Методическая разработка урока литературы на тему: "Сатиры смелый властелин".
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

 

План-конспект урока по анализу комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Беседа с уч-ся по произведению идёт параллельно со словарной работой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonvizin.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе на тему: «Сатиры смелый властелин» (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».)

Цели урока:

  1. Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.
  2. Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию
  3. Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Ход урока.

…Там в стары годы,

           Сатиры смелый властелин,

          Блистал Фонвизин, друг свободы…

                                                 (А.С. Пушкин)

  1. Вступительное слово учителя.

Замечательный русский писатель 18 века Дмитрий Иванович Фонвизин вошёл в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии «Недоросль». Дар сатирика сочетался в нём с темпераментом прирождённого публициста. Сама императрица Екатерина II страшилась остроты фонвизинской сатиры, а непревзойдённым мастерством писателя в этой области восхищался в своё время Пушкин А.С.(чтение эпиграфа к уроку). Поражает оно нас и поныне.

«Недоросль» - центральное сочинение Фонвизина, вершина русской драматургии 18 века. Для А.С. Пушкина «Недоросль» - «комедия народная».

  1. Анализ произведения.

- Каков жанр произведения? Что такое «комедия»?

А) Словарь С.И. Ожегова:  драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.

Б) Словарь В.И.Даля:  драматическое представление или сочинение для театра, где общество представлено в смешном, забавном виде. 

     В) Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»: жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. 

   

  -Чем интересна комедия? В чём вы видите смысл пьесы?

- Кто для вас главный герой комедии? Митрофан? Заглавием выделен он.

-А кто такой «недоросль»? Заглянем в толковый словарь  С.И. Ожегова:

НЕ́ДОРОСЛЬ.

1. В России в 18 в.: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

2. перен. Глуповатый юноша-недоучка (разг. ирон.).

- В основе комедии лежит две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина. Какие? (проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания).

Целью нашего урока будет найти в комедии решение этих проблем. Но давайте вспомним, а что же такое «нравственность»? Заглянем в толковый словарь  С.И. Ожегова:

НРА́ВСТВЕННОСТЬ

Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. 

В соответствии с требованиями классицизма все герои комедии делятся на положительных и отрицательных. Определим одних и других (оформление записи в тетради).

Положительные: Стародум, Правдин, Милон, Софья, Цифиркин.

Отрицательные: Скотинина, Простакова, Еремеевна, Вральман, Кутейкин – выступают под «водительством» госпожи Простаковой, помещицы-крепостницы. В таком окружении формируется нравственность молодого дворянина, недоросля, Митрофана Простакова. Так возникает тема семейного воспитания, тема семьи, внутрисемейных отношений.

- К каким сокровищам стремится Простакова? К небесным (духовным) или земным (материальным)? Конечно,  земным и учит этому сына.

- А схож ли Митрофан с дядюшкой своим? (он пошёл в Скотининых «любовью к свинкам»).

- О чём говорит их родовая фамилия? (В ней прямое указание на сходство со свиньями, которым не дано увидеть мир небесный в силу строения тела – у свиней нет шеи, они не могут поднять голову вверх.  Всё духовное воспринимается ими как зло, помеха. На протяжении всей комедии выявляется сущность Простаковых, Скотининых. Здесь жалкий их мир хочет прорваться в мир благородный, присвоить себе его привилегии, завладеть всем.  Зло хочет прибрать к рукам добро и действует при этом весьма энергично, разными способами.)

- Проследим сцену из 1 действия пьесы, предварительно записав в тетрадь реплику Стародума:

«Ничто так не терзало моё сердце, как невинность в сетях коварства».

(инсценирование уч-ся 5-7 явлений 1 действия).

- Чем смешна и одновременно страшна эта сцена?

- Является ли в комедии невежество, деспотизм, т.е. недостойное человека, безнравственное поведение в обществе, чем-то исключительным или необычным? (Простакова, Скотинин, да и другие домочадцы, живут, по их мнению, вполне нормальной жизнью. Всевластие, крепостное право освободило их от необходимости что-нибудь знать. Да и зачем уметь что-то делать! Если все прорехи можно залатать обдиранием крепостных мужиков? Рабство развращает и растлевает самих помещиков).

