Урок-праздник по литературе для 5-х классов, посвященный 190-летию Н. А. Некрасова
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Сценарий открытого мероприятия для учащихся 5-х классов по литературе. Участие принимают по возможности большинство детей. Урок-праздник требует большой подготовки, так как в нем представлены не только чтение стихотворений, но и исполнение песен на слова Некрасова, а также сценки и танец тематически приуроченные к данному мероприятию, а также заранее оформленные в презентации рисунки детей по изученному стихотворению "Крестьянские дети". Можно провести в рамках недели русского языка и литературы, а также как интегрированный урок - связь литературы и музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekrasov_versiya_dlya_internet.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-праздник по литературе в 5 кл., посвященный 190-летию со дня рождения Н. А. Некрасова.
Ковалихин В. М. – учитель музыки
Бурдакова Л. П., учитель русского языка и литературы
Цели и задачи:
- Развивающие: Способствовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; развитие и совершенствование эмоционального исполнения музыкальных произведений; формирование нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний у учащихся.
- Обучающие: Ознакомить учащихся с биографическими сведениями Некрасова, ознакомить с особенностями творчества поэта, обратить внимание учащихся на тематическую классификацию поэзии Н.Некрасова; расширение знаний ребят о жанре романса, о композиторах, обращающихся к творчеству Н.Некрасова.
- Воспитательные: Способствовать воспитанию любви к русской классической литературы 19 века, способствовать воспитанию патриотических чувств через творчество поэта Н.Некрасова; воспитание всесторонне развитой личности, интереса к музыке, искусству, литературе.
Оборудование: ТСО, ИКТ
Материал к уроку:
- компьютерная презентация (слайды),
- аудиозаписи «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «Элегия», «Коробейники».
- детские работы,
- портретная галерея.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2. Вступительное слово.
Инструментальное исполнение романса «Что ты жадно глядишь на дорогу…» на слова стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка».
(Исполняют учащиеся 5 А класса. Солистки.
Чтение из этого же стихотворения отрывков: ученицы того же класса из числа поющих.
Вед.1 ( учащийся 5 А кл.):Вы прослушали в исполнении одноклассников произведения, в которых прослеживается взаимосвязь двух искусств: литературного и музыкального.
Вед.2 (учащаяся 5 В кл.):Ребята, сегодня у нас праздничное мероприятие по литературе, посвященное 190-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова.
Вед.1:Лирика Некрасова – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи.
Презентация «Биография Н.Некрасова»
Вед.1:Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт второй половины 19 века. Обращаясь к теме России, Пушкин и Лермонтов видели величие народа, широту русских земель.
Вед.2: для Некрасова Россия – это прежде всего крестьянство, изнемогавшее под гнетом помещиков. У Некрасова главным героем стал простой русский крестьянин, кормилец.
Вед.1:По собственному выражению поэта, его Муза – родная сестра крестьянки. (Слайд молодой крестьянки)
(Стихотворение «Вчерашний день, в часу в шестом…»)
Чтец (ученик 5 Вкл.):
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди –
Сестра твоя родная!»
Вед.2:Сочувствие и сострадание по отношению к обездоленным, несправедливо обиженным людям, к терпящему нужду и унижение «бедному народу» пронизано в стихотворениях Некрасова. Современники и критики называли Николая Некрасова «Поэтом народной боли».
( Стихотворение «Колосья». Слад пшеничного поля)
Чтец (ученик 5 В кл.): Уж налились колосики.
Стоят столбы точёные,
Головки золоченые,
Задумчиво и ласково
Шумят. Пора чудесная!
Нет веселей, наряднее,
Богаче нет поры!
«Ой, поле многохлебное!
Теперь и не подумаешь,
Как много люди божии
Побились над тобой,
Покамест ты оделося
Тяжелым, ровным колосом
И стало перед пахарем,
Как войско пред царем!
Не столько росы теплые,
Как пот с лица крестьянского
Увлажили тебя!..»
Вед.1:Отношение критиков к поэзии Н.А.Некрасова всегда отличалось неоднозначностью. Некрасов прозаик в поэзии, и поэт-песенник.
Вед.2: Его поэзия прочно связана с песенными интонациями и ритмами, присущими русскому музыкальному фольклору.
Вед.1: О музыкальности стихов Некрасова говорит уже сам факт многократного обращения композиторов к его творческому наследию. Более ста его стихотворений положены на музыку.
