Легенда о Петре и Февронии
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

В каждой стране мира люди почитают и хранят свою особую легенду и свой собственный символ преданной любви. Более пяти столетий в России живёт легенда о Петре и Февронии, она признана русской православной церковью как пример преданного супружества, а сами супруги были причислены к  лику святых.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_urok1.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Урок литературы  в 7 классе.

Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности.

Цели урока:

  1. познакомить  с повестью о Петре и Февронии Муромских,
  2. выявить её специфику;
  3. поведать,  как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;
  4. показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.

Оборудование:  презентация.

Опережающее задание: прочитать «Повесть о Петре и Февронии».

                                                       Слайд №1

Ход урока.

                             Организационный момент.

      Учитель:                                                                                                      Слайд 2

 Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому  циклу, «Повестью о Петре и Февронии».

    Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об  отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

    Жизнь семейной четы, описанная в данной повести  — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи

       Написана эта повесть выдающимся писателем и публицистом Ермолаем  (фамилия до нас не дошла). Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал  протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся  в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.

К  созданию «Повести о Петре и Февронии» Ермолай - Еразм   приступил по предложению митрополита Макария в связи с соборной канонизацией муромских святых в 1547 г.

Петр и Феврония – исторические личности.  Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солодча, откуда родом была Феврония.

Ермолай-Еразм  литературно обработал местные предания и создал повесть.

Чтение стихотворения                                                                                                        Слайд 3

Про Петра и Февронию Муромских

Много славных имен на Святой на Руси,
Много сказано былей – кого ни спроси,
И меж былей жива – не крива, не стара –
Про Февронью-жену и супруга-Петра.

…Петр в Муроме-граде на княжестве был,
И мечом неприязненна Змия убил.
А Февронья, что с юности стала мудра,
Врачевала великие раны Петра.

Многократно просили бояре Петра –
Мол, простую крестьянку – гони со двора,
Знатну дочь близ себя посади на престол!..
Князь послушал бояр… и из града ушел…

И челом ему били громадою всей:
Возвращайся, о княже, с женою своей!
И во Муроме правь до скончания дней,
Коли столь неразлучна душа твоя с ней.

И в любви благодатной – к успению лет
Дали Петр и Февронья взаимный обет,
Будто в каменну вместе возлягут кровать,
Где вдвоем – до Страшного Суда – почивать.

И свершилось заветное: праведным сном
Опочили согласно во гробе одном.
А народ – по земному уму порешил,
И усопших немедля разнять поспешил.

В усыпальницу князеву – князя снесли,
А жену его – в скит, на погост отвезли.
Но в канун погребенья – всех весть потрясла:
Снова в каменный гроб воротились тела.

Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал – словно души – Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви – только свет, только свет!

Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!

Потому что любовь – паче смерти – для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!
                           Матвей Славко,  лирник

Учитель:        

Работа с таблицей.                                                                                                     Слайд 4

Но  митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения). Почему? Ответить на этот вопрос мы попробуем через составление таблицы.

Найдите в изучаемом произведении черты сказки, жития, повести

( таблица заполняется уч-ся при обсуждении)

Сказка

Житие

Повесть

Сказка - произведение устного народного творчества               о вымышленных событиях,       с участием волшебных, фантастических сил.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых,

 их деяний.

Жития имели определенную структуру.

По́весть — прозаический жанр, тяготеющий

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

1. Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»

 2.Не указано точное время, оно   отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро».

 3. Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе,  вторая – на сказку о мудрой деве.

 4.Есть волшебные вещи: агриков меч.

 5.Добро побеждает зло  (Пётр победил змия).

 6.Загадки и  хитроумные испытания.

 7.Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь,  мудрая дева);  повторы  (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

1.Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

 2. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

 3. Герои  живут по «заповедям Божьим,  в  трудную минуту обращаются к Богу.

 4.Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час,  не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

5. Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).

1.  Достоверность «Повести…» придают названия  конкретных  мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

 2.Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в  1228 году).

 3. В центре произведения  -  образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные  испытания.

 4. В повести отражен один из острейших конфликтов  XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Вопрос:

 Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?  

Ответы уч-ся:

Делается вывод по определению жанра:

 в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.

Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

Вот почему  это произведение не было включено в сборник.     Нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.

               Беседа по вопросам.

Учитель:                                                                                                                 Слайд 5

Произведение оказалось излюбленным чтением современников Ермолая-Еразма  и их потомков. Оно распространилось в огромном числе списков и в нескольких редакциях.

