Мастерская "Послушайте!"
методическая разработка (литература, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Зачётная работа обучающейся на курсах повышения квалификации по программе «Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Педагогическая мастерская» (СПбГУПМ,2001-2002 у. г.) Ефремовой Татьяны Олеговны.
Мастерская по творчеству В. Маяковского. Стихотворение «Послушайте!». 7-й класс( Программа по литературе для 5-9 классов среденй школы. Под ред. члена- корреспондента РАО, профессора В.Г. Маранцмана –СПб, СпецЛит, 2000).
Мастерская проведена в 7 «Б» классе школы № 357 Московского района г. СПБ в 2002 году.
Пояснительная записка.
Мастерская проводится на начальном этапе изучения творчества В.Маяковского и предполагает «открытие» учащимися для себя этого поэта, ознакомление их с особенностями его мировосприятия и поэтического стиля.
Мастерская создаёт условия для свободного вхождения в художественный мир Маяковского – яркий, своеобразный, сложный, часто не принимаемый неподготовленным читателем.
Непосредственно участвуя в увлекательном процессе создания поэтического текста, проживая и творчески переосмысливая каждую его строку, проигрывая ситуацию обращения лирического героя к слушателям, ученики 7-го класса не только становятся соавторами Маяковского, сопричастными его судьбе, - они заново открывают для себя мир и человека, испытывая иногда настоящее потрясение от буквально обрушивающихся на них вопросов.
Поэтому эту мастерскую можно рассматривать и как мастерскую ценностных ориентаций, способствующей формированию мировоззрения школьников.
Кроме того, предложенная мастерская решает и другие воспитательные задачи, с которыми успешно справляются все мастерские: развитие творческих и коммуникативных способностей ребёнка, воспитание толерантности, чувства ответственности за свой выбор в этом мире и т. д.
Всё это позволяет использовать эту мастерскую в учебно – воспитательном процессе.
Таким образом, ГЛАВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ нашей мастерской является первоначальное знакомство с поэтом – Маяковским, особенностями его мироощущения и творческой манеры.
Мы ставили перед собой следующие цели:
- образовательные: совершенствование умения читать, воспринимать и интерпретировать лирическое произведение, а также создавать свой художественный текст ( мини – сочинение);
- развивающие: обогащение словарного запаса, развитие языкового чутья, образно – ассоциативного мышления и художественной интуиции, чувства ритма и стиля; артистических и иных творческих способностей; развитие эстетических и коммуникативных умений.
- Воспитательные: воспитание умения работать в группе, толерантности т чувства «локтя»; самоформирование мировоззрения и творческой индивидуальности, а также воспитание чувства ответственности за свой выбор в этом мире.
Ход мастерской.
I этап.
- Индукция.
-Послушайте! – обращается мастер к присутствующим. –Изобразите «беззвёздную муку». (Любым удобным для вас способом).
Индуктор обращает участников мастерской к самим себе, побуждает к внутреннему диалогу.
Задание вызывает замешательство, недоумение, иногда – раздражение своей неопределённостью и даже загадочностью. Оно «опрокидывает» сложившиеся стереотипы:
Многие изображают звёзды, а «беззвёздную муку»? Пробовал ли кто? Что такое «беззвёздная мука»? Как её изобразить? Зачем?
Поиск решения этой проблемы – это и есть та «беззвёздная мука», которую переживает сейчас каждый участник мастерской.
Как выполнить задание? Может, отказаться?
Участники выведены из состояния «покоя», творческая мысль разбужена.
Долго размышлять не приходится: через 5-7 минут «беззвёздная мука» каждого должна быть «явлена миру» – «творческий продукт» афиширован.
При этом индуктор организует деятельность учащихся в направлении, «заданном» Маяковским.
Преодоление «беззвёздной муки» становится содержанием мастерской и выводит участников не только к пониманию творчества Маяковского, оно становится актом самопознания, способом постижения Бытия…
Поэтому выбранный индуктор не только психологически оправдан, он методически и даже философски обоснован; индуктор мотивирует дальнейшую деятельность участников мастерской.
- Создание индивидуального творческого продукта.
- Социализация.
Афиширование (вывешивание работ, проигрывание мизансцен и т. д.)
Участникам мастерской предлагается ознакомиться с работой каждого. На этом этапе учащиеся вступают в диалог с другими, соотнося свой личный опыт с опытом других.
