Джек Лондон. Урок литературы в 6 классе
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок внеклассного чтения по литературе в 6 классе по рассказу Джека Лондона "Там, где расходятся пути".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v_6_klasse_po_rasskazu_d.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки литературы в 6 классе по рассказу Д.Лондона «Там, где расходятся пути» ( 2 часа).
Хасанова Гульмайра Лазаровна, учитель русского языка и литературы МБОУ-СОШ №2 р.п.Степное
Раздел: преподавание литературы
Урок 1. Жизненная позиция героев рассказа Д.Лондона «Там, где расходятся пути».
Цель урока: на примере литературного героя показать важную роль активной жизненной позиции в решении проблемных ситуаций.
Показать, как характер человека влияет на формирование его жизненной позиции
Задачи:
- Обучающая: учить выделять в тексте главную информацию посредством анализа и пересказа текста, а также сопоставления прозаического и стихотворного текстов.
- Развивающая: научить выражать впечатление от прочитанного текста, ориентироваться в тексте, привлекая межпредметные связи.
- Воспитывающая: воспитывать человека сострадающего, готового помочь в трудной ситуации.
Форма урока:
- урок – презентация
- лекция учителя
- работа с текстом
Оборудование:
- презентация, созданная с использованием программы Microsoft Power Point
- компьютер
- экран
- проектор
- текст рассказа Д.Лондона «Там, где расходятся пути».
Предварительное домашнее задание: прочитать рассказ Д.Лондона «там, где расходятся пути».
План первого урока:
- Вступление: История золотой лихорадки, охватившей Америку.
- Обсуждение рассказа по вопросам.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УДД | время |
Оргмомент | Приветствие класса. Объявление темы урока, целей урока. | 2 мин | ||
Слово учителя | История золотой лихорадки, охватившей Америку | сообщение учащихся | связь с историей | 5 мин |
Чтение рассказа Д.Лондона «Там, где расходятся пути» с использованием метода | внимательно слушают, принимают участие в разговоре | 15 мин. | ||
Проблемное объяснение нового материала. | Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций. Вопросы: Почему рассказ начинается с эпиграфа – песни? | Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, комментированное чтение, поиск информации в тексте, участие в диалоге. Предполагаемые ответы: Это швабская песня; поёт её Зигмунд. швабы – жители средневекового немецкого герцогства Швабии; название части современных немцев, населяющих Вюртемберг; встречаются также в Австрии и Швейцарии; имеют свой диалект. | Л.: жизненное, личностное самоопределение, ценностно – смысловая ориентация. Р.: прогнозирование, рефлексия, оценка. П.: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, нахождение причинно – следственных отношений. | 20 мин |
Каково портретное описание Зигмунда? | Голубоглазый, золотоволосый юноша, мечтающий скорее вернуться в родной дом к любимой девушке. «Открытое лицо, голубые, весёлые глаза, и от всего его облика веяло свежестью и здоровьем» | К.: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологи- | ||
Как звучит его песня под холодными северными звёздами? | Странно, волнующе. она вселяет беспокойство, вызывает тоску по далёкому дому. | ческой и диалогической формами речи. | ||
Чем занимаются люди? | Трудятся, ищут золотую жилу | |||
Как относится к песне Зигмунда Дэйв Верц? | Умоляет замолчать, ему больно её слушать, он мучается здесь: « Что за жизнь мы ведём уже целый год: питаемся чёрт знает чем и работаем, как лошади» | |||
А как себя чувствует здесь Зигмунд? | «Живём по – скотски, зато наживаемся по – царски». « Надо потерпеть». « Золото желтеет, словно масло в маслобойне». | |||
Зачем приехала в лагерь белых золотоискателей индианка Сипсу? | Проститься с ними. Её должны принести в жертву богам, чтобы закончился голод в племени. | |||
Почему именно её? | Колдун сказал: « Боги очень сердятся, поэтому жертвой должна стать дочь вождя племени». | |||
Как Сипсу относится к решению шамана? | «Она принадлежала к первобытному миру, и обычаи, по которым она жила, тоже были первобытные. Она привыкла принимать жизнь такой, как она есть, и считала человеческие жертвоприношения в порядке вещей» | |||
Как отразились верования, обычаи индейцев во взглядах Сипсу? | «Силы, которые управляли сменой дня и ночи, разливом вод и морозами, силы, которые заставляли распускаться почки и желтеть листья – эти силы были порой разгневаны, и нужны были жертвы. чтобы склонить их к милосердию. Иногда же боги соглашались принять человеческую жизнь в жертву, и шаман умел угадывать их желания и никогда не ошибался в выборе. Всё было просто. разными путями приходила смерть, но в конце концов всё сводилось к одному – к велению непостижимых и всемогущих сил. | |||
А как отнёсся к решению шамана Хичкок? | « Нет, Сипсу, это неправильно. Ты молода и полна жизни. Ваш колдун болван, он сделал плохой выбор. Этому не бывать» | |||
В каких словах Сипсу автор намекает на смысл названия рассказа? | «Жизнь жестока. Когда – то она создала нас: одного с белой кожей, другого с красной. затем она сделала так, чтобы пути наши сошлись, а теперь они расходятся вновь. И мы не в силах изменить это». | |||
Почему товарищи Хичкока не хотят вмешиваться в жизнь племени и спасать Сипсу? | Верц: « У них так принято, так велит их религия, это не наше дело. Нельзя навязывать свои взгляды». Хоз: « Нас четверо, их полсотни. нас уничтожают. Кроме того мы напали на жилу, бросать её не следует» Зигмунд: «Идти против местных обычаев можно, если сила на твоей стороне» | |||
Какие аргументы использует Хичкок? | « мне бы всё время мерещились чёрные глаза той, которая погибла из-за моей трусости» | |||
Как говорит теперь с товарищами Хичкок? | Язвительно. | |||
Итог урока. Цель этапа: рефлексия, объяснение домашнего задания | На чьей стороне симпатии автора? | Самоанализ, участие в диалоге. | Л.: самоопределение,ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Р.: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка. П.: моделирование, доказательство, построение речевого высказывания. | |
Домашнее задание. | Ответить на вопросы:
| К.: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками. | 3 мин |
Урок №2. Развитие речи. Сочинение – рассуждение: Кто из героев рассказа Д.Лондона «Там, где расходятся пути» оказался прав: Хичкок или его прежние товарищи?
