Рабочая программа
рабочая программа по литературе (6 класс) по теме
Рабочая программа по УМК Курдюмова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kurdyumov_6_klass.docx | 60.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса рассчитана на 107 часов.
Рабочая программа по литературе 6 класс составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 - 11 классы (базовый уровень)» в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Она включает пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план, содержание тем учебного материала, требования к уровню знаний обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения.
Учебник «Литература» (в 2-х частях), автор Т.Ф. Курдюмова. Дрофа 2010.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Данная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Цели
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения литературе. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.
Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования, и вариативную часть, включающую региональный и школьный компоненты. Региональный компонент обеспечивается включением в программу произведений донских писателей. Школьный компонент, ввиду экологизации образовательного пространства, ориентирован на нравственные проблемы в литературе, связанные со взаимоотношениями человека и природы.
В основе обучения литературе в 6 классе лежат следующие технологии:
ориентированная на результат;
обучения в сотрудничестве;
проектного обучения.
Раздел 2. Учебно-тематическое планирование
Содержание | Кол-во часов | Р.К | Вн.чтение | Р.Р |
Введение. | 1 | |||
Герой художественного произведения | 10 | 1 | ||
Литература XIX века. | 39 | 8 | 1 | 6 |
Мир путешествий и приключений | 20 | 5 | 4 | |
Литература XX века. | 19 | 1 | 2 | 1 |
Великая Отечественная война в литературе | 5 | |||
Родная природа в стихах русских поэтов | 8 | 2 | 1 | |
Герой художественного произведения и автор | 2 | 1 | ||
Тема защиты природы в литературе | 1 | |||
Автор и его герой | 2 | |||
Итого | 107 | 17 | 3 | 13 |
Раздел 3. Содержание тем учебного материала
Введение
Герой художественного произведения.
Введение. Герой в мире художественного слова.
Подросток – герой художественного произведения.
История человечества в произведениях литературы. Былины – богатырский эпос русского народа. Былина «Три поездки Ильи Муромца». Герои произведений устного народного творчества. А.Н.Островский «Снегурочка» - «весенняя сказка» Островского. Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы
Близость весенней сказки к фольклору. Мир вещей далекого прошлого.
Тема 1
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
В.А.Жуковский. Сюжет и герои баллады «Кубок». Идеальный образ героя в балладе «Лесной царь». в/чтение Баллады Жуковского «Роланд-оруженосец», «Светлана».
Жуковский-лирик. «Вечер», «Дружба».
Мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей 19 века.
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука».Фрагмент.
Герой литературного произведения как читатель. С. Т. Аксаков. «Буран». Пейзаж. Мир природы вокруг нас.
И. А. Крылов. «Два мальчика». «Волк и Ягненок».
В. Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Представление о героине.
Портрет героя художественного произведения.
А. С. Пушкин. К сестре. К Пущину (4 мая). «Послание к Юдину». «Товарищам».
М. Ю. Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова «Утес». «На севере диком стоит одиноко...». «Три пальмы».
М. Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы».
И. С. Тургенев. «Бежин луг». Речевая характеристика литературных героев. Пейзаж в рассказе «Бежин луг»
Н. А. Некрасов. Образы детей в поэзии Некрасова
Герои пьесы Н.А.Некрасова «Осенняя скука». «Крестьянские дети». Школьник. Герой художественного произведения и его имя.
Л. Н. Толстой. Автобиографическая трилогия. «Отрочество». Главы из повести. Пейзаж в повести Толстого «Отрочество». Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева.
Ф.М.Достоевский Фрагменты романа «Братья Карамазовы». Образы мальчиков в романе Достоевского.
А. П. Чехов. «Хамелеон». «Толстый и тонкий» .
Герой и сюжет. Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Фрагменты. Поступок героя и характер. Особенности героев литературных произведений ХIХ в.
Мир вещей ХIХ века.
Тема 2
Мир путешествий и приключений
Путешествия и приключения в нашем чтении. Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения.
Теренс Х. Уайт. «Свеча на ветру».
Герой-подросток на страницах приключенческой литературы. Книги Марка Твена.. Марк Твен. «Приключения Геккельберри Финна». Гек Финн как главный герой повести.
Том и Гек. Сравнительная характеристика двух друзей.
Жюль Верн. Жизнь и творчество. «Таинственный остров». Герои романа.
Пять путников и их хар-ки.
