Рабочая программа
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования (2004)
- Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И. С. Збарский, В.П. Полухина).
Учебно-тематическое планирование рассчитано на 102 ч. в соответствии с Программой литературного образования.
Учитывая рекомендации, изложенные в письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта среднего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи (25).
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1, 2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.), хрестоматию, обеспечивающие процесс обучения.
Содержание дисциплины.
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Программа предусматривает прочное усвоение материала.
Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.
Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
- Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.
- Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.
- Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Виды контроля.
-промежуточный: пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, викторины, тесты, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика героя, конспектирование (лекции учителя, статьи учебника), подбор необходимой информации для сообщений на литературную или историко-культурную темы, презентация проектов
- итоговый: анализ стихотворения, письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос
- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (1 ч.)
Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.
Проза XX века - 13 часов
Обзор русской литературы первой половины XX века
Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.
Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
И. А. Бунин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
А. И. Куприн
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
Л. Н. Андреев. Рассказ «Иуда Искариот» как отклик на состояние русской жизни |
Рр Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева. |
И.С.Шмелев «Лето Господне». Мастерство писателя |
Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Новое качество художника |
Политическая сатира А.Т.Аверченко |
Художественный мир Тэффи |
В.В.Набоков «Машенька» Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века – 30 ч. |
Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).
В. Я. Брюсов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.
К. Д. Бальмонт
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.
А. Белый
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
Акмеизм
Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.
Н. С. Гумилев
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.
Футуризм
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.
Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».
Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
М. Горький
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
А. А. Блок
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Крестьянская поэзия
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
С. А. Есенин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
В. В. Маяковский
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
Литературный процесс 20-х годов - 7 часов
Народ и революция в поэзии и прозе А.М.Ремезов, Д.А.Фурманов |
А.С.Серафимович. Литературные группировки 20-х годов |
А.А.Фадеев Роман «Разгром» |
Цена братоубийства. Размышления над страницами «Конармии» Бабеля. |
Е.И. Замятин. Роман – антиутопия «Мы» |
Б.Пильняк. Роман «Голый век» как страницы биографии писателя |
М. М. Зощенко. Жизнь и творчество. Под увеличительным стеклом – общественные порядки. Рассказы М. М. Зощенко. |
Литература 30-х годов – 28 часов
А. П. Платонов
Жизнь и творчество.
Повесть «Котлован».
Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.
М. А. Булгаков
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
М. И. Цветаева
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст».
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
О. Э. Мандельштам
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.
А.Н.Толстой «Хождение по мукам» - биография, судьба |
А.Н.Толстой. образ Петра в романе «Петр Первый» |
М.М.Пришвин. Особенности художественного мироощущения Пришвина |
Б. Л. Пастернак
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».
Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.
Роман «Доктор Живаго» (обзор).
История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.
А. А. Ахматова
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Н.А.Заболоцкий. «Мысль – Образ – Музыка»
М. А. Шолохов
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Литература периода Великой Отечественной войны - 9 часов
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.
Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).
Проза периода Великой Отечественной войны. |
Поэзия периода Великой Отечественной войны. |
Драматургия периода Великой Отечественной войны |
Л.М.Леонов. Роман «Русский лес» - философия патриотизма |
А. Т. Твардовский
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».
Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.
А. И. Солженицын
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи
Полвека русской поэзии - 2 часа
Время «поэтического бума» Лирика А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Окуджавы |
Ситуация конца восьмидесятых. Б.Слуцкий, Б.Чичибабин, И.Бродский, |
Русская проза в 50 – 90-е годы – 12 часов
В.П.Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда» |
«Деревенская» проза 60 – 80-х гг |
Повести Б.Можаева «Живой» и В.Белова «Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира человека |
В. Г. Распутин
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
В. М. Шукшин
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
А. В. Вампилов
Пьеса «Утиная охота».
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическое раздвоение в характере героя. Смысл финала пьесы.
Взаимоотношения человека и природы в новеллах В. П. Астафьева «Царь-рыба». Рр Подготовка к домашнему сочинению. |
Новое осмысление военной темы в 60-80-е годы. Творчество Ю.В.Бондарева, повести К.Воробьева, В.Кондратьева, Е.Носова |
«Городская» проза. Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю. Трифонова «Обмен». |
Историческая романистика 60 – 80-х гг |
- Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 11-ого класса.
