Урок-праздник по литературе для 5-х классов, посвященный 190-летию Н. А. Некрасова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Бурдакова Людмила Петровна

Сценарий открытого мероприятия для учащихся 5-х классов по литературе. Участие принимают по возможности большинство детей. Урок-праздник требует большой подготовки, так как в нем представлены не только чтение стихотворений, но и исполнение песен на слова Некрасова, а также сценки и танец тематически приуроченные к данному мероприятию, а также заранее оформленные в презентации рисунки детей по изученному стихотворению "Крестьянские дети".  Можно провести в рамках недели русского языка и литературы, а также как интегрированный урок - связь литературы и музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov_versiya_dlya_internet.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-праздник по литературе в 5 кл., посвященный 190-летию со дня рождения Н. А. Некрасова.

Ковалихин В. М. – учитель музыки
Бурдакова Л. П.,
учитель русского языка и литературы 

Цели и задачи:

  1. Развивающие: Способствовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; развитие и совершенствование эмоционального исполнения музыкальных произведений; формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний у учащихся.
  2. Обучающие: Ознакомить учащихся с биографическими сведениями Некрасова, ознакомить с особенностями творчества поэта, обратить внимание учащихся на тематическую классификацию поэзии Н.Некрасова; расширение знаний ребят о жанре романса, о композиторах, обращающихся к творчеству Н.Некрасова.
  3. Воспитательные: Способствовать воспитанию любви к русской классической литературы 19 века, способствовать воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова; воспитание всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе.

Оборудование: ТСО, ИКТ

Материал к уроку:

  1. компьютерная презентация (слайды),
  2. аудиозаписи «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «Элегия», «Коробейники».
  3. детские работы,
  4. портретная галерея.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

2. Вступительное слово.

Инструментальное исполнение романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…» на слова стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка».

(Исполняют учащиеся 5 А класса. Солистки.

Чтение из этого же стихотворения отрывков:     ученицы того же класса из числа поющих.

Вед.1 ( учащийся 5 А кл.):Вы прослушали в исполнении одноклассников произведения, в которых прослеживается взаимосвязь двух искусств: литературного и музыкального.

Вед.2 (учащаяся  5 В кл.):Ребята, сегодня у нас праздничное мероприятие по литературе, посвященное 190-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова.

Вед.1:Лирика Некрасова – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи.

 Презентация «Биография Н.Некрасова»

Вед.1:Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт второй половины 19 века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель.

Вед.2: для Некрасова Россия – это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. У Некрасова главным героем стал простой русский крестьянин, кормилец.

Вед.1:По собственному выражению поэта, его Муза – родная сестра крестьянки. (Слайд молодой крестьянки)

(Стихотворение «Вчерашний день, в часу в шестом…»)

Чтец (ученик 5 Вкл.):

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди –

Сестра твоя родная!»

Вед.2:Сочувствие и сострадание по отношению к обездоленным, несправедливо обиженным людям, к терпящему нужду и унижение «бедному народу» пронизано в стихотворениях Некрасова. Современники и критики называли Николая Некрасова «Поэтом народной боли».

( Стихотворение «Колосья». Слад пшеничного поля)

Чтец (ученик 5 В кл.): Уж налились колосики.

Стоят столбы точёные,

 Головки золоченые,

Задумчиво и ласково

Шумят. Пора чудесная!

Нет веселей, наряднее,

Богаче нет поры!

«Ой, поле многохлебное!

Теперь и не подумаешь,

Как много люди божии

Побились над тобой,

Покамест ты оделося

Тяжелым, ровным колосом

И стало перед пахарем,

Как войско пред царем!

Не столько росы теплые,

Как пот с лица крестьянского

Увлажили тебя!..»

Вед.1:Отношение критиков к поэзии Н.А.Некрасова всегда отличалось неоднозначностью. Некрасов прозаик в поэзии, и поэт-песенник.

Вед.2: Его поэзия прочно связана с песенными интонациями и ритмами, присущими русскому музыкальному фольклору.

 Вед.1: О музыкальности стихов Некрасова говорит уже сам факт многократного обращения композиторов к его творческому наследию. Более ста его стихотворений положены на музыку.  

Вед.2: Наибольшую популярность завоевали произведения Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича.