- Любая система взглядов как мировоззрение нуждается в ПРЕМСТВЕННОСТИ (что это?  В Большом Энциклопедическом словаре: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций.)

- В следовании определённым традициям. И эти традиции прослеживаются в мировоззрении недоросля.

-По христианской морали именно отец ответственен за нравственное воспитание детей. Особое значение имеет духовное завещание отца, определяющее нравственный путь потомков. Фонвизин предлагает два завещания – отца Стародума и отца Скотинина.

- Какие выводы мы сделаем из их сравнения? (сказав детям об идеальных взаимоотношениях, завещанных в Священном Писании – «Жёны, повинуйтесь мужьям своим… Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всём…». В единстве семьи и долга и заключена сокровенная тайна семьи и сила общества. В христианской семье муж и жена становятся как бы совестью друг друга, болея друг за друга душой. И любовь их поднимается на высшую ступень, о которой апостол Павел сказал: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь нге превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» - обнаруживаем нарушение христианских нравственных норм в семействе Простаковых).

- Докажите (жена занимает главенствующее положение, на втором месте сын, муж- на последнем. Отец не выполняет своё назначение, не яавляется примером нравственности для сына. Очевидно отсутствие любви между супругами). Зачитаем в д.4 явл.2 слова Стародума, подтверждающие это.

- У Простаковой ненависть к просвещению. Но как вы думаете, можно ли о ней сказать, что она «…очень неглупый по-своему человек»? (Она в свою пользу трактует Указ Петра III от.18 февраля 1761 г. Об отмене обязательной военной или гражданской 25-летней службы дворян, введённой при императрице Анне Иоановне в 1736 году. Простакова по-своему понимает Указ о дворянской вольности, не желая увидеть в нём обязанности, но разглядев  права. Она видит в Указе то, что хочет увидеть, что ей выгодно, что оправдывает её поведение. Она явно не глупа, а умна по-своему).

-Причина «перетолковывания высоченных указов» вовсе не в невежестве дворянства, а в их убеждённости в своей безнаказанности, в осознании своего могущества.

- Проблема воспитания приобретала в представлении Фонвизина государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственный надёжный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла – духовной деградации дворянства.

- Заглянем в Большой Энциклопедический словарь

 ДЕГРАДАЦИЯ, постепенное ухудшение; снижение или утрата положительных качеств, упадок, вырождение.

- Кульминационным пунктом в разработке этой темы является сцена экзамена Митрофана (4 действие).

- Эта убийственная по силе заключённого в ней сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания простаковых и скотининых.

- В конце пьесы жестокосердную помещицу, безнравственную «презлую фурию» мучит стыд за то, что у неё отняли самое ценное, что наполняло её жизнь, что придавало ей смысл – власть. Простакова враз потеряла всё, что ей было дано: правительство отбирает в опеку её поместье, сын заявляет о нелюбви к матери.

- Обратим своё внимание на 2 явление 4 действия. Что советует Стародум своёй племяннице, чтобы она была счастлива «…сколько в свете быть возможно».

- Может быть фразы Стародума вам покажутся архаичными по форме, но так ли архаичны мысли о воспитании, чести, о любви к Отчизне, привязанности  к её прошлому и будущему?

- И разве перевелись чадолюбивые родители, которые заботятся не о воспитании, а лишь о питании? Разве потакание всем желаниям «дитяти» не приводит многих на грань катастрофы? Разве не приходится встречать людей, которым, как говорит Стародум, «во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки», т.е. людей, живущих лишь сугубо частными интересами? Противостояние идей, исповедуемых героями Фонвизина, их разное отношение к детям не могут не волновать и сегодня!

3. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему: «Моё отношение к системе воспитания Простаковых».

Ресурсы:

  1. http://www.slovopedia.com/2/207/254610.html
  2. Журнал «Литература в школе» №1, 2000. Е.И. Щекина. Проблемы нравственности в пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....

Урок литературы по теме "Сатира как жанр литературы"

Урок литературы с применением проектных технологий (11 класс)...