Блокада Ленинграда
методическая разработка по литературе на тему
Данный материал состоит из сценария литературной композиции и презентации, посвященных блокадному Ленинграду. В основе работы - стихи советских поэтов и личные впечатления от поездки с группой школьников в город Санкт-Петербург в марте 2012 года. В презентации использованы фотографии из личного архива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_kompoziciya._den_snyatiya_blokady.rar | 14.65 КБ |
prezentaciya._blokada.rar | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Литературная композиция «И помнит мир спасенный!»
1-й чтец: (Палагнюк В.)
Город Петра —
Гордость России и слава, —
Устоявший в не слыханном прежде бою,
Третий орден тебе
Приколола держава
На защитного цвета гимнастерку твою.
2-й чтец: (Дубровин Д.)
В истории — не первая осада,
Не первый голод, холод и пожарищ дым;
О том, что пережили люди Ленинграда,
Теперь все знают — было по плечу лишь им.
3-й чтец (Ерышкин К.)
С тех пор прошло много лет, но ленинградцы очень хорошо помнят каждый из 900 дней блокады, так как каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград — символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.
4-й чтец: (Белоконева Л.)
Фашисты решили уничтожить город, стереть его с лица земли, уничтожить ленинградцев.
5-й чтец: (Салеев М.)
За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб.
6-й чтец: (Шелухин В.)
Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания.
1-й чтец (читает стихотворение Ю. Воронова «Из писем на Большую землю»):
Наш город в снег
До пояса закопан.
И если с крыш
На город посмотреть,
То улицы
Похожи на окопы,
В которых побывать успела
Смерть.
Вагоны у пустых вокзалов стынут,
И паровозы мертвые молчат, —
Ведь семафоры
Рук своих не вскинут
На всех путях,
Ведущих в Ленинград.
Луна
Скользит по небу одиноко,
Как по щеке
Холодная слеза.
И темные дома стоят без стекол,
Как люди,
Потерявшие глаза.
Но в то, что умер город наш, —
Не верьте!
Нас не согнут
Отчаянье и страх.
Мы знаем
От людей, сраженных смертью,
Что означает:
«Смертью
Смерть
Поправ». Мы знаем:
Клятвы говорить не просто.
И если в Ленинград ворвется враг,
Мы разорвем :
Последнюю из простынь
Лишь на бинты,
Но не на белый флаг!
2-й чтец: Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие вдень получали 250 граммов хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба.
3-й чтец: Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. Сейчас «голодные пайки» блокады выставлены как экспонаты в Музее истории Ленинграда. Мы их видели.
4-й чтец: В городе были и Другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.
5-й чтец: Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой было -41, за водой,ходили, к Неве.
6-й чтец (читает отрывок из стихотворения О. Берггольц «Февральский дневник»):
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет.
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
Ко мне взывает братская могила
На Охтинском, на правом берегу.
1-й чтец: И все же никакие муки и лишения не смог-
ли сломить мужества и стойкости защитников Ленингра-
да, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над
фашизмом.
2-й чтец: Ледовая трасса по Ладожскому озеру начала действовать с 21 ноября 1941 года. Шли днем и ночью по льду озера машины и доставляли в город до 6—7 тысяч тонн продовольствия, вооружения, боеприпасов.
3-й чтец:
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
4-й чтец: По Дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей — всего на Большую землю было переправлено более'полумиллиона человек.
5-й чтец: Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими — ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады.
6-й чтец: У станков стояли подростки. Чтобы дотянуться до станка, подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды, оружие. Город боролся.
6-й чтец:
Бессмертен подвиг Ленинграда!
Но такова его цена,
Что лучше детям знать не надо
Слова «блокада» и «война».
Но надо знать, что до салюта
Над Питером, над невским льдом
Пришлось всем круто, ох, как круто
Под, страшным вражеским огнем.
Подписи к слайдам:
Подготовила: Астраханцева Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Рыбаловская СОШ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.
2-я мировая война по своим преступлениям доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....
Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)
Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....
"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне
Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе...
Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».
Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны; -воспитать чувство патриотизма;-привить ...
Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда. «Чтобы помнить…… Блокада Ленинграда.»
Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского...