литературно-познавательный турнир, посвящённый А.С.Пушкину "Встреча со сказкой"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Занимательные задания по сказкам А.С,Пушкина для 5-6 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-poznavatelnyy_turnir_posvyashchennyy_pushkinu.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературно-познавательный турнир, посвященный
А.С. Пушкину
Встреча со сказкой
«Сказка-ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок»
Цели:
- Познакомить учащихся с этапами жизни поэта, связанными со сказками, с его поэтическим мастерством;
- развивать познавательный интерес к творчеству Пушкину, навыки выразительного чтения, мышление, память, творческие способности;
- содействовать формированию философских понятий добра и зла;
- формировать эстетический вкус учащихся, потребность в чтении, прививать любовь и уважение к культурному наследию России.
1-й ведущий. Здравствуйте, друзья! Нашу встречу мы посвящаем великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
2-й ведущий. С творчеством Александра Сергеевича Пушкина мы знакомимся с детских лет. Сначала сказки, которые нам читают родители, затем школьная программа. Наконец, уже взрослыми многие из нас открывают Пушкина заново.
1-й ведущий. Сказки Александра Сергеевича Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому, и ребёнку. Каждый найдет в них что-то для себя. Пушкин начал писать их в период наивысшего расцвета своего творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение.
2-й ведущий. Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом. С крестьянами. Там он изучал народные нравы, обычаи и поверья. Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью. В то время можно было услышать множество чудесных песен – и свадебных, и похоронных, и грустных, и весёлых ,и хороводных, и колыбельных, и богатырских, и «божественных». Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Все это сочинялось народом, крестьянскими поэтами, которые грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен не записывали, а рассказывали и пели их, передавая друг другу с голоса. Пушкин не мог наслушаться всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то что слышал от них. На праздники ходил в соседний Святогорский монастырь, для того чтобы послушать пение слепых нищих и запомнить их песни.
1-й ведущий. Сказки Пушкина – сюжетные произведения. В которых показан резкий конфликт между светлым и тёмным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салатановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. Это была первая сказка Пушкина.
2-й ведущий. Пушкин – сказочник выступил против монотонности поэзии. Его стих подвижен, передаёт ритм движения и напряженность событий.
1-й ведущий. Динамизм и быстрота смены событий свободно и легко уживаются с пейзажными картинками, лаконичными и зримо – красочными:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
2-й ведущий. Мягко, задушевно звучит речь героев, полная слов с ласкательными суффиксами, характерными для устного народного творчества:
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех.
«Сказка о царе Салтане…» завершается не моралистическим выводом, как было у других поэтов – сказочников, а веселым пиром, славящим торжество добра.
1-й ведущий. «Сказка о попе и работнике его Балде»- сатира на служителей православной церкви. Впервые её опубликовал В.А. Жуковский в 1840 г. В журнале «Сын Отечества» с большими переделками, вызванными строгостями цензуры.
2-й ведущий. Поэт выступил против вычурности и заумности стиха, он стремился приблизиться к народной поговорке с ее афористичностью:
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
1-й ведущий. «Сказка о рыбаке и рыбке» появилась 1835 г. в журнале «Библиотека для чтения», а написана была за два года до этого. В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, он не испытывает к ней почтения, как бы высоко не вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей: «Что ты баба белены объелась?»
2-й ведущий. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в 1833 г. Напечатана впервые в 1834 г. в журнале «Библиотека для чтения». В ней особо четко отразилась гуманистическая направленность пушкинских сказок. Царица – мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход:
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Образ королевича Елисея дан в былинных тонах. Герой «отправляется в дорогу за красавицей душой, за невестой молодой». Он близок к природе. Лирические обращения Елисея поэтически окрашивают его образ, придают ему особое обаяние:
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся взывая:
«Ветер, ветер, ты могуч… »
Обращения Елисея к природе представляют собой своеобразные лирические отступления, в которых ощущается синтез поэтических элементов устного народного творчества. Так Пушкин выступил как новатор сказки, развернув народные обращения – заклинания в поэтическую картину.