Как у других? Справились ли они с заданием? Что изобразили? Почему не так, как я? Поймут меня? А я – смогу понять других? Смог ли я донести до других то, что хотел?
Подобные вопросы так или иначе встают перед участниками в процессе социализации. Рефлексия побуждает к самокоррекции.
Мастер просит «отозваться» на понравившиеся работы и предлагает объединиться в группы по 5-7 человек, давая возможность высказаться, поделиться впечатлениями.
Между тем «беззвёздная мука» продолжается. А хочется Света… Подсознание уже шлёт информационный запрос, во всяком случае уже есть готовность к получению новой информации.
II этап.
- Обращение к новой информации и её обработка.
Мастер не спешит «освободить» участников от «муки». Путь к Свету каждый должен отыскать сам.
Следующее задание – шаг к этому.
Деконструкция / Реконструкция.
Каждой группе предлагается листок с фрагментом «стихотворения». «стихотворение» разделено на строки. Собственно, это и текстом назвать нельзя: знаки препинания не расставлены, границы предложениё не обозначены. Учащимся предлагается реконструировать художественный текст.
Здесь могут возникнуть вопросы литературоведческого и лингвистического характера:
Разве это стихотворение? что вообще считать стихотворением? Как найти начало/конец предложения? Какой знака поставить и где? Где сделать паузу? Зачем?
Идёт работа над формальной и содержательной стороной стихотворения (ученики на практике убеждаются в их неразрывном единстве и взаимосвязи).
Здесь может возникнуть потребность в справочных материалах (по теории стиха, лингвистике). Предусмотрительный мастер позаботится об этом заранее, и информацию (доступную!) предоставит.
Если запроса не последует, порадуемся за наших талантливых учеников: в каждом «скрыт» Поэт. Но это позже, а сейчас необходимо не только «воссоздать» стихотворение, но и «подготовить» его «к печати», а затем и «напечатать» (листочки с текстовыми фрагментами разрезаются, каждая часть наклеивается на листы картона, чтобы текст имел «вид стхотворения»).
- Социализация.
Афиширование.
Опять – вопросы и «открытия»; саморефлексия и самокоррекция.
Что другая группа «прочитала» не так, как наша? Почему? Кто прав?
Возникает потребность узнать, «как у автора?».
Информационный запрос поступил, и мастер предоставляет необходимую информацию, раздавая листочки с «правильным» текстом, называя автора.
- Обработка новой информации. Создание «творческого продукта».
- Подготовьте стихотворение к представлению другим группам.
Как?
Решает каждая группа самостоятельно.
Здесь идёт работа по осмыслению содержания и формы стихотворения (интерпретация художественного текста), по развитию речи (выразительное чтение).
- Социализация. Предъявление «творческого продукта».
Группы выступают, предъявляя своё прочтение стихотворения.
-Какие остались вопросы у вас? –спрашивает мастер.
Все вопросы записываются на доску. (см. приложение).
- Деконструкция / Реконструкция.
Варианты.
8.1. Участники пишут ответ на один из них (индивидуально).
( в том случае, если стихотворение давалось в полном объёме) – см. приложение.
Если же это был фрагмент, мастерская продолжается.
- Мастер обращает внимание участников, что стихотворение не закончено (если ещё не догадались; скорее всего, как заканчивается оно, уже хотят все) и предлагает закончить его каждому самостоятельно - здесь и сейчас. На это отводится 10 минут.
Создание «творческого продукта».
- Социализация.
Афиширование, саморефлексия и самокоррекция.
-Как у автора?
Мастер читает вслух стихотворение, ученики следят по книгам.
- Создание «творческого продукта» - итог мастерской творческого письма.
-Просмотрите ещё раз все свои записи, текст стихотворения и выберите 3-4 слова, которые вам кажутся наиболее важными, интересными, которые притягивают ваше внимание и запишите их на чистом листе бумаги.
- Выберите одно из этих слов. Выбранное вами слово – заголовок будущего текста. Напишите его здесь и сейчас. Вариант: создание иллюстрации к любому фрагменту текста.
На это отводится 10 минут.
- Социализация.
- Общая рефлексия.
Мастер предлагает начать её словами «Послушайте!».
Каждый делится тем, что пережил, чему научился. О чём задумался – своими впечатлениями, чувствами, мыслями.