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
4. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
1.Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
- понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
- умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Оценка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Оценка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Оценка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2. Оценка сочинений.
Сочинение основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений проверяются:
- умение раскрыть тему;
- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
- соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1. Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2. Полнота раскрытия темы;
3. Правильность фактического материала;
4. Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1. Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2. Стилевое единство и выразительность речи;
3. Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка "5"
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка "4"
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2» - менее 59 %.
- КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе
Класс 11
Учитель ____________________________________
Количество часов
Всего 102 час; в неделю3 час.
Сочинений 7
Планирование составлено на основе рабочей программы по литературе
учебник «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1, 2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.),
№ урока | Наименование темы урока | Виды учебной деятельности | Дата | Корректировка |
Введение - 1 час | ||||
1. | Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. | Лекция учителя с элементами беседы | Сентябрь 1 неделя | |
Проза XX века - 13 часов | ||||
2. | И. А. Бунин – человек, чувствующий личную ответственность за происходящее в стране. Лирика И. А. Бунина, её философичность, лаконизм и изысканность. «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» или другие стихотворения. | Рассказ учителя о прозе 20 века, обзор жизни и творчества писателя, чтение и анализ стихотворений | ||
3. | И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» (1915). Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям. Поэтика рассказа. | Беседа по прочитанному, просмотр фильма | ||
4. | Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. | Беседа по содержанию | Сентябрь 2 неделя | |
5. | А. И. Куприн – человек прекрасной души, кипучей натуры, яркого и своеобразного таланта. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». | Аналитическая беседа, представление рассказов, выразительное чтение фрагментов | ||
6. | Изображение кризиса русской армии в повести А. И. Куприна «Поединок». Проблема самопознания личности. Автобиографический и гуманистический характер повести. | Доклад ученика, рассказ учителя, беседа по повести | ||
7. | Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». | Аналитическая беседа | Сентябрь 3 неделя | |
8. | Л. Н. Андреев. Рассказ «Иуда Искариот» как отклик на состояние русской жизни | Аналитическая беседа | ||
9. | Рр Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И. А. Бунина, А. И. Куприна, Л. Н. Андреева. | Составление плана | ||
10. | И.С.Шмелев «Лето Господне». Мастерство писателя | Доклад ученика, рассказ учителя | Сентябрь 4 неделя | |
11. | Б.К.Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский». Новое качество художника | Доклад ученика, рассказ учителя | ||
12. | Политическая сатира А.Т.Аверченко | Доклад ученика, рассказ учителя | ||
13. | Художественный мир Тэффи | Доклад ученика, рассказ учителя | Октябрь 1 неделя | |
14. | В.В.Набоков «Машенька» | Доклад ученика, рассказ учителя, беседа по повести | ||
Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века – 30 ч. | ||||
15 | Серебряный век русской поэзии. Русский символизм и его истоки. | Рассказ учителя, выступления учащихся | ||
16 | Символизм. Поэзия В. Я. Брюсова | Рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение и анализ стихотворений | Октябрь 2 неделя | |
17 | «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта | Рассказ учителя, конспектирование, сообщение учащегося, чтение и анализ стихотворений | ||
18 | Смысл поэзии И. Ф. Анненского (1856-1909). | Сообщение учащегося, чтение и анализ стихов | ||
19 | Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого. | Сообщение учащегося, чтение и анализ стихов | Октябрь 3 неделя | |
20 | Мир образов Николая Гумилёва. | Рассказ учителя, выступления учащихся, чтение и анализ стихотворений | ||
