова, которые, на твой взгляд, более подходят к интересующему нас слову и прикрепи на доску.

- Молодцы!

Желание отомстить – очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно.

- Теперь внимательно посмотрите на свои записи, записи на доске и сделайте вывод, что же мы чувствуем, произнося это слово (дети отвечают).

Вывод: слово «месть» вызывает грустные, тревожные ассоциации.

-  На доске у нас получился кластер, который поможет нам разобраться в тех чувствах, которые испытывал наш герой к своему обидчику.

IV. Постановка учебной задачи.

- Ребята, посмотрите какие синонимы можно подобрать к слову месть. СЛАЙД №5

- Попробуйте подобрать антоним к данному слову (прощение, милосердие).

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.

(«Месть или прощение»?)       СЛАЙД №6

-  Исходя из темы, скажите, какую цель на этом уроке вы можете поставить перед собой? (оценить поступки героя)

- Чтобы восстановить последовательность всех событий, нам нужно заполнить карточку, расставив номера от 1 до 10. Работаем в парах.

Карточка

Восстановите последовательность чувств и рассуждений мстителя. Поставьте номера 1-10

1. Обида и злость

1

2.Норка шмеля

5

3.План мести

2

4.Нечаянно заманить в лес

3

5.Рыжики, за солью

6

6.Очень непросто ударить человека

10

7.Теплинка (небольшой костер)

7

8.Мысли о мести

4

9.Витька не такой плохой мальчишка

8

10.Очень не хотелось сразу идти домой

9

ПРОВЕРКА СЛАЙД №7

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

- Посмотрите внимательно на таблицу и скажите, какое слово объединяет все события? (МЕСТЬ) 

- Слово одно, а сколько негативных эмоций оно вызывает. Попробуем разобраться, что чувствовал наш герой и как он сумел преодолеть это чувство. А для этого обратимся к тексту (стр. 227)

1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

- Понравилось ли вам произведение?

-На сколько частей можно разделить текст? (3)

-Теперь давайте вместе озаглавим каждую часть.

План рассказа:

  1. Удар между лопаток

- Зачитайте последнее предложение 1ой части (стр. 228 В горле у меня стоял горький комок… чтобы в другой раз было неповадно)

- Итак, что же произошло с нашим героем? (Витька ударил комком грязи по спине)

- Состояние рассказчика. Какие мысли у него? (стр. 228 – зачитать Насколько я помню, никогда не плакал от физической боли….. маленькой обиды или несправедливости)

- За что Витька его ударил? (Ни за что)

- Что решил рассказчик? (стр. 228 … в голове зародилась мысль отомстить Витьке)

- Почему такую обиду вызвал поступок Витьки? (стр. 228 – зачитать Ну, за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади. Ничего плохого я ему не сделал)

- Какой же вывод сделаем по 1ой части? (дети высказываются)

ВЫВОД: Герою было больно не от физической, а от душевной боли.

- Где начинается 2ая часть? (стр. 228 – зачитать  Вскоре созрел план мести)

- Как озаглавим ее?

  1. Желание и план мести

- Что задумал герой? (стр. 228 Отомстить. Позову в лес и набью морду)

    - Итак, они пошли в лес. Когда был первый удачный момент? (На горе был удачный момент)

    - Почему не получилась месть? (Герой раздумывает)

    - Что на опушке леса увидел Витька? (стр. 229 Витька увидел шмеля и им стало интересно за ним наблюдать)

    - Чем потом занялись ребята? (стр. 230 Витька нашел рыжики. Стали разводить теплинку и жарить их)

ВЫВОД: Мы видим как желание отомстить постепенно ослабевает, обида утихает, главный герой успокаивается. СЛАЙД №8

ФИЗМИНУТКА

- Отдохнули и снова вернемся к нашему рассказу. Переходим к 3ей части. Как озаглавим ее?

3. Отказ от мести

- Какие мысли появились у рассказчика? Зачитайте на стр. 232 ( Да и злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! Да и Витька…..вечно что-нибудь придумывает)

- Что повлияло на изменение первоначального плана мести? ( Витька – хороший парень, с ним интересно)

ВЫВОД: Ребята, мы увидели с вами, как необдуманный поступок, слово может сделать лучших друзей врагами.

- А что помогает писателю достичь такого результата, воздействия на читателя? (художественные средства выразительности)

2. Работа с терминами «сравнение», «эпитет», «олицетворение»

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА СТР.

- Какие выразительные средства вы встретили в рассказе? Найдите в тексте и зачитайте.