Вед.1: Наиболее часто композиторы обращались к таким стихотворениям, как “Тройка” (12 произведений), “Несжатая полоса” (11), “Зеленый шум” (10), “Внимая ужасам войны” (8), “Душно! Без счастья и воли” (7), “Калистрат” (6); поэмам “Кому на Руси жить хорошо” (25), “Коробейники” (15) и др. (Слайды с портретами композиторов)

( Звучит песня в исполнении учащихся 5 Г  (весь класс) «Меж высоких хлебов…»)

Вед.2: Романс - не единственный из музыкальных жанров  в творчестве Некрасова. Его стихи связаны с жанром песни.  

Вед.1: На эту связь поэт указывает даже в названиях стихотворений: “Песня Еремушке”, “Песня о труде”, “Колыбельная песня”, “Песня преступников”; циклы “Песни” и “Песни о свободном слове”. Некрасов сознательно опирается на народно-песенную основу.

Вед.2: В его стихах слышны интонации протяжных песен:

Чтец (ученица 5 Г кл.):

В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!
(“В полном разгаре страда деревенская…”);

Вед.1: колыбельных песен:

Чтец (5 Г):

 Спи, пострел, пока безвредный!
Баюшки-баю.

Тускло смотрит месяц медный

В колыбель твою.

Стану сказывать не сказки –

Правду пропою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки баю. 
(“Колыбельная песня”);

Вед.2: плачей-причетов:

Чтец (5 Г кл.):

 Кто приголубит старуху безродную?

Вся обнищала вконец!

В осень ненастную, зиму холодную

Кто запасет мне дровец?

Кто, как доносится новая шубушка,
Зайчиков новых набьет?
Умер, Касьяновна, умер, голубушка, -
Даром ружье пропадет!
(“В деревне”);

Вед.1: отголоски свадебных обрядовых песен:

Чтец (5 Г кл.):

 Выди навстречу проворно –
Пава-невеста, соколик-жених! -
Сыпь на них хлебные зерна,
Хмелем осыпь молодых!
(“Мороз, Красный нос”);

Вед.2: ритмы плясовых:

Чтец (5 Г):

 Долго не сдавалась Любушка-соседка,
Наконец шепнула: “есть в саду беседка,
Как темнее станет – понимаешь ты?..”
Ждал я, исстрадался, ночки-темноты!

Кровь-то молодая: закипит – не шутка!

Да взглянул на небо – и поверить жутко!

Небо обложилось тучами кругом…

Полил дождь ручьями – прокатился гром!                           
(“Буря”). 

СМЕНА ВЕДУЩИХ!

Вед.1 (5 А кл.): Для любовной лирики Некрасова характерны напевные жанры, например романс.

Вед.2 (5 В кл): Романсы Н. Некрасова даже романсами не назовешь. Широкие, как степь, заунывные, как тяжелая крестьянская доля, и разгульные, как деревенский праздник... “Что так жадно глядишь на дорогу...”, “Ой, полна, полна моя коробушка...”

Вед.1: Некрасов поет о своем родном уголке на земле России. Через все творчество проходит образ Родины и природы родного края.

Вед.2: И через многие стихотворения проходит образ Волги – великой русской реки.

( Стихотворение «Волжская быль» ученик 5 Б) Слайды1) картина М. К. Клодта фон Юргенсбурга «Волга у Жигулей» или Г.Г. Чернецова «Волга»; 2) Картина И. И. Левитана «Свежий ветер. Волга»

Увы! Я дожил до седин,

Но изменился мало.

Иных времен, иных картин

Провижу я начало.

В случайной жизни берегов

Моей реки любимой:

Освобожденный от оков,

Народ неутомимый.

Созреет, густо заселит

Прибрежные пустыни;

Наука воды углубит.

По гладкой их равнине (слайд)

Суда-гиганты побегут

Несчетною толпою,

И будет вечен бодрый труд

Над вечною рекою…

Вед.1: Выдь на Волгу: чей стон раздается

            Над великою русской рекой?

Вед.2: Этот стон у нас песней зовется –

           То бурлаки идут бечевой!...(Слайд: картина Е. И. Репина «Бурлаки на Волге»)

( Сценка. Учащиеся 5 В кл.: 6 учащихся, мальчики.)

На сцене 4 бурлака (Б) и подрядчик (П). К ним подходит Хозяин (Х) судна.

Х: Что, ребята, нет ли охоты порядиться из Самары?

Б 1: Как не быть? Затем вышли, чтобы рядиться.

Х: Так вот, у меня из Самары, ребята, давайте рядиться.

