календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему
Настоящее календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_2011-2012.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: литература
Класс: 5.
Программа, авторы: Программа литературного образования в 5 – 11 классах для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.
Учебник: Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Учебное пособие: Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. — М.: Просвещение, 2010
Методическое пособие: Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2007, 2008.
Настоящее календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Особенности организации учебного процесса: в 5 классе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, проблемой, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
Межпредметные связи: русский язык, история, музыка, изобразительное искусство, МХК.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
- Анализ и интерпретация произведений.
- Составление планов и написание отзывов о произведениях.
- Написание изложений с элементами сочинения.
- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Основные требования к умениям и навыкам к концу 5 класса:
Учащиеся должны уметь:
- Читать осознанно, выразительно, целыми словами вслух.
- Читать про себя, выполняя задания учителя.
- Отвечать на вопросы, пересказывать текст по плану.
Условные сокращения в календарно-тематическом планировании:
- К. – коммуникативная компетенция;
- И.-К. – информационно-коммуникативная компетенция;
- Я. – языковедческая (языковая и лингвистическая);
- КУЛЬТ. – культуроведческая компетенция;
- Р. – рефлексивная компетенция.
№ | Дата | Тема урока | Теория литературы | Компетенции | Оборудование |
1 | Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся | Вымысл и художественное творчество, писатель и автор, литературные жанры | знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии (И.-К.). Создание связного текста на необходимую тему (Я.) | Литературоведческий словарь.. | |
2 | ВН/ЧТ №1. Языческое представление о мировом устройстве. Миф «Сотворение земли» | Миф (начальное представление) | Влияние мифов на последующую культуру человечества (И-К) | Сборники мифов | |
Устное народное творчество (4ч+1р/р+1вн.чт) | |||||
3 | Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. | Фольклорные жанры, показать жанровые особенности загадок и считалок | знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.). уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.) | Выставка книг. Презентация «Сказка». Иллюстрации | |
4 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Сказочные формулы. | Сказка, сказочные жанры и элементы способ построения народной сказки | знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.). знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.) | Мультфильм «Царевна-лягушка». | |
5 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя,сюжет сказки, герои сказки в оценке автора-народа | Волшебная героическая сказка. Совершенствовать навыки пересказа и речи | уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.). уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.) | выставка книг, иллюстраций | |
6 | Сказки о животных. «Журавль. и цапля». Народное представление о справедливости. Быт вые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках | Отражение народных представлений о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках | уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.). уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа (Р., Культ.) | Презентация «Сказка». Иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова | |
7 | ВН/ЧТ №2 Сказки народов мира. | развивать навыки пересказа, монологической речи | знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.). знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.) | Иллюстрации | |
8 | Р/Р №1 Обучение сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках» | владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.). использовать приобретенные знания для создания своих сказок (Р., Я.) | |||
Древнерусская литература (1ч). | |||||
9 | Возникновение ДРЛ. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Жанры дрл, черты русских летописей, нравственные аспекты летописи | знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы (И.-К.). знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений (Р., Я.) | Энциклопедия для детей. Т. 9. (М.: Аванта+, 1998) | |
Русская литература XVIII века (1 ч). | |||||
10 | М. В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы | Вклад Ломоносова в науку и литературу, юмористический характер стихотворения, понятие о родах и жанрах литературы | владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.). понятие о родах и жанрах литературы (Р., Я.) | Презентация Power Point. | |
Русская литература XIX века (22ч+5р/р+4вн/чт) | |||||
И. А. Крылов (2+1р/р+1вн.чт). | |||||
11 | ВН/ЧТ №3 Истоки басенного жанра (Эзоп, Лефонтен, русские баснописцы 18 века) | Басни разных авторов по одному сюжету | Познакомить с предшественниками и последователями Крылова в жанре басен | Выставка книг с изданиями басен разных авторов | |