21 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. «Эгофутуризм» Игоря Северянина. | Рассказ учителя, сообщения учащихся, чтение и анализ стихотворений | ||
22 | В.Ф.Ходасевич Горькие раздумья в сборнике «Счастливый домик» | Рассказ учителя, конспектирование, сообщение учащегося, чтение и анализ стихотворений | Октябрь 4 неделя | |
23 | Образ родины в творчестве Г.В.Иванова | Сообщение учащегося, чтение и анализ стихов | ||
24 | Рр Подготовка к домашнему сочинению по поэзии Серебряного века. | |||
25 | М. Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематики и особенности композиции рассказа. | Рассказ учителя, определение романтических черт в рассказах | Ноябрь 1 неделя | |
26 | «На дне» как социально-философская драма. Образ Луки в пьесе. | Аналитическая беседа | ||
27 | Вопрос о правде в драме «На дне». Правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин), правда факта (Бубнов). | Аналитическая беседа, работа с текстом, дискуссия | ||
28 | А. М. Горький о революции как нелёгком движении к нравственному очищению общества. (По страницам романа «Мать»). Павел Власов: герой или антигерой. | Рассказ учителя, определение романтических черт в рассказах | Ноябрь 3 неделя | |
29 | А. М. Горький о революционном настоящем в «Несвоевременных мыслях. Заметках о революции и культуре». (Апрель 1917-май 1918-го) | Аналитическая беседа | ||
30 | Рр Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А. М. Горького. | Составление плана | ||
31 | А. А. Блок (1880-1921). Трагедия поэта в страшном мире. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме». | Рассказ учителя с просмотром презентации, конспектирование | Ноябрь 4 неделя | |
32 | Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Фабрика». Развитие понятия об образе-символе. | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | ||
33 | Тема Родины в лирике А. Блока. «Россия», «Река раскинулась», «На железной дороге». | Чтение и анализ стих-ний | ||
34 | Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира. | Лекция с элементами беседы, анализ стихотворений | Ноябрь 5 неделя | |
35 | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев, С. А. Клычков, о П. В. Орешин. | Слово учителя, чтение и анализ стихотворений | ||
36 | С. А. Есенин – поэт «великой песенной силы». Жизнь и творчество. Ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная!» | Аналитическое чтение поэмы, анализ | ||
37 | Тема России в лирике С. А. Есенина. «Я покинул родимый дом», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Возвращение на родину» и др. | Рассказ учителя с просмотром презентации, конспектирование | Декабрь 1 неделя | |
38 | Любовная тема в лирике С. А. Есенина | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | ||
39 | Человек и природа в творчестве С. А. Есенина. | Чтение и анализ стих-ний | ||
40 | Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина» - произведение о судьбе человека и Родины. | Лекция с элементами беседы, анализ стихотворений | Декабрь 2 неделя | |
41 | Рр Подготовка к домашнему сочинению по творчеству С. А. Есенина. | |||
42 | В. В. Маяковский. Жизнь и творчество. Маяковский и футуризм. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирическая лирика. «Прозаседавшиеся» и др. | Рассказ учителя с просмотром презентации, конспектирование | ||
43 | Своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского. «Лиличка!», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», 2Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах». | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | Декабрь 3 неделя | |
44 | Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского. «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенине». | Чтение и анализ стих-ний | ||
45 | Драматические произведения В. В. Маяковского. «Клоп», «Баня». | Лекция с элементами беседы, анализ стихотворений | ||
46 | Рр Подготовка к домашнему сочинению по творчеству В. В. Маяковского. | Слово учителя, чтение и анализ стихотворений | Декабрь 4 неделя | |
Литературный процесс 20-х годов - 7 часов | Аналитическое чтение поэмы, анализ | |||
47 | Народ и революция в поэзии и прозе А.М.Ремезов, Д.А.Фурманов | Лекция учителя, конспектирование, чтение фрагментов | ||
48 | А.С.Серафимович. Литературные группировки 20-х годов | Сообщение учащегося, рассказ учителя об истории создания романа, работа над жанром и композицией, характеристика героев | ||
49 | А.А.Фадеев Роман «Разгром» | Сообщение учащегося, анализ некоторых глав | Январь 3 неделя | |
