Программа предпрофильного курса "Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины 20 века"
элективный курс по литературе (9 класс) по теме
.В. М. Шукшин создал свой «материк» в искусстве. Он писал рассказы, киноповести, романы, сказки, статьи, письма критикам; ставил фильмы, давал интервью...К сожалению, знакомство учащихся с творчеством Шукшина часто ограничивается знанием нескольких рассказов. Предпрофильный курс «Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины XX века» позволит учащимся расширить представление о творчестве нашего земляка, соотнести художественную литературу с кинематографией, тем более что интерес молодых людюй к кино в наше время велик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kinopovesti_shukshina.doc | 59.5 КБ |
garlik_g.a._kinopovesti_v.m.shukshina.ppt | 372 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Средняя общеобразовательная школа № 52»
ПРОГРАММА
ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ (9 КЛАСС)
«Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины XX века»
Составитель Гарлик Г.А., учитель русского языка литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 52» Октябрьского района
г. Барнаул
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В. М. Шукшин создал свой «материк» в искусстве. Он писал рассказы, киноповести, романы, сказки, статьи, письма критикам; ставил фильмы, давал интервью…
Вся его жизнь и творчество – обнаженная совестливость, вечная обеспокоенность главными вопросами: «что такое жизнь? зачем жить? как жить?»; высокая гражданственность, понимание того, что судьба художника и судьба народа и Родины неразъединимы.
Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души, заставить нас потрясенно спросить: «Что с нами происходит?» Он не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду и этой правдой объединить, сблизить людей.
Интерес к творчеству писателя не ослабевает: его читают и смотрят во всем мире, его помнят. Свидетельство тому – ставшие традиционными Шукшинские чтения на его родине в селе Сростки.
К сожалению, знакомство учащихся с творчеством Шукшина часто ограничивается знанием нескольких рассказов.
Элективный курс «Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины XX века» позволит учащимся расширить представление о творчестве нашего земляка, соотнести художественную литературу с кинематографией, тем более что интерес молодых людей к кино в наше время велик.
Немного у нас писателей, работающих в жанре сценария, зато много людей, отрицающих сценарий как вид литературы. Творчество Шукшина уникально еще и потому, что он не делил свою работу на литературную и сценарную. Книга его сценариев значит для читателя ничуть не меньше, чем книга рассказов.
Курс «Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины XX века» рассматривает общие закономерности развития литературы и кино в их тесной взаимосвязи, вписывает киноповести Шукшина в русло развития отечественного киносценария.
Цели курса:
- Воспитание духовно развитой личности;
- формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к настоящим ценностям отечественной культуры, каковыми являются произведения Шукшина;
- формирование представления о специфике киносценария, языковых и несловесных средствах создания образа в нем;
- освоение текстов киноповестей в единстве содержания и формы;
основных литературно-кинематографических сведений и понятий.
- совершенствование умений анализа и интерпретации киноповести как художественного произведения; выявления смыслового энергетического поля, работы с эпизодом; самостоятельного поиска и систематизации необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
- расширение эстетического кругозора учащихся.
Изучение элективного курса «Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины XX века» способствует решению специфических задач:
- обогащение духовно-нравственного опыта учащихся и расширения эстетического кругозора при сопоставлении киносценария и фильма;
- формирование умения соотносить киносценарий (как основу) и фильм, снятый по нему; находить словесные и несловесные средства создания художественного образа;
- совершенствование коммуникативной и культурологической компетенции учащихся.
Данный курс поможет вести диалог со школьниками по самым насущным проблемам; показать, что молодой человек не одинок в своих раздумьях, что все волнующие его вопросы волновали людей всегда, что именно эти «вечные» вопросы и связывают людей в бесконечное во времени человечество.
Курс рассчитан на 17 часов.
Методы и формы обучения самые различные, исходя из того, что курс строится по интегративному принципу: лекции, беседы, уроки – концерты, просмотры фильмов или фрагментов из них…
Большая роль в освоении курса отводится самостоятельной работе учащихся с текстами, фильмами, медийными средствами.
