"Хочу рассказать о своём родном крае"
план-конспект урока (литература, 7 класс) на тему
Узнать историю письма и письма как жанра, почувствовать красоту Карачаево-Черкесии, поможет конспект открытого урока "Хочу рассказать о своем родном крае"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_kch1.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
на тему
«Хочу рассказать о своём родном крае»
( 7 Всероссийский конкурс
«Лучший урок письма»),
проведённый в 7 «Б» классе
преподавателем Михайловой Т.А.
г. Черкесска
14 мая 2009 г.
«Хочу рассказать тебе о своём родном крае...»
Цель: 1) воспитать интерес к своему краю у жителей , живущих за её пределами;
- развивать творческие способности ребят при написании письма;
- ознакомить учащихся с историей письма;
- научить дорожить такими вечными ценностями, как память, дружба, доброта, любовь и милосердие.
Оборудование: интердоска, магнитофон, рисунки учащихся, плакаты, почтовый ящик.
Тип урока: урок контроля умений и навыков. Виды урока: урок- экскурсия, урок- смотр знаний.
Слово учителя: Отгремели залпы салюта, посвященного 64-ой годовщине великой победе. Многие воины уходили на фронт, прощались со своими дорогими, близкими людьми. Звучит вальс «Прощайте, мальчики».
В центр выходит молодой человек в военной форме, к нему подходит девушка. Они вальсируют, в конце расстаются. Солдат остаётся, садится на скамью и начинает записывать на листке бумаги, одновременно декламируя стихотворение К.Симонова « Жди меня».Закончив, уходит.
Слово учителя:
- В какой форме написано стихотворение? В форме письма.
Иначе этот жанр называется эпистолярным.
Слайд №1. Эпистолярная форма( от греческого форма, послание)-
произведение, построенное в форме переписки действующих лиц.
- А сколько лет письму? Можно ли ответить на это вопрос?
Конечно ,нет. Много тысячелетий тому назад были письма- сигналы. Например, канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден далеко . Этот дым многое мог сообщить людям на большое расстояние. Многие индейские племена для сообщения использовали
специально завязанные узелки. В Африке новости передавались от одно го поселения к другому дробью большого барабана- талетама. Когда-то давно в Европе при приближении опасности на холмах зажигались сигнальные огни. Огонь, зажженный на первом холме , был виден на следующем. В ответ на принятый сигнал там тоже зажигали огонь. Сигнал опасности быстро облетал всю страну. Слайд №2.
В наше время жители одного из островов побережья Африки пользуются языком свиста. Этот остров покрыт высокими горами, между которыми находятся глубокие ущелья .Люди, живущие по разным сторонам ущелья, « переговариваются» языком свиста: сообщают новости,зовут в гости.
-Однако язык сигналов не может «принять на себя» всё, что надо сообщить друг другу.
Для того чтобы осуществить полноценную связь, надо было совершить настоящий подвиг - создать письменность.
Учитель:слайд№3. На смену письмам- сигналам приходят письма- рисунки.
Некоторые рисунки имели смысл, который можно было выразить не одним словом, а целым предложением. Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, а читающий - другое, ничего не получалось.
Известный писатель Киплинг создал удивительную сказку»Как было написано первое письмо».
Действие разворачивается в племени первобытных людей. У девочки Таффи сломалось копьё, когда она била карпов на реке к обеду. Она решила послать маме записку, чтобы та прислала другое копьё. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём, и другое копьё, которое нужно принести .Дала рисунок незнакомцу, который не понимал их языка .Чтобы он легче нашёл дорогу, нарисовала бобров. Мама прочла его так: незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу( она приняла бобров за врагов). Оказывается, написать письмо - это полдела: нужно его прочитать.
Учитель: Ведь далеко не всё можно выразить с помощью рисунков. Попробуйте , например, изобразить рисунками :»Вчера я видел хороший сон».Боимся, что не получится. Как же быть?
Около пяти тысяч лет назад правил в Египте фараон по имени Нармер.
Он одержал много побед и хотел, чтобы имя его было бессмертно с целью послать письмо в соседние иудейские племена., чтобы
все трепетали перед ним , Днём и ночью трудились искусные мастера, но передать имени самого Нармера не удалось никому. А это было важнее всего. И тут художникам пришёл на помощь другой способ письма- иероглифы.
(Слово»иероглиф» обозначает « священные знаки»).
Слайд№5.
Учитель: И вот только более двух тысяч лет назад люди стали писать письма, опираясь на буквы- алфавит, азбуку.
Слайд№6.
Учитель: Особенно популярность писем появляется, когда народ отправлялся на поиски новых земель с целью развития торговли, когда они путешествовали. Многих манили к себе красивые горные пейзажи, к коим можно отнести и Кавказ.
