Приём "Фишбоун" в работе над литературным произведением
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Приём РКМ "Фишбоун" в работе над литературным произведением (на примере повести В.К.Железникова "Чучело")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyom_fishboun_v_rabote_nad_literaturnym_proizvedeniem.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением

        

Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость».

Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.

        В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально:

       причины

вывод

проблема

           факты, аргументы

        В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

        Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания.        «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом художественного произведения, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

  1. Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  2. Извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)
  3. Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы
  4. Согласование и координация личной деятельности с другими  участниками при совместной работе

        При обсуждении повести В.К.Железникова «Чучело» возникли вопросы: «А что такое коллектив? Можно ли одноклассников Лены Бессольцевой назвать коллективом?» В ходе работы со словарями и Интернет-источниками обучающиеся проанализировали определение коллектива и пришли к выводу, что коллективом считается группа лиц, объединённых общей работой на благо общества, общими интересами. Для ответа на второй вопрос был использован приём «фишбоун». В голове зафиксировали вопрос: «Можно ли о…». На верхних косточках записывали совместные мероприятия, на нижних – наблюдения над тем, приносит ли совместная деятельность благо обществу и все ли согласны принимать участие в этих мероприятиях. Получили следующий результат:

  1. Самостоятельное зарабатывание на поездку в Москву – это желание быть самостоятельными, не зависеть от родителей, но работать не хотят Шмакова («А мне родители вообще запретили работать…»), Рыжий («Какая ещё работа, завтра же каникулы!»), Лохматый («У нас слабый организм!»), Валька («Я не ломовая лошадь, чтоб бесплатно вкалывать. У нас государство богатое»),  но подчиняются лидеру (Димке Сомову)
  2. Побег с урока в кино – прямой срыв учебного процесса! Миронова и Васильев против, Шмакова и Попов отсиживаются под партой в классе, но Петька (брат Вальки) произносит: «…меньшинство должно уступить – таков закон коллектива». Лохматый восторженно заявляет, что «сила – это главное» и взяв на руки Железную Кнопку под общий хохот выносит из класса…
  3. «Наказание» предателя (Лены Б.) – Миронова объявляет бойкот предателю, и начинается травля… Такое «мероприятие» никак не назовёшь положительным, то есть приносящим благо обществу. Несмотря на то, что, на первый взгляд, именно в этом «мероприятии» участвуют с удовольствием все, в нём также обнаруживаются «пробелы»: Васильев приходит к Лене домой, чтобы поговорить; Димка Сомов несколько раз встречается с Леной за спиной у одноклассников и обещает ей во всём признаться, но не находит в себе силы сделать это…
  4. День рождения Сомова… и т. Д.

        Проанализировав таким образом текст повести, ребята приходят к выводу, что одноклассники Лены живут, руководствуясь девизом: «Сила – это главное», а значит, они – не коллектив, так как их деятельность не приносит пользу обществу.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система работы над литературным произведением в старших классах коррекционной школы"

Данный материал познакомит с литературными произведениями, с которыми учащиеся знакомятся в старших классах и познакомит с рекомендациями в работе над этими произведениями....

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида

В статье рассказывается о системе  работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

на тему "Технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения"

Автор делится с опытом своей работы над текстом литературных произведений на нравственную тему...

Методическая разработка "Методы работы с литературными произведениями для школ с углубленным изучением английского языка"

Методическая разработка "Методы работы с литературными произведениями для школ с углубленным изучением английского языка"...

Педагогические технологии и методики, используемые в работе с литературными произведениями на уроках чтения в коррекционной школе

Данный материал является представлением опыта работы учителя чтения и развития речи на заседании методического объединения учителей, работающих в школе-интернате для детей с ОВЗ, по теме " Педаго...