Цели урока:
1.Закрепление навыков написания сочинения – рассуждения.
2. Развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления.
Задачи урока:
1.Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
2. Предупреждение всевозможных (речевых, стилистических, орфографических, пунктуационных) ошибок при написании сочинения.
Форма урока:
подготовка к сочинению – рассуждению по рассказу Д.Лондона «Там, где расходятся пути».
Оборудование:
- текст рассказа Д.Лондона «Там, где расходятся пути»
- презентация
План второго урока:
1.Проверка домашнего задания.
2.Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Д.Лондона «Там, где расходятся пути».
Этап урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые умения | время |
Оргмомент | Приветствие. Объявление темы урока, цели и задачи. | 2 мин | ||
Проверка домашнего задания | Цель этапа: контроль качества выполнения домашнего задания, оценка первичной интерпретации произведения. Дать ответы на вопросы: Удалось ли Хичкоку спасти Сипсу? Что случилось с товарищами Хичкока? О чём рассказ Д.Лондона? | Интерпретация прочитанного, участие в диалоге. Продолжают предложение: Рассказ Д.Лондона «Там, где расходятся пути» о … ( принципах, которым следует человек; о дружбе и преданности; о мужестве и храбрости; о несправедливости жизни; о выборе, который делает каждый из героев; о жадности) | Л.: нравственно – этическое оценивание. Р.: целеполагание, планирование, рефлексия. П.: поиск информации, установление причинно – следственных связей, построение речевого высказывания. К.: умение ясно, точно выражать свои мысли, участие в диалоге. | 7 мин. |
Чтение стихотворения Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя» ( см. Приложение) | Найти в тексте те моменты, когда герои делают свой нелёгкий выбор ( Сипсу стоит перед выбором дважды. И каждый раз она перекладывает его на плечи другого: шаман в первом случае и Хичкок во втором. Хичкок делает нелёгкий выбор после некоторого раздумья, основываясь на своих принципах и осуждая друзей: «Будьте вы прокляты, жалкие трусы! Я вас больше знать не хочу!» Верц делает очень удобный выбор: «По-моему, нечего нам вмешиваться». Хоз: «Я тоже так думаю». Зигмунд делает самый распространённый выбор: « …я согласен с остальными». | Л.: жизненное, личностное самоопределение, ценностно – смысловая ориентация. Р.: рефлексия, прогнозирование, оценка. П.: сравнение, анализ, обобщение, нахождение причинно – следственных связей. К.: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формами речи. | 5 мин | |
Как каждый из них объясняет свой выбор? От чего он зависит? | Минидебаты | 7 мин. | ||
Подготовка к сочинению | Повторить понятия: сочинение – рассуждение; тезис; авторская позиция | Составить план ( образец:
а) Наше представление о том, как должен вести себя человек в ситуации, описанной в рассказе. б) Авторская позиция. в) Удастся ли Хичкоку спасти девушку, благодаря чему он это сделает, что ему в этом поможет? г) Что будет с его прежними товарищами? справедлива ли эта кара? 3. Вывод, подтверждающий правоту тезиса. | 7 мин | |
Домашнее задание | Написать сочинение по составленному плану. | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".
Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...
Презентация к уроку литературы 9 класс"Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции"
Презентация к уроку...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Тест по рассказу Джека Лондона «Бурый волк». 5 класс. УМК И.Н. Сухих
Тест по рассказу Джека Лондона «Бурый волк». 5 класс. УМК И.Н. Сухих...
Дистанционный урок литературы. 5 класс. Дж. Лондон. "Сказание о Кише"
Предложен материал для самоподготовки пятиклассников по теме в условиях дистанционного обучения....