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть.

Вопрос:

Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?        

Ответ уч-ся:(Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр  стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

Вопрос:

 Так почему же автор делает Петра главным героем?

Ответ уч-ся: (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере).

 Вопрос:

Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку  крестьянского происхождения?

Ответ уч-ся: (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные).

Вопрос:

Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.

Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? 

Ответ уч-ся: (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре;

 уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

 Посмотрите на записанные изречения.

Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.  

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

Вопрос:

Можем ли мы подтвердить эти изречения  нашим текстом?

 И как мы видим из произведения, Пётр  был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее:                                                   

                                                                                                                                       Слайд 6

                                               Ответ уч-ся: «Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,  … по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

Вопрос:                                                                                                                         Слайд 7

Почему автор не рисует портретов героев повести?

Ответ уч-ся: (Не  внешность, не красота  главное для автора,  как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до  того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

Вопрос:

В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии?

Ответ уч-ся: (Оба супруга  умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

Учитель:                                                                                                              Слайд 8

Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. 

Вопрос:                                                                                                                  Слайд 9

В чем основное значение «Повести…»?  Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

Ответ уч-ся: (Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

Учитель:                                                                                                                Слайд 10

Жизнь святых Петра и Февронии - это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

 Ермолай-Еразмиз глубины веков поведал нам  о культуре отношений между мужчиной и женщиной, сущестовавшей  семь веков назад.

Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность  –ценности, над которыми не властно время.

Учитель:                                                                                                                Слайд 11

С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья.

                                                                                                                                  Слайд 12

В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.

 Много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую пару за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

Вопрос:

 Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом?

Ответ уч-ся: Ответ лежит на поверхности: богатый потрясениями ХХ век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи и супружества глобализацией!

 Учитель :                                                                                                               Слайд 13

Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

 О  каких вечных ценностях  заставил вас задуматься сегодняшний урок?

Прослушивание песни «Пётр и Феврония»  в исполнении хора  «Пересвет» (солист Владислав Косарев).                                                                                                                                    

                                                                                                                  видеоклип

Домашнее задание.

  1. Провести словарную работу: задание №2, стр. 56.
  2. Подготовить чтение «Повести…»  по ролям, обратив внимание на сказовые интонации.

Список используемой литературы:

  1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005
  2. Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82
  3. Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39
  4. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., 1999
  5. Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.13-18.
  6. http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3
  7. Интернет – материалы.

Легенда Петра и Февронии

В каждой стране мира люди почитают и хранят свою особую легенду и свой собственный символ преданной любви.

Более пяти столетий в России живёт легенда о Петре и Февронии, она признана русской православной церковью как пример преданного супружества, а сами супруги были причислены к лику святых. Особенно их почитают 8 июля, когда, как говорится в повести, они оба скончались в тот же самый день и час (по летописям - в апреле 1228 года). Рака с мощами супружеской четы хранится под сводами Троицкого собора города Мурома, что лежит на реке Оке, километрах в трёхстах на юго-восток от Москвы. Многие приходят туда, чтобы попросить у Петра и Февронии помощи в делах любви и брака. В 2008 году был  открыт памятник Петру и Февронии (автор Николай Щербаков).

В  2009 году памятники Петру и Февронии появились сразу в нескольких российских городах. Три различные по образу скульптурные композиции Константина Чернявского, посвящённые верным муромским супругам, установлены в Архангельске, Ярославле и Сочи. Скульпторы Олег Клюев и Николай Анциферов для памятника в Ульяновске изобразили молодых Петра и Февронию. В памятнике, установленном в Абакане, Константин Зинич представил духовно возвышенный образ княжеской четы. Ростовский скульптор Анатолий Скнарин в 2010 году создал бронзовую группу, посвящённую Петру и Февронии - она находится в Ейске.

Скульптура Петра и Февронии в Ярославле. Константин Чернявский.

В самом деле, князь Пётр и княгиня Феврония жили в Муроме в начале XIII столетия, они правили в городе с 1204 по 1228 годы и были упомянуты в летописях под их иноческими именами Давид и Евфросиния, (ибо в конце жизни они оба удалились в монастыри), а также вошли в народные сказания в качестве примера супружеской любви и преданности, мудрости и благочестия.

Существуют реальные прототипы легендарных героев.