Вед.2: Наибольшую популярность завоевали произведения Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича.
Вед.1: Наиболее часто композиторы обращались к таким стихотворениям, как “Тройка” (12 произведений), “Несжатая полоса” (11), “Зеленый шум” (10), “Внимая ужасам войны” (8), “Душно! Без счастья и воли” (7), “Калистрат” (6); поэмам “Кому на Руси жить хорошо” (25), “Коробейники” (15) и др. (Слайды с портретами композиторов)
( Звучит песня в исполнении учащихся 5 Г (весь класс) «Меж высоких хлебов…»)
Вед.2: Романс - не единственный из музыкальных жанров в творчестве Некрасова. Его стихи связаны с жанром песни.
Вед.1: На эту связь поэт указывает даже в названиях стихотворений: “Песня Еремушке”, “Песня о труде”, “Колыбельная песня”, “Песня преступников”; циклы “Песни” и “Песни о свободном слове”. Некрасов сознательно опирается на народно-песенную основу.
Вед.2: В его стихах слышны интонации протяжных песен:
Чтец (ученица 5 Г кл.):
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
(“В полном разгаре страда деревенская…”);
Вед.1: колыбельных песен:
Чтец (5 Г):
Спи, пострел, пока безвредный!
Баюшки-баю.
Тускло смотрит месяц медный
В колыбель твою.
Стану сказывать не сказки –
Правду пропою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки баю.
(“Колыбельная песня”);
Вед.2: плачей-причетов:
Чтец (5 Г кл.):
Кто приголубит старуху безродную?
Вся обнищала вконец!
В осень ненастную, зиму холодную
Кто запасет мне дровец?
Кто, как доносится новая шубушка,
Зайчиков новых набьет?
Умер, Касьяновна, умер, голубушка, -
Даром ружье пропадет!
(“В деревне”);
Вед.1: отголоски свадебных обрядовых песен:
Чтец (5 Г кл.):
Выди навстречу проворно –
Пава-невеста, соколик-жених! -
Сыпь на них хлебные зерна,
Хмелем осыпь молодых!
(“Мороз, Красный нос”);
Вед.2: ритмы плясовых:
Чтец (5 Г):
Долго не сдавалась Любушка-соседка,
Наконец шепнула: “есть в саду беседка,
Как темнее станет – понимаешь ты?..”
Ждал я, исстрадался, ночки-темноты!
Кровь-то молодая: закипит – не шутка!
Да взглянул на небо – и поверить жутко!
Небо обложилось тучами кругом…
Полил дождь ручьями – прокатился гром!
(“Буря”).
СМЕНА ВЕДУЩИХ!
Вед.1 (5 А кл.): Для любовной лирики Некрасова характерны напевные жанры, например романс.
Вед.2 (5 В кл): Романсы Н. Некрасова даже романсами не назовешь. Широкие, как степь, заунывные, как тяжелая крестьянская доля, и разгульные, как деревенский праздник... “Что так жадно глядишь на дорогу...”, “Ой, полна, полна моя коробушка...”
Вед.1: Некрасов поет о своем родном уголке на земле России. Через все творчество проходит образ Родины и природы родного края.
Вед.2: И через многие стихотворения проходит образ Волги – великой русской реки.
( Стихотворение «Волжская быль» ученик 5 Б) Слайды1) картина М. К. Клодта фон Юргенсбурга «Волга у Жигулей» или Г.Г. Чернецова «Волга»; 2) Картина И. И. Левитана «Свежий ветер. Волга»
Увы! Я дожил до седин,
Но изменился мало.
Иных времен, иных картин
Провижу я начало.
В случайной жизни берегов
Моей реки любимой:
Освобожденный от оков,
Народ неутомимый.
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит.
По гладкой их равнине (слайд)
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою…
Вед.1: Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Вед.2: Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой!...(Слайд: картина Е. И. Репина «Бурлаки на Волге»)
( Сценка. Учащиеся 5 В кл.: 6 учащихся, мальчики.)
На сцене 4 бурлака (Б) и подрядчик (П). К ним подходит Хозяин (Х) судна.
Х: Что, ребята, нет ли охоты порядиться из Самары?
Б 1: Как не быть? Затем вышли, чтобы рядиться.
Х: Так вот, у меня из Самары, ребята, давайте рядиться.
Б 2: Доброе дело.
Б 3: Из Самары, так из Самары.
Б 4 (подрядчику): Рядись, дядя Тихон.