Для более плодотворной работы возможна групповая организация работы учащихся, необходимое условие которой – принцип активной личной вовлеченности в учебный процесс. Все это позволит добиться целей, поставленных выше.
Актуальность данного курса объясняется переходом на профильное обучение.
Время неумолимо подчеркивает действенную силу настоящего искусства, его непреходящую ценность. А цель курса и заключается в том, чтобы показать закономерность и самобытность киноповестей Шукшина в истории развития отечественного киносценария.
Содержание
предпрофильного курса «Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины XX века»
Написать оригинальный сценарий для меня задача неимоверно трудная. Он должен совмещать достоинства литературного письма с предельно точным кинематографическим видением.
В.М. Шукшин
Раздел I. Введение в проблематику курса.
- Понятие «киносценарий», различные трактовки.
/1. Киносценарий – новая литературная форма (Герасимов, Габрилович…)
2. Киносценарий - произведение киноискусства, а не литературы (Вартан, Козлов…)
3. Киносценарий – литературно-кинематографическое произведение (Жданов…)/
- Соотношение киносценария и традиционных форм.
- Художественный образ. Словесные и несловесные средства его создания в киносценарии.
- Появление и становление киносценария.
Раздел II. Основные этапы развития отечественного киносценария во 2 половине ХХ века( 50-70 гг.) и киноповести В.М.Шукшина.
.а) Конец 50-начало 60 годов. Лирический киносценарий и его особенности.(Шпаликов «Я шагаю по Москве», Ольшанский «Дом, в котором я живу», Ахмадулина «Чистые пруды»)
- Близость героя и автора
- Магнитофонный стиль
- Оптимистичное любование жизнью
- Сюжет-путешествие
- Сцепление эпизодов по эмоциональному звучанию
- Образ-лейтмотив
б) Певец «калины красной». Очерк жизни и творчества Шукшина
в) Киноповесть Шукшина «Живет такой парень» 1964г.
- Композиция и сюжет произведения
- Пашка Колокольников. Средства создания образа.
- Гармоническое отношение героя и мира
- Две темы киноповести и их соотношение
- Рассказчик, повествователь, герой
- Образ ясного светлого утра – лейтмотив произведения
2. Середина 60-х годов. Аналитический сценарий – сценарий драматизированного эпоса. (Габрилович «Твой современник», Васильев и Ростоцкий «А зори здесь тихие»…)
- Взаимодействие принципов эпоса и драмы
- Контраст как средство выявления внутреннего конфликта
б) В.М.Шукшин «Брат мой»
- Город и деревня в художественном мире Шукшина
- Событие как гармония человека и мира
- Композиция и конфликт .Контраст
- Иван и Сеня Громовы. Сравнительная характеристика братьев
- Черты бытия в киноповести
3. Конец 60-х - начало 70-х годов. Романизация рассказов и повестей. (Герасимов «У озера», Тарковский «Андрей Рублев»…)
а)- Две тенденции романизации киноповести.
- Притча как средство расширения рамок киноповести.
- Появление кинороманов
б) Шукшин «Калина красная»
- Поиск целостного взгляда на человека.
- Человек и 3 жизни. Притча.
- «Три жизни Егора Прокудина»
- Заглавные образы киноповести (Воля – неволя)
- Несловесные средства создания образа
- Почему погибает Егор Прокудин?
в) Шукшин «Печки-лавочки»
- Близость киноповести русской сказке
- Мир патриархальный – Москва – юг
- Цепь ситуаций (встреч) как средство раскрытия образа Ивана Расторгуева и всей России
- Что же приобретает Иван: гармонию или красивую жизнь?
- Как мы живем?
Раздел III. Киноискусство и литература. Сходство и специфика .
- «Взлеты и падения» В.М.Шукшина.
