календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) на тему

Правосуд Наталья Анатольевна

 

Настоящее календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_2011-2012.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет: литература

Класс: 5.

Программа, авторы: Программа литературного образования в 5 – 11 классах для общеобразовательных учреждений / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010.

Учебник: Коровина В. Я., Журавлев В. П.,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.

Учебное пособие: Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 5 кл. — М.: Просвещение, 2010

Методическое пособие: Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2007, 2008.

Настоящее календарно-тематическое планирование разработано на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  2. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
  3. устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  4. научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  5. отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
  6. освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Особенности организации учебного процесса:  в 5 классе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, проблемой, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Межпредметные связи:   русский язык, история, музыка, изобразительное искусство, МХК.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:

  1. Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
  2. Выразительное чтение.
  3. Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
  4. Заучивание наизусть стихотворных текстов.
  5. Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
  6. Анализ и интерпретация произведений.
  7. Составление планов и написание отзывов о произведениях.
  8. Написание изложений с элементами сочинения.
  9. Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
  10. Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

 Основные требования к умениям и навыкам к концу 5 класса:

Учащиеся должны уметь:

  1. Читать осознанно, выразительно, целыми словами вслух.
  2. Читать про себя, выполняя задания учителя.
  3. Отвечать на вопросы, пересказывать текст по плану.

Условные сокращения в календарно-тематическом планировании:

  1. К. – коммуникативная компетенция;
  2. И.-К. – информационно-коммуникативная компетенция;
  3. Я. – языковедческая (языковая и лингвистическая);
  4. КУЛЬТ. – культуроведческая компетенция;
  5. Р. – рефлексивная компетенция.

Дата

Тема урока

Теория литературы

Компетенции

Оборудование

1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

Вымысл  и художественное творчество, писатель и автор, литературные жанры

знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии (И.-К.).

Создание связного текста на необходимую тему (Я.)

Литературоведческий словарь..

2

ВН/ЧТ №1.  Языческое представление о мировом устройстве. Миф «Сотворение земли»

Миф (начальное представление)

Влияние мифов на последующую культуру человечества (И-К)

Сборники мифов

Устное народное творчество (4ч+1р/р+1вн.чт)

3

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

Фольклорные жанры,  показать жанровые особенности  загадок и считалок

знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора (К.).

уметь создавать письменное оригинальное произведение (Я., Р., И.-К.)

Выставка книг. Презентация «Сказка».

Иллюстрации

4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой. Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Сказочные формулы.

Сказка, сказочные жанры и элементы способ построения народной сказки

знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.)

Мультфильм «Царевна-лягушка».

5

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя,сюжет сказки, герои сказки в оценке автора-народа

Волшебная героическая сказка. Совершенствовать навыки пересказа и речи

уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.).

 уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа  (Р., Культ.)

выставка книг, иллюстраций

6

Сказки о животных. «Журавль. и цапля». Народное представление о справедливости. Быт вые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках

Отражение народных представлений о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды (К.).

уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа  (Р., Культ.)

Презентация «Сказка». Иллюстрации И. Билибина, В. Васнецова, Т. Мавриной, И. Кузнецова

7

ВН/ЧТ №2  Сказки народов мира.

развивать навыки пересказа, монологической речи

знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки (К.).

 знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок (Р., И.-К.)

Иллюстрации  

8

Р/Р №1  Обучение сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках»

владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.).

использовать приобретенные знания для создания своих сказок (Р., Я.)

Древнерусская литература (1ч).

9

Возникновение ДРЛ. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича».

Жанры дрл, черты русских летописей, нравственные аспекты летописи

 знать жанры древнерусской литературы, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы (И.-К.).

 знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений (Р., Я.)

Энциклопедия для детей. Т. 9. (М.: Аванта+, 1998)

 Русская литература XVIII века (1 ч).

10

М. В.Ломоносов.

«Случились вместе два астронома в пиру...» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы

Вклад Ломоносова в науку и литературу, юмористический характер стихотворения, понятие о родах и жанрах литературы

владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.).

понятие о родах и жанрах литературы (Р., Я.)

Презентация Power Point.

Русская литература  XIX века (22ч+5р/р+4вн/чт)

И. А. Крылов (2+1р/р+1вн.чт).

