Пушкин "Метель"
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
- Ввести учащихся в мир прозаических произведений А.С.Пушкина.
- Рассмотреть особенности сюжета и композиционного построения повести.
- Помочь учащимся выявить основные черты характера главных героев и мотивы их поступков, играющих важную роль в развитии сюжетных линий повести.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin_metel.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сюжета и композиции
повести А.С.Пушкина «Метель».
Учитель Будникова Елена Евгеньевна,
МБОУ СОШ №8 г.Коврова
Цели урока.
- Ввести учащихся в мир прозаических произведений А.С.Пушкина.
- Рассмотреть особенности сюжета и композиционного построения повести.
- Помочь учащимся выявить основные черты характера главных героев и мотивы их поступков, играющих важную роль в развитии сюжетных линий повести.
- Выявить авторское отношение к героям.
- Создать путем использования приема интеграции разных видов искусства (литература и музыка) нестандартной учебной ситуации с целью глубокого восприятия произведения.
- Рассмотреть систему образов в повести с целью подготовки учащихся к выполнению домашней творческой работы.
- Отработать умение учащихся находить литературные тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения).
- Продолжить работу над развитием читательской культуры учащихся, обогащением их словарного запаса, формированием умения грамотно владеть устной и письменной речью с учетом соблюдения авторской манеры повествования.
- Воспитание любви учащихся к пушкинской прозе и к Пушкину- рассказчику.
Оформление урока.
- Портрет А.С.Пушкина.
-Иллюстрации учащихся к повести.
Эпиграф к уроку.
Всех благ возможных тот достиг,
Кто дух судьбы своей постиг.
(Е.Баратынский).
Ход урока.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- Чтение стихотворения.
- Осень 1830 года Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Отправился он туда с одной целью: устроить денежные дела в связи с предстоящей женитьбой на Наталье Николаевне Гончаровой.
Уезжая 31 августа в Болдино, Пушкин пишет своему другу и издателю Петру Александровичу Плетневу грустное письмо о своем душевном состоянии. В нем он с тревогой сообщает: «Осень подходит. Это любимое мое время. Еду в деревню без уверенности в своей судьбе…»
Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, но вместо литературных занятий Пушкину приходилось хлопотать о житейских нуждах, да и свадьба его была под вопросом. Уезжая, он поссорился с будущей тещей- матерью Натальи.
Поэтому не случайно одним из первых стихотворений болдинской осени 30-го года стало стихотворение «Бесы»- самый точный снимок неспокойного душевного состояния поэта в эти дни.
Давайте вспомним это пушкинское стихотворение.
- Чтение наизусть стихотворения «Бесы».
- Беседа с учащимися.
- Какие образы из славянской мифологии упоминает Пушкин в своем стихотворении? (Образы домового, ведьмы, бесов).
- Говорят, бес может вселиться в человека, мучить его. Может запутать человека, и тот собьется с пути. А есть ли власть над бесовской силой? Ответ на этот вопрос мы найдем в эпиграфе к повести Пушкина «Метель».
- Что такое эпиграф? Напомню, что предпосланный художественному произведению эпиграф часто выражает его основную мысль или настроение. Эпиграфом к повести Пушкин выбрал строки из баллады В.А.Жуковского «Светлана».
- Чтение эпиграфа.
- Обратите внимание на первые четыре строки. В них- ответ на поставленный вопрос. (Образ светлого Божьего храма имеет огромное значение в жизни героев повести).
- Какой церковный обряд совершается в Божьем храме в повести.
Все герои произведения очень серьезно относятся к венчанию. Это заповедь, нарушать которую недопустимо. Венчаясь, супруги дают обед верности. Таинство брака соединяет их навеки. Это понимают и Владимир, и Маша, и Бурмин- герои повести «Метель». Созданная в ту же осень1830г. «Метель» входит в книгу «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Назвав так свою книгу, Пушкин использовал особый литературный прием: переписал авторство некоему помещику Белкину, живущему в деревне. Сделал это Пушкин для большей достоверности. Он хотел, чтобы читатели доверились доброму, наивному помещику Белкину, так хорошо знавшему жизнь провинциальной России начала19 века.
Из пяти повестей, составляющих эту книгу, к настоящему моменту вы знакомы с двумя. («Метель», «Барышня-крестьянка»).
- Интересно было читать эти повести? Чем был вызван ваш интерес? (Эти повести имеют увлекательный сюжет).
- Что такое сюжет произведения?
Сюжет произведения тесно связан с его композицией.
- Что называется композицией произведения
- Расположите названия композиционных частей в определенном порядке. (карточки).
Обратимся к экспозиции повести.
- С чем и с кем знакомит нас писатель в начале произведения?
- Кто же он – возлюбленный Маши? (сюжетная линия-Маша- Владимир)
- Как родители Маши отнеслись к молодому человеку? (прочитать)
- Чем вызван запрет?
- Что задумали влюбленные? Как развивается сюжет повести? (завязка- решение тайно обвенчаться).
Итак, влюбленные готовятся к побегу.
- Как чувствует себя Маша накануне побега? (прочитать).
