Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему
Календарно- тематическое
планирование
уроков
литературы
в 9 классе
Стандарт образования по литературе.
Программа: Литература. 5 - 11 классы.
Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др.
Под редакцией В.Я.Коровиной
Издательство: Москва, « Просвещение», 2010.
Учебник: Литература. 9 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях.
Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, И.С.Збарский, В.И.Коровин.
Издательство: Москва: « Просвещение», 2010.
По программе - 3 часа в неделю, 102 часа в год.
По учебному плану школы - 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9lit.doc | 230.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока | Наименование темы урока | Кол-во часов | Сроки освоения | Используемые электронные средства | Планируемый результат освоения |
1 | Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. | 1 | 1)Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2) Иллюстрированный энциклопедический словарь | Учащиеся должны: -иметь понятие о художественной литературе как искусстве слова |
Из древнерусской литературы |
2 | Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове...» | 1 | 1) Русская литература: от Нестора до Маяковского 2) Хрестоматия по русской литературе 3) Библиотека школьника | Учащиеся должны: -иметь представление о самобытном характере и высоком уровне литературы Древней Руси; знать основные жанры древнерусской литературы, понимать авторское отношение к изображаемому, давать личностную оценку произведению |
3 | Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова...». Подготовка к домашнему сочинению | 1 |
Из русской литературы XVIII века |
4 | Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма | 1 | 1) Русская литература: от Нестора до Маяковского 2) Хрестоматия по русской литературе 3) Библиотека школьника | Учащиеся должны: -иметь представление о литературе 1 8 века; знать особенности классицизма и сентиментализма как литературных направлениях; -знать основные факты биографии и творчества авторов 18 века: М.Ломоносова, Г.Державина, Д.Фонвизина, Н.Карамзина; уметь: -бегло, выразительно читать; владеть всеми видами пересказа, давать развёрнутый ответ на вопрос, давать личностную оценку прочитанному; составлять рассказ о литературном герое, характеристику героя; давать отзыв на прочитанное произведение; свободно владеть диалогической и монологической речью в объёме изученного произведения; писать сочинения на литературную тему, создавать письменный рассказ-характеристику одного или двух героев (сравнительная характеристика); уметь работать с критическими статьями, конспектировать. |
5 | М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М. В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения | 1 |
6 | М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова | 1 |
7 | Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения | 1 |
8 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина | 1 |
9 | А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы}. Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения | 1 |
10 | Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия и его содержательное наполнение | 1 |
11 | Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей | 1 |
12 | «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы | 1 |
13 | Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений | 1 |
Из русской литературы XIX века |
14 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература | 1 | 1) Русская литература: от Нестора до Маяковского 2) Хрестоматия по русской литературе 3) Библиотека школьника 4) Иллюстрированный энциклопедический словарь | Учащиеся должны: -иметь представление о романтизме и реализме; знать основные факты биографии и творчества поэтов и писателей 19 века; -иметь понятие о литературном типе, сатире, начальное представление об образе-символе, знать жанры драматических и лирических произведений, наизусть отрывки из произведений; развивать понятие об автобиографичности произведений, жанровых особенностях рассказа; уметь: -бегло, выразительно читать; давать развёрнутые ответы на вопросы; составлять рассказ о литературном герое, характеристику героя; давать отзыв на прочитанное произведение; свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изученного произведения; писать сочинения на литературную тему; создавать письменный рассказ-характеристику одного или двух героев (сравнительная характеристика); работать с критическими статьями, конспектировать |
15 | Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения | 1 |
16 | В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы | 1 |
17 | А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга | 1 |
18 | А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии | 1 |
19-20 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» | 2 |
21 – 22 | Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей | 2 |
23 | Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума») | 1 |
24 | И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума» | 1 |
25 | А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина | 1 |
26 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар» | 1 |
27 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта | 1 |
28 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу одного стихотворения | 1 |
29 | Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина | 1 |
30 | А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко | 1 |
31 | Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа | 1 |
32 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути | 1 |
33 | Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга | 1 |
34 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем | 1 |
35 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа | 1 |
36 | Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа | 1 |
37 | Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 |
38 | А. С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества | 1 |
39 | М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно...» | 1 |
40 | Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк» | 1 |
41 | Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет… », «Нищий» | 1 |
42 | Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя его поэзии | 1 |
43 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе | 1 |
44 | М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» | 1 |
45 – 46 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» | 2 |
47 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 1 |
48 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | 1 |
49 | Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению | 1 |
50 | Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 |
51 | Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы | 1 |
52 - 53 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода | 2 |
54 | Образ города в поэме «Мертвые души» | 1 |
55 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы | 1 |
56 – 57 | «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению | 2 |
58 | А. Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада | 1 |
59 | Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии | 1 |
60 - 61 | Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира | 2 |
62 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести | 1 |
63 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л. Н. Толстого в повести «Юность»; психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя | 1 |
64 | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора | 1 |
65 | А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа | 1 |
66 | Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)». | 1 |
67 | Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений | 1 |
Из русской литературы XX века |
68 | Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений | 1 | 1) Русская литература: от Нестора до Маяковского 2) Хрестоматия по русской литературе 3) Библиотека школьника 4) Иллюстрированный энциклопедический словарь | Учащиеся должны знать: -основные особенности и этапы развития литературы 20 века; основные факты биографии и творчества некоторых поэтов и писателей; иметь представление о понятии «серебряный век» русской поэзии; основные течения поэзии «серебряного века» (символизм, акмеизм, футуризм); основную тематику лирики С.Есенина, В.Маяковского, М.Цветаевой, Н.Заболоцкого, А.Ахматовой, А.Твардовского: иметь понятие об авторской песне; знать содержание изученных произведений; уметь: -воспринимать и анализировать художественный текст; составлять тезисы и план; определять род и жанр произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; выразительно читать; владеть всеми видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями; писать сочинения на различные литературные темы |
69 | И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы | 1 |
70 | Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования | 1 |
71 | М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров | 1 |
72 | Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести | 1 |
73 | М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя | 1 |
74 | Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе - эпопее | 1 |
75 | А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе | 1 |
76 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи | 1 |
77 | Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX века | 1 |
78 | Русская поэзия Серебряного века | 1 |
79 | А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Трагедия лирического героя в «страшном мире» | 1 |
80 | С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...» | 1 |
81 | Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина | 1 |
82-83 | В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю». Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта | 2 |
84 | М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики Цветаевой | 1 |
85 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта | 1 |
86 | Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого | 1 |
87 | А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике | 1 |
88 | Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики | 1 |
89 | Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных — тяжелый крест...». Философская глубина лирики Пастернака | 1 |
90 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери» | 1 |
91 | А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне | 1 |
92-93 | Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ - ХХ веков. | 2 |
94 | Зачетное занятие по русской лирике XX века | 1 |
Из зарубежной литературы |
95 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии | 1 | 1) Библиотека школьника 2) Иллюстрированный энциклопедический словарь | Учащиеся должны знать: краткие сведения о жизни и творчестве зарубежных поэтов уметь: -бегло, выразительно читать; давать развёрнутые ответы на вопросы; свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изученного произведения. |
96 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально - философский характер | 1 |
97 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | 1 |
98 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы | 1 |
99 | И. -В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни | 1 |
100 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы | 1 |
101 - 102 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)
Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....
Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...