Ролевая игра "Создай газету"
статья по литературе (7 класс) по теме

С 2005 года в гимназии выпускается газета "Гимназист". Каждый год в пресс-центр приходят инициативные юнкоры, желающие создавать, искать новое. В данной статье классным руководителям гимназии предлагается на классном часе провести ролевую игру "Создай газету" и увидеть юных журналистов, желающих воплощать свои мечты и идеи в школьных СМИ,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мархасева Е.О.,

Пашкова Н.В.

Ролевая игра «Создай газету».

В современном обществе объём получаемой человеком информации постоянно увеличивается. Чтобы быстро ориентироваться в новой ситуации, необходимо уметь работать с информацией – искать, анализировать, оценивать и использовать по своему усмотрению. В связи с этим одна из задач современной школы – обучить ребёнка данным навыкам, чтобы в дальнейшем он мог применять их в самостоятельной взрослой жизни. Сегодня от выпускников школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник смог применять полученные знания на практике. Наиболее удобной формой для обучения детей является создание ролевой модели, которая способна в игровой форме помочь детям обрести необходимые навыки. Одна из таких форм – создание школьной или классной газеты.

Всякая творческая деятельность лишь тогда обретает смысл и вдохновляет автора, когда работа пишется для людей, когда мысли и чувства автора, его суждения кому-то интересны, кого-то могут взволновать. Адресатом может быть одноклассник, учитель, родители и даже жители родного города.  

В нашей гимназии уже 3 года печатается газета «Гимназист». Поначалу приходилось нелегко: нужно было осваивать компьютерные программы Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, Microsoft Office Publisher, на уроках развития речи изучать правила написания сочинений публицистических жанров.

Сегодня в газете трудится сплочённый коллектив, куда входят ученики 10А, 7А, 11Б, 5В классов. Каждый ученик выполняет свою роль: Власенко Алёна, осуществляет компьютерную вёрстку газеты, корреспонденты Маркова Ольга, Ремнёва Ульяна, Пестова Валерия, Дзецина Юлия, Байдакова Евгения, Лютая Александра собирают материал для очередного номера. Все статьи тщательно просматривает и рекомендует для печати Белявская Виктория, наш главный редактор,  за печать отвечают Золотухин Валентин и Хоменко Даниил. А распространяют свежие номера «Гимназиста» Курушкин Антон и Смирнова Александра. Как видите,  у каждого своя роль.

Новые технологии в СМИ требуют технической подкованности. Так что журналистика сегодня призывает нас к  глубокому пониманию сложных явлений в обществе (в нашем случае – гимназии) и своей роли в нём.

А всему этому не только можно, но и нужно научиться, чтобы раскрыть свой внутренний творческий потенциал. Игру «Создай газету» может провести классный руководитель на классном часе. Ребята научатся работать в группах, отстаивать свою точку зрения, воплощать свои смелые фантазии в жизнь.

Классный час в форме игры «Создай газету».

Для того чтобы создать творческую атмосферу, настроить ребят на интересную работу,  проводим игру «Знакомство». «Но ведь ребята знакомы друг с другом, учатся в одном классе?» - скажете вы. Это, конечно, так.  Но ведь у многих журналистов есть псевдоним. Поэтому каждый участник называет своё имя и творческий псевдоним-прилагательное, начинающийся на ту же букву, что и имя. Последующий называет имя и псевдоним предыдущего и своё – это игра развивает внимание, что просто необходимо в работе корреспондента.

Далее классный руководитель предлагает создать автопортрет или портрет журналиста. Данная работа может проводиться в группах. Она позволяет ученику критически взглянуть на себя со стороны. На листах формата А4 учащимся нужно записать слабые и сильные стороны юного журналиста. По окончании работы представитель группы комментирует  созданный портрет. Итог – создание «Кредо  юного журналиста». В данной работе можно использовать кредо молодого журналиста, принятого на Втором областном фестивале Юных журналистов, проходившем в Балтийске в 2009 году. (Приложение 1).

Продолжая занятие, классный руководитель вырабатывает с учащимися платформу для совместной деятельности и по желанию учатся писать репортаж, или заметку, или интервью. (Приложение 2 – создание интервью). Один из самых важных моментов этого задания – самоанализ работы:

- Удалось ли добиться поставленной цели?

