Классицизм в литературе (дидактический материал)
материал по литературе (8 класс) на тему

Дидактический материал содержит сведения об особенностях развития литературы 18 в. и материал по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon didakticheskiy_material_russkaya_literatura_18_veka.zip19.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    «Русская литература XVIII века»

Дидактический материал к урокам литературы в 9 классе.

Байсеитова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

второй категории

ГУ «Средняя школа имени Сейфуллина

Восточно-Казахстанской области Уланского района п. Огневка

Русская литература XVIII века

К концу XVII века расцвет европейских стран и возникновение европейской культуры стали очевидны. Перед Россией стоял вопрос выбора. Географически находясь в Европе, Россия всегда была обращена к Востоку, в азиатские степи, в Сибирь. Внешние контакты России (мирные торговые и военные) происходили, в основном, с восточными странами. Даже христианство, объединившее Европу, пришло в Россию не в «западном варианте» (католичество), а в восточном, византийском (православие). Если вспомнить трёхвековую зависимость от татаро-монголов, то можно утверждать, что Россия формировалась столько же азиатской, сколько и европейской страной. В конце XVII – начале XVIII века, включившись в европеизацию, Россия совершила решительный выбор и довольно крутой поворот своей истории.

Что означал процесс европеизации России практически?

1. России стали интересны европейские народы, их образ жизни, их языки, их культура. В Россию проникают немецкая мода, военная наука, немецкие и голланд технологии, англ экономич идеи, францгастрономия и философия и т. д. С другой стороны, в европ культуру входят русские научные достижения, товары.

2. РЛ оказалась перед новой действительностью и перед новыми эстетическими задачами. Необходимо было не просто перевести тексты с иностранных языков, а по-русски оценить их, осмыслить незнакомые темы, образы, художественные средства. Появление новых тем, усвоенных из переводной литературы и взятых из новой русской действительности породило, в свою очередь, поток оригинальной русской литературы, новых жанров, новых сюжетов и героев. Нового в литературе XVIII века стало так много, что традиционные черты, унаследованные  ею от древнерусской литературы, оказались малозаметными, трудно различимыми.

3.Изменилась русская разговорная речь, письменная речь приблизилась по структуре к европейским языкам,  реформирована азбука. Перестройка сознания народа как носителя национального языка.

4. Новая РЛ осваивала античность. Важно было понять дух античности хотя бы для того, чтобы подтвердить право называться европейской цивилизацией и, конечно, владеть великим наследием. В начале XVIII века РЛ обращается к античности, имена Гомера, Анакреона, Горация, Софокла, Сенеки, Марциала и их произведения впервые попадают в русское литературное сознание. С античностью русские знакомятся не через франц или нем переводы, а непосредственно с древних языков. 5. К концу XVIII столетия стало очевидным, что Россия, конечно, не Восток, не Азия, но и не Европа. Какова судьба и предназначение России? Эти и подобные им вопросы станут задачей другой эпохи литературного и культурного развития России, но они были сформулированы в XVIII веке, веке «странных сближений».

Первый период. 1700-ые годы – начало 1730-х годов. 

«Петровское время».

Краткая характеристика периода:

идейный пафос литературы - защита петровских реформ, отсюда публицистичность произведений;

для художественного сознания характерна жажда новизны и одновременно тяготение к вековым традициям, отсюда эклектичность,

отсутствие единой эстетической системы, единого литературного направления.

К концу периода появились произведения, созданные уже в чётких границах эстетики классицизма:

- сатиры А.Д.Кантемира (1729-1731), переведённый им трактат Фонтенеля «Беседы о множестве миров» (1730),

- сделанный В.К.Тредиаковским перевод романа Тальмана «Езда в остров любви» (1730).

Иначе говоря, к концу первого периода РЛ начала пользоваться европейской системой художественных средств.

Второй период. Конец 1730-х – конец 1770-х годов.

 Период классицизма.

В 1747 году появляются две эпистолы А.П.Сумарокова «О русском языке» и «О стихотворстве», в которых изложен эстетический кодекс русского классицизма.

Конец периода - 1779 год, когда М.М.Херасков завершил создание героической поэмы «Россиада», то есть РЛ было создано произведение в жанре, считающемся вершиной поэзии в эстетике классицизма.

Для этого периода развития литературы XVIII века характерна тяга к стабильности, отсюда формирование строгой жанровой системы, регламентация творческого процесса.

 Созданы жанровые каноны       сатиры,  

русской торжественной оды,    

русской стихотворной трагедии,

героической эпопеи,      

стихотворной басни.                                            

Русский классицизм развивался спустя сто лет после европейского, то есть в то время, когда в Европе распространились идеи Просвещения. Русский писатель периода классицизма, работающий, например, над трагедией, учитывает опыт и классициста Расина, и просветителя Вольтера, в результате чего рождается новое жанровое образование - русская стихотворная трагедия.

Своеобразие периода русского классицизма состоит в синтезе идеологии, философии, эстетики двух эпох европейской культуры - классицизма и Просвещения.

                                                            Третий период. 1780 – 1800-ые годы. 

Утверждение сентиментализма.

Главные фигуры литературной жизни этого периода - Н.М.Карамзин и М.Н.Муравьёв.

Основные произведения периода, в которых с наибольшей полнотой отразилась его суть

- журналы Н.М.Карамзина и его альманахи «Аглая» (1794–1795) и «Аониды» (1796–1799),

- его знаменитая повесть «Бедная Лиза» (1791) и

- не менее знаменитые «Письма русского путешественника» (1790-1801),

- «Путешествие из Петербурга в Москву» (1789-1790) А.Н.Радищева.