1-й ведущий. Основная сатира Пушкина направлена против царицы – мачехи, олицетворяющей «темный мир в сказке». Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводят ее в конце концов к смерти: «Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа добра символизирует гибель зла.
2-й ведущий. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогают ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту; сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствует торжеству правды.
1-й ведущий. Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы, слова и выражения, суффиксы:
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнёшь
Да за пояс не заткнёшь.
Это «Сказка о царе Салтане…».
2-й ведущий. В сказках Пушкина много слов разговорного, иногда просторечного языка: «и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора», «инда плакал царь Додон». Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии – сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
Это сказка «Сказка о царе Салтане…»
Отвечает месяц ясный…
Это «сказка о мертвой царевне…»
1-й ведущий. Для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки – в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя Гвидона – в комара, шмеля, муху. Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над волшебными чарами.
2-й ведущий. А сейчас мы проведем турнир «Сказка ложь - да в ней намек». Цель его проверить хорошо ли вы знаете сказки Александра Сергеевича Пушкина. Вопрос! Что символизируют сказки Пушкина? (Победу добра над злом).
- Уточни-ка
Уточните название сказки.
- «Сказка о попе и …»
(о работнике его Балде)
- «Сказка о царе Салтане, о …»
(сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
- «Сказка о мертвой …»
(царевне и о семи богатырях)
- «Сказка о золотом …»
(петушке)
- «Сказка о рыбаке…»
(и рыбке)
- Поэма – сказка «Руслан и …»
(Людмила)
- Домашнее задание
Из какого произведения эти строки?
Представители от команд читают наизусть отрывок из сказки.
- Припоминай-ка
- Кто звал Балду тятей?
(Попёнок)
- Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку?
(Указ)
- Назовите отчество царя Гвидона?
(Салтанович)
- Как зовут героиню сказки жених?
(Наташа)
- Как звали жениха молодой царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(Королевич Елисей)
- Кто был бесёнок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе и работнике его Балде»?
(Внук)
- Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
(Дадон)
- Что обещал царь мудрецу в награду за золотого петушка?
(«Волю первую твою я исполню, как мою»)
- Кем был «околдован, восхищён» царь Дадон?
(Шамаханской царицей)
- К кому за помощью в поисках царевны обращался Елисей?
(К солнцу, к месяцу, к ветру )
4.Вставь пропущенное слово.
«Сказка о царе Салтане…»
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова…. (Буяна)
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька … (Черномор)
И молва трезвонить стала!
Дочка царская … (пропала)
Ей навстречу пес, залая,
Прибежал и смолк … (играя)
Здравствуй зеркальце! Скажи
Да … (всю правду доложи)
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех …. (милее)
Всех ….. (румяней) и ……(белее)
5.Кто быстрее?
Перечислить на бумаге по порядку все желания старухи из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке».
(Корыто, избу, быть столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою.)
6.Разгадай-ка.
Учитель раздаёт отрывок и там, существительные заменены словом «ля-ля». Какая это сказка? Выпишите нужные слова.
Долго ля был неутешен,
(царь)
Но как быть? И он был грешен;
Ля прошел как ля пустой
(год) (сон)
Ля женился на другой.
(царь)
Правду молвить, ля
(молодица)
Уж и впрямь была ля-ля
(царица)
Высока, стройна, бела
И ля-ля и всем взяла
(умом)
(«Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях»)
Ля велит своим ля-ля
(царь) (боярам)
Ля-ля не тратя ля-ля
(времени) (даром)
И ля-ля и ля-ля,
(царицу) (приплод)
Тайно бросить в ля-ля ля
(бездну вод)
(«Сказка о царе Салтане…»)
- «Пушкинский мадригал»
По 2 человека от команды. Паре дают конверт с вариантом стихов. Мальчик выбирает стихотворение, которое он бы хотел посвятить девушке. Девушка выбирает то стихотворение, которое она бы хотела, чтобы ей посвятили. Побеждает пара, тексты мадригалов которой совпадут, и таким образом приносят своей команде баллы
«Руслан и Людмила»
- Её улыбка, разговоры
Во мне любви рождают жар.
