Проектный урок – презентация по литературе в 10 классе
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Тема:« Среди  милых  москвичей»  , посвященный  московскому  периоду   жизни и  творчества  великого русского  писателя А.П.Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Учитель русского языка и литературы

                                                                                   высшей  категории ВСОШ  № 36

                                                                                   Герман Н.Д.  / г. Москва/

                                                                                 

                                   Проектный  урок – презентация  по  литературе  в  10  классе

Тема: « Среди  милых  москвичей»  , посвященный  московскому  периоду   жизни и  творчества  великого русского  писателя А.П.Чехова.

                                     Описание проекта

               Тема  представляемого проекта не случайна. Во-первых, накануне 865-летия  города Москвы , во-вторых, по учебно-тематическому  плану в 10 классе изучается творчество  А.П.Чехова , который в Москве  и  о  Москве  написал множество произведений  и  многие  посвятил  своему  любимому  городу. Речь  пойдет о таком важном нравственном  понятии, как  патриотизм и гуманизм.

               При изучении  любого  литературного произведения я всегда  стараюсь обращаться  к   личному опыту  учащихся.  При подготовке к урокам я всегда  стараюсь  создать  такие условия , при которых была бы возможность  для  учащихся  личностного  присвоения проблемы , поднятой писателем, т.к.  если  проблемная ситуация  , созданная  воображение художника , проецируется на собственную  жизнь  ребенка, то  воспринимается она  учениками  совершенно  иначе, и  понятие  гуманистического пафоса произведения  наполняется совсем иным  смыслом.

               Передо мной  стояла  важная  задача , как   из области  абстрактных  представлений  понятие гуманизма  перевести в область  конкретных жизненных реалий.

               Данную задачу  помогает решить  в силу своей сути метод  учебных проектов , поскольку  он , во-первых, ориентирован на личность  учащихся ,  а во-вторых, при его реализации личностное  присвоение  проблемы ставится  во главу угла. Кроме того , он  позволяет  реализовать  основные  задачи  обобщающего  урока. Так и возникла идея  создания  предлагаемого  проекта.

                Данный  проект  предлагается  использовать  на  уроках литературы  при  изучении творчества  А.П.Чехова  в  10  классе. / Возможно использовать  ко Дню города/.

Его рекомендуется проводить  в рамках  классно-урочной системы , что  определяет и место его в учебном плане , и время  его проведения.                                                                                                            

                                                                                                                                                                         

                             Тема  учебно-тематического  плана

        В государственной  программе по литературе изучение творчества А.П.Чехова  начинается с темы : «Жизнь и  творчество А.П.Чехова. Особенности  рассказов   80-90гг.

Проблематика и поэтика  рассказов». Работая  по  урочному  планированию ,  я  

сформировала тему  урока  таким  образом , чтобы  приобщить  ее  к  865-летию Москвы ,

т.к. Москва для каждого  из нас это не только столица  России  и город , где  мы  живем ,                       но  вся  наша  жизнь, культура,

религия, гордость , любовь … Мы все любим  Родину- Россию , но  москвичи любят  свою  малую родину  особенно , как любил ее  и  А.П.Чехов – великий  русский  писатель,

как любим ее и мы . Итак,   «Среди милых москвичей» , т.е. среди  нас  с вами.

                 (Два  урока  посвящены проблеме : любим ли мы  свой город  так , как  любил  ее  А.П.Чехов , в  чем должна  заключаться  любовь  к своей Родине , к городу , где ты  родился или живешь и что  ты можешь  сделать  для процветания ее;  отличается ли облик  Москвы  чеховской   от современной и чем именно он  отличается ; похожи ли  москвичи современные  на тех , что жили  во времена писателя ; какие проблемы  были у Москвы и москвичей того  времени  и нынешнего…).

 Оборудование  урока:

- Мультимедиа:

- Портрет А.П.Чехова- художник И.Э.Браз (1988г.) ;

- Подмосковная  усадьба Мелихово;

- Москва  90-х годов прошлого века и современная Москва.

  ЭПИГРАФЫ: « …прилечу  в Москву на крыльях, она мне  очень понравилась!» ; « …Я ужасно  полюбил Москву. Кто привыкнет  к  ней, тот   не  уедет из нее. Я  навсегда  москвич» . /1881г.-гимназическому товарищу/.