Герберт и его роль в жизни невольных робинзонов.
Роль дружбы.
Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение». Герои в рассказе «Кентервильское привидение». Развитие отношений Вирджинии с привидением
Особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение». Взаимоотношения героев в литературном произведении.
Тема3
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
20 век и культура чтения. М. Эндэ. «Бесконечная книга».
Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Автор и его герой в рассказе. Юмористические рассказы А.Т.Аверченко.
А.И.Куприн. Судьба героев рассказа «Чудесный доктор».
М. Горький. «Детство». Жизнь Алеши в Нижнем Новгороде.
К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Фрагменты. Читатель-подросток и мир вокруг. Еще раз о герое произведения — читателе.
Читатель-подросток и мир вокруг. Фазиль Искандер «Детство Чика».
Тема 4
Великая Отечественная война в литературе
Великая отечественная война в литературе.
К. М. Симонов. «Сын артиллериста».
Песни о Великой Отечественной войне. М. Лисянский. «Моя Москва».
Тема 5
Родная природа в стихах русских поэтов
Родная природа в стихах русских поэтов. А.И.Бунин «Детство», «Помню – долгий зимний вечер…».
Поэзия А.Блока о родной природе «Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом…», «Белой ночью месяц красный…»
К.Бальмонт «Золотая рыбка», Б.Пастернак «Июль».
С.Есенин «Поет зима – аукает…»
Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»
Герой художественного произведения и автор.
Тема 6
Повторение
Герой художественного произведения и автор. Тема защиты природы в литературе.
Автор и герой.
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения
Автор учебника «Литература. 6 класс»: Т.Ф. Курдюмова «Дрофа», Москва, 2006 г. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Методическое обеспечение:
«Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс» Егорова Н.В., Москва, 2005г
Литература и другие средства обучения
Литература 6 класс. Учебник –хрестоматия. Часть 1. Т.Ф. Курдюмова. Издательский дом «Дрофа», Москва, 2006 г
Поурочные разработки по литературе в 6 классе. Н.В. Егорова. Москва, «ВАКО», 2005г
КиМ. Уроки литературы в 6 классе.
тема | Теория литературы | Контроль знаний | Домашние задания | Дата | |
1 | Введение. Герой-подросток в мире художественного слова | Искусство, жанры прозы | Мини-сочинение | Чит.стр.8-9 | |
2 | История человечества в произведениях литературы. | ||||
3 | Былины - богатырский эпос русского народа | ||||
4 | Былина «Три поездки Ильи Муромца» Герои произведений устного народного творчества. | ||||
5 | А.Н. Островский – великий русский драматург. «Снегурочка» - весенняя сказка. | Историзм литературы, пьеса, драматург, ремарка | Чит.пьесу «Снегурочка», с.9-29 | ||
6 | «Фантастическая гармония» в пьесе-сказке. Художественное изображение героев «весенней сказки» А.Н. Островского «Снегурочка» | Действие, спектакль, сцена | Подг к сочинению | ||
7 | Роль ремарок в пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка» | ремарки | Мини-сочинение | ||
8 | Василий Андреевич Жуковский. Сюжет и герои баллады «Кубок» | Баллада, стилистические особенности, герой | Чит.»Роланд-оруженосец» | ||
9 | «Роланд - оруженосец». Идеальный образ героя. | Образ героя | Устный опрос | Подг.к зачету | |
10 | Зачет по теме «История человечества в произведениях литературы» | зачет | |||
11 | Незабываемый мир детства | Мини-сочинение | Чит.71-73 | ||
12 | Сергей Тимофеевич Аксаков. Тема «золотого детства» «Детские годы Багрова-внука» | Автобиографическое произведение, сопоставление | опрос | Заполнить таблицу | |
13 | Чтение и обсуждение очерка С.Т. Аксакова «Буран». Роль пейзажа | Очерк, пейзаж, эпитеты, олицетворения, метафоры | беседа | Выучить наизусть отрывок из «Бурана», подобрать музыку | |
14 | Главы из повести Аксакова, посвященные учению детей. | рассказ | |||
15 | Басни И.А. Крылова (1769-1844). «Два мальчика» | Басня, мораль | беседа | Чит.выр.басни «Вороненок», «Мальчик и змея» | |