12 | Басня как литературный жанр И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. Понятие об аллегории и морали. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». | Басня. Языковое своеобразие басен Крылова. Образы животных и их роль в басне. | знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль (Л.-К.). владеть навыком объяснения смысла морали (Я., Р.), определять идейно-смысловую нагрузку в баснях (КУЛЬТ.) | Карточки для дифференцированного контроля. Мультфильм по мотивам басни «Ворона и лисица». | |
13 | Р/Р №2 Конкурс инсценированной басни | ||||
14 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни | Художественные особенности басни: присутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц | Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр | Карточки для дифференцированного контроля. | |
В. А. Жуковский (2 ч). | |||||
15 | В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки | Понятие “литературная сказка” | знать отличие литературной сказки от народной (К.). приводить примеры антитезы (И.-К., Я.) | Портрет. | |
16 | В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады | Жанр баллады | знать особенности жанра баллады (К.). уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского (Я.). | ||
А. С. Пушкин (3ч+1р/р) | |||||
17 | А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок | Навыки выразительного чтения. История сюжета, центральные образы сказки | знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм (Л.-К.., Я.). уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского, понимать и находить “бродячие” сюжеты (КУЛЬТ.) | Отрывок из художественного фильма-сказки «Руслан и Людмила». Презентация Power Point. | |
18 | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки | развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа | Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского | Мультфильм «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | |
19 | Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. | обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.).начальные навыки литературоведческого анализа (Я.) | Карточки для дифференцированного контроля. | ||
20 | Р/Р №3 Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа. | владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.). | |||
А.А.Погорельский (2ч) | |||||
21, 22 | А.А.Погорельский. «Черная курица…». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание сказки. | развивать навыки анализа текста | знать отличие литературной сказки от народной (К.). знать и уметь приводить примеры антитезы (И.-К., Я.) | Мультфильм | |
В.М.Гаршин (1ч+1вн/чт) | |||||
23 | В.М. Гаршин. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения | ||||
24 | ВН/ЧТ №4 В.М. Гаршин. Сказки. («Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было», «Сказание о гордом Аггее») | развитие речи, развитие воображения и наблюдательности | Владеть навыком пересказа, анализа | ||
М. Ю. Лермонтов (2 ч) | |||||
25 | М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен | Средства художественной выразительности, историческая основа стихотворения, композиция | знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.). показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.) | Портрет. Презентация Power Point. | |
26 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения | средства художественной выразительности и особенности поэтических интонаций стихотворения | знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.). показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.) | Карточки для дифференцированного контроля. | |
Н. В. Гоголь (1ч+1вн.чт). | |||||
27 | Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести | язык и фантастический сюжет произведения | знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя (К.). | Портрет. Презентация Power Point. | |
28 | ВН/ЧТ №5. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | соотношение реального и фантастического, трагического и комического | знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя (К.). | Оперы Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. | |
Н. А. Некрасов (2 ч) | |||||
29 | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете | особенности языка и стиля; навыки выразительного чтения | уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения (И.-К.) учить сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге” | Презентация Power Point. | |
30 | Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях. Образ женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей | Учить выражать свое отношение к прочитанному | владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.)владеть начальными навыками литературоведческого анализа (Я.) | Портрет Некрасова, иллюстрации к поэме | |
И. С. Тургенев (4ч+1р/р) | |||||
31,32 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества | Раскрытие характера героя во взаимоотношениях с другими людьми | знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.); | Презентация Power Point. | |
33 | Р/Р №4 Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?» | роль портретной характеристики, роль противопоставления в рассказе | знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.); | Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы | |
34 | Тестовая работа по творчеству Тургенева. | Контроль ЗУН. | Знание содержания произведения. | Раздат. Материал. | |
Л. Н. Толстой (2ч+1р/р). | |||||
35 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы | Гуманистическая направленность рассказа Толстого, навыки анализа текста | определение понятий: | Портрет. Презентация Power Point. | |
36 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина». | Сравнительная | Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка), | ||
37 | Р/Р №5 «Жилин и Костылин: разные судьбы». Обучение сравнительной хар-ке героев. | Нравственные ценности жизни, проблема смысла жизни. | Уметь хар-ть героев повести | Раздаточный мат-л, карточки | |
А. П. Чехов (1ч+вн/чт). | |||||
38 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе | Краткий рассказ о писателе «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе | передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, средства создания юмористических ситуаций | Портрет. Карточки для дифференцированного контроля. | |
39 | ВН/ЧТ №6 А.П.Чехов. Рассказы. | Осмеяние глупости и невежества героев | передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речь героя | ||
Поэты XIX века о Родине и родной природе (1ч+1р/р) | |||||
40 | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений | развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, устного рисования | знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | Портреты. Презентация | |
41 | Р\Р №6 Обучению домашнему сочинению по анализу лирического текста | анализа поэтического текста, устного рисования | знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (И-К) | ||
Русская литература XX века (14ч+2р/р+1вн/чт) | |||||
И. А. Бунин (1 час) | |||||
42 | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа | Навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин | знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам. определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.); | Портрет. | |
В. Г. Короленко (2ч+1р/р часа) | |||||
43 | В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном общетве». Вася и его отец. Развитие их отношений. Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев | роль портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести | знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам. определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.);? | Портрет Короленко, иллюстрации к повести. | |
44 | Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения | навыки характеристики героев, анализа текста, работы над сочинением | Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести, | иллюстрации | |
45 | Р/Р №7 Обучение сочинению «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства» | навыки характеристики героев, анализа текста, работы над сочинением | Характеризовать литгероя на основании ег8о поступков, роль портрета, пейзажа, позиция автора и его отношение к изображаемому, к главному герою | ||
С. А. Есенин (1 час). | |||||
46 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях.Своеобразие языка | развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин | знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам. Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.); | Портрет Есенина. Презентация Power Point. | |
П. П. Бажов (1 ч+1вн/чт). | |||||
47 | П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера | жанр сказа, различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализа текста | знать содержание сказов П.П. Бажова уметь определять тему произведения, выделять проблемы. Знать черты романтизма | Портрет. | |
48 | ВН/ЧТ №7 П.П.Бажов. «Малахитовая шкатулка». Судьба Танюши. | Развивать навыки анализа текста | уметь определять тему произведения, выделять проблемы. Знать черты романтизма | ||
К. Г. Паустовский (2 часа) | |||||
49 | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».Нравственные проблемы произведения. Роль пейзажа в сказке | нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, романтическая настроенность произведений писателя | знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. Знать черты романтизма, уметь | Портрет Карточки для дифференцированного контроля. | |
50 | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского | отношения человека и природы | знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам. Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести(К) | ||
С. Я. Маршак (1ч) | |||||
51 | С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла | драма как роде литературы, традиции народной сказки в пьесе, навыки выразительного чтения | знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам. Работа над ролью (К) уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, работа над ролью (К) | Портрет. | |
А. П. Платонов (1 ч) | |||||
52 | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного. Оптимистическое восприятие окружающего мира | особый мир платоновских героев, быль и фантастика, одухотворение природы, жизни как борьба добра и зла, | воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев (К.). уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы (Р., Я.) | Портрет. | |
В. П. Астафьев (2 ч+1р/р) | |||||