Устная версия легенды сложилась во второй половине XV века, а литературную форму она обрела впервые в середине XVI века (в связи с церковной канонизацией пары в 1547 году) в повести Ермолая-Еразма (Ермолай Прегрешный, 10-е годы - сер.16 в.), известного писателя и публициста времени Ивана Грозного (1530-1584). Это произведение является признанным сокровищем древнерусской литературы. Повесть должна была стать жизнеописанием святых для включения его в соответствующий сборник текстов, она так и называется: "Повесть о житии святых новых чудотворцев муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, наречённого в иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, наречённой в иночестве Евфросинией. Благослови, отче." Но законченная работа не пригодилась для этой цели, т.к. автор включил в неё многие художественные подробности. Как литературное произведение повесть Ермолая-Еразма получила широкое хождение и неоднократно переиздавалась. В середине двадцатого века историю муромских супругов пересказал писатель Алексей Ремизов (1877-1957), который создал повествование "О Петре и Февронии муромских", наполненное живыми яркими образами и духом народных сказаний.

Сюжет повести о Петре и Февронии

В начале 13 века в городе Муроме правил благоверный князь Павел. Он был добрым и справедливым правителем, но случилась в его семье одна беда: дьявольский змей стал по ночам летать к его жене и склонять её к бесчестию, и у неё не было сил противостоять ему. Змей имел обыкновение принимать облик Павла. Это повторялось много раз, и однажды жена рассказала обо всём своему супругу. Князь стал искать способ, как ему справиться со змеем, но ничего не мог придумать. Тогда он сказал жене, чтобы она подольстилась к змею и выпытала у него, от чего тот может умереть. Когда змей прилетел к ней снова, она постаралась сделать так, чтобы он открыл ей свою тайну. Он сказал: "Смерть моя - от Петрова плеча, Агрикова меча" (Агрик - богатырь из древнерусского эпоса). Жена передала эти слова своему мужу, и он стал раздумывать, что бы это значило. Павел решил открыться своему младшему брату Петру и рассказал ему о словах змея. Однажды, когда Пётр в одиночестве молился в церкви, ему явился отрок и показал место в алтарной стене, где хранился Агриков меч. Пётр взял этот меч и вскоре убил змея, но на него попала змеиная ядовитая кровь, от чего он весь покрылся струпьями. Победив самого змея, Пётр не мог победить причинённую им болезнь, и никто не мог исцелить его. И вот один юноша сказал ему, что в селе Ласково, что недалеко от Рязани находится, живёт мудрая дева, которая умеет лечить всякие трудные болезни. Пётр вместе с приближёнными из последних сил отправился в Ласково. Дева, которую звали Февронией, согласилась вылечить князя, но поставила такое условие, что лечение будет иметь силу, если князь женится на ней. (Она сразу поняла будущее: только с нею князь будет здоров и телом и душой). Князь согласился, и дева приготовила мазь, сказав, чтобы князь намазал ею всё своё тело, кроме одного струпа. Наутро князь поправился, обрадовался и засобирался в обратный путь, не придав значения своему обещанию, данному простой девушке, дочери бортника (сборщика мёда). Подарки его она не приняла. Пётр вернулся в Муром, но вскоре почувствовал, что болезнь возвращается к нему. Пришлось ему снова отправиться в Ласково, на поклон к Февронии, и она опять вылечила его, а он с ней обвенчался. Супруги прибыли в Муром и зажили в согласии и благочестии. Вскоре князь Павел скончался, и Пётр стал править городом. Жёны его придворных невзлюбили княгиню Февронию за то, что властвует над ними дочка бортника. Они подговорили своих мужей обратиться к князю Петру с просьбой, чтобы тот прогнал Февронию, дав ей достаточно богатства, и взял себе другую жену, подобающего происхождения. Пётр отослал их к Февронии: что она сама скажет? Княгиня ответила, что готова уйти, если ей позволят взять с собой только то одно, что ей нужно: своего супруга. Петра спросили, хочет ли он этого. Помня, что говорится в Божиих заповедях о супружестве, он решил, что ему нельзя расстаться с Февронией, и дал согласие уйти вместе с ней. Вскоре они, с несколькими преданными слугами, сели на суда и поплыли по реке Оке в поисках нового пристанища. Всё это время Феврония старалась утешить и ободрить супруга, обещая ему, что будут они жить лучше прежнего. Однажды вечером сошли они на берег, чтобы переночевать и приготовить себе пищу. Повар воткнул в землю две рогатые палки, чтобы на перекладину повесить котёл. Феврония говорила мужу, что Бог не оставит их и пошлёт им своё благословение. Она указала Петру на эти сухие ветки, предсказав, что наутро они будут зелёными деревьями. Утром встали и увидели, что всё так и случилось. Пётр понял этот знак: с ними сами так будет. И только они приготовились отправиться дальше по реке, как к ним прибыли бояре из Мурома просить их вернуться. Они умоляли их снова принять правление в городе, т.к. без них в городе разразились междоусобицы - каждый из вельмож хотел взять власть в свои руки - и было убито много народа. Пётр и Феврония, не помня зла, вернулись в свой город и стали править там по-доброму, по справедливости, и жить благочестиво, в любви и согласии. Остаток жизни оба решили провести в молитвах, вступив в монастыри: он - в Богоявленский, что в самом городе находился, она - в Крестовоздвиженский, за городом. В монашестве они приняли имена Давида и Евфросинии.  Думая друг о друге, они просили Бога, чтобы он послал им смерть в один и тот же час, и завещали людям похоронить их в едином каменном гробу, с перегородкой посередине, который Пётр для них приготовил. Когда пришёл срок им покинуть этот мир, Феврония как раз сидела и вышивала для храма "воздух", покрывало для жертвенной чащи, когда получила от Петра весть: "Возлюбленная сестра моя Евфросиния, чувствую свой конец и жду тебя, чтобы уйти вместе." Она ответила: "Подожди немного, мне надо работу мою закончить". "Подожду" - передал ей Пётр, а через какое-то время снова прислал весть: "Не могу больше ждать", а она: "Ещё чуть-чуть осталось". "Не жду, ухожу." - в третий раз дал знать ей знать Пётр. Тогда она ответила: "Иду!", воткнула иголку в воздух, обернув вокруг неё нитку, и с молитвой отошла вслед за Петром. Люди не решились положить в один гроб монаха и монахиню, хотя и помнили об их желании покоиться вместе. Поэтому их похоронили порознь: Петра положили в городском соборе, а Февронию - в монастыре за городом, у церкви Воздвижения. Двойной же гроб, также находящийся в соборе в городе, оставили пустым. Наутро увидели, что отдельные гробы опустели, а тела почивших лежат вместе в общем гробу, в соборе. Люди удивились, но снова переложили их в отдельные гробы, а утром опять нашли их лежащими рядом друг с другом. После того люди уже не разлучали их и оставили покоиться вместе в соборе Рождества Богородицы, как сказано в повести (по летописям - в крипте Борисоглебского собора, т.к. на тот момент Рождественский собор ещё не был возведён в городе).