Основной пафос литературы тех лет - стремление к субъективности, исповедальности, что открывало простор для анализа внутреннего мира личности.

Появляются новые жанры:  

дружеское послание,

элегия,

эпистолярная и

повествовательная проза.

Развитие речи. Литература эпохи Классицизма.

1. Составьте текст, используя предложенную лексику.

Искусству XVIII века присуще, характерно, свойственно.

Продолжая традиции …, литература классицизма противопоставляла…

Русская литература … приобретала….

 Отличительная черта литературы классицизма ….

В основу … положен …

Классицисты создали… Рассматривали… Не допускали …

В центре внимания писателя классициста ...

Предъявляли особые требования к …

Русская литература,  освоив …, сохранила национальную…

Истоки литературы классицизма. Искусство итальянского Возрождения с его идеей гуманизма. Идея прекрасного и разумного человека. Традиции Ренессанса (Возрождения). Преклонение перед древними. Вера в разум. Идеал гармонии и меры. Ориентация на античность. Искусство древних греков и римлян. Идеальный образец.

Историческая почва. Установление абсолютной монархии в Западной Европе. Централизованная власть. Идея служения монарху.

Процесс европеизации России. Петровские реформы. Антиох Кантемир: «Мы стали вдруг народ новый». самоощущение людей петровского и послепетровского времени. Образованный, просвещённый, духовно богатый, …

Возвеличивание человека Разумного, энергичного, активного гражданина, радеющего о благе государства. Подчинение личных интересов общественным. Идея общественного, государственного долга.

Мировоззрение Рационалистичность (рацио – лат. «разум»). Мерило (критерий) прекрасного в искусстве.

Стройность и соразмерность. Подражание природе: правильность, ясность, четкость.

Светский характер. Отход от религиозных тем. Освобождение от главенствующего авторитета церкви. Интерес к личности автора и его биографии. Новый герой русской литературы. Личность и позиция автора.

Требования к языку художественных произведений. Вместо церковно-славянского литературным языком стал русский. Способность передать переживания героев. Освобожден от варваризмов. Смешение стилей в языке.

Национальная самобытность русской литературы. Сатирическая направленность. Обращенность к конкретным явлениям российской жизни. Преобладание национально-исторической тематики над античной. Высокий уровень развития жанра оды. Военно-исторические поэмы ММ Хераскова. Философско-дидактические поэмы Ломоносова  и Тредиаковского.

Прославление обновленной России, Забота о ее пользе и процветании. Вера в то, что с помощью просвещения можно воспитать идеального гражданина и идеального государя.

Задача русской классицистской литературы:

         - учить жить и мыслить,  воспитывать нового человека, в первую очередь, дворянина

                                             на примерах (сатира, комедия – отрицательный пример) и на образцах (ода, трагедия);

             - разъяснять политику правительства и значение военных побед.

Основные качества литературы: злободневность, патриотизм, жизнеутверждающий пафос, общедоступность

Иерархия жанров. строго регламентированная система жанров. Поэма-эпопея. Трагедия. Ода. Низкие жанры.

Классика (лат «образцовый») – произведения, имеющие значимость во все времена,

                                                                               представляющие непреходящую ценность,  

                                                                               прошедшие проверку временем и любовью читателей.

2. Ответьте на вопросы.

- Какие изменения в общественной жизни Западной Европы привели к утверждению идей классицизма?

- Почему классицисты преклонялись перед античностью?

- Когда классицизм утвердился в России?

- Чем русский классицизм отличается от европейского?

- Прокомментируйте классицистский принцип рационалистичности.

- Какую задачу выполняли русские писатели-классицисты?

- Чем объясняется национальная самобытность русской литературы периода классицизма?

- Какие требования предъявлялись к произведениям высокого и низкого жанра?

- В чем теоретики классицизма видели разумность правила трех единств?

3. Прокомментируйте строки Сумарокова.  какова ИДЕЯ четверостишия?

Гора содвигнулась, а место пременя

И видя своего стояния кончину,

Прешла Балтийскую пучину

И пала под ноги Петрова здесь коня.

Реальный предмет – постамент памятника Петру Первому (Фальконе)


ПОЧЕМУ

 -  «гора», а не «камень»?

 -  архаизмы?


Фальконе: «Гораздо выше личность созидателя, законодателя.

Скала, служащая ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей».

Что такое аллегория?

Какова ее роль?

Движение горы = перечисление трудностей и побед Петра;

«гора содвигнулась» = Россия «встрепенулась»

Список использованной литературы

Русская литература: Периоды и стили: Учебник для 8 класса/ Ж.Х.Салханова, Г.Д. Аульбекова, И.Ю. Хлызова, И.Г. Шаповалова.- Алматы:: Мектеп, 2012.

Егоров Б.О. О мастерстве литературной критики; жанры, композиция, стиль. Л, 1980.

Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. –М., 1985


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы

Представленный материал может использоваться на уроках литературы при проведении творческих работ. Творческие работы организуются по готовым текстам, представляющим собой отрывки из критических статей...

Методические рекомендации " Дидактический материал: "Активные методы обучения как один из путей развития способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Задания творческого характера могут быть использованы для подготовки к олимриадам, интеллектуальным марафонам, во внеклассной деятельности....

Дидактический материал по литературе 8-9 классы

Задания повышенного уровня сложности для олимпиад, конкурсов и других видов внеурочной деятельности по литературе для базовой школы....

Классицизм в литературе. Литература. 9 класс.

Тест. Классицизм в литературе....

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)

Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)...

Классицизм .Основная характеристика.Классицизм в литературе.

Материалы для проведения вводного урока перед изучением литературы 18 века ....