50 | Цена братоубийства. Размышления над страницами «Конармии» Бабеля. | Рассказ учителя, беседа по тексту романа | ||
51 | Е.И. Замятин. Роман – антиутопия «Мы» | Лекция учителя, конспектирование, чтение фрагментов | ||
52 | Б.Пильняк. Роман «Голый век» как страницы биографии писателя | Сообщение учащегося, рассказ учителя об истории создания романа, работа над жанром и композицией, характеристика героев | Январь 4 неделя | |
53 | М. М. Зощенко. Жизнь и творчество. Под увеличительным стеклом – общественные порядки. Рассказы М. М. Зощенко. | Сообщение учащегося, анализ некоторых рассказов | ||
Литература 30-х годов – 28 часов | ||||
54 | Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А.П.Платонова «Котлован» | Лекция учителя, конспектирование, чтение фрагментов | ||
55 | М.Булгаков. Творчество писателя | Лекция учителя с чтением эпизодов из произведений | Январь 5 неделя | |
56 | «Искусство быть самим собой». М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия». (Пьеса «Дни Турбиных»). | |||
57 | Интеллигенция и революция в романе «Белая гвардия» (в пьесе «Дни Турбиных»). | |||
58 | «Только человек ответственен за добро и зло». Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». История создания, проблемы и герои романа. | Рассказ учителя, пересказ, беседа по содержанию, анализ композиции | Февраль 1 неделя | |
59 | Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание реальности и фантастики. | Рассказ учителя, пересказ, беседа по содержанию, анализ композиции | ||
60 | Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». | Рассказ учителя, пересказ, беседа по содержанию, анализ композиции | ||
61 | Рр Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М. А. Булгакова. | Составление плана | Февраль 2 неделя | |
62 | М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой. | Рассказ учителя с сопровождением презентации | ||
63 | Любовь в жизни и творчестве Цветаевой | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | ||
64 | Проза Марины Цветаевой | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | Февраль 3 неделя | |
65 | «Пора Вам знать: я тоже современник». Общая характеристика творчества О. Э. Мандельштама. Трагический конфликт поэта и эпохи. | Слово учителя | ||
66 | А.Н.Толстой «Хождение по мукам» - биография, судьба | Рассказ учителя с сопровождением презентации | ||
67 | А.Н.Толстой. образ Петра в романе «Петр Первый» | Рассказ учителя с сопровождением презентации | Февраль 4 неделя | |
68 | М.М.Пришвин. Особенности художественного мироощущения Пришвина | Рассказ учителя с сопровождением презентации | ||
69 | «Быть знаменитым некрасиво». Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Роман «Доктор Живаго». | Рассказ учителя, сообщение о Пастернаке, чтение и анализ стихотворений, фрагментов романа «Доктор Живаго» | ||
70 | Революция и гражданская война глазами Юрия Живаго. (По роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»). | Аналитическая беседа | Март 1 неделя | |
71 | А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Ранняя лирика. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью». | Лекция с элементами беседы, сопоставление раннего и позднего творчества | ||
72 | Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно», «Родная земля». | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | ||
73 | Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Трагедия народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы. | Рассказ учителя. Анализ основных тем и мотивов поэмы | Март 2 неделя | |
74 | Н.А.Заболоцкий. «Мысль – Образ – Музыка» | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | ||
75 | Разные идейно-художественные позиции писателей в освещении революции и гражданской войны. М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Донские рассказы». | Рассказ учителя, чтение фрагментов | ||
76 | «В мире, расколотом надвое». Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа. | Аналитическая беседа | Март 3 неделя | |
77 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». | Рассказ учителя, чтение фрагментов | ||
78 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон». | Аналитическая беседа | ||
79 | Р.р Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон». | Составление плана | Апрель 1 неделя | |
Литература периода Великой Отечественной войны - 9 часов | ||||
80 | Проза периода Великой Отечественной войны. | Лекция с элементами беседы | ||
81 | Поэзия периода Великой Отечественной войны. | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | ||
