Проектный урок – презентация по литературе в 10 классе
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме
Тема:« Среди милых москвичей» , посвященный московскому периоду жизни и творчества великого русского писателя А.П.Чехова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы
высшей категории ВСОШ № 36
Герман Н.Д. / г. Москва/
Проектный урок – презентация по литературе в 10 классе
Тема: « Среди милых москвичей» , посвященный московскому периоду жизни и творчества великого русского писателя А.П.Чехова.
Описание проекта
Тема представляемого проекта не случайна. Во-первых, накануне 865-летия города Москвы , во-вторых, по учебно-тематическому плану в 10 классе изучается творчество А.П.Чехова , который в Москве и о Москве написал множество произведений и многие посвятил своему любимому городу. Речь пойдет о таком важном нравственном понятии, как патриотизм и гуманизм.
При изучении любого литературного произведения я всегда стараюсь обращаться к личному опыту учащихся. При подготовке к урокам я всегда стараюсь создать такие условия , при которых была бы возможность для учащихся личностного присвоения проблемы , поднятой писателем, т.к. если проблемная ситуация , созданная воображение художника , проецируется на собственную жизнь ребенка, то воспринимается она учениками совершенно иначе, и понятие гуманистического пафоса произведения наполняется совсем иным смыслом.
Передо мной стояла важная задача , как из области абстрактных представлений понятие гуманизма перевести в область конкретных жизненных реалий.
Данную задачу помогает решить в силу своей сути метод учебных проектов , поскольку он , во-первых, ориентирован на личность учащихся , а во-вторых, при его реализации личностное присвоение проблемы ставится во главу угла. Кроме того , он позволяет реализовать основные задачи обобщающего урока. Так и возникла идея создания предлагаемого проекта.
Данный проект предлагается использовать на уроках литературы при изучении творчества А.П.Чехова в 10 классе. / Возможно использовать ко Дню города/.
Его рекомендуется проводить в рамках классно-урочной системы , что определяет и место его в учебном плане , и время его проведения.
Тема учебно-тематического плана
В государственной программе по литературе изучение творчества А.П.Чехова начинается с темы : «Жизнь и творчество А.П.Чехова. Особенности рассказов 80-90гг.
Проблематика и поэтика рассказов». Работая по урочному планированию , я
сформировала тему урока таким образом , чтобы приобщить ее к 865-летию Москвы ,
т.к. Москва для каждого из нас это не только столица России и город , где мы живем , но вся наша жизнь, культура,
религия, гордость , любовь … Мы все любим Родину- Россию , но москвичи любят свою малую родину особенно , как любил ее и А.П.Чехов – великий русский писатель,
как любим ее и мы . Итак, «Среди милых москвичей» , т.е. среди нас с вами.
(Два урока посвящены проблеме : любим ли мы свой город так , как любил ее А.П.Чехов , в чем должна заключаться любовь к своей Родине , к городу , где ты родился или живешь и что ты можешь сделать для процветания ее; отличается ли облик Москвы чеховской от современной и чем именно он отличается ; похожи ли москвичи современные на тех , что жили во времена писателя ; какие проблемы были у Москвы и москвичей того времени и нынешнего…).
Оборудование урока:
- Мультимедиа:
- Портрет А.П.Чехова- художник И.Э.Браз (1988г.) ;
- Подмосковная усадьба Мелихово;
- Москва 90-х годов прошлого века и современная Москва.
ЭПИГРАФЫ: « …прилечу в Москву на крыльях, она мне очень понравилась!» ; « …Я ужасно полюбил Москву. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из нее. Я навсегда москвич» . /1881г.-гимназическому товарищу/.
- выставка книг разных изданий о А.П.Чехове;
Цели проекта:
Образовательные:
- развить и углубить знания о московском периоде жизни и творчества А.П.Чехова;
- дать представление о системе взаимодействия искусства с жизнью;
- развить умения и навыки работы с текстом литературного произведения, определяя его идейный замысел ;
Воспитательные:
- развить умения адаптироваться к действительности;
- пробудить стремление к выражению своего отношения к действительности;
- формировать адекватное восприятие явлений действительности и искусства ;
- формировать у учащихся целостную картину мира;
Развивающие:
- развивать умение взаимодействовать в группе и групповой деятельности;
- развивать умение самовыражения через культуру речи ;
- развивать умение предъявлять продукт своей деятельности;
Учебно-педагогические задачи:
- активизировать творческие способности учащихся;
- усилить интерес к предмету;
- развивать коммуникативные умения учащихся;
Развитие общеучебных навыков , необходимых учащимся для самостоятельной работы:
- умение анализировать имеющийся материал, опираясь на примеры из окружающей действительности и используя свой жизненный опыт;
- умение самостоятельно работать;
- умение мыслительной деятельности;
Развитие специфических умений и навыков , необходимых учащимся для работы в проекте :
- умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать целесообразные;
- внимание и интерес к творческим усилиям товарищей;
- умение видеть проблемы , определять цели и задачи работы;
- умение структурирования информации;
Возраст учащихся: 16-30 лет ( 10 класс );
Режим работы: 2 спаренных урока;
Предполагаемые приращения:
- новое содержание по теме , не абстрактное ,а конкретное , эмоциональное , как говорил А.С.Пушкин: «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…
Как много в нем отозвалось…»;
- развитие навыков в постановке и формулировке проблемы ;
- личностная мотивация выбора;
Результат проекта нацелен , во-первых, на расширение и конкретизацию понятия патриотизма и , во-вторых , на социализацию учащихся и их адаптацию к окружающей действительности;
Статус учебного проекта:
Автор-разработчик – учитель русского языка и литературы высшей категории
Герман Н.Д.