- Чем была для Шукшина работа в кино.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ТЕМА | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ | |
1. | Введение в проблематику курса.Киносценарий и худ. образ в киносценарии. | Лекция с элементами эвристической беседы. | 1
| Рефлексивная анкета. Аргументация собственного мнения |
2. | Появление и становление киносценария. | Сообщения учащихся, кинозал(демонстрация фрагментов фильмов0. | 1 | Визитка «Мой любимый старый фильм» |
3. | Лирический киносценарий. | Лекция с элеменрами беседы. | 1 | Отзыв о фильме/киносценарий эпизода |
4. | Певец «калины красной» | Урок-концерт | 1 | Эссе «Мое знакомство с В. М. Шукшиным» |
5. | Киноповесть Шукшина «Живет такой парень» | Практикум | 2 | Анализ эпизода |
6. | Сценарий драматизированного эпоса. Киноповесть Шукшина «Брат мой» | Урок-обзор, практикум | 3 | Выявление традиций и новаторства. Сравнительная характеристика братьев. |
7. | Романтизация киноповести. В.М.Шукшин «Калина красная» | Лекция, практикум-диспут | 4 | Сочинение- рассуждение «Почему погибает Егор Прокудин?» |
8. | «Печки-лавочки» и русская сказка. | Практикум-путешествие | 2 | «Хорошо ли мы живем?»(эссе), выявление «энергетического» поля (подбор эпизодов) |
9. | Киноискусство и литература. | Урок-исследование | 1 | Круглый стол |
10 | «Взлёты и падения» В.М.Шукшина | Литературная гостиная | 1 | Рефлексивная анкета. «Чем была для В.М.Шукшина работа в кино»(проект) |
Библиография
- Белов Л.И. Очерки истории советской кинодраматургии. М.:Современник, 1986
- Валькенштейн «Кинодраматургия»
- Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина. Барнаул: Алт. кн. издательство, 1981
- Горн В.Ф. Прорваться в будущую Россию. В кн.: Василий Шукшин, Барнаул 1991
- Дедков И. Последние штрихи.- Дружба народов, 1975, № 4
- Дубровин А. Требуется сила и смелость…Заметки о типическом в нашем искусстве. – Новый мир, 1976, №1
- Емельянов Л. Василий Шукшин: Очерк творчества, Л.: Худ. Литература, 1983
- Козлов Л. Изображение и образ
- Козлова С.М. Поэтика рассказов Шукшина, Барнаул, АГУ, 1993
- Остроумов Л. Кинодрама и киноповесть.
- Туркин Драматургия экрана
- Шукшин В.М. Киноповести. М.: Искусство, 1991
- Шукшин В.М. Перед миллионной аудиторией: Беседа с корр. Журнала «Вопросы кино» //Вопросы самому себе
- Шукшин В.М. Калина красная – М.: Искусство, 1990
- Шукшин В.М. Если бы знать. Публицистика, -Барнаул, 1991
- Шукшин В.М. Нравственность есть Правда –М.: 1978
- Ягункова Л. От редактора. В кн. В. Шукшин. Киноповести. М.: Искусство, 1991.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литература первой половины ΧΙΧ века.
Материал для приема зачета...
Художествееное осмысление процесса коллективизации в отечественной литературе 20 века.
Тема предполагает сопоставление произведений разных эпох: 30-х годов ("Впрок" и "Котлован" Платонова, "Поднятая целина" Шолохова) и последних десятилетий 20 века (...
Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по
Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...
Художественная гостиная "Два с половиной века музея "Эрмитаж"
Данный материал можно использовать для уроков МХК и искусство, а так же для классных часов и внеклассной работы....
Презентация "Два с половиной века музея "Эрмитаж"
Презентация сопровождает выступления художественной гостиной с одноимённым названием....
Классное дело, программа ПДД, программа «Разговоры о важном», программа «Предпрофильная подготовка для 8-9 классов»
Внеурочная деятельность курс "Классное дело"...