- В июне 1555года Андрей Фёдорович Шепотьев, изучив нравы , обычаи, черкесский язык, пробыв здесь три года, написал письмо Ивану Грозному :»Прекрасный край, удивительные и гостеприимные люди. Вместе со своими жёнами и детьми готовы служить России и бороться с его врагами».
Многие князья отправились на службу в русские гражданские и военные ведомства. Одним из них был Хан-Гирей, написавший удивительную книгу»3аписки о Черкесии», в которой показал всю особенность, колорит народов , населяющих наш край. Под впечатлением этой книги Оказались и Пушкин и Лермонтов, которые судьбою рока оказались в этом «полудиком Кавказе» и познали жизнь его сынов и дочерей , создали об этом крае свои самые яркие произведения, обменивались впечатлениями со своими друзьями и близкими.(Слайд№7).
Зимой 1829 года Пушкин А. С. выхлопотал себе разрешение на поездку на Кавказ под предлогом воспевания доблести русских воинов в русско- турецкой войне в Закавказье. По пути к месту назначения А.С. Пушкину удалось выкроить несколько дней и остановиться в полюбившихся ему Минеральных Водах в начале лета 1829 года, полюбоваться Эльбрусом к казацкого поста на плато Бермамьет. В письме Наталье Гончаровой он пишет:»Красавец Эльбрус, кто не видал его , не поймёт всей прелести этих мест, чудо, а не гора».»Что лучше гор могут быть только горы»- признавались не только поэты 19 века, но и 20 века- В.Высоцкий, Ю. Визбор. ( уч-ся 2- ой).
Учитель: А не хотелось ли вам написать письмо своим знакомым и друзьям, живущим далеко за пределами наших замечательных мест? .
Записываем тему урока: «Хочу рассказать тебе о своём родном крае...» ( Слайд№8).
Давайте обратим внимание на то , какие бывают этикетные части личного официального письма.
(слайд№9)
Этикетные части личного официального письма, письмо-поздравление письмо- извинение письмо- просьба письмо-рисунок письмо-исповедь письмо- признание
письмо в прошлое письмо- приглашение
Учитель: Какова структура письма, его композиция?
(слайд№10)
- Обращение (кому адресуется).
- Основная часть.
- Заключение.
Учитель: Поделиться впечатлениями, находясь в душных школьных кабинетах, трудно. Поэтому мы сейчас с вами просмотрим небольшой фильм, рассказывающий о красоте одного из красивейших наших мест- об Архызе.
(Просмотр фильма). Учитель: Сейчас класс будет разбит на три группы учащихся, в силу их творческих возможностей.
- ая группа получила заранее домашнее задание- написать своим друзья о своих любимых местах.
- ая группа напишет в классе два коллективных письма: письмо в прошлое воину- красногвардейцу, погибшему, защищая Северный Кавказ от немецко-фашистских захватчиков ,и дружеское письмо в соседнюю Абхазию.
- ая группа также на уроке приготовит вместе с учителем ИЗО письма- рисунки.
Первая группа учащихся прочитала письма об Архызе, Пхие Дурджи- нове, Приэльбрусье, Теберде, Домбае( письма были брошены в «почтовый ящик»).
Затем были прослушаны и просмотрены письма учащихся 2-ой и 3-ей групп.
Письма прилагаются. Звучат стихи о родном крае поэтов Карачаево-Черкесии в исполнении учащихся.
Учитель: Наш урок хочется закончить словами Ги де Мопассана:
« С помощью письма лучше всего проникаешь в человека... Чёрные слова на белой бумаге - это душа нараспашку». (слайд№11).
г. Черкесск
14 мая 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"
Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...
Урок развития речи. Письмо. "Я хочу рассказать тебе о своём родном крае"
Тип урока: развитие речи. Класс: 6. Тема урока: Письмо. «Я хочу рассказать тебе о своём родном крае». Цели: расширить представление учащихся об эпистолярном жанре, сформировать навыки написания лич...
Сочинение Хочу рассказать тебе о своем родном крае
Рассказ ученицы о своем родном Боровичском крае...
Сочинение Хочу рассказать тебе о своем родном крае
Рассказ ученицы о своем родном Боровичском крае...
Я хочу рассказать тебе о родном крае.
Сочинение о родном селе Зун-Мурино...
Английский язык 3 класс: мой дом, лексика по теме «Мебель», составление рассказа о своём доме.
Английский язык 3 класс: мой дом, лексика по теме «Мебель», составление рассказа о своём домеВидеоуроки Английский язык 3 класс: мой дом, лексика по теме «Мебель», составл...
результаты участия в конкурсе "45 минут, чтобы рассказать о родном крае"
Приказ и сертификат об участие в конкурсе...