Эпитеты: «серебряные ниточки паутинок»; «горький комок в горле»; «затаенное коварство»; «злодейский замысел»; «душистые рыжики»; «светлая текучая вода»; «большие вкусные глотки».

Олицетворение: «Сосновая веточка…плясала, как девчонка в ярко-красном платьице».

Сравнения: «рыжики холодные, как лягушки»; «глазищи по чайному блюдечку».

- Еще одним художественным приемом в литературе является ПЕЙЗАЖ.

- События в рассказе можно разделить на 2 части: до и после конфликта. Посмотрите, каким пейзаж был до конфликта  и после него. СЛАЙД №9

Пейзаж

До конфликта

«Теплый,

радостный денек»;

«Серебряные нити паутины»

После конфликта

«Не видел ни солнца, ни неба»

- Продолжите мою фразу: «Эти средства выразительности помогают подчеркнуть…..» 

V. Итог урока. Включение нового  знания в систему. СЛАЙД №10

Выбрать из данных высказываний одно, которое могло бы послужить эпиграфом к сегодняшнему уроку. Объяснить: почему.

- Умей прощать, и мощь твоя умножится.

- Сильнее всех побед — прощение.

- И рад бы заплакать, да смех одолел.

-  Месть – это ответное зло.

- Можно ли сказать, что главный герой одержал победу? Если да, то какую? (сумел отказаться от мести, простить друга)

VI. Самостоятельная работа с проверкой.

- Мы поговорили о чувствах, которые испытывал герой. Теперь бы мне хотелось узнать ваше отношение к мести. Используя материалы сегодняшнего урока, дайте небольшую характеристику слову «месть» в виде синквейна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Ответы детей

- Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили в начале занятия? (оценить поступки героя)

- Мы ее достигли? (Да)

- Как вы думаете, какой вырастет из нашего героя человек? (добрый, честный, умеющий прощать)

VII.Рефлексия деятельности. СЛАЙД № 11

-Ребята, на Слайде вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить…

Сегодня на уроке я узнал(а) (что?) _________________________________

Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?) __________________________

Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (что?) ______________

Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________

Осталось непонятным (что?) _______________________________________

Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?) _________

VIII. Оценки за урок

-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (ответы детей)

-….., какую бы оценку ты себе поставил(а)?

- Ребята, сдайте, пожалуйста, свои рабочие листы. За них вы получите оценки. 

 IX. Информация о домашнем задании. СЛАЙД №12

-Откройте дневники, запишем домашнее задание

По выбору:

- Я попросила старшеклассников ответить на вопрос «На что похожа месть?»

Вот лишь  некоторые из их ответов:

Месть – это…пожар в лесу; смерч; бумеранг; водоворот……

Задание: Вы должны будете выбрать одно из этих определений или дать своё, написать сочинение на тему: Месть можно сравнить с ….( объем сочинения – 1-2 стр.)

- Нарисуйте, какими вы представляете месть и прощение, подумайте, какие краски для этого вы подберёте.

- Дать характеристику главному герою рассказа в виде синквейна.

- В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Добрый человек-это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. И в память о нашем уроке я бы хотела вам подарить по солнышку.

Резерв: тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Владимир Высоцкий

Презентация о творчестве и жизни В. Высоцкого ( для музыкальной гостиной)...

Поурочные разработки по истории 10 кл. " Русь во времена Владимира"

Раннефеодальные отношения в Киевской Руси; значение христианства при князе Владимире...

Региональный компонент. Урок литературы.Тема урока: «Верю: встанет Русь из пепла» (по творчеству Владимира Афанасьевича Архипова)

·          способствовать воспитанию чувства гражданственности и любви к родному краю·          получить предс...

презентация к уроку "Владимир Мономах" 10 класс

способствует более четкому построению структуры урока. содержатся  различные виды работ, необходимые  для усвоения старшеклассниками....

"Встреча с поэзией Владимира Высоцкого" Урок внеклассного чтения (10-11класс)

   Цели: познакомить учащихся с жизнью и творческой деятельностьюВладимира Высоцкого;      - развивать интерес к поэзии;      - ...

Литературно-музыкальная композиция «Владимир или прерванный полет» Посвящение Владимиру Высоцкому.

Сценарий литературно-музыкальной композиции  «Владимир или прерванный полет» знакомит обучающихся с творчеством русского поэта, певца, актера, гражданина России В. Высоцкого.Задачи: воспитан...


 

Комментарии

Кузьмина Надежда Мечиславовна

Спасибо. Я провела урок по вашему материалу, но в 6 классе после темы "Ф.М. Достоевский "Мальчики". Проблемы близкие. Ещё раз - спасибо.