Л. Н. Толстой «После бала».
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме
Л. Н. Толстой «После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за всё происходящее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_8_klasse.docx | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ
Л. Н. Толстой «После бала».
Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа. Моральная ответственность человека за всё происходящее.
Учитель: Лысанева Г. Н.
2009-2010 уч. год
Цель: понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё,
что совершается в жизни; контроль знаний.
Методические приемы: беседа, элементы диспута, тест
Ход урока
I Реализация домашнего задания
- Понравился ли вам рассказ Л. Н. Толстого «После бала»?
- О чём он, как вы думаете? О каком событии идёт речь?
- А что такое рассказ? ( Рассказ, как правило, повествует об одном событии, у него одна сюжетная линия)
Работа в тетрадях – составление краткого плана
- Итак, в этом рассказе идет речь о бале, влюбленности, разочаровании
- Какой прием использует автор? (контраст)
- Как бы вы разделили его логически?
- Значит, большая часть – бал, меньшая – утро после бала.
- В чем прослеживается контраст? (бал – красиво, утро – ужас). Найдите в учебнике
- В сцене «Утро», где, в чем прослеживается контраст? (полковник – наказываемый).
Найдите в учебнике.
- Итак, контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, красивый полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого сильного солдата.
- Какие чувства при этом испытывает Иван Васильевич?
- А как вы относитесь к полковнику? Может, он не плох? Многие методисты рассматривают его образ как ревностного николаевского служаку, делающего всё по закону. Вы согласны с этим?
- За что наказали татарина? Кстати, это наказание палками ввёл Николай I, за что его и прозвали Палкиным. Солдаты служили по 25 лет, жили в казармах. А офицеры – как мы видим в сцене «Бал».
- Беззаботная, сытая праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности.
- А почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? («Мне было настолько стыдно…»)
- Ребята, Толстой постоянно редактировал свои произведения. Я прочту вам черновой вариант и окончательный, отрывка. А вы сравните и скажете, почему так.
- Дети, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека?
(человек не может и не должен быть равнодушен к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни)
- Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной ко злу, совершаемому её отцом?
- А прав ли он в том, что изменил свой жизненный путь после этого утра? Как вы к этому относитесь?
- Что такое честь, долг, совесть в вашем понимании?
Д/З – подготовить тезисный план к сочинению «Что такое честь, долг, совесть в моём понимании».
Определение понятий (с использованием толкового словаря).
Связь этих понятий: одно подразумевает остальные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.Н.Толстой "После бала"
Урок литературы. Мастер-класс. Цель урока: Выявить, при помощи каких средств автор раскрывает главную мысль рассказа: каждый человек несет ответственность за все происходящее вокруг. Задач...
Презентации к уроку литературы. Л.Н Толстой "После бала"
Прием контраста в произведении...
Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"
Презентация представляет собой набор иллюстраций и информационных сносок, касающихся биографии писателя и истории создания произведения "После бала"....
Урок-презентация. Л.Н. Толстой "После бала"
Презентациявключает в себя весь необходимый материал для проведения урока по теме "Л.Н.Толстой "После бала". Контраст как основной художественный прием в произведении"....
Предложения с однородными членами в тексте художественного произведения (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала») 8 класс
Интегрированный урок русского языка и литературы...
Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"....
Презентация к рассказу Л.Толстого "После бала"
Презентация к рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...