Полет в Литературную Вселенную.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Читательская конференция - презентация книг "Полет в Литературную Вселенную" (по страницам современной детской литературы)
В наше время хорошую литературу, общение с доброй, мудрой книгой можно назвать “духовным лекарством” для всех, кто заботится о нравственном здоровье будущих поколений.
К сожалению, за последние десять лет (по данным “Левады-центра”) число читающих в нашей стране снизилось с 80% до 60%. Из 1600 опрошенных людей ежедневно читают книги 22%, от случая к случаю - 42%, никогда не читают - 36%.
Что же читают современные школьники? В результате проверки “Читательских дневников”, анкетирования учащихся и их родителей выяснилось, что большинство ребят читают только произведения из школьной программы, а также интересуются зарубежной фантастикой. С современной же отечественной литературой для подростков не знакомы. Многие родители, посещая книжные магазины, не могут определиться с выбором, каким книгам отдать предпочтение, что можно и нужно читать их детям.
Задача учителя-словесника – познакомить своих учеников с лучшими произведениями современных отечественных авторов, награжденных литературными премиями. Школа и семья должны приобщать детей к чтению, развивать у них читательское мастерство, таким образом формируя духовно-нравственную культуру школьников.
Как сделать так, чтобы ребятам захотелось читать книги не только из школьной программы? Во-первых, нужно владеть информацией о том, какие книги удостоены литературных премий. Об этом можно узнать из каталогов “100 новых книг для детей и подростков”, периодической печати и Интернета. Во-вторых, из большого списка книг выбрать лишь те, которые будут соответствовать возрасту детей. Думаю, в любом классе найдутся дети, которым захочется познакомиться с книжными новинками талантливых писателей. С этими ребятами можно создать презентацию или рекламу понравившихся книг и выступить со своими работами перед одноклассниками. Таким образом можно заинтересовать и других ребят книгами, привлечь их к чтению. В результате знакомства с новыми произведениями у подростков возникнет желание обсудить их.
Экспериментально доказано, что обсуждение книг служит активным средством развития всех сфер личности ребенка (интеллектуальной, эмоциональной, волевой). Конечно, дети при интерпретации литературного произведения в ходе обсуждения показывают разные уровни читательского мастерства. Но малоподготовленные, “слабые” читатели в процессе работы нередко получают наглядные уроки того, что и как читают другие, более внимательные читатели. Так появляется мотивация читать больше и повышать свое читательское мастерство. Формы обсуждения художественных произведений существуют самые разнообразные: беседа, диспут, читательская конференция и др.
Предлагаю вашему вниманию читательскую конференцию-презентацию книг “Полет в Литературную Вселенную” (по страницам современной детской литературы”, которая проводится в два этапа. Первый этап-это презентация новых книг. Второй этап- обсуждение прочитанных художественных произведений.
Цель конференции: познакомить учащихся с новейшими произведениями отечественной детской литературы: с романом А. Жвалевского и Е.Пастернак “Время всегда хорошее”, рассказом А.Геласимова “Нежный возраст” и рассказом Ф.Искандера “Авторитет”, развивать способности самостоятельно добывать информацию, анализировать прочитанное, формировать у ребят навыки публичных выступлений, пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров, повышать интерес к чтению, освоивать читательские компетенции.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг.
Технология проведения читательской конференции-презентации книги
Шаг № 1.Подготовка к читательской конференции. Формирование трех групп учащихся, распределение в них ролей и обязанностей, оформление рабочих карт участников конференции.
Карта участников конференции “Полет в Литературную Вселенную”
(по рассказу Андрея Геласимова “Нежный возраст”)
№ | Исследовательская деятельность | Ответственные |
11. | Сбор информации о жизни А. Геласимова, поиск фотографий. | |
22. | Презентация произведения (по общему для всех групп плану) | |
33. | Книга своими руками (создание обложки книги, иллюстрации эпизодов) | |
44. | Отзывы о рассказе” |
Карта участников конференции “Полет в Литературную Вселенную”
(по произведению А. Жвалевского и Е. Пастернак “Время всегда хорошее)
№ | Исследовательская деятельность | Ответственные |
11. | Сбор биографического материала, фотографий писателей-современников | |
22. | Презентация книги по плану | |
33. | Театр у микрофона (инсценирование отрывка) | |
44. | Отзывы о книге |
Карта участников конференции “Полет в Литературную Вселенную”
(по рассказу Фазиля Искандера “Авторитет”)
№ | Исследовательская деятельность | Ответственные |
11. | Поиск биографического материала | |
22. | Презентация рассказа по плану | |
33. | Театр у микрофона (по рассказу “Авторитет”) | |
44. | Отзывы о рассказе |
Шаг № 2. Каждая группа представляет выбранную ими книгу по общему для всех плану (см. приложение №1). Время выступления каждой группы-15минут.
Шаг № 3. Участники конференции слушают, записывают информацию о книге в читательский журнал (см. приложение №2),продумывает вопросы для выступающих.
Шаг № 4. Обсуждение каждой книги, участники конференции задают интересующие их вопросы по материалу выступлений, выражают свое мнение.
Шаг № 5. Каждый участник, работая с читательским журналом, решает, какую книгу он будет читать в первую очередь, объясняет свой выбор.
Шаг № 7. Книги-лидеры ставятся на “золотую полку”.
Этап второй.
Обсуждение прочитанных книг
Примерные вопросы для обсуждения рассказа Фазиля Искандера “Авторитет”.