- Что показалось наиболее интересным, удачным?

- Нужно ли что-то изменить в вашей статье?

Ребята написали свои статьи. У каждой группы учащихся на столе лежит журнал или газета. Учитель задает вопрос: «Что вы читаете в газете или журнале в первую очередь?» Конечно, заголовок! Оказывается, при написании заголовка надо знать определенные правила, потому что это - «поэзия журналистики».

1. Знакомство ребят с золотыми правилами написания заголовков:

- заголовок должен отражать суть текста;

- соответствовать содержанию статьи;

- привлекать внимание читателя;

- пробуждать интерес прочитать всю статью;

- быть корректным.

2.  Далее учащиеся подбирают заголовок к собственной статье и представляют их на суд одноклассников.

3. Современного читателя особенно сильно привлекают иллюстрированные журналы  и газеты. Учитель рассказывает ребятам, как правильно подписать фотографию и разместить её в нужном месте. Подписи к фотографиям должны быть информативными, но не оставлять места для домыслов.

Удачно

Неудачно

- в подписи к снимкам правильно указана фамилия героя статьи, его должность

- подпись к фото несёт дополнительную информацию

- приведена цитата из высказывания

- отсутствие подписи к фото

- люди, изображённые на снимке, не имеют имён

- имена подписаны неверно

- подпись к фото не имеет никакой смысловой привязки к тексту

Заключительный этап занятия: предлагаем ребятам создать газетную полосу. Для этого открываем программу Microsoft Office Publisher, набираем текст (в это время остальные ребята работают над иллюстративным материалом к заметке) и вставляем в электронный макет свои статьи.

Таким образом, в течение трёх-четырёх занятий ребята смогут создать собственную газету.

Приложение 1

II областной фестиваль школьных СМИ «Янтарные крылья»

КРЕДО МОЛОДОГО ЖУРНАЛИСТА

1.       Целеустремленность, упрямство и настойчивость, настырность

2.       Правдивость и объективность

3.       Эрудированность, начитанность

4.       Приветливость и обаяние, коммуникабельность

5.       Ответственность за каждое слово

6.       Смелость

7.       Артистизм

8.       Неравнодушие

9.       Толерантность

10.    Мобильность

Приложение 2

Сейчас мы с вами поучимся писать интервью. С этой целью предложим нескольким ребятам из класса стать интервьюерами. (Каждой группе раздаются листы с вопросами).

- знаменательная для меня дата (день рождения…);

- важное для меня место (школа, место рождения…);

- яркие эпизоды из жизни, связанные с образованием (начальная школа, встреча с первым учителем, любимый/нелюбимый предмет…);

- образец для подражания;

- два важных человека в моей жизни;

- неразрешённый конфликт;

- самое важное в моей жизни в данный момент;

- символ, рисунок, визуально символизирующий ваш характер;

 - хобби / интерес.

 Затем проводим самоанализ интервью:

- Правильно ли сформулированы вопросы в вашем интервью?

- Удалось ли вам добиться достичь глубины?

- Нужно ли что-то изменить в вашей манере ведения интервью?

- Управляю ли я ходом интервью или объект интервью верховодит мной?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Tumblr une annonce sur les animaux из газеты "Le Monde" работа с газетами

Работа для 7-10 классов по теме "Животные. Об отношении к животным" из газеты "Le Monde"....

Публикация стихотворения "Сөйләшик без бары татарча" в газете "Чистай хәбәрләре", в газете "Көмеш кыңгырау"

Стихотворение собственного сочинения, призывающее к любви родного языка....

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО СОЗДАНИЮ ГИМНАЗИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (на примере школьной газеты «Overheard»)

Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о  медиаобразовательных умениях работы с информацие...

Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"

Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ...

Школьная газета "Школьные ведомости". Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: shkolnyye_vedomosti https://www.instagram.com/shkolnyye_vedomosti?r=nametag.Главный редактор газеты : Бахарчиева Л.Д.

Школьная газета “Школьные ведомости"Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходится без выпуска собственной газеты, журнала. Дети и подро...