11

ВН/ЧТ №3  Истоки басенного жанра (Эзоп, Лефонтен,  русские баснописцы 18 века)

Басни разных авторов по одному сюжету

Познакомить с предшественниками и последователями Крылова в жанре басен

Выставка книг с изданиями басен разных авторов

12

Басня как литературный жанр И. А. К р ы л о в. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. Понятие об аллегории и морали. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом».

Басня. Языковое своеобразие басен Крылова. Образы животных и их роль в басне.

знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль  (Л.-К.).

владеть навыком объяснения смысла морали (Я., Р.), определять идейно-смысловую нагрузку в баснях (КУЛЬТ.)

Карточки для дифференцированного контроля. Мультфильм по мотивам басни «Ворона и лисица».

13

Р/Р №2  Конкурс инсценированной басни

14

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни

Художественные особенности басни: присутствие рассказчика, диалог между действующими лицами, четкое формулирование морали, проявление характеров действующих лиц

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, выбрать сюжет, действующие лица, включить диалог между ними, раскрыть в диалоге стремления героев, их характеры, использовать олицетворение, аллегорию, создавая басню; понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр

Карточки для дифференцированного контроля.

В. А. Жуковский (2 ч).

15

В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки

Понятие “литературная сказка”

знать отличие литературной сказки от народной (К.).

приводить примеры антитезы (И.-К., Я.)

Портрет.

16

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

Жанр баллады

знать особенности жанра баллады (К.).

уметь определять роль пейзажа  в балладах В. А. Жуковского (Я.).

А. С. Пушкин (3ч+1р/р)

17

А. С. П у ш к и н. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

Навыки выразительного чтения. История сюжета, центральные образы сказки

знать содержание сказки, уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм  (Л.-К.., Я.).

уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского, понимать и находить “бродячие” сюжеты (КУЛЬТ.)

Отрывок из художественного фильма-сказки «Руслан и Людмила».

Презентация Power Point.

18

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки

развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа

Индивидуальная: сравнить “Сказку о мертвой царевне…” со “Спящей красавицей” В. А. Жуковского

Мультфильм «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

19

Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке.

обобщить знания по разделу. Владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.).начальные навыки литературоведческого анализа (Я.)

Карточки для дифференцированного контроля.

20

Р/Р №3 Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа.

владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу (И.-К.).

А.А.Погорельский (2ч)

21,

22

А.А.Погорельский. «Черная курица…». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание сказки.

развивать навыки анализа текста

знать отличие литературной сказки от народной (К.).

знать и уметь приводить примеры антитезы (И.-К., Я.)

Мультфильм

В.М.Гаршин (1ч+1вн/чт)

23

В.М. Гаршин. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения

24

ВН/ЧТ №4 В.М. Гаршин. Сказки. («Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было», «Сказание о гордом Аггее»)

развитие речи, развитие воображения и наблюдательности

Владеть навыком пересказа, анализа

М. Ю. Лермонтов (2 ч)

25

М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен

Средства художественной выразительности, историческая основа стихотворения, композиция

знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).

показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.)

Портрет.




Презентация Power Point.

26

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения

средства художественной выразительности и особенности поэтических интонаций стихотворения

знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).

показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен (И.-К.)

Карточки для дифференцированного контроля.

Н. В. Гоголь (1ч+1вн.чт).

27

Н. В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

язык и фантастический сюжет произведения

знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя (К.).

Портрет.


Презентация Power Point.

28

ВН/ЧТ №5. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

соотношение реального и фантастического, трагического и комического

знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя (К.).

Оперы Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова.

Н. А. Некрасов (2 ч)

29

Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете

особенности языка и стиля; навыки выразительного чтения

уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения (И.-К.)

учить сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова “На Волге” с картиной художника И. Е. Репина “Бурлаки на Волге”

Презентация Power Point.

30

Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях. Образ женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей

Учить выражать свое отношение к прочитанному

владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос (Р.)владеть  начальными навыками литературоведческого анализа (Я.)

Портрет Некрасова, иллюстрации к поэме

И. С. Тургенев (4ч+1р/р)

31,32

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества

Раскрытие характера героя во взаимоотношениях с другими людьми

знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.);

Презентация Power Point.

33

Р/Р №4 Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И. С. Тургенев в образе Герасима?». «Друзья и враги Герасима». «В чем вина и беда барыни?»

