Тема семьи в творчестве В.Распутина
материал по литературе (11 класс) по теме
Тема семьи в творчестве В.Распутина. Урок в 11 классе. Краткое описание урока и презентация к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_semi_v_tvorchestve_rasputina.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тема семьи в творчестве В.Распутина» (открытый урок в 11 классе)
В связи с 75-летним юбилеем писателя в нашей школе мною был проведён открытый урок для одиннадцатиклассников на тему «Тема семьи в творчестве В.Распутина. На примере его повести «Последний срок».
В чём ценность урока литературы сегодня? В том же, в чём и вчера, в чём, хочется надеяться, будет и завтра. «Чувства добрые» пробуждать, будить, тревожа вопросами, душу; выводить из нравственного тупика.
В школьной программе по литературе – великое множество имён. Среди них есть имена особые, отмеченные не только литературным талантом, но и (и это прежде всего) – талантом человеческим. К этим именам принадлежит имя русского писателя XX века В.Г.Распутина.
С творчеством Распутина в школе ученики знакомятся в 7 классе, читая «Уроки французского», в 9 классе (в одной из авторских программ) – «Деньги для Марии». Продолжается знакомство уже в 11 классе, где по выбору могут изучаться «Последний срок» и «Прощание с Матёрой».
Мы остановились на повести «Последний срок».
В начале урока заслушали сообщение учащегося о жизненном пути писателя. Сообщение сопровождалось соответствующей презентацией, которая отражала этапы жизненного и творческого пути В.Распутина. Вы видите её на экране…
Далее один из учащихся рассказал краткое содержание повести, а на экран были выведены разные цитаты, отражающие тему урока. У старухи Анны отказали ноги. Она оповещает детей о своей скорой смерти и просит всех собраться. Из ближайшего райцентра приезжают сын Илья и дочь Людмила, приходят, проживающие в одной деревне с матерью, сын Михаил с женой и дочь Варвара. Зачитываются отрывки из текста. Например: «Они ждали, особенно близко чувствуя, что они сыновья и дочери этой старухи, и жалея её, а ещё больше жалея себя, потому что после её кончины им останется горе, навязанное смертью, которое кончится не скоро. И ещё каждый из них по-своему чувствовал новое, не бывавшее прежде в нём горькое удовлетворение оттого, что он здесь, при матери, в её последний час, как и положено сыну или дочери, и тем самым заслужил её прощение – какое-то другое, не человеческое прощение, мало имеющее отношение к матери, но всё же необходимое в жизни». Но старуха, увидев своих «ребят», стала оживать.
После основного пересказа содержания повести был проведен её анализ по данной проблеме, то есть, как отражена тема семьи в этом произведении. Также выслушали сообщение учащегося по проблеме. Они приходят к выводу, что дом в жизни человека – это семья, уют, взаимопонимание и взаимопомощь. Каждый человек мечтает и пытается создать свой дом, в котором всегда будут царить любовь к ближнему и не будет ссор и разногласий. Главная опора дома – дети. Разрушить же этот дом можно в одночасье одним неосторожным движением… так же, как в повести «Последний срок» Распутина.
Думается, что именно эта повесть способна разбудить в душах одиннадцатиклассников, многие из которых покинут родимые гнёзда, те драгоценные чувства, связанные с соучастием, сопереживанием другой, «чужой» жизни, как своей. А многие нуждаются в этом. Сужу о том по их откликам на текст К. Паустовского ( фрагмент рассказа «Телеграмма») при выполнении части С ЕГЭ по русскому языку. Очень казённые, дежурные высказывания по поводу «отцов» и «детей», по поводу одиночества стариков.
Слово Распутина… Оно не поддается анализу! Откуда берутся такие слова? «Окатный дождь», «справлять свою жизнь», «Мучительная радость», « в свой черёд засветилось утро», «забавная старуня», «изжилась до самого донышка»… Слова – «нутряные», потому что писатель народный!
Далее ребята дают по заданию учителя детальную характеристику образу старухи Анны, так как она является главной героиней повести и семья начинается именно с неё. Прототипом старухи Анны была бабушка В.Распутина Мария Герасимовна.
Семью в повести «Последний срок» мы застаём на грани окончательного распада. Вернее, она уже и сегодня распалась. Семьи давно нет, единственное, что её как-то ещё скрепляет, - это мать. Но вот умрёт старуха Анна, - и не собрать их больше вместе. А еще страшнее то, что к матери детей собрала не любовь, не желание проводить её в последний путь, а боязнь того, что их осудят так же, как они осуждают Таньчору, самую любимую дочь старухи Анны, так и не приехавшей к умирающей матери. За короткий срок обнажается нравственная суть четырех взрослых людей, которую вряд ли можно назвать здоровой.
Далее мы с ребятами просмотрели фрагмент из спектакля по повести Распутина «Последний срок» онлайн, поставленный выпускниками Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина на сцене филиала Малого театра (видеоролик на канале Малый ТВ, интернет телевидение Малого театра, на сайте есть видео по запросу, вкладка спектакли).
После просмотра подвели итоги нашего разговора, что Распутин в своём произведении ставит ряд мучительных вопросов современности и напряженно ищет на них ответы. Ребята сами сформулировали эти вопросы, такие как:
- Что сегодня происходит с людьми, родным народом, миром?
- Почему рвутся родовые связи между поколениями и разрушается дом?
- Почему в суете, в нетерпении жить легкой жизнью забывают о своей душе, перестают жить в согласии с собой, со своей совестью?
- Почему люди не следует таким понятиям – «век живи – век люби»?
Очень важен, по-моему, нравственный урок, который не могли не извлечь молодые из повести Валентина Распутина. Страшное явление — отчуждение даже самых близких, родных людей друг от друга.
В конце урока ребята ответили письменно на следующие вопросы:
- Как бы вы поступили на месте детей Анны?
- Над чем заставляет нас задуматься автор?
По диаграмме видна позитивная направленность у старшеклассников в нравственном плане. Так как на первый вопрос 100% учащихся ответили, что сразу же откликнулись на зов матери. На второй вопрос: Над чем заставляет нас задуматься автор? 22% учащихся ответили, что заставляет задуматься о жизни, 30% - о поведении, 48% - о том, что нужно беречь и любить своих матерей и свою семью.
Произведение Распутина помогает людям понять и осознать свои проблемы, увидеть свои недостатки, т.к. ситуации в его произведении, очень близки к жизненным. Совесть, вина, судьба, память являются ключевыми нравственно-философскими категориями в произведениях В.Распутина. Именно совесть определяет поведение человека, его судьбу, связь с бытием народа, с народной памятью. В героях Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни. Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина – «век живи – век люби».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по творчеству В. Распутина"Роль учительницы в рассказе"
Презентация поможет провести интересный урок....
Презентация "Творчество В. Распутина"
К юбилею писателя В.Г.Распутина. Презентация "Творчество В.Распутина "может использоваться как на уроках, так и на внеклассных мероприятих....
Урок по творчеству В. Распутина
Открытый урок к 75 летию писателя с темой: "Русская Жена всех времен"...
Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....
Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".
Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....
Творчество Валентина Распутина.
Биография Валентина Распутина, история создания рассказа "Уроки французского"....
Тема дома и семьи в произведении В Распутина "Прощание с Матёрой"
Работа написана к 80-летию со дня рождения В.Г.Распутина...