А.Погорельский "Черная курица, или Подземные жители"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Коновалова Екатерина Андреевна

Урок знакомит детей с волшебной сказкой, воспитывает нравственные понятия: честность,  благородство, преданность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.pogorelskiy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

               УРОК ЛИТЕРАТУРЫ  В  5 КЛАССЕ.

ТЕМА  УРОКА:       Литературная сказка  А.Погорельского

«Черная  курица, или Подземные  жители»

ЦЕЛИ УРОКА:  Познакомить детей с волшебной сказкой, ее элементами;

развивать умения  давать характеристику герою; вырабатывать навыки выразительного чтения и инсценирования, сжатого и подробного пересказа;

учить детей выделять главное и находить смысловые детали в тексте;

развивать элементы эпистолярного жанра; прививать эстетические качества; воспитывать нравственные понятия:  честность, благородство, скромность, преданность.

ОФОРМЛЕНИЕ. Портрет писателя А.Погорельского, «Титульный лист» сказки,

слова-архаизмы, слова, характеризующие поведение Алеши.

ХОД  УРОКА:

1.Организационный момент.

Приветствие.

2.Слово учителя. Мы прочитали с вами красивую, тихую, грустную сказку о

тайном мире подземных рыцарей, о чудесном превращении Курицы Чернушки,

о загадочном подземном народе. И сегодня хочется поговорить о чудесах, которые

с нами происходят. Их, бывало, не отличишь от яви. Признайтесь, разве вы не мечтали о волшебстве? Даже взрослый человек мечтает о чудесах.

 Вот и главный герой Алеша ждет волшебства…

 3.Беседа по тексту сказки.

 

Я хочу пригласить в сказку.

  Петербург. 1829 год. Мы оказались на Васильевском острове, в первой линии,

  перед нами двухэтажное здание.

 -Что это за здание? (пансионат)

 -Дайте определение слову «пансионат»

 -Какие еще незнакомые слова встретились вам в тексте? ( толкование ЛЗ слов)

  Эти слова вышли из нашего употребления и называются устаревшими словами

   или архаизмами.

  Наш путь по сказке продолжается. Давайте вспомним, какая история произошла

  с главным героем сказки Алешей.

  Проведем это в форме блиц- опроса.(за каждый правильный ответ вручается

  символ этой сказки - зернышко).

  -Почему Алеша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

  -Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками)

  -Какую курочку Алеша любил больше всех? Чернушку)

  -Как Алеша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал,

   повис на руке и курочка убежала

  -Чего испугался Алеша ночью? (зашевелилась простынь, из-под нее вышла курочка)

 -Как Чернушка справилась с рыцарями? ( распустила крылья, нахохлилась,

 сделалась большая, отбивалась от рыцарей)

 -Куда привела курица мальчика? (в подземное царство)

 -Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

 -Какое желание загадал Алеша? (чтобы он всегда знал урок, не готовясь к нему)

 -Что подарили Алеше, чтобы его желание сбылось? (зернышко)

 -Какое условие поставил король Алеше? (никому не рассказывать про подземелье)

  ФИЗМИНУТКА

   Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в Подземное царство.

  -Что узнает Алеша о жизни подземных жителях?

  -При описании подземного царства часто используется эпитет «золотой»

   Почему? Приведите примеры из текста.

   (Золото олицетворяет собой  солнце, мудрость, честь, вечные ценности)

  -Какие драгоценные камни встречает Алеша во время прогулки по подземному  

   королевству?  ( Чтение и анализ эпизода)     Гораздо больше, чем богатства, в подземном царстве ценятся верность слову,

   честность, смелость.

   

   -Алеша перед подземным королем. Какое желание он попросил исполнить?

   -Почему автор выбирает столь нехарактерный для сказочной поэтики предмет?

    Информация  учителя о конопляном семечке

    Мотив конопляного семечка связан с идеей перерождения и нравственного

    самосовершенствования героя.

     -Много ли знаний получил Алеша по всемирной  истории?

     -Почему он не почувствовал радости от своего ответа?

     -Испытывал ли Алеша муки совести? Что ему подсказывал внутренний голос

       Выразительное чтение эпизода.

     -Что такое совесть? Работа с толковым  словарем.

    4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    Итак, Алеша получил волшебное зернышко, и жизнь его изменилась, да и

    сам он изменился. Давайте дадим характеристику Алеше до получения зернышка

    и после получения зернышка.

    На доске находятся пронумерованные слова, распределите эти слова в два    

    столбика.

   До получения зернышка                          После получения зернышка

       1.Добрый                                                            2.Жестокий

       3.Ласковый                           4.Упрямый

      5.Общительный                                    11.Непослушный

     12.Скромный                                   6.Самолюбивый

      10.Застенчивый                       7.Гордый

      9.Любознательный                         8.Дерзкий

      -Почему из послушного, доброго мальчика Алеша превратился в упрямого,     непослушного, дерзкого?

   

    Проверка домашнего задания. ( Напишите  «Письмо Алеши домой»)

   

      Дети  читают «Письма Алеши родителям»

     Слово учителя

     Алеше тоскливо и  одиноко, он очень скучает по дому и родителям.

     Как важно, просто необходимо суметь выразить себя в письме к близкому  

     человеку. И  как это бывает трудно.

     -Как изменился Алеша? Пошел ли ему на пользу дар подземного короля?

     -Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?

     -Что пришлось ему пережить?

      Инсценирование эпизода «Встреча с Чернушкой»

      -Как вы понимаете фразу, сказанную Чернушкой?

       (Лексическое значение слов «порок», «нескромность»)

      -Осознал ли Алеша свой поступок, исправился ли он?

      -К чему привела нескромность Алеши?

      -Обвиняет, упрекает ли его министр Курица?

      -Что символизирует образ Курицы? (информация учителя)

      -Каким  вы запомнили финал сказки? А вы можете представить другой финал?

      -В чем мудрость сказки?

       Подведение итогов урока.

Домашнее задание:  написать сочинение «Чему нас учит сказка о Черной Курице»

РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, сегодня вы получили волшебные зернышки, попытайтесь загадать

желание. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....

Презентация. Урок по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....

"Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно - реальное в сказке. Нравоучительное содержание"...

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет литературной сказки .Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители".

¨«Черная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него , когда он ст...

Нравственные уроки жизни. Анализ сказки А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Конспект  урока по сказке Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"Цели урока: - развивать навыки беглого выразительного чтения, - развивать умения грамотно отвечать н...

Презентация к уроку по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"

Презентция к уроку по сказке А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители"....

Анализ средств создания фантастики в романтической сказке Антония Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители"

Цель работы: систематизировать языковые средства, с помощью которых создаётся фантастический колорит, определить их функцию в тексте, а также роль в формировании романтического стиля сказки...