Предварительный просмотр:
Зачётная работа обучающейся на курсах повышения квалификации по программе «Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Педагогическая мастерская» (СПбГУПМ,2001-2002 у. г.) Ефремовой Татьяны Олеговны.
Мастерская по творчеству В. Маяковского. Стихотворение «Послушайте!». 7-й класс( Программа по литературе для 5-9 классов среденй школы. Под ред. члена- корреспондента РАО, профессора В.Г. Маранцмана –СПб, СпецЛит, 2000).
Мастерская проведена в 7 «Б» классе школы № 357 Московского района г. СПБ в 2002 году.
Пояснительная записка.
Мастерская проводится на начальном этапе изучения творчества В.Маяковского и предполагает «открытие» учащимися для себя этого поэта, ознакомление их с особенностями его мировосприятия и поэтического стиля.
Мастерская создаёт условия для свободного вхождения в художественный мир Маяковского – яркий, своеобразный, сложный, часто не принимаемый неподготовленным читателем.
Непосредственно участвуя в увлекательном процессе создания поэтического текста, проживая и творчески переосмысливая каждую его строку, проигрывая ситуацию обращения лирического героя к слушателям, ученики 7-го класса не только становятся соавторами Маяковского, сопричастными его судьбе, - они заново открывают для себя мир и человека, испытывая иногда настоящее потрясение от буквально обрушивающихся на них вопросов.
Поэтому эту мастерскую можно рассматривать и как мастерскую ценностных ориентаций, способствующей формированию мировоззрения школьников.
Кроме того, предложенная мастерская решает и другие воспитательные задачи, с которыми успешно справляются все мастерские: развитие творческих и коммуникативных способностей ребёнка, воспитание толерантности, чувства ответственности за свой выбор в этом мире и т. д.
Всё это позволяет использовать эту мастерскую в учебно – воспитательном процессе.
Таким образом, ГЛАВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ нашей мастерской является первоначальное знакомство с поэтом – Маяковским, особенностями его мироощущения и творческой манеры.
Мы ставили перед собой следующие цели:
- образовательные: совершенствование умения читать, воспринимать и интерпретировать лирическое произведение, а также создавать свой художественный текст ( мини – сочинение);
- развивающие: обогащение словарного запаса, развитие языкового чутья, образно – ассоциативного мышления и художественной интуиции, чувства ритма и стиля; артистических и иных творческих способностей; развитие эстетических и коммуникативных умений.
- Воспитательные: воспитание умения работать в группе, толерантности т чувства «локтя»; самоформирование мировоззрения и творческой индивидуальности, а также воспитание чувства ответственности за свой выбор в этом мире.
Ход мастерской.
I этап.
- Индукция.
-Послушайте! – обращается мастер к присутствующим. –Изобразите «беззвёздную муку». (Любым удобным для вас способом).
Индуктор обращает участников мастерской к самим себе, побуждает к внутреннему диалогу.
Задание вызывает замешательство, недоумение, иногда – раздражение своей неопределённостью и даже загадочностью. Оно «опрокидывает» сложившиеся стереотипы:
Многие изображают звёзды, а «беззвёздную муку»? Пробовал ли кто? Что такое «беззвёздная мука»? Как её изобразить? Зачем?
Поиск решения этой проблемы – это и есть та «беззвёздная мука», которую переживает сейчас каждый участник мастерской.
Как выполнить задание? Может, отказаться?
Участники выведены из состояния «покоя», творческая мысль разбужена.
Долго размышлять не приходится: через 5-7 минут «беззвёздная мука» каждого должна быть «явлена миру» – «творческий продукт» афиширован.
При этом индуктор организует деятельность учащихся в направлении, «заданном» Маяковским.
Преодоление «беззвёздной муки» становится содержанием мастерской и выводит участников не только к пониманию творчества Маяковского, оно становится актом самопознания, способом постижения Бытия…
Поэтому выбранный индуктор не только психологически оправдан, он методически и даже философски обоснован; индуктор мотивирует дальнейшую деятельность участников мастерской.
- Создание индивидуального творческого продукта.
- Социализация.
Афиширование (вывешивание работ, проигрывание мизансцен и т. д.)
Участникам мастерской предлагается ознакомиться с работой каждого. На этом этапе учащиеся вступают в диалог с другими, соотнося свой личный опыт с опытом других.
