презентация к уроку литературы в 10 классе
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1863–1869 работа над романом 1868–1869 первое издание 1886 пятое прижизненное издание(последнее)
ЗАМЫСЕЛ РОМАНА 1856г. – « … я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию» 1825г. – « Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя» 1812г. – « Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года» 1805-1807гг – « Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама»
1856 современность глазами декабриста эпоха заблуждений и несчастий героя - декабриста эпоха народного торжества эпоха неудач и поражений 1825 1812 1805 от истории героя к судьбе народа
«Три поры» «1805 год» «Все хорошо, что хорошо кончается» ВАРИАНТЫ ЗАГЛАВИЯ
МИР М I РЪ МИРЪ
ВОЙНА И МИРЪ ВОЙНА И М I РЪ М i РЪ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческий; община, общество крестьянъ; сходка. В. Даль
М i РЪ – вселенная, весь свет, все люди; крестьянская община МИРЪ – отсутствие войны, согласие, тишина, покой противостояние войны и мира (антитеза) война вторгается в жизнь мира участие в войне крестьянского мира
Художественные особенности романа
Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн. О ЖАНРЕ
РОМАН - ЭПОПЕЯ ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны: широкий географический охват отражение жизни и быта всех слоев общества народность содержания
Картины истории Шенграбенское сражение, битва при Аустерлице, Тильзитский мир, война 1812 г., пожар Москвы, партизанское движение Общественная и политическая жизнь Массонство, деятельность Сперанского, первые оргпнизации декабристов Огромные пространства Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино
ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА I том 1805 год II том 1806-1811гг III том 1812 год IV том 1812-1813гг Эпилог 1820 год
Своеобразие художественных приемов
ПРИНЦИП СЕМЕЙСТВЕННОСТИ
«ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, а спокойствие – душевная подлость». Л.Н. Толстой
В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.
Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа -Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения.
Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.
Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой
Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.
В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский> - так в круговороте лиц салона Анны Павловны Шерер появляется главный, хотя и не самый любимый автором герой романа. Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и тихий, медленный, стариковский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах .Князь Андрей - светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-9533-1416752839.jpg)
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-9533-1416752839.jpg)
Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"
Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-9533-1416752839.jpg)
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/31/picture-19497-1504172791.jpg)
Презентация к уроку литературы .11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"
Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина .Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/31/picture-19497-1504172791.jpg)
Презентация к уроку литературы. 11 класс. "Слово о Б.Лавреневе""
Презентация содержит материал по биографии и творчеству Б.Лавренева...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/16/picture-86026.gif)
А.Н.Островский. Презентация к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета.
А.Н.Островский и его творчество в данных материалах представлено презентациями, текстовым и наглядным материалами с использованием видео, музыкального оформления, привлечением интернет-ресурсов и отде...