16 | Басни И.А. Крылова «Волк и ягненок» | «крылатые» выражения | Выр.чтение, анализ текста | Чтение 1 басни наизусть, выписать «крылатые» выражения | |
17 | Внеклассное чтение. Варианты одной басни. Игра «Знатоки басен». | Чтение наизусть | Чит.с86-87, отв.на вопр. | ||
18 | В.Ф. Одоевский (1803-1869) и его произведения для детей. Жанр дневника | Жанр дневника, анекдот | беседа | дочитать | |
19 | В.Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Представление о героине. | портрет | беседа | Отв.на вопр.1-7 | |
20 | Подготовка к творческой работе по созданию дневника | Подг. к творческой работе | |||
21 | Творческая работа по созданию дневника и ее обсуждение | Написание дневника | |||
22 | А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта. | послание | Анализ стихотворения | Чит.стр.109-111 | |
23 | А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта | История стихотворения | Выучить 1 из 3 стих-ий о дружбе, чит.стих-е «Товарищам», твор-е задание | ||
24 | А.С. Пушкин. «К Пущину» | Строфа, гимн | беседа | Подг. к сочинению | |
25 | Р.Р. Контрольное сочинение по творчеству А.С. Пушкина | сочинение | |||
26 | М.Ю. Лермонтов. Тема одиночества | Антитеза, эпиграмма | Чит.стр.117-121 | ||
27 | М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы» | Панорама | беседа | ||
28 | И.С. Тургенев (1818-1883). «Бежин луг» | Жанр записок | беседа | Сделать иллюстрации к рассказу | |
29 | И.С. Тургенев. «Бежин луг». Характеристика героев рассказа | цитаты | Составление плана | Подг. к чтению по ролям | |
30 | Характеристика героев рассказа | ||||
31 | И.С. Тургенев. Рассказы героев «Бежина луга» | былички | Выр.чтение, анализ | Пересказ фрагмента с описанием природы | |
32 | Пейзаж в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг» | пересказ | Чит.статью речевая хар-ка | ||
33-34 | Речевая характеристика героя рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Урок развития речи. | Диалект, просторечие | Итоговый тест | ||
35 | Н.А.Некрасов Образы детей в поэзии Некрасова | ||||
36 | Герои пьесы Н.А.Некрасова «Осенняя скука» | Сюжет в лирическом произведении | Сост.словарика | Чит.стр.153-178, написать реферат | |
37 | Автобиографическая трилогия «Отрочество» Л.Н. Толстого | Отрочество, автобиографическая проза, трилогия | Реферат | ||
38 | Пейзаж в повести «Отрочество» Л.Н. Толстого | кроссворд | Чит.179-182 | ||
39 | Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева | ||||
40 | Р.Р. Творческая работа. | ||||
41 | Ф.М.Достоевский Фрагменты романа «Братья Карамазовы» | ||||
42 | Образы мальчиков в романе Достоевского | ||||
43 | Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова «Хамелеон» | Псевдоним, герой и сюжет, поступки героев и их характер | |||
44 | Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий» | Задание-исследование, сочинение-миниатюра | Чит.стр.183-189 | ||
45 | А.П.Чехов «Каникулярные работы институтки Наденьки» | сюжет | тест | ||
46 | Гарин-Михайловский отрывки из книги «Детство Темы» | герой | чит.191-194 | ||
47 | Оценка учащихся поступков Темы. | Юмор, сатира, комический характер | Кроссворд, творческое задание | ||
48 | Чтение и обсуждение главы «Экзамены» | ||||
49 | Характеристика Темы | ||||
50 | Особенности героев литературных произведений 19 в. Мир вещей 19века. | ||||
51 | Путешествия и приключения в нашем чтении. Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений. | ||||
52 | Теренс Х. Уайт. «Свеча на ветру». | ||||
53 | Сюжет романа «Приключения Геккельбери Финна» | Диалог, юмор в художественном произведении | |||
54 | Гек Финн как главный герой повести. | Творческое задание | Дочитать главы | ||
55 | Том и Гек. Сравнительная характеристика двух друзей. | Кроссворд, задание-конкурс | |||
56-57 | р/речи Сопоставительная характеристика романов М.Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Геккельбери Финна» | Исповедь, эпилог | Ответ на вопрос | Подг.к зачету | |
58 | Жюль Верн. Жизнь и творчество | тест | |||