Что было в этих письмах мы не знаем, но можем предположить. Девочкам предлагалось написать письмо подруге от имени Маши, продумав его содержание и стиль, чтобы образ того времени и авторская манера повествования не были разрушены.
- Чтение писем.
(«Запечатав …»)
Но и в стихотворении, и в повести Пушкин изображает метель как живое существо, мешающее осуществлению планов. (Олицетворение).
В обоих произведениях метель становится движущей силой сюжета. Она символ непредсказуемости жизни, символ судьбы. И она безжалостна к Владимиру.
- Что же нашел Владимир у церкви? (прочитать).
- Какое композиционное место занимает метель и опоздание жениха? (кульминация).
Метель- судьба наказывает Владимира, наказывает за то, что он плохо осуществил свой план: слишком много времени провел за обедом у соседа; не сам поехал за невестой, а поручил ее кучеру Терешке; выбрал таких свидетелей венчания, которые позвали в церковь другого. Какое же счастье может ожидать Марью Г. с таким «добросовестным» человеком? Образ метели тесно связан с образом Божьего храма в повести. Нет Божьего благословления нет и дороги в храм.
- Что является развязкой в сюжетной линии Маша-Владимир? (гибель и одиночество)
Со смертью Владимира история влюбленных, разлученных судьбой- метелью, должна бы окончиться. Сюжет исчерпан. Но Пушкин загадал читателям загадку: мы так и не знаем, что произошло той ночью в жадринской церкви. Такой литературный прием называется умолчанием.
- Почему Пушкин использует этот прием? (делает чтение увлекательным, последующая развязка неожиданна).
- Что же снилось Маше? (пересказ)
- Почему так тревожны сны?
- Что, по мысли автора повести, эти сны предвещают?
- Чувствуется ли в этих строчках авторское отношение к героине? Какое?
- Тревожится ли Владимир накануне венчания?(цитаты из текста)
Наверное, венчание наших героев состоялось, если бы ни…метель, которая помешала Владимиру вовремя добраться до церкви. Трижды возникает образ метели. Она показана в восприятии Маши, Владимира, Бурмина. Но только один из троих вступает в единоборство с природной стихией. (Владимир)
Выразительно прочтем описание метели. А глубже почувствовать грозную силу этого природного явления нам поможет музыка. Она написана замечательным композитором Г.Свиридовым специально для повести Пушкина. Фрагмент, который сейчас прозвучит, называется «Тройка».
- В каком произведении, прочитанном нами в этом учебном году, дается похожее описание зимней непогоды? (Очерк С.Г.Аксакова «Буран»).
- Чем отличаются эти два описания? Сравним описание метели в стихотворении изобразительно-выразительных средств).
Вывод: в повести Пушкин хочет показать метель ужасной, страшной реальностью. Именно поэтому описание отличается краткостью, отсутствием ярких изобразительно-выразительных средств.
Повествование продолжается.
Закончилась война. Русские солдаты с победой возвращаются из-за границы.
Гордостью за отечество, за его славных сынов, глубоким патриотизмом проникнуты строки, в которых Пушкин вспоминает об этом времени. («Время…»). Исчезла и холодность Маши.
- Кто же ее растопил? (сюжетная линия- Маша - Бурмин)
Кратко расскажите об этом герое.(Пушкин любуется им- орден Святого Георгия, храбрость Бурмина на поле боя сменяется нерешительностью в отношении с Машей, которая ему понравилась).
- Что больше всего возбуждает любопытство Маши в отношениях с Бурминым? («Тайна…»). Именно тайна и заставляет Машу предпринимать «военные действия».(ирония).
И вот наступила решительная минута романтического объяснения. Вот и раскрыта тайна того, сто произошло в жадринской церкви. Новая сюжетная линия- любовь Маши и гусарского полковника – переплетается с предыдущей и имеет свою композицию.
- Сформулируйте названия композиционных частей этой сюжетной линии.
- Заключительное слово учителя.
Итак, в повести Пушкина «Метель» два сюжета, и каждый имеет свою завязку- кульминацию - развязку.
Но эти два сюжета соединяются в один. А помогают связать все нити повествования в единое целое образ главной героини и образ метели-судьбы.
Именно метель-судьба у Пушкина и наказывает, и вознаграждает человека.
Наиболее безжалостна она к Владимиру, обреченному блуждать в жизненной метели и погибнуть.
Маша наказана браком с незнакомцем за то, что попыталась обмануть родителей. Но за ее искреннее раскаяние и верность обету, данному в церкви, метель-судьба ее вознаграждает, соединяя с мужем- любимым человеком.
Бурмин, некогда шалун и повеса, совершил жестокую шутку. Но, пройдя через испытания войны 1812 года, он изменился, стал другим человеком, способным на настоящее чувство. И он тоже не нарушил клятвы верности. Именно поэтому метель-судьба и соединяет двух любящих людей.
Как сказал известный русский поэт начала 19 века Е.А.Баратынский
Всех благ возможных тот достиг,
Кто дух судьбы своей постиг.
- Домашнее задание. Творческая работа. Объясните смысл названия повести А.С.Пушкина «Метель».