Апробирован в 10 классе ВСОШ №36 в 2012 году.
Данный проектный урок начинает серию уроков , посвященных изучению творчества А.П.Чехова раннего периода - 80-90 гг.что особое
На предыдущем уроке рассматривалась биография писателя , где подчеркивалось , что особое место в творчестве А.П.Чехова было отведено московскому периоду , когда было написано им множество произведений , посвященных , в первую очередь, москвичам , их личной и общественной жизни , описанию быта и нравов москвичей , их укладу повседневной жизни , который , несомненно , отличается от других жителей России. Недаром А.С.Грибоедов в своей комедии « Горе от ума» писал , что на «всех московских есть особый отпечаток». На этих двух уроках учащиеся должны понять , какой же «отпечаток» есть на москвичах , чем они отличаются от жителей других городов России , их существенные отличия как в положительном , так и отрицательном смысле.
Чтобы решить все проблемы, заявленные этим проектом , нами были изучены и осмыслены ряд произведений писателя , написанных в Москве , о Москве и москвичах, дана оценка прочитанному на основе собственного жизненного опыта , приведены примеры из окружающей действительности , сделаны выводы , сопоставлены две реальности – чеховская и современная. И надо будет ответить на вопросы : в чем особенность москвичей и что значит Москва для каждого из нас; что изменилось в ней в лучшую ( худшую) сторону ; что ты хотел бы изменить ; какая Москва вам больше нравится - Чеховская или современная и почему.
Двум группам учащихся давались задания , которые моделируют две жизненные ситуации : того времени и нынешнего.
Каждая группа готовила материал «за» и «против» , анализировала и аргументировала свои ответы на вопросы./ Заранее читается ряд произведений и публицистических статей о Москве и московской жизни /.
В конце урока две группы в виде телепередачи выступали с презентацией своих материалов.
Презентация получилась яркой и интересной.
Первая группа собирала материал по Чеховской Москве ( по рассказам , публицистическим статьям , фельетонам , очеркам и письмам писателя ).
ВЫВОДЫ: Москва – это большой многонаселенный город , где живут люди разных национальностей , много приезжающих на заработки из других населенных пунктов, много иностранцев. В Москве живут люди с разным доходом , с различными бытовыми проблемами. Есть богатые и бедные , процветает воровство, проституция. Суета. Пьянство , нищета , безжалостное использование детского труда, бескультурие москвичей , которые не знают о своем городе ничего
/Материал взят из статей : «Осколки московской жизни», « В Москве», «Наше нищенство», « Гулянье в Сокольниках , из рассказов : «Припадок», «Глупый француз», «Ванька», «Свадьба с генералом», «Мужики». « Рыбье дело», «Дама с собачкой» - 1898г.,где главный герой возвращается в Москву , повесть « Три года» - о приметах Москвы.
Вторая группа собирала материал о современной Москве.
ВЫВОДЫ: Москва нынешняя – это огромный многомиллионный мегаполис, где много приезжих на заработки людей из разных стран, но национальной вражды нет. Москва на окраинах - грязная , многих сейчас волнуют только деньги , много криминала, проституция , коррупция , экологические проблемы.
Но с другой стороны – новый менталитет у молодежи – приоритет образования , устройство на хорошую престижную работу ; сохранение культурного наследия народа, религии.
ОБЩЕЕ: практически , одни и те же проблемы у Москвы и москвичей. Все любят свой родной город – столицу России . гордятся своим прошлым, своей многовековой культурой но хотят изменить и улучшить многое:
- чтобы везде была чистота и порядок ( от улиц и дворов – до подъездов домов );
- чтобы был решен жилищный вопрос ;
- чтобы власти заботились о повышении культурного уровня москвичей и приезжих – были доступные цены на билеты в театры, музеи.
- чтобы образование было доступно каждому и было бесплатным;
- чтобы не было криминала , и власти думали о каждом человеке , улучшали жизнь москвичей;
- чтобы не было нищих и бомжей;
- чтобы старикам и детям жилось хорошо;
- чтобы можно было москвичам без проблем устроиться на работу;
ВЫВОДЫ:
Таким образом , обсуждение вышло на государственный уровень. Но важно то , что учащиеся аргументировали выбор и способ решения проблемы.
Для меня важно то , что учащиеся самоутвердились и повысили личностную самооценку.
Подведя итог урока, я поблагодарила тех , кто проводил презентацию .Я пришла к выводу , что цель урока достигнута. Я оставила вопрос открытым , т.к. за каждой разгаданной тайной встает новая – еще более трудная и увлекательная , потому что художественные произведения неисчерпаемы и познание их бесконечно.
Комментарии
Проектный урок – презентация по литературе в 10 классе