А.Погорельский "Черная курица, или Подземные жители"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок знакомит детей с волшебной сказкой, воспитывает нравственные понятия: честность, благородство, преданность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.pogorelskiy.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.
ТЕМА УРОКА: Литературная сказка А.Погорельского
«Черная курица, или Подземные жители»
ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить детей с волшебной сказкой, ее элементами;
развивать умения давать характеристику герою; вырабатывать навыки выразительного чтения и инсценирования, сжатого и подробного пересказа;
учить детей выделять главное и находить смысловые детали в тексте;
развивать элементы эпистолярного жанра; прививать эстетические качества; воспитывать нравственные понятия: честность, благородство, скромность, преданность.
ОФОРМЛЕНИЕ. Портрет писателя А.Погорельского, «Титульный лист» сказки,
слова-архаизмы, слова, характеризующие поведение Алеши.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент.
Приветствие.
2.Слово учителя. Мы прочитали с вами красивую, тихую, грустную сказку о
тайном мире подземных рыцарей, о чудесном превращении Курицы Чернушки,
о загадочном подземном народе. И сегодня хочется поговорить о чудесах, которые
с нами происходят. Их, бывало, не отличишь от яви. Признайтесь, разве вы не мечтали о волшебстве? Даже взрослый человек мечтает о чудесах.
Вот и главный герой Алеша ждет волшебства…
3.Беседа по тексту сказки.
Я хочу пригласить в сказку.
Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии,
перед нами двухэтажное здание.
-Что это за здание? (пансионат)
-Дайте определение слову «пансионат»
-Какие еще незнакомые слова встретились вам в тексте? ( толкование ЛЗ слов)
Эти слова вышли из нашего употребления и называются устаревшими словами
или архаизмами.
Наш путь по сказке продолжается. Давайте вспомним, какая история произошла
с главным героем сказки Алешей.
Проведем это в форме блиц- опроса.(за каждый правильный ответ вручается
символ этой сказки - зернышко).
-Почему Алеша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)
-Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками)
-Какую курочку Алеша любил больше всех? Чернушку)
-Как Алеша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал,
повис на руке и курочка убежала
-Чего испугался Алеша ночью? (зашевелилась простынь, из-под нее вышла курочка)
-Как Чернушка справилась с рыцарями? ( распустила крылья, нахохлилась,
сделалась большая, отбивалась от рыцарей)
-Куда привела курица мальчика? (в подземное царство)
-Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)
-Какое желание загадал Алеша? (чтобы он всегда знал урок, не готовясь к нему)
-Что подарили Алеше, чтобы его желание сбылось? (зернышко)
-Какое условие поставил король Алеше? (никому не рассказывать про подземелье)
ФИЗМИНУТКА
Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в Подземное царство.
-Что узнает Алеша о жизни подземных жителях?
-При описании подземного царства часто используется эпитет «золотой»
Почему? Приведите примеры из текста.
(Золото олицетворяет собой солнце, мудрость, честь, вечные ценности)
-Какие драгоценные камни встречает Алеша во время прогулки по подземному
королевству? ( Чтение и анализ эпизода) Гораздо больше, чем богатства, в подземном царстве ценятся верность слову,
честность, смелость.
-Алеша перед подземным королем. Какое желание он попросил исполнить?
-Почему автор выбирает столь нехарактерный для сказочной поэтики предмет?
Информация учителя о конопляном семечке
Мотив конопляного семечка связан с идеей перерождения и нравственного
самосовершенствования героя.
-Много ли знаний получил Алеша по всемирной истории?
-Почему он не почувствовал радости от своего ответа?
-Испытывал ли Алеша муки совести? Что ему подсказывал внутренний голос
Выразительное чтение эпизода.
-Что такое совесть? Работа с толковым словарем.
4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Итак, Алеша получил волшебное зернышко, и жизнь его изменилась, да и
сам он изменился. Давайте дадим характеристику Алеше до получения зернышка
и после получения зернышка.
На доске находятся пронумерованные слова, распределите эти слова в два
столбика.
До получения зернышка После получения зернышка
1.Добрый 2.Жестокий
3.Ласковый 4.Упрямый
5.Общительный 11.Непослушный
12.Скромный 6.Самолюбивый
10.Застенчивый 7.Гордый
9.Любознательный 8.Дерзкий
-Почему из послушного, доброго мальчика Алеша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого?
Проверка домашнего задания. ( Напишите «Письмо Алеши домой»)
Дети читают «Письма Алеши родителям»
Слово учителя
Алеше тоскливо и одиноко, он очень скучает по дому и родителям.
Как важно, просто необходимо суметь выразить себя в письме к близкому
человеку. И как это бывает трудно.
-Как изменился Алеша? Пошел ли ему на пользу дар подземного короля?
-Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?
-Что пришлось ему пережить?
Инсценирование эпизода «Встреча с Чернушкой»
-Как вы понимаете фразу, сказанную Чернушкой?
(Лексическое значение слов «порок», «нескромность»)
-Осознал ли Алеша свой поступок, исправился ли он?
-К чему привела нескромность Алеши?
-Обвиняет, упрекает ли его министр Курица?
-Что символизирует образ Курицы? (информация учителя)
-Каким вы запомнили финал сказки? А вы можете представить другой финал?
-В чем мудрость сказки?
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение «Чему нас учит сказка о Черной Курице»
РЕФЛЕКСИЯ
Ребята, сегодня вы получили волшебные зернышки, попытайтесь загадать
желание. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока
Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....
Презентация. Урок по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".
Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....
"Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.
А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно - реальное в сказке. Нравоучительное содержание"...
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки.Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители".
¨«Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него , когда он ст...
Нравственные уроки жизни.Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица,или Подземные жители»
Конспект урока по сказке Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"Цели урока: - развивать навыки беглого выразительного чтения, - развивать умения грамотно отвечать н...
Презентация к уроку по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"
Презентция к уроку по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"....
Анализ средств создания фантастики в романтической сказке Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"
Цель работы: систематизировать языковые средства, с помощью которых создаётся фантастический колорит, определить их функцию в тексте, а также роль в формировании романтического стиля сказки...