Роль пейзажа в литературе
методическая разработка (литература, 7 класс) на тему
Я рассмотрела этапы развития пейзажа в литературе19-20вв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Личностно-профессиональное развитие педагога. | 540.33 КБ |
Развитие пейзажа в литературе | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1.Что такое пейзаж 2.Этапы развития литературного пейзажа 3.«Городской»пейзаж 4.Виды литературного пейзажа Содержание
Что такое пейзаж Пейзаж -( французкий , р aysage от pays ,местность, страна) это вид местности , художественное описание природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором – природа, город или архитектурный комплекс
Литературный пейзаж – одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла Литературного направления или жанра Цель автора
В фольклоре и на ранних этапах существования литературы преобладали внепейзажные образы природы: ее силы мифологизировались, олицетворялись, персонифицировались и в этом качестве нередко участвовали в жизни людей. В мифах природа оживлена , одухотворена и очеловечна . Мифы и древнерусская литература Миф «Деметра и Персефон»
В древнерусских произведениях широко бытовали сравнения человеческого мира с предметами и явлениями природы. С помощью описания животных автор дает характеристику персонажу. Слово о полку Игореве
Литература XVII I века Это время рождения пейзажа как существенного звена словесно-художественной образности. Так называемая описательная поэзия широко запечетлела картины природы. Пример такого образца-пейзажа в произведениях Н.М.Карамзина. Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
Литература XIX века В Росси характер пейзажа в литературном произведении заметно изменился в первые десятилетия XIX века, начиная с А.С.Пушкина. Пушкин в своих отступлениях в «Евгении Онегине»дает чудесное описание природы, его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении А.С.Пушкин Евгений Онегин Зимние утро Зимний вечер
Литература XIX-XX веков Н.А.Некрасов Ф.И.Тютчев А.А.Фет В литературе 19-20веков природа представлена в том , что видимо, слышимо, ощущаемо именно здесь и сейчас, что откликается на данное душевное движение и состояние человека В литературе отражается не только дружественная единение человека и природы но и разлад и противостояние между ними. Звучат мотивы горестно, болезненного, трагического отъединения человека от природы И.С.Тургенев Л.Н.Толстой Ф.М.Достоевский И.А.Бунин А.А.Блок М.М.Пришвин Б.Л.Пастернак
Городской пейзаж Город обладает теми же функциями, что и пейзаж; в литературе появился термин «городской пейзаж» .Так же, как и природная среда , город обладает способностью воздействовать на характер людей. Кроме того, у города в любом произведении есть свой неповторимый облик, и это не удивительно, так как каждый писатель строит определенный образ города.
Пушкинский П етербург Гоголевский Петербург Петербург Достоевского Петербург Толстого Городской пейзаж в литературе на примере Петербурга
Идеальный пейзаж Идеальный пейзаж- он сложился еще в античной литературе. Элементы идеального пейзажа. 1.Мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи. 2.Вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду. 3.цветы, широким ковром устилающие землю. 4.Деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень. В.Жуковский «Там небеса и воды ясны!..»
Унылый пейзаж Унылый пейзаж иначе можно назвать элегическим- он тесно с комплексом тех грустно – мечтательных мотивов , которые составляют жанровую особенность элегии (греч. elegeia , elegos - жалобная песня ). Исторически первый тип унылого пейзажа окрашен в темный, сумеречные тона – его можно назвать мрачным. К.Батюшков «На развалинах замка в Швеции»
«Бурный» пейзаж Составные части грозного или бурного пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Р еки , облака, деревья- все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой. А.С.Пушкин «Зимний вечер»
Заключение Пейзаж в литературе один из самых действенных средств, используемый для создания воображаемого, то есть «виртуального»мира в произведении, а также важнейший прием в художественном отражение пространства и времени.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
Этапы развития литературного пейзажа.
СОДЕРЖАНИЕ
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕЙЗАЖА
2.1. Мифы и древнерусская литература
2.2. Литература XVIII- XX веков
3. «ГОРОДСКОЙ» ПЕЙЗАЖ
4. ВИДЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕЙЗАЖА
4.1. «Идеальный» пейзаж
4.2 «Унылый» пейзаж
4.3. «Бурный» пейзаж
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕЙЗАЖ (французкий, Paysage от pays, местность, страна) это
- вид местности;
- художественное изображение природы.
Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.
В литературе пейзаж - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления (например, романтический пейзаж) или жанра (городской, морской, сельский) так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения.
Формы присутствия природы в литературе разнообразны. Это и мифологические воплощения ее сил, и поэтические олицетворения, и эмоционально окрашенные суждения, и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи.
Пейзаж, как часть природы, может подчеркивать определенное
душевное состояние героя, оттенять ту или иную особенность его характера с
помощью воссоздания созвучных или контрастных картин природы.
Например, романтический пейзаж имеет свои особенности: служит
одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира.
Примером созвучного романтического пейзажа может служить величавый фон Кавказа в «Демоне» Лермонтова:
«…И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны;
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы -
У врат Кавказа на часах
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕЙЗАЖА
2.1. Мифы и древнерусская литература
А.Н. Афанасьев, один из крупнейших исследователей мифологии, в 1860-е годы писал, что "сочувственное созерцание природы" сопровождало человека уже "в период создания языка". В фольклоре и на ранних этапах существования литературы преобладали внепейзажные образы природы.