роль портретной характеристики, роль противопоставления в рассказе

знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.);

Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5-6 классы

34

Тестовая работа по творчеству Тургенева.

Контроль ЗУН.

Знание содержания произведения.

Раздат. Материал.

Л. Н. Толстой (2ч+1р/р).

35

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы

Гуманистическая направленность рассказа Толстого, навыки анализа текста

определение понятий:
«рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»;
определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра.

Портрет.


Презентация Power Point.

36

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина».

Сравнительная
характеристика
героев. Прием
контраста при
создании характера героев. Нравственные ценности, проблема смысла жизни

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка),
уметь ими оперировать при 1 создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица
героя.

37

Р/Р №5 «Жилин и Костылин: разные судьбы». Обучение сравнительной хар-ке героев.

Нравственные ценности жизни, проблема смысла жизни.

Уметь хар-ть героев повести

Раздаточный мат-л, карточки

А. П. Чехов (1ч+вн/чт).

38

А. П. Чехов. Слово о писателе.

«Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе

Краткий рассказ о писателе «Хирургия» как юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе

передавать содержание рассказа, акцентируя  внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, средства создания юмористических ситуаций

Портрет.

Карточки для дифференцированного контроля.

39

 ВН/ЧТ №6 А.П.Чехов. Рассказы.

Осмеяние глупости и невежества героев

передавать содержание рассказа, акцентируя  внимание на речь героя

Поэты XIX века  о Родине и родной природе (1ч+1р/р)

40

Русские поэты XIX века  о Родине и родной природе. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста, устного рисования

знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Портреты.

Презентация

41

Р\Р  №6 Обучению домашнему сочинению по анализу лирического текста

анализа поэтического текста, устного рисования

знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (И-К)

Русская литература  XX века (14ч+2р/р+1вн/чт)

И. А. Бунин (1 час)

42

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

Навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин

знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.);

Портрет.

В. Г. Короленко (2ч+1р/р часа)

43

В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном общетве». Вася и его отец. Развитие их отношений. Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев

роль портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести

знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.);?

Портрет Короленко, иллюстрации к повести.

44

Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения

навыки характеристики героев, анализа текста, работы над сочинением

Знать определение понятия «композиция»; уметь объяснять роль противопоставления образов в повести,

иллюстрации

45

Р/Р №7 Обучение сочинению «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?». «Два отца: Тыбурций и судья». «Вася и его отец: от вражды к пониманию». «Маруся и Соня: два детства»

навыки характеристики героев, анализа текста, работы над сочинением

Характеризовать литгероя на основании ег8о поступков, роль портрета, пейзажа, позиция автора и его отношение к изображаемому, к главному герою

С. А. Есенин (1 час).

46

С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях.Своеобразие языка

развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, описания картин

знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.

Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести (К.);

Портрет Есенина.

Презентация Power Point.

П. П. Бажов (1 ч+1вн/чт).

47

П. П. Бажов. Слово о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера

 жанр сказа, различия жанров сказки и сказа, развивать навыки анализа текста

знать содержание  сказов П.П. Бажова уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Знать черты романтизма

Портрет.

48

ВН/ЧТ №7 П.П.Бажов. «Малахитовая шкатулка».  Судьба Танюши.

Развивать навыки анализа текста

уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Знать черты романтизма

К. Г. Паустовский (2 часа)

49

К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».Нравственные проблемы произведения. Роль пейзажа в сказке

нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, романтическая настроенность произведений писателя

знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Знать черты романтизма, уметь

Портрет Карточки для дифференцированного контроля.

50

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского

отношения человека и природы

знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.

Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести(К)

С. Я. Маршак (1ч)

51

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла

драма как роде литературы, традиции народной сказки в пьесе, навыки выразительного чтения

знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам.

Работа над ролью (К) уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, работа над ролью (К)

Портрет.

А. П. Платонов (1 ч)

52

А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

Душевный мир главного. Оптимистическое восприятие окружающего мира

особый мир платоновских героев, быль и фантастика, одухотворение природы, жизни как борьба добра и зла,

воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев (К.).

уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

(Р., Я.)

Портрет.

В. П. Астафьев (2 ч+1р/р)

53

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

значение картин природы в рассказе, характеризовать героя, его поступки

знать своеобразие творчества В. П. Астафьева (К.),уметь определять значение картин природы в рассказе, объяснить смысл названия рассказа (И.-К., Я.)

