Статья и методическая разработка урока
статья (11 класс) по теме
Данная статья может быть использована на уроках русского языка ву 7 классе при изучении темы "Лексика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеклассное мероприятие | 948.5 КБ |
Дополнительный материал | 948.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лексика и фразеология Лексика - совокупность всех слов языка.
Лексика с точки зрения смыслового значения. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Содержание:
о п Лексика с точки зрения смыслового значения Основной лексической единицей языка является слово, которое обозначает предметы (дом, дерево), понятие (справедливость, доброта), явление (электричество, дождь), действие (думать, работать),признаки действий и предметов (чистый, сильный), количество (пять, много). Слово имеет форму (звуковую и географическую) и содержание (значение, смысл). То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением. Лексика русского языка тесно связана с его словообразовательной системой. Слова можно разделить на две группы: первичные, или непроизвольные (то есть необразованные не от каких других слов), и производные (образованные различными способами от первичных слов и других производных). Непроизводные слова являются базовым материалом слообразовательного процесса. Лексический запас русского языка представлен в толковых словарях, которые толкуют значение слов. В словарной статье толкуются грамматические характеристики слова, стилистические пометы, отражающие различные аспекты рассмотрения лексики, а после знака приводятся устойчивые словосочетания с данным словом.
р У одного слова может быть несколько значений. Например слово край имеет следующие значения: 1. Предельная линия, предельная часть чего – нибудь. 2. Страна, область. 3. Крупная административно – территориальная единица. Такие слова называются многозначными , поскольку в зависимости от контекста, они могут иметь разные лексические значения. В русском языке большинство слов многозначные. Но есть и определенное количество слов, у которых только одно лексическое значение. Такие слова называют однозначными . К таким словам относятся названия растений, животных, рыб, птиц (берёза, воробей, кот, карась), числительные (три, четыре), терминологические названия (молекула, постфикс), а также другие слова, например, алтын, могучий, кашель, сродни. Однозначные и многозначные слова
р Среди значений многозначных слов различают прямое и переносное значения. Прямое значение – основное лексическое значение слова, непосредственно связанное с явлениями объективной действительности (предметами, признаками предметов, действиями, количеством и т.д.). Переносное значение слова возникает в результате переноса прямого значения с одного явления на другое. Переносное значение может формироваться: За счёт сходства по форме, качеству, свойству (хвост у животного – хвост у самолёта) На основе временной, пространственной, логической смежности. По функции. Прямое и переносное значение слов
дпп Синонимы, антонимы и омонимы
Ты чё сюдв залез, умныый блин что_ ли!!ра Среди слов находятся пары или группы, близкие или противоположные по смыслу. Такие слова называют синонимами или антонимами. Синоним ы – слова одной части речи, совпадающие в основном значении и сохраняющие различия только в оттенках смысла, экспрессии, стилевой принадлежности. Синонимы могут быть лексическими, словообразовательными и синтаксическими. Лексическими синонимами называются слова, отличающиеся друг от друга или оттенками смысла употребления, или экспрессивно – эмоциональной окраской. Синонимы объединяются в синонимический ряд , каждому из которых присуще общее для всех членов ряда значения. Общее значение выражает обычно один из членов ряда, называемый доминантой. Как правило, доминантна – это слово с минимальной экспрессией и относительной стилистический нейтральностью. Синонимы
Ты чё опять сюда смотришь? Антонимы – это слово одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Антонимы могут быть однокоренными и разнокорневыми. Антонимы широко используются в произведениях художественной литературы, а также в устном народном творчестве для выражения многообразных оттенков и противоположности, создания необходимой полноты и выразительности. Антонимы
а Омонимы – слова одной и тойже части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Слова лук1 и лук2 совпадают по звучанию. написанию и относятся к одной и той же части речи, но никакой смысловой общности не имеют. Лук -огородное растение и лук- оружие.Эти слова – лексические омонимы. Кроме того, каждое из слов имеет несколько значений. Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны между собой Например, слово спутник в современном русском языке несколько значений ,связанных друг с другом: 1) человек, который вместе с кем-нибудь совершает путь: Мои спутники оказались приятными собеседниками; 2) небесное тело : Луна-спутник Земли. Омонимы- разные слова, в значении которых нет ничего общего: 1) косить- отклоняться от прямого направления; 2) косить-срезать косой. Омонимы
Выполните задания К выделенным словам подберите антонимы. На чужбине и калач не в радость, а на … и чёрный хлеб власть. Маленькое дело лучше … . Корень ученья горек, да плод его … . Легко сказать, да … доказать. Впереди беги, да .. Оглядывайся.
п Прочитай предложения, взятые из сочинений учащихся. Царевна была добрая, а царица плохая. Герасим был хороший, а барышня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая. Ответы: 1. злая; 2. добродушный; 3. полноводная. 6
н Найдите синонимы . Был чудесный зимний день. Солнце светило ярко. Снег блестел. Прозрачные, как хрусталь, сосульки сверкали, отливая всеми цветами радуги. Небо над городом сияло чистейшей голубизной.
Прочитайте предложения. Какое значение имеют выделенные слова? Мы долго искали ключ. Завод работает хорошо. Жаль, что они потеряли очки.
Конец
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Misbehaving Students Punished with Mozart" с использованием материалов статей сайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com (для 9-11 классов ОУ)
Шон Бенвил ежедневно добавляет свои новые статьи, посвященные последним событиям в мире, и предлагает разработки уроков к ним (их уже более 1400). Я его материалами пользуюсь с 2008 г. и...
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Материал к урокам литературы ....
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ».
Викторина по русскому языку к Дню славянской письменности....
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Статья посвящена драматургии....
Методическая разработка урока по теме" Обучение письму- журнальная статья".
Целью урока является- овладение учащимися комплексом знаний и умений в письме на английском языке. Задачи урока - познакомить учащихся с различными техниками написания ж...
Методические разработки уроков,статьи
Представленная презентация к уроку помогут учителям в объяснении материала....
Методическая разработка урока литературы по теме «Любая книга может стать интерактивной»
В современном мире информационных технологий книга как бумажный носитель начала терять свою актуальность. Сейчас «продвинутому» человеку удобнее, проще и дешевле пользоваться электронными ...