Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Календарно- тематическое

планирование

уроков

литературы

в 9 классе

Стандарт образования по литературе.

Программа: Литература. 5 - 11 классы.

Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др.

Под редакцией В.Я.Коровиной

Издательство: Москва, « Просвещение», 2010.

 

Учебник: Литература. 9 класс. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях.

Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, И.С.Збарский, В.И.Коровин.

Издательство: Москва: « Просвещение», 2010.

По программе - 3 часа в неделю, 102 часа в год.

По учебному плану школы - 3 часа в неделю, 102 часа в год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9lit.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

Наименование темы урока

Кол-во часов

Сроки освоения

Используемые электронные средства

Планируемый результат освоения

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

1

1)Большая энциклопедия  Кирилла и Мефодия

2) Иллюстрированный энциклопедический словарь

Учащиеся должны:

-иметь понятие о художественной литературе как искусстве слова

Из древнерусской литературы

2

Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове...»

1

1)  Русская литература: от Нестора  до Маяковского


2)  Хрестоматия по русской литературе


3) Библиотека школьника

Учащиеся должны:

-иметь представление о самобытном характере и высоком уровне литературы Древней Руси; 

знать основные жанры

древнерусской литературы, понимать авторское отношение к изображаемому, давать личностную оценку произведению

3

Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова...». Подготовка к домашнему сочинению

1

Из русской литературы XVIII века

4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

1

1)  Русская литература: от Нестора  до Маяковского


2)  Хрестоматия по русской литературе


3) Библиотека школьника

Учащиеся должны:

-иметь представление о литературе 1 8 века; знать особенности классицизма и сентиментализма как литературных направлениях;

-знать основные факты биографии и творчества авторов 18 века: М.Ломоносова, Г.Державина, Д.Фонвизина, Н.Карамзина;

уметь:

-бегло, выразительно читать; владеть всеми видами пересказа, давать развёрнутый ответ на вопрос, давать личностную оценку прочитанному; составлять рассказ о литературном герое, характеристику героя; давать отзыв на прочитанное произведение; свободно владеть диалогической и монологической речью в объёме изученного произведения; писать сочинения на литературную тему, создавать письменный рассказ-характеристику одного или двух героев (сравнительная характеристика); уметь работать с критическими статьями, конспектировать.


5

М. В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М. В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее

размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения

1

6

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни

Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова

1

7

Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество

Г. Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения

1

8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и

новаторство в лирике Державина

1

9

А. Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы}. Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения

1

10

Особенности повествования в «Путешествии...». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

1

11

Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение

сентиментализма. «Бедная Лиза».

Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей

1

12

«Бедная Лиза» как произведение  сентиментализма.   Новые черты русской литературы

1

13

Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений

1

Из русской литературы XIX века

14

Общая характеристика русской и   мировой   литературы   XIX века.   Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика,

мемуарная литература

1

1)  Русская литература: от Нестора  до Маяковского


2)  Хрестоматия по русской литературе


3) Библиотека школьника


4)  Иллюстрированный энциклопедический словарь

Учащиеся должны:

-иметь представление о романтизме и реализме; знать основные факты биографии и творчества поэтов и писателей 19 века;

-иметь понятие о литературном типе, сатире, начальное

представление об образе-символе,

знать жанры драматических и лирических произведений, наизусть отрывки из произведений; развивать понятие об автобиографичности произведений, жанровых особенностях рассказа;

уметь:

-бегло, выразительно читать; давать развёрнутые ответы на вопросы; составлять рассказ о литературном герое,

характеристику героя; давать отзыв на прочитанное

произведение; свободно владеть монологической и

диалогической речью в объёме изученного произведения;

писать сочинения на литературную тему; создавать

письменный рассказ-характеристику одного или двух

героев  (сравнительная характеристика); работать с

критическими статьями, конспектировать

15

Романтическая лирика начала XIX   века.   В.   А.   Жуковский. Жизнь  и  творчество (обзор). «Море».  «Невыразимое».  Границы  выразимого в слове и чувстве.  Возможности  поэтического языка. Отношение

романтика   к   слову.   Обучение анализу   лирического   стихотворения

1

16

В.  А.   Жуковский.   «Светлана». Особенности жанра баллады.   Нравственный  мир  героини  баллады.   Язык баллады: фольклорные    мотивы, фантастика, образы-символы

1

17

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга

1

18

А. С.  Грибоедов.  «Горе от ума».

Обзор содержания. Чтение   ключевых   сцен   пьесы. Особенности  композиции  комедии

1

19-20

Фамусовская Москва в комедии

«Горе от ума»

2

21 –

22

Чацкий   в   системе   образов комедии.   Общечеловеческое звучание   образов   персонажей

2

23

Язык комедии А.  С.  Грибоедова  «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.   Обучение   анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

1

24

И.   А.    Гончаров.    «Мильон терзаний».   Подготовка  к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

1

25

А. С. Пушкин: жизнь и творчество.