П: Отчего не рядиться, рядиться можно.
Х: Ну так что станете просить, ребята?
П: А по скольку человек за тысячу?
Х: Знамо дело, по четыре человека. У нас, брат, не как у Кулакова, мы шишляться не любим.
П: А много ли у тебя расшивка-то поднимает?
Х: Двенадцать тысяч.
Б 1: А глубока ли полным-то грузом?
Х: Да четвертей девяти не больше…
Б 4: Не было бы с полуаршинном.
Х: Мы, любезный, говорить пустяков не любим.
П: Ну так почем же давать станешь?
Х: Послушаем, что станете просить.
П: Да по нынешним клядам по 70 рубликов надо бы взять.
Х: (протяжно): Ууу…
П: От тебя не слыхали. Мы запросили много, так ты даешь мало.
Х: Да ведь надобно, ребята, говорить дело, а без дела нечего говорить. С рубликом, если хотите, дам, а больше погожу: что Бог даст.
П: Коли ты стал прибавлять, так и мы сделаем уступку. (Получает оплеуху от Б1) Что же это за озорничество, ребята? Коли я плох, так пусть другой рядится, а бить вам меня не следует. Вот что…
Б 1: Ты рядиться-то рядись, да только знай край, да не падай. Уступай, значит поменьше.
П: Да как же это драться-то можно? Драться вам, ребята, не приходиться, не довлеет, за это ответите, вот что.
Б 2: А ты уж за всякой-то мухой с обухом не гоняйся, ведь тебя бьют, ума, значит, дают.
Б 3: Делай-ка вот дело-то! Говори с хозяином-то. (Разворачивает подрядчика лицом к хозяину и дает шутливый подзатыльник.)
(Все шумной толпой уходят со сцены)
(Стихотворение «На Волге».)
Чтец (5 В): Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бичевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик—
И сердце дрогнуло во мне.
(Песня бурлаков «ОЙ, дубинушка ухнем» в исполнении учащихся 5 В кл.(весь класс))
Вед.1: Стихотворения Некрасова наводят на печальные мысли: нелегко тогда жилось крестьянам.
Вед.2: Даже их малые дети должны были работать вместе со взрослыми.
(Отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» «Мужичок с ноготок» по ролям)
Чтецы (2): 5 В и 5 Б.
Вед.1: Некрасов любил детей и написал о них много стихов. Но не всяких детей он любил. Никогда не были милы ему балованные дети богатых родителей.
Вед.2: Он дружил с крестьянскими ребятами. С ними ему всегда было весело.
(Сценка из стихотворения «Крестьянские дети», играют учащиеся 5 Б Кл.: (слайдшоу из рисунков детей к стихотворению «Крестьянские дети»)
Вед.1: Дорогие друзья! Сегодня нам ближе и роднее, понятнее и дороже стало творчество Н. А. Некрасова.
Вед.2: Лирика Н.А. Некрасова - это лирика жизни, лирика действия. Центральное место в ней занимает народ, который стремится к счастью, красоте, справедливости.
Вед.1: О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его стихи стали песнями, романсами.
(В завершении звучит песня «Коробейники» и под нее исполняется танец учащимися 5 Б кл. (весь класс))
Вед.2: Благодарим всех за внимание и активное участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс чтецов для 5-10 классов, посвященный 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова
Данный материал включает разработку конкурса чтецов по лирике Н.А. Некрасова и оценочный лист для жюри....
План месячника, посвященного 190-летию Н.А.Некрасова
Материал содержит план проведения месячника, посвященного 190-летию поэта Н.А. Некрасова в МОУ Фруктовская СОШ Луховицкого района Московской области, руководитель ШМО - Халимон И.В....
Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года
Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года...
Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года
Сценарий театрализованного представления для 7-9 классов посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 года...
Самоанализ урока литературы в 5 классе, посвященного 200-летию со дня рождения П.П.Ершова
Данный урок представлен в рамках недели творчества. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным уче...
Внеклассное мероприятие по литературе в рамках Недели филологии, посвященного 75-летию со Дня рождения В.С. Высоцкого «И до боли в душе не хватает его!»
Внеклассное мероприятие по литературе в рамках Недели филологии, посвященного 75-летию со Дня рождения В.С. Высоцкого«И до боли в душе не хватает его!»...
Внеклассное мероприятие по литературы в 8-11 классах посвященное 100-летию со дня рождения К.Симонова
Внеклассное мероприятие по литературе...