- выставка  книг разных  изданий  о А.П.Чехове;

Цели  проекта:

Образовательные:

- развить  и углубить  знания  о  московском  периоде  жизни  и творчества А.П.Чехова;

- дать представление  о системе  взаимодействия  искусства с  жизнью;

- развить  умения  и навыки работы  с  текстом литературного  произведения, определяя  его  идейный  замысел ;

Воспитательные:

- развить умения  адаптироваться к действительности;

- пробудить  стремление   к выражению  своего  отношения  к  действительности;

- формировать адекватное  восприятие  явлений  действительности и  искусства ;

- формировать у учащихся  целостную  картину  мира;

Развивающие:

- развивать  умение взаимодействовать   в группе  и групповой деятельности;

- развивать  умение самовыражения  через  культуру  речи ;

- развивать умение  предъявлять   продукт  своей  деятельности;

Учебно-педагогические  задачи:

- активизировать  творческие  способности  учащихся;

- усилить  интерес  к  предмету;

- развивать  коммуникативные  умения  учащихся;

Развитие  общеучебных  навыков , необходимых  учащимся  для  самостоятельной работы:

- умение  анализировать  имеющийся  материал,  опираясь  на примеры  из  окружающей  действительности  и  используя  свой  жизненный опыт;

- умение  самостоятельно  работать;

- умение  мыслительной деятельности;                                                                                

                                                                                                                                                   

Развитие  специфических умений  и навыков , необходимых учащимся для работы  в  проекте :

- умение синтезировать полученные  ЗУН и выбирать целесообразные;

- внимание  и  интерес  к  творческим  усилиям  товарищей;

- умение  видеть  проблемы , определять  цели  и  задачи  работы;

- умение структурирования  информации;

Возраст учащихся:  16-30 лет ( 10 класс );

Режим работы: 2 спаренных  урока;

Предполагаемые  приращения:

- новое  содержание  по  теме ,  не  абстрактное ,а  конкретное , эмоциональное , как говорил А.С.Пушкин: «Москва! Как  много в этом звуке для сердца  русского  слилось…

Как много в нем отозвалось…»;

- развитие навыков  в постановке  и формулировке  проблемы ;

- личностная  мотивация   выбора;

Результат  проекта  нацелен , во-первых,  на расширение  и конкретизацию  понятия  патриотизма и , во-вторых , на социализацию  учащихся   и их  адаптацию  к  окружающей действительности;

Статус  учебного  проекта:

Автор-разработчик – учитель  русского  языка  и  литературы  высшей  категории

Герман Н.Д.

 

Апробирован  в 10 классе  ВСОШ №36   в 2012 году.

                   

                 Данный  проектный  урок начинает  серию  уроков , посвященных изучению творчества А.П.Чехова раннего  периода - 80-90 гг.что особое

                 На  предыдущем уроке  рассматривалась  биография писателя , где  подчеркивалось , что  особое  место  в  творчестве А.П.Чехова  было отведено  московскому  периоду , когда  было  написано им  множество  произведений , посвященных , в первую очередь,  москвичам , их личной  и общественной  жизни , описанию  быта  и нравов  москвичей , их  укладу  повседневной жизни , который , несомненно ,  отличается  от других  жителей  России. Недаром А.С.Грибоедов в своей  комедии « Горе  от  ума» писал , что  на «всех московских  есть особый  отпечаток». На  этих двух  уроках  учащиеся должны  понять  ,  какой  же «отпечаток»  есть на москвичах , чем  они отличаются  от  жителей  других городов России , их  существенные  отличия  как  в положительном , так и отрицательном  смысле.

                 Чтобы решить  все  проблемы, заявленные этим  проектом , нами были  изучены и осмыслены   ряд произведений  писателя , написанных   в  Москве ,  о  Москве  и москвичах, дана   оценка  прочитанному  на  основе  собственного  жизненного  опыта , приведены  примеры  из  окружающей  действительности , сделаны  выводы , сопоставлены  две  реальности – чеховская и современная. И  надо будет  ответить на  вопросы :  в чем  особенность  москвичей и что  значит Москва для  каждого из нас; что изменилось  в ней  в лучшую ( худшую) сторону ;  что ты хотел бы  изменить ;  какая Москва вам  больше  нравится -  Чеховская или  современная и почему.

                 Двум  группам  учащихся  давались задания , которые  моделируют  две  жизненные  ситуации : того времени  и  нынешнего.

                 Каждая группа готовила  материал «за»  и  «против» , анализировала  и  аргументировала   свои  ответы  на  вопросы./  Заранее  читается ряд произведений  и  публицистических  статей  о Москве и московской жизни /.

                В  конце  урока  две  группы  в виде  телепередачи  выступали  с презентацией   своих  материалов.

                Презентация  получилась яркой и  интересной.

                Первая группа  собирала  материал  по  Чеховской  Москве ( по   рассказам , публицистическим  статьям , фельетонам , очеркам и  письмам  писателя ).

                ВЫВОДЫ: Москва – это большой  многонаселенный город , где  живут люди разных национальностей , много приезжающих  на заработки из других  населенных пунктов, много  иностранцев. В Москве живут люди с разным  доходом , с различными  бытовыми  проблемами. Есть богатые  и  бедные , процветает  воровство, проституция. Суета. Пьянство ,  нищета  , безжалостное использование детского  труда, бескультурие москвичей , которые не знают о своем городе ничего

              /Материал взят из  статей : «Осколки московской жизни», « В Москве», «Наше нищенство», « Гулянье в Сокольниках ,  из  рассказов : «Припадок», «Глупый француз», «Ванька»,  «Свадьба с генералом»,  «Мужики». « Рыбье дело», «Дама с собачкой» - 1898г.,где главный герой  возвращается  в  Москву ,  повесть « Три года» - о приметах Москвы.

                 Вторая  группа   собирала  материал   о  современной  Москве.

                 ВЫВОДЫ:  Москва  нынешняя – это  огромный  многомиллионный мегаполис, где много приезжих   на заработки  людей  из разных  стран, но  национальной  вражды  нет. Москва  на  окраинах -  грязная , многих  сейчас  волнуют только  деньги ,  много  криминала, проституция , коррупция , экологические проблемы.

                 Но с другой стороны – новый  менталитет у молодежи – приоритет  образования , устройство на  хорошую престижную  работу ; сохранение культурного наследия  народа, религии.

                ОБЩЕЕ:  практически , одни и те же проблемы у Москвы и москвичей. Все  любят свой родной  город – столицу России . гордятся  своим  прошлым, своей  многовековой культурой  но  хотят   изменить и улучшить  многое:

-  чтобы  везде  была  чистота  и порядок ( от улиц и дворов – до  подъездов домов );

-  чтобы  был  решен   жилищный  вопрос ;

-  чтобы  власти  заботились  о повышении  культурного  уровня  москвичей и приезжих – были  доступные цены  на  билеты  в театры, музеи.

-  чтобы  образование  было  доступно каждому и было бесплатным;

-  чтобы  не было  криминала , и власти  думали о  каждом  человеке , улучшали  жизнь москвичей;

-  чтобы не было  нищих  и  бомжей;

-  чтобы  старикам  и  детям  жилось  хорошо;

-  чтобы  можно  было москвичам  без  проблем  устроиться  на  работу;

                  ВЫВОДЫ:

Таким образом , обсуждение вышло  на государственный  уровень. Но  важно  то , что  учащиеся  аргументировали  выбор  и способ  решения  проблемы.

                 Для меня важно то , что учащиеся самоутвердились  и  повысили  личностную  самооценку.

                 Подведя  итог  урока, я  поблагодарила тех , кто  проводил  презентацию .Я  пришла  к   выводу , что  цель  урока  достигнута.  Я оставила   вопрос открытым , т.к.  за  каждой разгаданной  тайной  встает   новая – еще  более  трудная и  увлекательная , потому что художественные  произведения  неисчерпаемы  и  познание  их  бесконечно.                      

     

         

 



 

Комментарии

Тема: « Среди милых москвичей» , посвященный московскому периоду жизни и творчества великого русского писателя А.П.Чехова.