А.  С.   Пушкин  в  восприятии   современного   читателя («Мой Пушкин»). Лицейская  лирика.  Дружба  и  друзья  в творчестве А.  С.  Пушкина

1

26

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине.

Тема свободы и власти   в   лирике   Пушкина.   «К морю», «Анчар»

1

27

Любовь  как гармония душ  в интимной лирике А. С. Пушкина.  «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я   вас любил;   любовь   еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта

1

28

Тема поэта и поэзии в лирике А. С.  Пушкина.  «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».  Раздумья   о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу одного стихотворения

1

29

Контрольная работа по романтической   лирике   начала   XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина

1

30

А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая   поэма.   Герои поэмы.    Противоречие   двух миров:    цивилизованного   и естественного.   Индивидуалистический характер Алеко

1

31

Роман А.  С.   Пушкина «Евгений Онегин».  История создания.   Замысел   и   композиция романа. Сюжет. Жанр романа в   стихах. Система образов. Онегинская строфа

1

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

33

Татьяна Ларина — нравственный  идеал  Пушкина.  Татьяна и Ольга

1

34

Эволюция   взаимоотношений Татьяны   и   Онегина.   Анализ двух писем

1

35

Автор как идейно-композиционный   и   лирический   центр романа

1

36

Пушкинская  эпоха  в  романе. «Евгений  Онегин»  как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

37

Пушкинский роман в зеркале критики:    В.    Г.    Белинский, Д. И. Писарев,

А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская   критика   начала   XX века. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского. Подготовка к сочинению по роману   А. С. Пушкина   «Евгений Онегин»

1

38

А. С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их   нравственные   позиции   в сфере творчества

1

39

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.   Мотивы   вольности  и  одиночества в  лирике М.   Ю.  Лермонтова.  «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно...»

1

40

Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк»

1

41

Адресаты   любовной   лирики М.   Ю.  Лермонтова  и   послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет… », «Нищий»

1

42

Эпоха безвременья в лирике М.   Ю.   Лермонтова.   «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер  лирического героя его поэзии

1

43

М.   Ю.   Лермонтов.   «Герой нашего   времени»   —  первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной   личности.   Обзор содержания.  Сложность   композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе

1

44

М.   Ю.   Лермонтов.   «Герой нашего времени». Печорин как представитель   «портрета  поколения». Загадки образа Печорина   в   главах   «Бэла»   и «Максим Максимыч»

1

45 –

46

«Журнал Печорина» как средство   самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

2

47

Печорин   в   системе   мужских образов   романа.   Дружба   в жизни Печорина

1

48

Печорин   в   системе  женских образов   романа. Любовь   в жизни Печорина

1

49

Споры  о романтизме  и  реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М. Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего    времени»    в    оценке В.  Г. Белинского. Подготовка к сочинению

1

50

Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

51

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением   ранее   изученного). Проблематика и поэтика первых сборников  Н.  В.  Гоголя. «Мертвые души».   Обзор  содержания.   Замысел,   история создания, особенности жанра и  композиции.  Смысл названия поэмы

1

52 - 53

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

2

54

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

55

Чичиков    как   новый    герой эпохи  и как антигерой.  Эволюция его образа в замысле поэмы

1

56 – 57

«Мертвые души» — поэма о величии   России.   Мертвые  и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма  в  оценках  В.   Г.   Белинского. Подготовка к сочинению

2

58

А. Н. Островский. Слово о писателе.   «Бедность   не   порок».   Особенности   сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

1

59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

1

60 - 61

Ф. М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его

внутреннего мира

2

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

1

63

Л. Н. Толстой. Слово о писателе.

Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики

Л. Н. Толстого в повести «Юность»; психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

1

64

А. П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской

литературе XIX века и чеховское отношение   к   нему.   Боль и негодование автора

1

65

А.   П.   Чехов.   «Тоска».  Тема одиночества человека в мире. Образ   многолюдного   города и его роль в рассказе. Развитие  представлений  о жанровых особенностях рассказа

1

66

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской   литературы   XIX   века? (На   примере   произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского,  Л.   Н. Толстого и А. П. Чехова)».