- Что значит “авторитет”, быть авторитетным?
- Может ли отец, имеющий большой жизненный опыт, умный, интеллигентный, не совсем молодой и современный, стать другом для своего сына-подростка, быть для него авторитетом?
- Кому вы сочувствовали, читая рассказ: мальчику, которого пытаются заставить читать, или его отцу?
- Правда ли, что современные дети так не любят читать?
- Теряет ли книга свой авторитет? Или все заменили компьютер и интернет?
- Только ли будучи физически сильным человеком, отец может завоевать уважение сына?
- Только ли деньги сегодня решают все? А начитанность и глубокие знания не делают разве человека успешным и авторитетным?
- Почему игра в бадминтон была необходима не только сыну, но и отцу?
- Так читать или не читать? И что читать?
Примерные вопросы для обсуждения рассказа Андрея Геласимова “Нежный возраст?”
- В каком жанре написано произведение?
- Обратите внимание на числа дневника. В течение какого времени ведется дневник? Почему такой короткий промежуток времени?
- Какие события произошли в жизни подростка за два месяца?
- Почему у героя нет имени? Даже родители, когда обращаются к сыну, не называют его имени?
- Почему рассказ называется “Нежный возраст”? Какое противоречие заложено в названии?
- Какие поступки совершают “нежные” дети и взрослые?
- Что происходит в семье подростка? Как он это воспринимает?
- Почему подросток не может найти поддержки в семье, школе, а находит ее на улице?
- Зачем мальчик занялся музыкой, к которой у него не было способностей, бросив престижные занятия теннисом?
- Почему подросток привязался к учительнице за столь короткий срок?
- Почему не боялся казаться смешным, выгуливая котов старой учительницы?
- В рассказе противопоставляются два учителя (музыки и тенниса). В чем смысл противопоставления?
- Зачем учительница настаивала на том, чтобы мальчик посмотрел фильм?
- Почему последние разговоры с учительницей были о бабушке героя и о смерти?
- Как в рассказе решается проблема отцов и детей?
- Чья позиция, отца или матери, кажется вам более понятной?
- Прочитайте последнюю запись дневника. Какие чувства вызывает у вас диалог героя с матерью? На чьей вы стороне?
- Почему дневник обрывается не на предательстве матери, а на смерти учительницы?
- В конце мальчик теряет брелок. Зачем автор ввел эту художественную деталь в текст?
- Как вы думаете, что ждет героя в будущем? Дает ли нам автор надежду на благополучный финал?
Примерные вопросы для обсуждения книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак “Время всегда хорошее”
- В каком жанре написано произведение?
- Кто является героями книги?
- Что происходит, когда девочка из 2018года оказывается в1980 году?
- Как чувствует себя мальчик, перенесшийся из 1980года в 2018-ый?
- Где, на ваш взгляд, интереснее играть: на компьютере или во дворе?
- Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя друг другу в глаза?
- Правда ли, что “время тогда было другое”? А может быть, время всегда хорошее? Может, все зависит от нас самих?
- Какие жизненные ценности остаются важными, нужными во все времена?
Подведение итогов обсуждения, оформление “Книги отзывов на прочитанные произведения”.
Литература
- Геласимов А. Жажда: авторский сборник. -М.: Эксмо, 2009.
- А. Жвалевский, Е. Пастернак/ Время всегда хорошее. -М.: Время, 2009.
- Сборник произведений Ф. Искандера .-М.: Время, 2004.
Приложение № 1
Примерный план презентации книги.
- Автор, название книги, жанр.
- Кому, по-вашему, будет интересна книга? О чем она?
- Время и место действия книги.
- Основные персонажи книги.
- Как начинается книга? Насколько интригует завязка?
- Каков конфликт? Насколько он показался вам интересным, важным для современной жизни? Какова проблема поставлена автором в книге?
- Чем интересна книга в целом?
- Какой эпизод особенно вам запомнился? Почему?
- Какие персонажи книги показались особенно интересными?
- Какое впечатление произвел язык, стиль автора?
- Какие фразы запомнились?
- Что вам дало чтение этой книги?
Приложение № 2
Форма читательского журнала
Читательский журнал
Читательская конференция
(дата проведения)
Автор | Название | Жанр | О чем произведение | Мои впечатления |
Первоисточник http://festival.1september.ru/articles/609369/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная Вселенная
Мероприятие к неделе детской книги для учащихся 2-6 классов...
"Крыло волшебного полета..." (Литературный Богородск)
Интегрированное внеклассное занятие (литература - краеведение), литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству писателей-земляков....
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина...
Литературная гостиная «Владимир Высоцкий. Прерванный полет».
Данная литературная гостиная позволяет привить интерес к творчеству такого необыкновенного человека. как Владимир Высоцкий. Учащиеся знакомятся и с малоизвестными фактами из биографии поэта, и с творч...
Литературно-музыкальная композиция «Владимир или прерванный полет» Посвящение Владимиру Высоцкому.
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Владимир или прерванный полет» знакомит обучающихся с творчеством русского поэта, певца, актера, гражданина России В. Высоцкого.Задачи: воспитан...
Литературно-музыкальный вечер для старшеклассников, посвященный 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого «Прерванный полет…»
Сценарий литературно-музыкального вечера для старшеклассников, посвященный 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого «Прерванный полет…»...
Презентация к литературному вечеру "Прерванный полет" (Высоцкий)
Презентация к литературному вечеру "Прерванный полет" (Высоцкий)...