Портрет.

54

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

навыки самостоятельной работы с текстом, составления плана, характеристика героя, подготовиться к сочинению

знать своеобразие творчества В. П. Астафьева (К.).

уметь определять значение картин природы в рассказе, уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа (И.-К., Я.)

Карточки для дифференцированного контроля.

55

Р/Р №8  подготовка к домашнему сочинению «Мои сверстники в русской литературе XIX-XX веков» (на примере любимых героев)

навыки характеристики героев, работы над сочинением

знать, уметь и владеть навыками анализа произведения (И-К)

Поэты о Великой Отечественной войне (1 ч)

56

К. М. С и м о н о в. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

значении поэзии в годы  Великой Отечественной войны, развитие  патриотических чувств, анализ поэтического текста

Знать авторов стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздают поэты, Уметь находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль

Русские поэты XX века о Родине и родной природе (1ч)

57

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем

умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, опреде- лять настроение, которым проникнуто стихотворение).: И.-К.

Портреты, репродукции картин русских художников.



Презентация Power Point.

Писатели улыбаются (1ч)

58

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах

представления о юморе в литературе, развивать навыки пересказа и анализа текста, развивать творческие способности , чувство юмора

знать биографические сведения о Саше Черном и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; (И.-К.).

уметь доказать, что рассказы Саши Черного юмористические

Зарубежная литература (6+1вн/чтч)

59

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер

знания о литературной балладе, навыки анализа поэтического текста, героический характер баллады, вы-

разительное чтение

Знать автора баллады; уметь выразительно читать стихотворения, зрительно представлять картины, которые воссоздает поэт, Уметь находить художественные средства, помогающие автору передать свое настроение, уметь определить их роль

Портрет.

60

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Гимн возможностям человека

характер главного героя, главную мысль произведения

уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя; уметь пересказывать эпизоды произведения (И.-К.),знать, что в наше время обозначают слова “робинзон” и “робинзонада”; (Р.)

Портрет.

х/ф  «Удивительные приключения Робинзона Крузо»

61

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

, жанровой и композиционной особенности сказки

знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; (ИК.),

Портрет.

м/ф «Снежная королева»

62

«В какой длинный путь она отправилась ради него..»

Развитие аналитических и познавательных навыков

Работа с понятием «подтекст», уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев (И-К)

63

ВН/ЧТ №8 Любимые сказки Андерсена.

навыки пересказа и анализа текста, самостоятельной работы

уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) (Я.-Р.),оценивать и анализировать поступки героев (И.-К.)

64

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Друзья Тома. Черты характера героев. Том и Гек. Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена

совершенствовать умение словесного рисования

иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование) (Я.-Р.),оценивать и анализировать поступки героев (И.-К.)

Портрет.

Художественный фильм «Приключения Тома Сойера».

65

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа

умение составлять цитатный план рассказа, обратить внимание на специфику жанра “сказание”

смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра “сказание”, уметь охарактеризовать образ героя (И.-К.), как реальность и миф сочетаются в рассказе (И.-К., Р.)

Портрет.

66

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам.

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям (Р.)

67,

68

Резев.

Тема

Изучение мат-ла

Вн/чт

Р/Р

1

Введение

1

1

2

Устное народное творчество

4

1

1

3

Древнерусская литература

1

4

М.Ломоносов

1

5

И.Крылов

2

1

1

6

В.Жуковский

2

7

А.Пушкин

3

1

8

А.Погорельский

2

9

В. Гаршин

1

1

10

М.Лермонтов

2

11

Н.Гоголь

1

1

12

Н.Некрасов

2

13

И.Тургенев

3

1

14

Л.Толстой

2

1

15

А.Чехов

1

1

16

Поэзия 19 века

1

1

17

И.Бунин

1

18

В.Короленко

2

1

19

С.Есенин

1

20

П.Бажов

1

1

21

К.Паустовский

2

22

С.Маршак

1

23

А.Платонов

1

24

В.Астафьев

2

1

25

Стихи о ВОв

1

26

Поэзия 20 века

1

27

С.Черный

1

28

Р.Стивенсон

1

29

Д.Дефо

1

30

Х.Андерсен

2

1

31

М.Твен

1

32

Д.Лондон

1

33

Итоговый урок

1

34

Резерв

2

Итого

52

8

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...