59 | Знакомство с романом «Таинственный остров» и его героями | Научно-фантастический роман, писатель-фантаст, фантастика | Чит.264-284 | ||
60 | Пять путников и их характеристики. | Творческое задание | |||
61 | Герберт и его роль в жизни невольных робинзонов. | Творческая работа | Чит.286 | ||
62 | Роль дружбы в романе великого фантаста. | ||||
63 | Викторина по произведениям Жюля Верна | викторина | |||
64 | Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение» | Герой среди героев, стиль | |||
65 | Герои в рассказе «Кентервильское привидение» | Ирония, фантастика | |||
66 | Развитие отношений Вирджинии с привидением | Творческое задание | |||
67 | Особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение» | исследование | Исследование стиля | Подг. к контр.сочинению | |
68 | Взаимоотношения героев в литературном произведении | сочинение | |||
69-70 | р/речи Отзыв о литературном произведении | сочинение | |||
71 | Двадцатое столетие. Беседа о книгах 20 века и о роли книг в современной жизни | Подг. к тесту | |||
72-73 | М.Эндэ и его «Бесконечная книга» | тест | |||
74 | А.Т.Аверченко. «Смерть африканского охотника» | Чит.329-337 | |||
75 | Автор и его герой в рассказе А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника» | Эпилог, герой рассказа | |||
76-77 | в/чтение Юмористические рассказы А.Т.Аверченко | Творческое задание | Чит. 337-348 | ||
78 | А.И. Куприн (1870-1938) «Чудесный доктор» | Жанр рождественского рассказа | |||
79 | Судьба героев А.И. Куприна «Чудесный доктор» | заглавие | Иллюстрация к рассказу | Чит.348-358 | |
80-81 | М.Горький «Детство» | Повесть, роль пейзажа в прозе | Тест на знание текста | ||
82 | Жизнь Алеши в Нижнем Новгороде | Композиция | анализ | ||
83-84 | А.С.Грин «Гнев отца» | анализ | Пересказ эпизода с описанием пейзажа | ||
85 | К.Г.Паустовский «Повесть о жизни» | отклик | пересказ | Подг. к рассказу о своей «великолепной стране» | |
86 | К.Г.Паустовский «Телеграмма» | Творческая работа | Чит.359-370 | ||
87 | Читатель-подросток и мир вокруг. Фазиль Искандер «Детство Чика» | Инсценировка, герой и автор, реквизит | Составление плана | ||
88 | Подготовка к инсценировке по рассказу А.Ф. Искандера «Чик и Пушкин» | Творческая работа | Репетировать роль | ||
89 | Инсценировка. Создание видеоролика. | Подг.к контр. работе | |||
90-91 | Великая отечественная война в литературе. К.Симонов «Сын артиллериста» | Иллюстрации по желанию, написать рецензию по желанию, | |||
92-93 | Песни о Великой Отечественной войне. Марк Лисянский «Моя Москва» | подг. к контр.работе | |||
94 | Контрольная работа по разделу «Двадцатое столетие» | Контрольная работа | Учить стихи о ВОВ | ||
95 | «Родная природа в стихах русских поэтов. А.И.Бунин «Детство», «Помню – долгий зимний вечер…» | кинопанорама | Учить стихи о ВОВ | ||
96-97 | Поэзия А.Блока о родной природе «Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом…», «Белой ночью месяц красный…» | ||||
98-99 | К.Бальмонт «Золотая рыбка», Б.Пастернак «Июль» | репортаж | Оценивание репортажа | ||
100-101 | С.Есенин «Поет зима – аукает…» Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…» | Подг. к сочинению | |||
102 | Р.Р. Размышление на тему «Природа – образец искусства» | ||||
103 | Герой художественного произведения и автор. | сочинение | |||
104 | Контрольный тест по литературе | ||||
105 | Тема защиты природы в литературе. | Стр.387-389, сделать рисунки или плакаты «Мы и природа» | |||
106-107 | Урок-повторение «Автор и его герой» |
Приложения
Контрольный тест по творчеству А. С. Пушкина
1. Какова основная тема повести «Станционный смотритель»?
а) осуждение детей, забывающих своих родителей
б) изображение жизни «маленького человека»
в) реалистическое описание почтовой станции
2. С какой целью А. С. Пушкин вводит экспозицию в повествование?
а) для подробного описания жизни на почтовых станциях
б) для реалистического изображения действительности
в) для раскрытия мировоззрения рассказчика, его характера
3. Кого из героев русской литературы называют «маленьким человеком»?