В мифе «Деметра и Персефона» природа изображается не просто живой, она имеет душу, которая, как у человека, радуется, печалится, любит и страдает.
«Слово о полку Игореве» — произведение XII века, в котором наиболее ярко прослеживается роль пейзажа.
2.2. Литература XVIII- XX веков
Здесь мы встречаем пример описательной поэзии в произведениях Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В России характер пейзажа в литературном произведении заметно изменился в первые десятилетия XIX века, это мы видим в произведениях А.С. Пушкина:
«…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…» (Зимнее утро)
Образы природы отныне уже не подвластны предначертанным неким правилам: они каждый раз рождаются заново, представая неожиданными и смелыми. Настала эпоха индивидуально-авторского видения и воссоздания природы. У каждого писателя XIX-XX веков - особый, специфический природный мир, подаваемый преимущественно в форме пейзажей. В произведениях И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, И.А. Бунина и А.А. Блока, М.М. Пришвина и Б.Л. Пастернака природа представлена в том, что видимо, слышимо, ощущаемо именно здесь и сейчас.
3. «ГОРОДСКОЙ» ПЕЙЗАЖ
В литературном произведении пейзаж выполняет разнообразные функции и имеет много разновидностей.
Первая и простейшая функция пейзажа – обозначать место действия.
Так, Петербург в «Евгении Онегине» Пушкина – прежде всего «неугомонный», суетный, светский.
Для Гоголя Петербург, во-первых, город чиновничества, а во-вторых, некое почти мистическое место, в котором могут происходить самые невероятные вещи.
Для Достоевского Петербург – враждебный человеческой и божеской природе город..
Для Толстого Петербург – город официальный, где господствует неестественность и бездушие, где сосредоточен высший свет со всеми его пороками.
4.1. «Идеальный» пейзаж
Из всех разновидностей пейзажа на первое место по своему эстетическому значению следует поставить идеальный пейзаж.
Элементами идеального пейзажа, можно считать следующие:
- мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи;
- вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду;
- цветы, широким ковром устилающие землю;
- деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень;
- птицы, поющие на ветвях.
Это мы находим в идеальных пейзажах Жуковского, Пушкина, Баратынского:
«…И в лоне вод, как сквозь стекло,
Село? …» (В.Жуковский. "Там небеса и воды ясны!..")
«Какая свежая дуброва
Глядится с берега другова
В ее веселое стекло!» (Е.Баратынский. "Отрывок")
4.2 «Унылый» пейзаж
Унылый пейзаж иначе можно назвать элегическим - он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляют жанровую особенность. Например:
К.Батюшков "На развалинах замка в Швеции":
«Уже светило дня на западе горит
И тихо погрузилось в волны!..
Задумчиво луна сквозь тонкий пар глядит
На хляби и брега безмолвны!..»
4.3. «Бурный» пейзаж
В отличие от идеального пейзажа составные части грозного, или бурного пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Реки, облака, деревья - все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой.
Именно в бурном пейзаже звуковая палитра поэзии достигает наибольшего разнообразия:
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...» (А.Пушкин. "Зимний вечер")
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пейзаж в литературе считается одним из самых действенных средств, используемых для создания воображаемого, то есть “виртуально” мира в произведении, а так же важнейшим приёмом в художественном отражении пространства и времени.
. Пейзажи, описание которых осуществляется главным героем, подчеркивают его внутреннюю энергию, постоянное напряжение, отражают динамику душевных состояний, жажду действия. Образ природы и образ человека — это контрастные образы, но они соприкасаются. Они всегда связаны.
В наше время проблема взаимоотношений природы и человека стоит особенно остро. Человек разрушает природу, а ведь он должен жить по ее законам. Природа без человека обойтись может, а человек без природы не проживет и дня.
1.Арсеньев К. Пейзаж в современном русском романе// Вестник Европы.
1885 год. -№ 5.
2. Григорьев А. Эстетика и критика. – М., 1980.
3. Саводник В. Чувства природы и поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева.
М., 1911.
4. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
5. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.
6. Материалы сайта www.lib.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 10 классе "Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
Описания природы помогают раскрытию авторского замысла. Учащиеся работают в группах, каждая из которых после чтения отрывка анализирует эпизод и делает вывод по проблеме, поставленной в начале урока....
Урок литературы в 10 классе по творчеству Ф.М.Достоевского. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
Как правило, о роли пейзажа в художественном произведении мы говорим с учащимися еще в среднем звене, во время изучения повести А.С.Пушкина «Дубровский», затем, обращаясь к тургеневской «Асе», к п...
урок литературы в 6 классе "Роль пейзажа в рассказе И. С. Тургенева "Бежин луг".
Урок - исследование предназначен для учащихся 6 класса. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Учащиеся повторяют средства выразительности, работают в группах, заполняют таблицы, составляют...
Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»
Конспект урока по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...
Презентация к уроку литературы 6 класс "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
Презентация к уроку по литературе в 6 классе «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»...
Урок литературы в 6 классе на тему "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс
Конспект урока литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс...