Легенда о Петре и Февронии
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
В каждой стране мира люди почитают и хранят свою особую легенду и свой собственный символ преданной любви. Более пяти столетий в России живёт легенда о Петре и Февронии, она признана русской православной церковью как пример преданного супружества, а сами супруги были причислены к лику святых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_urok1.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе.
Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление семьи, любви и верности.
Цели урока:
- познакомить с повестью о Петре и Февронии Муромских,
- выявить её специфику;
- поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;
- показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.
Оборудование: презентация.
Опережающее задание: прочитать «Повесть о Петре и Февронии».
Слайд №1
Ход урока.
Организационный момент. | |||||||||
Учитель: Слайд 2 Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому циклу, «Повестью о Петре и Февронии». Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне. Жизнь семейной четы, описанная в данной повести — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи Написана эта повесть выдающимся писателем и публицистом Ермолаем (фамилия до нас не дошла). Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся в Пскове в монахи, приняв имя Еразм. К созданию «Повести о Петре и Февронии» Ермолай - Еразм приступил по предложению митрополита Макария в связи с соборной канонизацией муромских святых в 1547 г. Петр и Феврония – исторические личности. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солодча, откуда родом была Феврония. Ермолай-Еразм литературно обработал местные предания и создал повесть. Чтение стихотворения Слайд 3 Про Петра и Февронию Муромских Много славных имен на Святой на Руси, Учитель: Работа с таблицей. Слайд 4 Но митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи - Минеи» (ежемесячные чтения). Почему? Ответить на этот вопрос мы попробуем через составление таблицы. Найдите в изучаемом произведении черты сказки, жития, повести ( таблица заполняется уч-ся при обсуждении)
Вопрос: Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием? Ответы уч-ся: Делается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести. Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера. Вот почему это произведение не было включено в сборник. Нетрадиционный характер житийной "Повести о Петре и Февронии", фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в. Беседа по вопросам. Учитель: Слайд 5 Произведение оказалось излюбленным чтением современников Ермолая-Еразма и их потомков. Оно распространилось в огромном числе списков и в нескольких редакциях. Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Вопрос: Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? Ответ уч-ся:(Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает). Вопрос: Так почему же автор делает Петра главным героем? Ответ уч-ся: (Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере). Вопрос: Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку крестьянского происхождения? Ответ уч-ся: (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Вопрос: Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица. Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? Ответ уч-ся: (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее). Посмотрите на записанные изречения. Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих. Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Вопрос: Можем ли мы подтвердить эти изречения нашим текстом? И как мы видим из произведения, Пётр был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее: Слайд 6 Ответ уч-ся: «Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой, • … •по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить». Вопрос: Слайд 7 Почему автор не рисует портретов героев повести? Ответ уч-ся: (Не внешность, не красота главное для автора, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг). Вопрос: В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? Ответ уч-ся: (Оба супруга умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить). Учитель: Слайд 8 Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Вопрос: Слайд 9 В чем основное значение «Повести…»? Какие жизненные ценности утверждаются в ней? Ответ уч-ся: (Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности. Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность. Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.) Учитель: Слайд 10 Жизнь святых Петра и Февронии - это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке. Ермолай-Еразмиз глубины веков поведал нам о культуре отношений между мужчиной и женщиной, сущестовавшей семь веков назад. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность –ценности, над которыми не властно время. | |||||||||
Учитель: Слайд 11 С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья. Слайд 12 В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии. Много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую пару за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья. Вопрос: Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом? Ответ уч-ся: Ответ лежит на поверхности: богатый потрясениями ХХ век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи и супружества глобализацией! | |||||||||
Учитель : Слайд 13 Чем обогатила вас история Петра и Февронии? О каких вечных ценностях заставил вас задуматься сегодняшний урок? | |||||||||
Прослушивание песни «Пётр и Феврония» в исполнении хора «Пересвет» (солист Владислав Косарев). | |||||||||
видеоклип Домашнее задание.
|
Список используемой литературы:
- Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005
- Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82
- Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39
- Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., 1999
- Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.13-18.
- http://zvon.yaroslavl.ru/krasny.mp3
- Интернет – материалы.
Легенда Петра и Февронии
В каждой стране мира люди почитают и хранят свою особую легенду и свой собственный символ преданной любви.
Более пяти столетий в России живёт легенда о Петре и Февронии, она признана русской православной церковью как пример преданного супружества, а сами супруги были причислены к лику святых. Особенно их почитают 8 июля, когда, как говорится в повести, они оба скончались в тот же самый день и час (по летописям - в апреле 1228 года). Рака с мощами супружеской четы хранится под сводами Троицкого собора города Мурома, что лежит на реке Оке, километрах в трёхстах на юго-восток от Москвы. Многие приходят туда, чтобы попросить у Петра и Февронии помощи в делах любви и брака. В 2008 году был открыт памятник Петру и Февронии (автор Николай Щербаков).
В 2009 году памятники Петру и Февронии появились сразу в нескольких российских городах. Три различные по образу скульптурные композиции Константина Чернявского, посвящённые верным муромским супругам, установлены в Архангельске, Ярославле и Сочи. Скульпторы Олег Клюев и Николай Анциферов для памятника в Ульяновске изобразили молодых Петра и Февронию. В памятнике, установленном в Абакане, Константин Зинич представил духовно возвышенный образ княжеской четы. Ростовский скульптор Анатолий Скнарин в 2010 году создал бронзовую группу, посвящённую Петру и Февронии - она находится в Ейске.
Скульптура Петра и Февронии в Ярославле. Константин Чернявский.
В самом деле, князь Пётр и княгиня Феврония жили в Муроме в начале XIII столетия, они правили в городе с 1204 по 1228 годы и были упомянуты в летописях под их иноческими именами Давид и Евфросиния, (ибо в конце жизни они оба удалились в монастыри), а также вошли в народные сказания в качестве примера супружеской любви и преданности, мудрости и благочестия.
Существуют реальные прототипы легендарных героев.
Устная версия легенды сложилась во второй половине XV века, а литературную форму она обрела впервые в середине XVI века (в связи с церковной канонизацией пары в 1547 году) в повести Ермолая-Еразма (Ермолай Прегрешный, 10-е годы - сер.16 в.), известного писателя и публициста времени Ивана Грозного (1530-1584). Это произведение является признанным сокровищем древнерусской литературы. Повесть должна была стать жизнеописанием святых для включения его в соответствующий сборник текстов, она так и называется: "Повесть о житии святых новых чудотворцев муромских, благоверного, и преподобного, и достохвального князя Петра, наречённого в иночестве Давидом, и супруги его, благоверной, и преподобной, и достохвальной княгини Февронии, наречённой в иночестве Евфросинией. Благослови, отче." Но законченная работа не пригодилась для этой цели, т.к. автор включил в неё многие художественные подробности. Как литературное произведение повесть Ермолая-Еразма получила широкое хождение и неоднократно переиздавалась. В середине двадцатого века историю муромских супругов пересказал писатель Алексей Ремизов (1877-1957), который создал повествование "О Петре и Февронии муромских", наполненное живыми яркими образами и духом народных сказаний.
Сюжет повести о Петре и Февронии
В начале 13 века в городе Муроме правил благоверный князь Павел. Он был добрым и справедливым правителем, но случилась в его семье одна беда: дьявольский змей стал по ночам летать к его жене и склонять её к бесчестию, и у неё не было сил противостоять ему. Змей имел обыкновение принимать облик Павла. Это повторялось много раз, и однажды жена рассказала обо всём своему супругу. Князь стал искать способ, как ему справиться со змеем, но ничего не мог придумать. Тогда он сказал жене, чтобы она подольстилась к змею и выпытала у него, от чего тот может умереть. Когда змей прилетел к ней снова, она постаралась сделать так, чтобы он открыл ей свою тайну. Он сказал: "Смерть моя - от Петрова плеча, Агрикова меча" (Агрик - богатырь из древнерусского эпоса). Жена передала эти слова своему мужу, и он стал раздумывать, что бы это значило. Павел решил открыться своему младшему брату Петру и рассказал ему о словах змея. Однажды, когда Пётр в одиночестве молился в церкви, ему явился отрок и показал место в алтарной стене, где хранился Агриков меч. Пётр взял этот меч и вскоре убил змея, но на него попала змеиная ядовитая кровь, от чего он весь покрылся струпьями. Победив самого змея, Пётр не мог победить причинённую им болезнь, и никто не мог исцелить его. И вот один юноша сказал ему, что в селе Ласково, что недалеко от Рязани находится, живёт мудрая дева, которая умеет лечить всякие трудные болезни. Пётр вместе с приближёнными из последних сил отправился в Ласково. Дева, которую звали Февронией, согласилась вылечить князя, но поставила такое условие, что лечение будет иметь силу, если князь женится на ней. (Она сразу поняла будущее: только с нею князь будет здоров и телом и душой). Князь согласился, и дева приготовила мазь, сказав, чтобы князь намазал ею всё своё тело, кроме одного струпа. Наутро князь поправился, обрадовался и засобирался в обратный путь, не придав значения своему обещанию, данному простой девушке, дочери бортника (сборщика мёда). Подарки его она не приняла. Пётр вернулся в Муром, но вскоре почувствовал, что болезнь возвращается к нему. Пришлось ему снова отправиться в Ласково, на поклон к Февронии, и она опять вылечила его, а он с ней обвенчался. Супруги прибыли в Муром и зажили в согласии и благочестии. Вскоре князь Павел скончался, и Пётр стал править городом. Жёны его придворных невзлюбили княгиню Февронию за то, что властвует над ними дочка бортника. Они подговорили своих мужей обратиться к князю Петру с просьбой, чтобы тот прогнал Февронию, дав ей достаточно богатства, и взял себе другую жену, подобающего происхождения. Пётр отослал их к Февронии: что она сама скажет? Княгиня ответила, что готова уйти, если ей позволят взять с собой только то одно, что ей нужно: своего супруга. Петра спросили, хочет ли он этого. Помня, что говорится в Божиих заповедях о супружестве, он решил, что ему