а) ребенка
б) второстепенный персонаж
в) человека, не имеющего высокого чина
г) типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости
4. Какую символическую деталь вводит А. С. Пушкин в описание жилища станционного смотрителя?
а) горшки с бальзамином
б) картинки, изображающие сцены из притчи о блудном сыне
в) кровать с пестрой занавеской
5. А. С. Пушкин показывает, что люди «порядочного общества» в моральном плане куда ниже Самсона Вырина, используя:
а) сюжет
б) прямую авторскую характеристику
в) художественную деталь
6. Соотнесите имя персонажа и авторскую оценку, (а-3; 6-2; в-1)
а) Вырин 1) корит, не оправдывает
б) Дуня 2) осуждает, возмущается
в) Минский 3) сострадает, сочувствует, симпатизирует
7. Счастлива ли Дуня?
а) да, потому что она любит Минского
б) автор не дает прямого ответа
в) нет, так как благополучие не может быть свидетельством счастливой жизни
8. Какой принцип положен в основу жизни людей «порядочного общества»
а) «цель оправдывает средства»
б) «чин чина почитай»
в) «добро всегда победит зло»
г) «на чужом несчастье своего счастья не построишь»
9. Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?
а) не хватило мужества
б) был очень добрым человеком и простил Минского
в) не знал, как это можно сделать
г) понимал бессмысленность такой попытки
10. Что общего у повестей «Метель» и «Станционный смотритель»
а) глубина характеристики героев б) социальная проблематика
в) бытописание г) сложный сюжет
д) образ рассказчика
Контрольный тест по лирике М. Ю. Лермонтова
1. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Парус»?
а) гражданская тематика;
б) вольнолюбие;
в) пейзаж;
г) тема одиночества.
2. Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, утеса, паруса, листка?
а) одиночества, изгнанничества;
б) бунтарства, стихийного порыва;
в) непонятости, страдания, тоски;
г) избранности.
3. Найдите слово, которое присутствует в каждом из перечисленных стихотворений М. Ю. Лермонтова: «На севере диком», «Листок», «Утес» - и определяет все его творчество.
4. В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?
а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий;
б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»;
в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны.
5. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение«Тучи».
а) ямб;
б) хорей;
в) дактиль;
г) амфибрахий.
6. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?
а) свободолюбивым порывом;
б) неразделенностью любви;
в) непрочностью человеческих отношений;
г) бунтарством, мятежным неприятием мира.
7. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?
а) потребительское отношение человека к природе;
б) трагическое столкновение красоты с законами бытия;
в) роковой смысл ропота пальм на Бога.
8. Определите жанр стихотворения «Три пальмы».
а) баллада; б) поэма;
в) сонет; г) элегия.
9) Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы».
а) ямб; б) хорей;
г) амфибрахий; в) дактиль.
10. Какова основная тема стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком...»?
а) разлука двух влюбленных;
б) трагическая непреодолимость одиночества;
в) неразделенная любовь.
11. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М. Ю. Лермонтов переносит ударение в словах?
...Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети, .
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
а) для создания поэтического колорита;
б) для сохранения ритма;
в) для соответствия размеру.
12. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?
а) сопоставления мира чинары и листка;
б) антитезы двух миров;
в) стремления к единению.
13. Что символизируют собой герои стихотворения «Листок»?
а) листок; 1) спокойствие, отрыв от реальной жизни,
неспособность к состраданию;
б) чинара; 2) одинокая, бесприютная, скитальческая
жизнь, неприкаянность;
в) море; 3) жизнь и смерть.
14. Назовите основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
15. Что называется стопой в стихотворении?
а) ударный слог;
б) безударный слог;
в) группа слогов, состоящая из одного ударного и нескольких без¬
ударных, повторение которых определяет размер стиха.
16. Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом слоге?
а) дактиль;
б) амфибрахий;
в) анапест;
Тест по произведениям С. Т. Аксакова
1. Какие сказки были любимыми у героя повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»?
а) турецкие;
б) арабские;
в) русские;
г) немецкие.
2. Герой повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» многоедобавлял, пересказывая сказки, потому что
а) был лживым;
б) хотел похвастаться;
в) обладал горячим воображением;
г) плохо помнил сказки.
3. Какая примета не относится к описанию начала бурана:
а) резко похолодало;
б) животные начали тревожиться;
в) потянул резкий ветер;
г) внезапно потемнело.