Б 2: Доброе дело.

Б 3: Из Самары, так из Самары.
Б 4 (подрядчику): Рядись, дядя Тихон.

П: Отчего не рядиться, рядиться можно.

Х: Ну так что станете просить, ребята?

П: А по скольку человек за тысячу?

Х: Знамо дело, по четыре человека. У нас, брат, не как у Кулакова, мы шишляться не любим.
П: А много ли у тебя расшивка-то поднимает?

Х: Двенадцать тысяч.
Б 1: А глубока ли полным-то грузом?

Х: Да четвертей девяти не больше…

Б 4: Не было бы с полуаршинном.

Х: Мы, любезный, говорить пустяков не любим.

П: Ну так почем же давать станешь?

Х: Послушаем, что станете просить.

П: Да по нынешним клядам по 70 рубликов надо бы взять.

Х: (протяжно): Ууу…

П: От тебя не слыхали. Мы запросили много, так ты даешь мало.

Х: Да ведь надобно, ребята, говорить дело, а без дела нечего говорить. С рубликом, если хотите, дам, а больше погожу: что Бог даст.

П: Коли ты стал прибавлять, так и мы сделаем уступку. (Получает оплеуху от Б1) Что же это за озорничество, ребята? Коли я плох, так пусть другой рядится, а бить вам меня не следует. Вот что…

Б 1: Ты рядиться-то рядись, да только знай край, да не падай. Уступай, значит поменьше.

П: Да как же это драться-то можно? Драться вам, ребята, не приходиться, не довлеет, за это ответите, вот что.

Б 2: А ты уж за всякой-то мухой с обухом не гоняйся, ведь тебя бьют, ума, значит, дают.

Б 3: Делай-ка вот дело-то! Говори с хозяином-то. (Разворачивает подрядчика лицом к хозяину и дает шутливый подзатыльник.)

(Все шумной толпой уходят со сцены)

(Стихотворение «На Волге».)

Чтец (5 В): Но вдруг я стоны услыхал,

 И взор мой на берег упал.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бичевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки,

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик—

И сердце дрогнуло во мне.

(Песня бурлаков «ОЙ, дубинушка ухнем» в исполнении учащихся 5 В кл.(весь класс))

Вед.1: Стихотворения Некрасова наводят на печальные мысли: нелегко тогда жилось крестьянам.

Вед.2: Даже их малые дети должны были работать вместе со взрослыми.

(Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» «Мужичок с ноготок» по ролям)
Чтецы (2): 5 В и 5 Б.

Вед.1: Некрасов любил детей и написал о них много стихов. Но не всяких детей он любил. Никогда не были милы ему балованные дети богатых родителей.

Вед.2: Он дружил с крестьянскими ребятами. С ними ему всегда было весело.

(Сценка из стихотворения «Крестьянские дети», играют учащиеся 5 Б Кл.: (слайдшоу из рисунков детей к стихотворению «Крестьянские дети»)

Вед.1: Дорогие друзья! Сегодня нам ближе и роднее, понятнее и дороже стало творчество Н. А. Некрасова.

Вед.2: Лирика Н.А. Некрасова - это лирика жизни, лирика действия. Центральное место в ней занимает народ, который стремится к счастью, красоте, справедливости.

Вед.1: О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами.

(В завершении  звучит песня «Коробейники» и под нее исполняется танец учащимися 5 Б кл. (весь класс))

Вед.2: Благодарим всех за внимание и активное участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов для 5-10 классов, посвященный 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова

Данный материал включает разработку конкурса чтецов по лирике Н.А. Некрасова и оценочный лист для жюри....

План месячника, посвященного 190-летию Н.А.Некрасова

Материал содержит план проведения месячника, посвященного 190-летию поэта Н.А. Некрасова в МОУ Фруктовская СОШ Луховицкого района Московской области, руководитель ШМО - Халимон И.В....

Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года...

Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года

Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года...

Самоанализ урока литературы в 5 классе, посвященного 200-летию со дня рождения П.П.Ершова

Данный урок представлен в рамках недели творчества. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным уче...

Внеклассное мероприятие по литературе в рамках Недели филологии, посвященного 75-летию со Дня рождения В.С. Высоцкого «И до боли в душе не хватает его!»

Внеклассное мероприятие по литературе в рамках Недели филологии, посвященного 75-летию со Дня рождения В.С. Высоцкого«И до боли в душе не хватает его!»...