"И всякий раз на Москве, в день их смерти, Петра и Февронии,

 на литии лебедь-колокол разносил весть из Кремля по русской земле

 о неразлучной любви, человеческой волей нерасторжимой."

                                         А. М. Ремизов, "О Петре и Февронии муромских"

 

 

В XV веке мощи супругов были перенесены (возможно, 8 июля - отсюда дата почитания) из старого Борисоглебского собора в построенный к тому времени деревянный собор Рождества Богородицы. В 1565 году, по распоряжению царя Ивана Грозного, на этом месте был построен каменный собор Рождества Богородицы. В 1799 году мощи святой четы были переложены из каменной раки в кипарисовую на мраморном подножии, под золочёной сенью. Они пребывали в кафедральном Рождественском соборе до 1921 года, когда, при советской власти, их оттуда изъяли и выставили в качестве экспоната в местном музее. В 1970-х годах мощи были убраны в хранилище музея. В 1989 году их перенесли в Благовещенский собор, где они находились три года, после чего,                               19 сентября 1992 года, они были торжественно установлены в Троицком соборе. В Москве икона и частица мощей святых Петра и Февронии находится в храме Вознесения Господня ("Малое Вознесение") на Большой Никитской улице.

 

 

Во многих городах мира живут собственные истории о влюбленных, где-то им даже установлены памятники.

Презентации учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"

К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...

Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"

Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Урок литературы в 7 классе, раздел "Древнерусская литература", презентация к уроку.  «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности, фольклорные мотивы.  Знаком...

История Петра и Февронии

В презентации расказывается о Петре и Февронии и об истории праздника  Дня семьи, любви и верности.   risunok1.jpg...