4. Герой очерка С. Т. Аксакова «Буран» погибли, потому что
а) бездействовали;
б) были слишком самоуверенными и безрассудными;
в) было слишком холодно;
г) стали жертвой волков.
Тест по произведению В. Ф. Одоевского
1. Сколько лет героине книги В. Ф. Одоевского «(М рынки из журнала Маши»:
а) девять;
б) десять;
в) одиннадцать;
г) двенадцать.
2. Журнал Маше подарили
а) мать;
б) отец;
в) брат;
г) сестра.
3. Родители Маши считали, что девочка должна прежде всего
а) красиво одеваться;
б) быть послушной;
в) научиться играть на рояле;
г) приучаться к хозяйству.
4. почему девочки не хотели дружить с Таней?
в) с ней был неинтересно;
б) она была заносчива;
и) она была незнатного происхождения;
г) она была нелюдима,
Тест по произведению И. С. Тургенева
1. Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?
а) четверых; б) пятерых;
в) шестерых; г) семерых.
2. Самым старшим мальчиком был
а)Ильюша; б)Павлуша;
в) Федя; г) Костя.
3. Какой истории не было в рассказах мальчиков:
а) о бабе-яге; б) о водяном;
в) о лешем; г) о русалке.
4. Найдите описание Павлуши:
а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».
б) «На вид было не более двенадцати лет», «волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее».
в) «Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленького роста, сложения тщедушного».
г) «На вид было не более двенадцати лет», лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «желтые, почти белые волосы».
Тест по произведению Н. А. Некрасова «Осенняя скука»
1. Найдите для каждого героя «должность», которую он занимал у Ласукова:
а) Максим; д) кучер;
б) Егор; е) портной;
в) Антип; ж) дворецкий;
г) Дмитрий; з) повар.
2. Чего хотел Ласуков?
а) чтобы крепостные лучше работали;
б) поехать в город;
в) вернуться к прежней жизни;
г) разогнать скуку.
3. Что за болезнь поразила Ласукова?
а) ангина;
б) скука и лень;
в) отравление;
г) подагра. '
4. Какие обязанности исполнял мальчик в доме Ласукова?
а) разные мелкие поручения;
б) был камердинером;
в) помогал повару;
г) работал в конюшне.
Тест по произведению Л. Н. Толстого «Отрочество»
1. Какое природное явление описано в повести «Отрочество»?
а) снегопад;
б) буран;
в) гроза;
г) ураган.
2. Какой троп отсутствует в предложении: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа»:
а) гипербола; -
б) олицетворение;
в) эпитет;
г) сравнение. ..',..
3. Какой учебный предмет Николенька Иртеньев не любил больше всего?
а) французский язык;
б) математику;
в) географию;
г) историю.
4. В своих неприятностях Николенька обвинял прежде всего
а) себя;
б) брата и сестру;
в) учителя истории;
г) Филиппа-кучера.
Тест по произведениям А. П. Чехова
1. Героиня рассказа А. П. Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки № считала, что хорошо провела каникулы, потому что
а) занималась наукой и вела себя хорошо;
б) веселилась с гостями;
в) читала любимые книги;
г) много гуляла.
2. Герои рассказа А. П. Чехова «Мальчики» хотели добраться до
а) Мичигана;
б) Аляски;
в) Флориды;
г) Калифорнии.
3. Действие рассказа «Мальчики» происходит
а) зимой;
б) весной;
в) летом;
г) осенью.
4. Что повлияло на решение героев рассказа «Мальчики» убежать в Америку?
а) плохие отношения с родителями;
б) неудачи в гимназии;
в) увлечение книгами Майн Рида;
г) стремление к подвигу.
Тест по произведению Н. Г. Гарина-Михайловского
1. Кто привил главному герою повести «Детство Темы» любовь к чтению?
а) родители;
б) Иванов;
в) Данилов;
г) сам Тема.
2. Почему Иванов не выдал Вахнова?
а) пожалел его;
б) хотел посмотреть, что будет;
в) был его лучшим другом;
т) не мог преступить правил товарищества.
3. Кому принадлежала идея побега в Америку?
а) Касицкому;
б) Карташеву;
в) Данилову;
г) их осенило одновременно.
4. Как восприняли неудачный побег в Америку герои повести Гарина-Михайловского?
а) в душе надеялись, что он не состоится;
б) как крушение всей жизни;
в) рады были, что вернулись домой;
г) им было жаль, но они чувствовали закономерность провала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...