ЧЕЛОВЕК, ПОЭТ, ГРАЖДАНИН
план-конспект по литературе по теме
Сценарий литературного вечера, посвящённого жизни и творчеству Н. А. Некрасова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_literaturnogo_vechera.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного вечера,
посвящённого
жизни и творчеству Н. А. Некрасова.
ЧЕЛОВЕК, ПОЭТ, ГРАЖДАНИН
Снеткова Ирина Анатольевна,
учитель МБОУ СОШ №1 г.Покров
Петушинского района
Владимирской области
1 ведущий.
Николай Алексеевич Некрасов. Поэт-гражданин, поэт-трибун. Человек удивительной судьбы.
Деятельность Некрасова была необычайно многогранна. Находясь на протяжении почти четырёх десятилетий в самом центре идейно-художественной жизни России, он был непосредственным участником весьма важных общественно-литературных событий, был связан со множеством людей.
Белинский и Герцен, Тургенев и Толстой, Гончаров и Фет – каждый из них занимает то или иное место в писательской и личной биографии Некрасова.
Именем Некрасова может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье.
Никогда великие поэты России не были людьми равнодушными, никогда не стояли в стороне от общественной жизни. И. С. Тургенев писал Некрасову: «Твоя жизнь именно из тех, которые … должны быть рассказаны – потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовётся». И сегодня мы поведём разговор о жизни и творчестве Н. А. Некрасова
2 ведущий.
Родился я в большом дому,
Напоминающем тюрьму,
В которой грозный властелин
Свободно действовал один,
Держа под страхом всю семью
И челядь жалкую свою.
И только тот один,
Кто всех собой давил,
Свободно и дышал,
И действовал, и жил.
3 ведущий.
Алексей Сергеевич Некрасов, капитан 36-го егерского пехотного полка, - отец поэта. (Слайд 1) Вышел в отставку с чином майора и поселился с семьёй в своём ярославском имении Грешнёво. Был помещиком средней руки – не бедный и не богатый. Он содержал большую псовую охоту – псарню с 22 крепостными охотниками. Жестокий крепостник, отец Некрасова был типичным помещиком, и в произведениях ранней молодости поэт называл его деспотом.
Мать поэта, Елена Андреевна, женщина хорошо образованная, тонкая, была глубоко несчастна в браке с грубым, едва грамотным человеком. (Слайд 2)
По воспоминаниям грешнёвских старожилов, она была «небольшого роста, тонкая, была беленькая, слабенькая, хорошая барыня». Из детских переживаний Некрасову всю жизнь светили внимательные и добрые глаза матери.
2 ведущий.
(читает под музыку)
Треволненья мирского далёкая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бледных устах,
Под грозой величаво-безгласная –
Молода умерла ты, прекрасная,
И такой же являлась ты мне
При волшебно светящей луне …
4 ведущий.
Вскоре будущий поэт приезжает в Петербург, великолепный и огромный город. (Слайды 3-5 виды Петербурга) Он увидел большие дома, в которых, как ему казалось, могло жить только счастье, красивые магазины, театры.
И почти сразу же он узнал, что у прекрасных домов есть чердаки и подвалы, где душно и темно и где на голых досках влачатся нищета, несчастье и преступление. Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и в подвалах, потому что есть счастливцы, которым тесны целые дома …
Некрасов дал себе слово не умереть на чердаке. «Нет, - думал он, - будет и тех, которые погибли прежде меня, - я пробьюсь во что бы то ни стало. Лучше по Владимирке пойти, чем околевать беспомощным, забитым и забытым всеми».
Ф. М. Достоевский сказал о Некрасове: «Это было раненое сердце, раз на всю жизнь, и незаживающая рана эта была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, что гнетёт нашу русскую женщину, нашего ребёнка в русской семье, нашего простолюдина в горькой доле его».
Чтец «»Еду ли ночью…»
5 ведущий.
Некрасов создал поэзию, выражающую душу народа. Говоря о страданиях простых людей, поэт в то же время подчёркивал богатство этого народа.
Исполняется отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» со слов «А потому терпели мы…».
"Кому на Руси жить хорошо" является поэмой-эпопеей. В центре
ее - изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течении
двадцати лет, собирая материал для нее "по словечку". Поэма необычайно
широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все
социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и
не была закончена - помешала смерть поэта.
Главная проблема, главный вопрос произведения уже ясно виден в
заглавии произведения: "Кому на Руси жить хорошо" - проблема счастья.
Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" начинается с вопро-
са: "В каком году - рассчитывай, в какой земле угадывай". Но не трудно
понять, о каком периоде говорит Некрасов. Поэт имеет ввиду реформу
1861 года, по которой "освободили" крестьян, а те, не имея своей зем-
ли, попали в еще большую кабалу Позднейший народный эпос Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма "Кому на Руси жить хорошо" ,уже по одним размерам своим (около 5000 стихов) не могла удастся автору вполне. В ней не мало балагурства, не мало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения..
Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»
6 ведущий
В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: “Дядюшка Яков”, “Пчелы”, “Генерал Топтыгин”, “Дедушка Мазай и зайцы”. “Дедушка Мазай и зайцы” имеет под собой реальную основу. “Дед Мазай, — писал М.М. Пришвин, — жил не только в воображении Некрасова, а действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев, а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки”.