82 | Драматургия периода Великой Отечественной войны | Рассказ учителя. Анализ произведений | Апрель 2 неделя | |
83 | Л.М.Леонов. Роман «Русский лес» - философия патриотизма | Аналитическая беседа | ||
84 | Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. | Лекция с элементами беседы, сопоставление раннего и позднего творчества | ||
85 | Лирика А.Т.Твардовского. размышление о настоящем и будущем Родины. | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | Апрель 3 неделя | |
86 | Осмысление темы войны в лирике Твардовского | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | ||
87 | А. И. Солженицын. Судьба и творчество писателя. «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий. | Рассказ учителя, чтение фрагментов | ||
88 | Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича». | Аналитическая беседа | Апрель 4 неделя | |
Полвека русской поэзии - 2 часа | ||||
89 | Время «поэтического бума» Лирика А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Окуджавы | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | ||
90 | Ситуация конца восьмидесятых. Б.Слуцкий, Б.Чичибабин, И.Бродский, | Рассказ учителя. Чтение и анализ стихотворений | ||
Русская проза а 50 – 90-е годы – 12 часов | ||||
91 | В.П.Некрасов и его повесть «В окопах Сталинграда» | Рассказ учителя, чтение фрагментов | Май 1 неделя | |
92 | «Деревенская» проза 60 – 80-х гг | Аналитическая беседа | ||
93 | Повести Б.Можаева «Живой» и В.Белова «Привычное дело»: глубина и цельность нравственного мира человека | Аналитическая беседа, чтение фрагментов | ||
94 | В. Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар». | Аналитическая беседа, чтение фрагментов | Май 2 неделя | |
95 | В. Г. Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар». | Аналитическая беседа, чтение фрагментов | ||
96 | В. М. Шукшин Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. | Аналитическая беседа, чтение фрагментов | ||
97 | Темы и проблемы современной драматургии. А. В. Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы. | Аналитическая беседа, чтение фрагментов | Май 3 неделя | |
98 | Взаимоотношения человека и природы в новеллах В. П. Астафьева «Царь-рыба». Рр Подготовка к домашнему сочинению. | Аналитическая беседа, чтение фрагментов | ||
99 | Новое осмысление военной темы в 60-80-е годы. Творчество Ю.В.Бондарева, повести К.Воробьева, В.Кондратьева, Е.Носова | Аналитическая беседа, чтение фрагментов | ||
100 | «Городская» проза. Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю. Трифонова «Обмен». | Аналитическая беседа, чтение фрагментов | Май 4 неделя | |
101 | Историческая романистика 60 – 80-х гг | Аналитическая беседа, чтение фрагментов | ||
102 | Итоговый урок. |
6. Перечень учебно-методического обеспечения
Перечень обязательных работ
- Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.
- Анализ эпизода пьесы М. Горького «На дне».
- Самостоятельная работа по поэзии Серебряного века.
- Анализ эпизода из поэмы А.А. Блока «Двенадцать».
- Самостоятельная работа по поэзии С.А. Есенина.
- Анализ стихотворения В. Маяковского
- Классное сочинение по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Анализ стихотворения О. Мандельштама.
- Контрольная работа по роману М. Шолохова «Тихий Дон».
- Анализ стихотворения А.Т. Твардовского.
- Самостоятельная работа по творчеству А.И. Солженицына.
- Анализ стихотворений Бродского, Окуджавы.
- Контрольный тест по разделу «Литература 50-90 годов»
- Классное сочинение на тему: «Литература на современном этапе».
- Эссе «Герои литературы 20 века».
ТЕКСТЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:
- Бунин. «Одиночество».
- Брюсов. «Юному поэту».
- Гумилёв. «Жираф».
- Блок. «Незнакомка», «Россия».
- Есенин. «Собаке Качалова», «Не жалею, не зову, не плачу…».
- Маяковский. «А вы могли бы...», «Послушайте».
- Ахматова. «Сжала руки под тёмной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...».
- Мандельштам. «Notre Dame».
- Цветаева. «Имя твоё...», «Кто создан из камня...».
- Пастернак. «Во всём мне хочется дойти до самой сути...».
- Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины...».
- Бродский. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
- Окуджава. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
- Рубцов. 1 стихотворение (по выбору обучающихся).
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Литература
Для учителя:
- Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Русская литература 20 века. 11 класс./ Под редакцией В.П. Журавлёва. - М.: Просвещение, 2012г.