нельзя расстаться с Февронией, и дал согласие уйти вместе с ней. Вскоре они, с несколькими преданными слугами, сели на суда и поплыли по реке Оке в поисках нового пристанища. Всё это время Феврония старалась утешить и ободрить супруга, обещая ему, что будут они жить лучше прежнего. Однажды вечером сошли они на берег, чтобы переночевать и приготовить себе пищу. Повар воткнул в землю две рогатые палки, чтобы на перекладину повесить котёл. Феврония говорила мужу, что Бог не оставит их и пошлёт им своё благословение. Она указала Петру на эти сухие ветки, предсказав, что наутро они будут зелёными деревьями. Утром встали и увидели, что всё так и случилось. Пётр понял этот знак: с ними сами так будет. И только они приготовились отправиться дальше по реке, как к ним прибыли бояре из Мурома просить их вернуться. Они умоляли их снова принять правление в городе, т.к. без них в городе разразились междоусобицы - каждый из вельмож хотел взять власть в свои руки - и было убито много народа. Пётр и Феврония, не помня зла, вернулись в свой город и стали править там по-доброму, по справедливости, и жить благочестиво, в любви и согласии. Остаток жизни оба решили провести в молитвах, вступив в монастыри: он - в Богоявленский, что в самом городе находился, она - в Крестовоздвиженский, за городом. В монашестве они приняли имена Давида и Евфросинии. Думая друг о друге, они просили Бога, чтобы он послал им смерть в один и тот же час, и завещали людям похоронить их в едином каменном гробу, с перегородкой посередине, который Пётр для них приготовил. Когда пришёл срок им покинуть этот мир, Феврония как раз сидела и вышивала для храма "воздух", покрывало для жертвенной чащи, когда получила от Петра весть: "Возлюбленная сестра моя Евфросиния, чувствую свой конец и жду тебя, чтобы уйти вместе." Она ответила: "Подожди немного, мне надо работу мою закончить". "Подожду" - передал ей Пётр, а через какое-то время снова прислал весть: "Не могу больше ждать", а она: "Ещё чуть-чуть осталось". "Не жду, ухожу." - в третий раз дал знать ей знать Пётр. Тогда она ответила: "Иду!", воткнула иголку в воздух, обернув вокруг неё нитку, и с молитвой отошла вслед за Петром. Люди не решились положить в один гроб монаха и монахиню, хотя и помнили об их желании покоиться вместе. Поэтому их похоронили порознь: Петра положили в городском соборе, а Февронию - в монастыре за городом, у церкви Воздвижения. Двойной же гроб, также находящийся в соборе в городе, оставили пустым. Наутро увидели, что отдельные гробы опустели, а тела почивших лежат вместе в общем гробу, в соборе. Люди удивились, но снова переложили их в отдельные гробы, а утром опять нашли их лежащими рядом друг с другом. После того люди уже не разлучали их и оставили покоиться вместе в соборе Рождества Богородицы, как сказано в повести (по летописям - в крипте Борисоглебского собора, т.к. на тот момент Рождественский собор ещё не был возведён в городе).
"И всякий раз на Москве, в день их смерти, Петра и Февронии,
на литии лебедь-колокол разносил весть из Кремля по русской земле
о неразлучной любви, человеческой волей нерасторжимой."
А. М. Ремизов, "О Петре и Февронии муромских"
В XV веке мощи супругов были перенесены (возможно, 8 июля - отсюда дата почитания) из старого Борисоглебского собора в построенный к тому времени деревянный собор Рождества Богородицы. В 1565 году, по распоряжению царя Ивана Грозного, на этом месте был построен каменный собор Рождества Богородицы. В 1799 году мощи святой четы были переложены из каменной раки в кипарисовую на мраморном подножии, под золочёной сенью. Они пребывали в кафедральном Рождественском соборе до 1921 года, когда, при советской власти, их оттуда изъяли и выставили в качестве экспоната в местном музее. В 1970-х годах мощи были убраны в хранилище музея. В 1989 году их перенесли в Благовещенский собор, где они находились три года, после чего, 19 сентября 1992 года, они были торжественно установлены в Троицком соборе. В Москве икона и частица мощей святых Петра и Февронии находится в храме Вознесения Господня ("Малое Вознесение") на Большой Никитской улице.
Во многих городах мира живут собственные истории о влюбленных, где-то им даже установлены памятники.
Презентации учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона
Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...
7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"
К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...
Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...
Открытый урок литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"
Материал содержит мультимедийный урок, урок-виртуальное путешествие "Поветь о Петре и Февронии Муромских. Судьба и характер героев"....
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Урок литературы в 7 классе, раздел "Древнерусская литература", презентация к уроку. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Прославление любви и верности, фольклорные мотивы. Знаком...
История Петра и Февронии
В презентации расказывается о Петре и Февронии и об истории праздника Дня семьи, любви и верности. risunok1.jpg...
повесть о Петре и Февронии МуромскихПовесть о Петре и Февронии Муромских
Детальный анализ...