Инсценировка отрывка из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы»
6 ведущий
В творчестве Некрасова образ женщины показан разносторонне: это и красавицы-крестьянки, и женщины-труженицы.
Но это и женщины, способные на подвиг во имя любви, женщины, которые живут не в нужде, богатые, знатные, верные супружескому долгу, отказывающиеся от сословных и имущественных привилегий, женщины-дворянки.
Об этом мы узнаём, читая поэму “Русские женщины”.
Жёны декабристов Волконского, Трубецкого, Давыдова, Муравьёва и других бросили вызов Николаю I, вопреки его желанию отправились в Сибирь.
Поэт написал две части, каждая из которых может быть названа поэмой: “Княгиня Трубецкая” (1871 год) и “Княгиня Волконская” (1872 год). Готовность обречь себя на все тяготы жизни жены каторжника, самоотречение, стойкость – это всё черты, присущие Екатерине Ивановне Трубецкой.
(Инсценировка отрывка из поэмы “Княгиня Трубецкая”).
Не менее ярко показан ещё один образ женщины-декабристки, жены Сергея Григорьевича Волконского, Марии Николаевны.
В 1827 году она последовала в Сибирь за мужем, оставив в Петербурге маленького сына Николая. Ребёнок вскоре умер.
Некрасов преклоняется перед ней, пожертвовавшей всем ради мужа, ради любви.
Обаятельный образ женщины второй четверти прошлого столетия сияет и теперь в немеркнущем свете прежних дней.
О народе и для народа писал свои стихи поэт. И не случайно многие из них были положены на музыку и пелись простыми людьми. «Коробейники», «Меж высоких хлебов затерялося» - всё это любимые русским народом песни на стихи Некрасова. Мы поём их много лет, отдавая дань уважения поэту.
В записи звучит песня «Коробейники».
7 ведущий
Н. А. Некрасов никогда не включал свои драматические произведения в собрания сочинений. Мало того, они в большинстве, случаев вообще не печатались при его жизни. Из шестнадцати законченных пьес лишь семь были опубликованы самим автором; прочие остались в рукописях или списках и увидели свет преимущественно только в советское время.
Как известно, Некрасов очень сурово относился к своему раннему творчеству, о чем свидетельствуют его автобиографические записи. Но если о прозе и рецензиях Некрасов все же вспоминал, то о драматургии в его автобиографических записках нет ни строки: очевидно, он не считал ее достойной даже упоминания. Однако нельзя недооценивать значения драматургии Некрасова в эволюции его творчества.
Новый этап в творчестве Некрасова, начавшийся с середины 40-х гг. XIX в., нашел отражение прежде всею в его поэзии. Но реалистические тенденции, которые начинают господствовать в его стихах, проявились и в комедии "Осенняя скука" (1848). Эта пьеса была логическим завершением того нового направления в драматургии Некрасова, которое ужо было намечено в "Петербургском ростовщике".
Одноактная комедия "Осенняя скука" оказалась В полном смысле новаторским произведением, предвещавшим творческие поиски русской драматургии второй половины XIX в. Вполне вероятно, что Некрасов учитывал в данном случае опыт Тургенева (в частности, его пьесу "Безденежье. Сцены из петербургской жизни молодого дворянина", опубликованную в 1846 г.). Неоднократно отмечалось, что "Осенняя скука" предвосхищала некоторые особенности драматургии Чехова (естественное течение жизни, психологизм, новый характер ремарок, мастерское использование реалистических деталей и т. д.).
8 ведущий
Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека.
Так, в стихотворении "Нравственный человек" герой считает себя человеком с высокой моралью:
Стихотворение «Нравственный человек»
Силы чувства придает непреходящий интерес лирическим стихотворениям Некрасова - и эти стихотворения, наравне с поэмами, надолго обеспечивают ему первостепенное место в русской литературе. Устарели теперь его обличительные сатиры, но из лирических стихотворений и поэм Некрасова можно составить том высокохудожественного достоинства, значение которого не умрет, пока жив русский язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ломоносов:ученый,поэт,гражданин
Данная разработка может быть использована как в качестве самостоятельного сценария о жизненном пути великого соотечественника,внесшего большой вклад в формирование русского языка и литературы,та...
«НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВ – ПОЭТ, ГРАЖДАНИН, УЧИТЕЛЬ "литературная композиция
Сценарий литературно-музыкальной композиции«НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВ – ПОЭТ, ГРАЖДАНИН, УЧИТЕЛЬ...
Байрон - поэт- гражданин и борец
Методические рекомендации к изучениюпоэмы Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»на уроках литературы в средней общеобразовательной школе...
Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами
Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...
Методические разработки к занятиям по разделам "Я - человек", "Я - гражданин России", "Труд красит человека", "ЗОЖ", "Мир прекрасного".
Методические разработки к занятиям:1.МАСЛЕНИЦА (КВН, презентация)2.Нравственные приоритеты семьи (конспект, презентация)3.Агитбригада здорового образа жизни.4.Жить с достоинством - что это значит?...
Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.
Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...