53 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу | значение картин природы в рассказе, характеризовать героя, его поступки | знать своеобразие творчества В. П. Астафьева (К.),уметь определять значение картин природы в рассказе, объяснить смысл названия рассказа (И.-К., Я.) | Портрет. | |
54 | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении | навыки самостоятельной работы с текстом, составления плана, характеристика героя, подготовиться к сочинению | знать своеобразие творчества В. П. Астафьева (К.). уметь определять значение картин природы в рассказе, уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа (И.-К., Я.) | Карточки для дифференцированного контроля. | |
55 | Р/Р №8 подготовка к домашнему сочинению «Мои сверстники в русской литературе XIX-XX веков» (на примере любимых героев) | навыки характеристики героев, работы над сочинением | знать, уметь и владеть навыками анализа произведения (И-К) | ||
Поэты о Великой Отечественной войне (1 ч) | |||||
56 | К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны | значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, развитие патриотических чувств, анализ поэтического текста | Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль | ||
Русские поэты XX века о Родине и родной природе (1ч) | |||||
57 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем | умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения | знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, опреде- лять настроение, которым проникнуто стихотворение).: И.-К. | Портреты, репродукции картин русских художников. Презентация Power Point. | |
Писатели улыбаются (1ч) | |||||
58 | Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах | представления о юморе в литературе, развивать навыки пересказа и анализа текста, развивать творческие способности , чувство юмора | знать биографические сведения о Саше Черном и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; (И.-К.). уметь доказать, что рассказы Саши Черного юмористические | ||
Зарубежная литература (6+1вн/чтч) | |||||
59 | Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер | знания о литературной балладе, навыки анализа поэтического текста, героический характер баллады, вы- разительное чтение | Знать автора баллады; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт, Уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль | Портрет. | |
60 | Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн возможностям человека | характер главного героя, главную мысль произведения | уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя; уметь пересказывать эпизоды произведения (И.-К.),знать, что в наше время обозначают слова “робинзон” и “робинзонада”; (Р.) | Портрет. х/ф «Удивительные приключения Робинзона Крузо» | |
61 | Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда | , жанровой и композиционной особенности сказки | знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; (ИК.), | Портрет. м/ф «Снежная королева» | |
62 | «В какой длинный путь она отправилась ради него..» | Развитие аналитических и познавательных навыков | Работа с понятием «подтекст», уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев (И-К) | ||
63 | ВН/ЧТ №8 Любимые сказки Андерсена. | навыки пересказа и анализа текста, самостоятельной работы | уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) (Я.-Р.),оценивать и анализировать поступки героев (И.-К.) | ||
64 | М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Друзья Тома. Черты характера героев. Том и Гек. Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена | совершенствовать умение словесного рисования | иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) (Я.-Р.),оценивать и анализировать поступки героев (И.-К.) | Портрет. Художественный фильм «Приключения Тома Сойера». | |
65 | Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа | умение составлять цитатный план рассказа, обратить внимание на специфику жанра “сказание” | смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя (И.-К.), как реальность и миф сочетаются в рассказе (И.-К., Р.) | Портрет. | |
66 | Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения | Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам. | Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям (Р.) | ||
67, 68 | Резев. |
№ | Тема | Изучение мат-ла | Вн/чт | Р/Р |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Устное народное творчество | 4 | 1 | 1 |
3 | Древнерусская литература | 1 | ||
4 | М.Ломоносов | 1 | ||
5 | И.Крылов | 2 | 1 | 1 |
6 | В.Жуковский | 2 | ||
7 | А.Пушкин | 3 | 1 | |
8 | А.Погорельский | 2 | ||
9 | В. Гаршин | 1 | 1 | |
10 | М.Лермонтов | 2 | ||
11 | Н.Гоголь | 1 | 1 | |
12 | Н.Некрасов | 2 | ||
13 | И.Тургенев | 3 | 1 | |
14 | Л.Толстой | 2 | 1 | |
15 | А.Чехов | 1 | 1 | |
16 | Поэзия 19 века | 1 | 1 | |
17 | И.Бунин | 1 | ||
18 | В.Короленко | 2 | 1 | |
19 | С.Есенин | 1 | ||
20 | П.Бажов | 1 | 1 | |
21 | К.Паустовский | 2 | ||
22 | С.Маршак | 1 | ||
23 | А.Платонов | 1 | ||
24 | В.Астафьев | 2 | 1 | |
25 | Стихи о ВОв | 1 | ||
26 | Поэзия 20 века | 1 | ||
27 | С.Черный | 1 | ||
28 | Р.Стивенсон | 1 | ||
29 | Д.Дефо | 1 | ||
30 | Х.Андерсен | 2 | 1 | |
31 | М.Твен | 1 | ||
32 | Д.Лондон | 1 | ||
33 | Итоговый урок | 1 | ||
34 | Резерв | 2 | ||
Итого | 52 | 8 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...