Ролевая игра "Создай газету"
статья по литературе (7 класс) по теме
С 2005 года в гимназии выпускается газета "Гимназист". Каждый год в пресс-центр приходят инициативные юнкоры, желающие создавать, искать новое. В данной статье классным руководителям гимназии предлагается на классном часе провести ролевую игру "Создай газету" и увидеть юных журналистов, желающих воплощать свои мечты и идеи в школьных СМИ,
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мархасева Е.О.,
Пашкова Н.В.
Ролевая игра «Создай газету».
В современном обществе объём получаемой человеком информации постоянно увеличивается. Чтобы быстро ориентироваться в новой ситуации, необходимо уметь работать с информацией – искать, анализировать, оценивать и использовать по своему усмотрению. В связи с этим одна из задач современной школы – обучить ребёнка данным навыкам, чтобы в дальнейшем он мог применять их в самостоятельной взрослой жизни. Сегодня от выпускников школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник смог применять полученные знания на практике. Наиболее удобной формой для обучения детей является создание ролевой модели, которая способна в игровой форме помочь детям обрести необходимые навыки. Одна из таких форм – создание школьной или классной газеты.
Всякая творческая деятельность лишь тогда обретает смысл и вдохновляет автора, когда работа пишется для людей, когда мысли и чувства автора, его суждения кому-то интересны, кого-то могут взволновать. Адресатом может быть одноклассник, учитель, родители и даже жители родного города.
В нашей гимназии уже 3 года печатается газета «Гимназист». Поначалу приходилось нелегко: нужно было осваивать компьютерные программы Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, на уроках развития речи изучать правила написания сочинений публицистических жанров.
Сегодня в газете трудится сплочённый коллектив, куда входят ученики 10А, 7А, 11Б, 5В классов. Каждый ученик выполняет свою роль: Власенко Алёна, осуществляет компьютерную вёрстку газеты, корреспонденты Маркова Ольга, Ремнёва Ульяна, Пестова Валерия, Дзецина Юлия, Байдакова Евгения, Лютая Александра собирают материал для очередного номера. Все статьи тщательно просматривает и рекомендует для печати Белявская Виктория, наш главный редактор, за печать отвечают Золотухин Валентин и Хоменко Даниил. А распространяют свежие номера «Гимназиста» Курушкин Антон и Смирнова Александра. Как видите, у каждого своя роль.
Новые технологии в СМИ требуют технической подкованности. Так что журналистика сегодня призывает нас к глубокому пониманию сложных явлений в обществе (в нашем случае – гимназии) и своей роли в нём.
А всему этому не только можно, но и нужно научиться, чтобы раскрыть свой внутренний творческий потенциал. Игру «Создай газету» может провести классный руководитель на классном часе. Ребята научатся работать в группах, отстаивать свою точку зрения, воплощать свои смелые фантазии в жизнь.
Классный час в форме игры «Создай газету».
Для того чтобы создать творческую атмосферу, настроить ребят на интересную работу, проводим игру «Знакомство». «Но ведь ребята знакомы друг с другом, учатся в одном классе?» - скажете вы. Это, конечно, так. Но ведь у многих журналистов есть псевдоним. Поэтому каждый участник называет своё имя и творческий псевдоним-прилагательное, начинающийся на ту же букву, что и имя. Последующий называет имя и псевдоним предыдущего и своё – это игра развивает внимание, что просто необходимо в работе корреспондента.
Далее классный руководитель предлагает создать автопортрет или портрет журналиста. Данная работа может проводиться в группах. Она позволяет ученику критически взглянуть на себя со стороны. На листах формата А4 учащимся нужно записать слабые и сильные стороны юного журналиста. По окончании работы представитель группы комментирует созданный портрет. Итог – создание «Кредо юного журналиста». В данной работе можно использовать кредо молодого журналиста, принятого на Втором областном фестивале Юных журналистов, проходившем в Балтийске в 2009 году. (Приложение 1).
Продолжая занятие, классный руководитель вырабатывает с учащимися платформу для совместной деятельности и по желанию учатся писать репортаж, или заметку, или интервью. (Приложение 2 – создание интервью). Один из самых важных моментов этого задания – самоанализ работы:
- Удалось ли добиться поставленной цели?
- Что показалось наиболее интересным, удачным?
- Нужно ли что-то изменить в вашей статье?
Ребята написали свои статьи. У каждой группы учащихся на столе лежит журнал или газета. Учитель задает вопрос: «Что вы читаете в газете или журнале в первую очередь?» Конечно, заголовок! Оказывается, при написании заголовка надо знать определенные правила, потому что это - «поэзия журналистики».
1. Знакомство ребят с золотыми правилами написания заголовков:
- заголовок должен отражать суть текста;
- соответствовать содержанию статьи;
- привлекать внимание читателя;
- пробуждать интерес прочитать всю статью;
- быть корректным.
2. Далее учащиеся подбирают заголовок к собственной статье и представляют их на суд одноклассников.
3. Современного читателя особенно сильно привлекают иллюстрированные журналы и газеты. Учитель рассказывает ребятам, как правильно подписать фотографию и разместить её в нужном месте. Подписи к фотографиям должны быть информативными, но не оставлять места для домыслов.
Удачно | Неудачно |
- в подписи к снимкам правильно указана фамилия героя статьи, его должность - подпись к фото несёт дополнительную информацию - приведена цитата из высказывания | - отсутствие подписи к фото - люди, изображённые на снимке, не имеют имён - имена подписаны неверно - подпись к фото не имеет никакой смысловой привязки к тексту |
Заключительный этап занятия: предлагаем ребятам создать газетную полосу. Для этого открываем программу Microsoft Office Publisher, набираем текст (в это время остальные ребята работают над иллюстративным материалом к заметке) и вставляем в электронный макет свои статьи.
Таким образом, в течение трёх-четырёх занятий ребята смогут создать собственную газету.
Приложение 1
II областной фестиваль школьных СМИ «Янтарные крылья»
КРЕДО МОЛОДОГО ЖУРНАЛИСТА
1. Целеустремленность, упрямство и настойчивость, настырность
2. Правдивость и объективность
3. Эрудированность, начитанность
4. Приветливость и обаяние, коммуникабельность
5. Ответственность за каждое слово
6. Смелость
7. Артистизм
8. Неравнодушие
9. Толерантность
10. Мобильность
Приложение 2
Сейчас мы с вами поучимся писать интервью. С этой целью предложим нескольким ребятам из класса стать интервьюерами. (Каждой группе раздаются листы с вопросами).
- знаменательная для меня дата (день рождения…);
- важное для меня место (школа, место рождения…);
- яркие эпизоды из жизни, связанные с образованием (начальная школа, встреча с первым учителем, любимый/нелюбимый предмет…);
- образец для подражания;
- два важных человека в моей жизни;
- неразрешённый конфликт;
- самое важное в моей жизни в данный момент;
- символ, рисунок, визуально символизирующий ваш характер;
- хобби / интерес.
Затем проводим самоанализ интервью:
- Правильно ли сформулированы вопросы в вашем интервью?
- Удалось ли вам добиться достичь глубины?
- Нужно ли что-то изменить в вашей манере ведения интервью?
- Управляю ли я ходом интервью или объект интервью верховодит мной?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Tumblr une annonce sur les animaux из газеты "Le Monde" работа с газетами
Работа для 7-10 классов по теме "Животные. Об отношении к животным" из газеты "Le Monde"....
Публикация стихотворения "Сөйләшик без бары татарча" в газете "Чистай хәбәрләре", в газете "Көмеш кыңгырау"
Стихотворение собственного сочинения, призывающее к любви родного языка....
Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.
Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....
школьная газета "Наша газета" - "Игла - жестокая игра"
проект школной газеты...
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)
Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о медиаобразовательных умениях работы с информацие...
Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"
Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ...
Школьная газета "Школьные ведомости". Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: shkolnyye_vedomosti https://www.instagram.com/shkolnyye_vedomosti?r=nametag.Главный редактор газеты : Бахарчиева Л.Д.
Школьная газета “Школьные ведомости"Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходится без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подро...