1

67

Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской    поэзии.    Развитие представления  о  жанрах  лирических произведений

1

Из русской литературы XX века 

68

Русская  литература XX  века: многообразие   жанров   и  

направлений

1

1)  Русская литература: от Нестора  до Маяковского


2)  Хрестоматия по русской литературе


3) Библиотека школьника


4)  Иллюстрированный энциклопедический словарь

Учащиеся должны знать:

-основные особенности и

этапы развития литературы 20 века; основные факты

биографии и творчества некоторых поэтов и писателей; иметь представление о

понятии «серебряный век» русской поэзии;

основные течения поэзии «серебряного века» (символизм, акмеизм, футуризм); основную тематику лирики С.Есенина, В.Маяковского, М.Цветаевой, Н.Заболоцкого, А.Ахматовой,

А.Твардовского:

иметь понятие об авторской песне;

знать содержание изученных произведений;

уметь:

-воспринимать и анализировать художественный текст; составлять тезисы и план; определять род и жанр произведения; выделять и формулировать тему, идею,

проблематику, давать характеристику героев;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль

изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию; выразительно читать; владеть всеми видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученными произведениями;  писать сочинения на различные литературные темы

69

И. А.  Бунин. Слово о писателе.  «Темные аллеи».  История любви Надежды и  Николая Алексеевича.  «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1

70

Мастерство   И.   А.   Бунина   в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1

71

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История   создания   и   судьба повести.    Система   образов повести   «Собачье   сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров

1

72

Поэтика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая   позиция   автора. Смысл названия. Художественная   условность,   фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

1

73

М. А. Шолохов. Слово о писателе.    «Судьба   человека». Смысл    названия    рассказа. Судьба человека и судьба

Родины. Образ главного героя

1

74

Особенности авторского

повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа,  автор  и  рассказчик,  сказовая  манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации,

особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе - эпопее

1

75

А. И. Солженицын. Слово о писателе.   «Матренин   двор». Картины    послевоенной    деревни. Образ   рассказчика. Тема  праведничества  в  рассказе

1

76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

1

77

Контрольная работа по произведениям второй половины XIX и XX века

1

78

Русская   поэзия   Серебряного века

1

79

А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...».  Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Трагедия лирического героя в «страшном мире»

1

80

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С. А. Есенина.

«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...»

1

81

Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике

С. А. Есенина. «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики

С. А. Есенина

1

82-83

В. В. Маяковский. Слово о поэте.  «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю».  Новаторство  поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество.   Маяковский   о труде поэта

2

84

М.   И.   Цветаева.   Слово   о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о  жизни    и    смерти.  «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы   больны   не   мной...»,   «С большою нежностью — потому...»,  «Откуда   такая    нежность?». Особенности поэтики Цветаевой

1

85

«Родина». Образ  Родины  в  лирическом цикле

М. И. Цветаевой «Стихи   о   Москве».   Традиции   и новаторство в творческих поисках поэта

1

86

Н. А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой,   любви   и   смерти   в лирике поэта. «Я не ищу

гармонии  в природе...», «Где-то в  поле возле Магадана...», «Можжевеловый  куст».  Философский характер лирики Заболоцкого

1

87

А. А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

1

88

Стихи А. А. Ахматовой о поэте   и   поэзии.   Особенности поэтики

1

89

Б.  Л.   Пастернак.   Слово  о поэте.  Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя,   вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных — тяжелый крест...». Философская глубина лирики Пастернака

1

90

А. Т. Твардовский. Слово о поэте.  Раздумья  о Родине и о   природе   в   лирике   поэта. Интонация  и стиль стихотворений   «Урожай»,    «Родное», «Весенние строчки», «Матери»

1

91

А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

1

92-93

Песни   и   романсы   на   стихи русских поэтов ХIХ - ХХ веков.

2

94

Зачетное занятие по русской лирике XX века

1

Из зарубежной литературы

95

Античная   лирика.     Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь  женщин...»,   «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум  в любовной лирике   поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о  поэте.   «Я  воздвиг  памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги  стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии

1

1) Библиотека школьника


2)  Иллюстрированный энциклопедический словарь

Учащиеся должны знать:

краткие сведения о жизни и творчестве зарубежных поэтов

уметь:

-бегло, выразительно читать; давать развёрнутые ответы на вопросы; свободно владеть монологической и диалогической речью в объёме изученного произведения.


 96

Данте   Алигьери.  Слово о поэте.   «Божественная  комедия» (фрагменты).   Множественность смыслов поэмы и ее универсально - философский характер

1

97

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».   (Обзор   с   чтением отдельных   сцен.)   Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое   значение   героев Шекспира.  Одиночество  Гамлета в  его  конфликте с  реальным  миром  «расшатавшегося века»

1

98

Трагизм    любви     Гамлета   и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный   образ   мировой   литературы

1

99

И. -В.   Гете.   Слово  о   поэте. «Фауст».  (Обзор   с   чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла,  Фауста и Мефистофеля.   Поиски  

справедливости и смысла человеческой жизни

1

100

Смысл сопоставления Фауста и   Вагнера.   Трагизм   любви Фауста   и   Гретхен.   Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

1

101 - 102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...