- Всё мило, всё пленяет в ней.
- Она мне жизнь, она мне радость
- И я любовь узнал душой
С её небеленою отрадой
С её мучительной тоской
5. Проснулись чувства, я сгораю,
Томлюсь желаньями любви…
Приди в объятия мои…
- Одной - судьба послала дар
Обворожить сердца и взоры.
1-й ведущий
Сказки Пушкина мы знаем:
Любим очень и читаем,
Изучаем наизусть.
В них живет наш русский дух!
И одну из этих сказок
Мы расскажем вам сейчас
Про Балду и про попа,
Как Балда попа исправил
Уважать свой труд заставил.
Инсценировка сказки «Сказка о попе и работнике его Балде»
6.Разгадай-ка.
Учитель раздаёт отрывок и там, существительные заменены словом «ля-ля». Какая это сказка? Выпишите нужные слова.
Долго ля был неутешен,
Но как быть? И он был грешен;
Ля прошел как ля пустой
Ля женился на другой.
Правду молвить, ля
Уж и впрямь была ля-ля
Высока, стройна, бела
И ля-ля и всем взяла
Ля велит своим ля-ля
Ля-ля не тратя ля-ля
И ля-ля и ля-ля,
Тайно бросить в ля-ля ля
7.«Пушкинский мадригал»
По 2 человека от команды. Паре дают конверт с вариантом стихов. Мальчик выбирает стихотворение, которое он бы хотел посвятить девушке. Девушка выбирает то стихотворение, которое она бы хотела, чтобы ей посвятили. Побеждает пара, тексты мадригалов которой совпадут, и таким образом приносят своей команде баллы
«Руслан и Людмила»
- Её улыбка, разговоры
Во мне любви рождают жар.
- Всё мило, всё пленяет в ней.
- Она мне жизнь, она мне радость
- И я любовь узнал душой
С её небеленою отрадой
С её мучительной тоской
5. Проснулись чувства, я сгораю,
Томлюсь желаньями любви…
Приди в объятия мои…
- Одной - судьба послала дар
Обворожить сердца и взоры.
1-й ведущий
Сказки Пушкина мы знаем:
Любим очень и читаем,
Изучаем наизусть.
В них живет наш русский дух!
И одну из этих сказок
Мы расскажем вам сейчас
Про Балду и про попа,
Как Балда попа исправил
Уважать свой труд заставил.
Инсценировка сказки «Сказка о попе и работнике его Балде»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Прекрасных женщин имена"- игровая литературно-познавательная программа.
« Прекрасных женщин имена…»- игровая литературно-познавательная программа для обучающихся 9-11 классов(к 8Марта)...
Литературно-познавательная игра «Умницы и умники». 7 б класс.
Тема литературно-познавательной игры "Умницы и умники" - "А.С.Пушкин". Данный вид внеклассно-предметной работы успешно опробирован в 7 классе. Форма занимательной игры по типу телевизионно...
ЛИТЕРАТУРНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРНИР, ПОСВЯЩЕННЫЙ АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ ПУШКИНУ
Здравствуйте. Наш турнир посвящаем великому русскому поэтуАлександру Сергеевичу Пушкину. С его творчеством мы знакомы с детских лет.Сначала сказки, которые нам читают родители, затем школьная программ...
внеклассное мероприятие по литературе "Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")
"Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")...
Конспект внеклассного мероприятия "Рыцарский турнир" , посвящённому празднику - 23 февраля.
Данная разработка - конспект внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов, посвящённого 23 февраля. Мероприятие содержит немало интеллектуальных вопросов, подвижных игр, занимательных...
Открытое мероприятие в группе воспитанников 5-6 классов. Проведения шахматного турнира, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне «ШАХМАТЫ В СТРОЮ»
Игра – форма культурно-досуговой работы, представляет собой основанное на интересе занятие, учащиеся для развлечения, отдыха, соревнования....