- Программа по литературе. 5-11 классы. – 10-е изд. (Базовый уровень)//Программы общеобразоват. учреждений. Литература/ Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2010. – С.3 – 100 (В соавторстве с В.Я.Коровиной, В.И.Коровиным, И.С. Збарским, В.П. Полухиной). Допущено Министерством образования и науки.
- Поурочные разработки по русской литературе. 20 век. / Егорова Н.В., Золотарёва И.В. – М. «Вако», 2009
- Уроки литературы в 11 классе/ В.А. Чалмаев, Т.Ф. Мушинская и др.- М.: Просвещение, 2010
- Карсалова Е.В., Леденёв А.В., Шаповалова Ю.М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. Новая школа,2000
- Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10-11 классы: Метод. пособие. М.: Дрофа,2010
- Скоркина Н.М. Нестандартные уроки по литературе. 9-11 классы. Волгоград
- Обучающие практические работы по литературе. 9-11 классы / Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина и др. - М.: Дрофа, 2009
Для учеников:
- И. А. Бунин. «Покрывало море свитками...». «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...». Митина любовь.
- М. Горький. Дело Артамоновых.
- Д. С. Мережковский. Поэту наших дней. Леонардо да| Винчи. Дети ночи. Парки.
- 3. Н. Гиппиус. Сонет. Бессилье. Родине.
- В. Я. Брюсов. Фаэтон. «Идут года. Но с прежней страстью...». Парки в Москве.
- К. Д. Бальмонт. Змеиный глаз. Слова-хамелеоны. В застенке. Гармония слов.
- А. А. Блок. «Ты отошла, и я в пустыне...». «Опустись, занавеска линялая...». «Тропами тайными, ночными...». Шаги командора. «Я не предал белое знамя...».
- А. Белый. Маг. Родина. Родине.
- Н. С. Гумилев. «Зачарованный викинг, я шел по земле...». «Из логова змиева...». «Священные плывут и тают ночи...».
- A. А. Ахматова. Исповедь. Песня последней встречи. «Все расхищено, предано, продано...». «Словно дальнему голосу внемлю...». «Ты стихи мои требуешь прямо...».
- О. Э. Мандельштам. «Отчего душа певуча...». «Образ твой, мучительный и зыбкий...». «Я не слыхал рассказов Оссиана...». «Нет, никогда, ничей я не был современник...». «Мы живем, под собою не чуя страны...».
- B. В. Хлебников. «Москва, ты кто?..». Не шалить!
- В. В. Маяковский. А вы могли бы? Юбилейное. Одна из пьес (на выбор).
- Б. Л. Пастернак. «Я понял жизни цель и чту...». Определение творчества. Единственные дни.
- Е. Замятин. Русь.
- C. А. Есенин. «Я иду долиной. На затылке кепи...».
Пугачев. - М. И. Цветаева. «Веселись, душа, пей и ешь!..». «В огромном городе моем — ночь...». «Я — страница твоему перу...». Поэт. Стол.
- И. Э. Бабель. Жизнеописание Павличенки Матвея Родионыча.
- Б. А. Пильняк. Повесть непогашенной луны.
- В. В. Набоков. Облако, озеро, башня.
- М. М. Зощенко. Беда.
- А. П. Платонов. Рассказы (на выбор).
- М. А. Шолохов. Донские рассказы.
- М. А. Булгаков. Бег.
- Н. А. Заболоцкий. Столбцы.
- А. Т. Твардовский. Стихотворения из книги «Из лирики этих лет». Поэма «По праву памяти».
- Н. М. Рубцов. Утро. Ночь на родине.
- Е. А. Евтушенко. «О нашей молодости споры...».
- A. А. Вознесенский. Стихотворения на выбор.
- Б. А. Ахмадулина. «По улице моей который год...». Апрель, свеча. Снегопад. «Бьют часы, возвестившие осень...» (на выбор).
- B. С. Высоцкий. Я не люблю (или 3 стихотворения на выбор).
- И. А. Бродский. Фонтан.
- В. П. Астафьев. Где-то гремит война.
- В. И. Белов. Плотницкие рассказы.
- В. Г. Распутин. Прощание с Матерой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...