Как у других? Справились ли они с заданием? Что изобразили? Почему не так, как я? Поймут меня? А я – смогу понять других? Смог ли я донести до других то, что хотел?
Подобные вопросы так или иначе встают перед участниками в процессе социализации. Рефлексия побуждает к самокоррекции.
Мастер просит «отозваться» на понравившиеся работы и предлагает объединиться в группы по 5-7 человек, давая возможность высказаться, поделиться впечатлениями.
Между тем «беззвёздная мука» продолжается. А хочется Света… Подсознание уже шлёт информационный запрос, во всяком случае уже есть готовность к получению новой информации.
II этап.
- Обращение к новой информации и её обработка.
Мастер не спешит «освободить» участников от «муки». Путь к Свету каждый должен отыскать сам.
Следующее задание – шаг к этому.
Деконструкция / Реконструкция.
Каждой группе предлагается листок с фрагментом «стихотворения». «стихотворение» разделено на строки. Собственно, это и текстом назвать нельзя: знаки препинания не расставлены, границы предложениё не обозначены. Учащимся предлагается реконструировать художественный текст.
Здесь могут возникнуть вопросы литературоведческого и лингвистического характера:
Разве это стихотворение? что вообще считать стихотворением? Как найти начало/конец предложения? Какой знака поставить и где? Где сделать паузу? Зачем?
Идёт работа над формальной и содержательной стороной стихотворения (ученики на практике убеждаются в их неразрывном единстве и взаимосвязи).
Здесь может возникнуть потребность в справочных материалах (по теории стиха, лингвистике). Предусмотрительный мастер позаботится об этом заранее, и информацию (доступную!) предоставит.
Если запроса не последует, порадуемся за наших талантливых учеников: в каждом «скрыт» Поэт. Но это позже, а сейчас необходимо не только «воссоздать» стихотворение, но и «подготовить» его «к печати», а затем и «напечатать» (листочки с текстовыми фрагментами разрезаются, каждая часть наклеивается на листы картона, чтобы текст имел «вид стхотворения»).
- Социализация.
Афиширование.
Опять – вопросы и «открытия»; саморефлексия и самокоррекция.
Что другая группа «прочитала» не так, как наша? Почему? Кто прав?
Возникает потребность узнать, «как у автора?».
Информационный запрос поступил, и мастер предоставляет необходимую информацию, раздавая листочки с «правильным» текстом, называя автора.
- Обработка новой информации. Создание «творческого продукта».
- Подготовьте стихотворение к представлению другим группам.
Как?
Решает каждая группа самостоятельно.
Здесь идёт работа по осмыслению содержания и формы стихотворения (интерпретация художественного текста), по развитию речи (выразительное чтение).
- Социализация. Предъявление «творческого продукта».
Группы выступают, предъявляя своё прочтение стихотворения.
-Какие остались вопросы у вас? –спрашивает мастер.
Все вопросы записываются на доску. (см. приложение).
- Деконструкция / Реконструкция.
Варианты.
8.1. Участники пишут ответ на один из них (индивидуально).
( в том случае, если стихотворение давалось в полном объёме) – см. приложение.
Если же это был фрагмент, мастерская продолжается.
- Мастер обращает внимание участников, что стихотворение не закончено (если ещё не догадались; скорее всего, как заканчивается оно, уже хотят все) и предлагает закончить его каждому самостоятельно - здесь и сейчас. На это отводится 10 минут.
Создание «творческого продукта».
- Социализация.
Афиширование, саморефлексия и самокоррекция.
-Как у автора?
Мастер читает вслух стихотворение, ученики следят по книгам.
- Создание «творческого продукта» - итог мастерской творческого письма.
-Просмотрите ещё раз все свои записи, текст стихотворения и выберите 3-4 слова, которые вам кажутся наиболее важными, интересными, которые притягивают ваше внимание и запишите их на чистом листе бумаги.
- Выберите одно из этих слов. Выбранное вами слово – заголовок будущего текста. Напишите его здесь и сейчас. Вариант: создание иллюстрации к любому фрагменту текста.
На это отводится 10 минут.
- Социализация.
- Общая рефлексия.
Мастер предлагает начать её словами «Послушайте!».
Каждый делится тем, что пережил, чему научился. О чём задумался – своими впечатлениями, чувствами, мыслями.