Полет в Литературную Вселенную.
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

 

Читательская конференция - презентация книг "Полет в Литературную Вселенную" (по страницам современной детской литературы)

 

В наше время хорошую литературу, общение с доброй, мудрой книгой можно назвать “духовным лекарством” для всех, кто заботится о нравственном здоровье будущих поколений.

К сожалению, за последние десять лет (по данным “Левады-центра”) число читающих в нашей стране снизилось с 80% до 60%. Из 1600 опрошенных людей ежедневно читают книги 22%, от случая к случаю - 42%, никогда не читают - 36%.

Что же читают современные школьники? В результате проверки “Читательских дневников”, анкетирования учащихся и их родителей выяснилось, что большинство ребят читают только произведения из школьной программы, а также интересуются зарубежной фантастикой. С современной же отечественной литературой для подростков не знакомы. Многие родители, посещая книжные магазины, не могут определиться с выбором, каким книгам отдать предпочтение, что можно и нужно читать их детям.

Задача учителя-словесника – познакомить своих учеников с лучшими произведениями современных отечественных авторов, награжденных литературными премиями. Школа и семья должны приобщать детей к чтению, развивать у них читательское мастерство, таким образом формируя духовно-нравственную культуру школьников.

Как сделать так, чтобы ребятам захотелось читать книги не только из школьной программы? Во-первых, нужно владеть информацией о том, какие книги удостоены литературных премий. Об этом можно узнать из каталогов “100 новых книг для детей и подростков”, периодической печати и Интернета. Во-вторых, из большого списка книг выбрать лишь те, которые будут соответствовать возрасту детей. Думаю, в любом классе найдутся дети, которым захочется познакомиться с книжными новинками талантливых писателей. С этими ребятами можно создать презентацию или рекламу понравившихся книг и выступить со своими работами перед одноклассниками. Таким образом можно заинтересовать и других ребят книгами, привлечь их к чтению. В результате знакомства с новыми произведениями у подростков возникнет желание обсудить их.

Экспериментально доказано, что обсуждение книг служит активным средством развития всех сфер личности ребенка (интеллектуальной, эмоциональной, волевой). Конечно, дети при интерпретации литературного произведения в ходе обсуждения показывают разные уровни читательского мастерства. Но малоподготовленные, “слабые” читатели в процессе работы нередко получают наглядные уроки того, что и как читают другие, более внимательные читатели. Так появляется мотивация читать больше и повышать свое читательское мастерство. Формы обсуждения художественных произведений существуют самые разнообразные: беседа, диспут, читательская конференция и др.

Предлагаю вашему вниманию читательскую конференцию-презентацию книг “Полет в Литературную Вселенную” (по страницам современной детской литературы”, которая проводится в два этапа. Первый этап-это презентация новых книг. Второй этап- обсуждение прочитанных художественных произведений.

Цель конференции: познакомить учащихся с новейшими произведениями отечественной детской литературы: с романом А. Жвалевского и Е.Пастернак “Время всегда хорошее”, рассказом А.Геласимова “Нежный возраст” и рассказом Ф.Искандера “Авторитет”, развивать способности самостоятельно добывать информацию, анализировать прочитанное, формировать у ребят навыки публичных выступлений, пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров, повышать интерес к чтению, освоивать читательские компетенции.

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка книг.

Технология проведения читательской конференции-презентации книги

Шаг № 1.Подготовка к читательской конференции. Формирование трех групп учащихся, распределение в них ролей и обязанностей, оформление рабочих карт участников конференции.

Карта участников конференции “Полет в Литературную Вселенную” 
(по рассказу Андрея Геласимова “Нежный возраст”)

Исследовательская деятельностьОтветственные
11.Сбор информации о жизни А. Геласимова, поиск фотографий. 
22.Презентация произведения (по общему для всех групп плану) 
33.Книга своими руками (создание обложки книги, иллюстрации эпизодов) 
44.Отзывы о рассказе” 

Карта участников конференции “Полет в Литературную Вселенную” 
(по произведению А. Жвалевского и Е. Пастернак “Время всегда хорошее)

Исследовательская деятельностьОтветственные
11.Сбор биографического материала, фотографий писателей-современников 
22.Презентация книги по плану 
33.Театр у микрофона (инсценирование отрывка) 
44.Отзывы о книге 

Карта участников конференции “Полет в Литературную Вселенную” 
(по рассказу Фазиля Искандера “Авторитет”)

Исследовательская деятельностьОтветственные
11.Поиск биографического материала 
22.Презентация рассказа по плану 
33.Театр у микрофона (по рассказу “Авторитет”) 
44.Отзывы о рассказе 

Шаг № 2. Каждая группа представляет выбранную ими книгу по общему для всех плану (см. приложение №1). Время выступления каждой группы-15минут.

Шаг № 3. Участники конференции слушают, записывают информацию о книге в читательский журнал (см. приложение №2),продумывает вопросы для выступающих.

Шаг № 4. Обсуждение каждой книги, участники конференции задают интересующие их вопросы по материалу выступлений, выражают свое мнение.

Шаг № 5. Каждый участник, работая с читательским журналом, решает, какую книгу он будет читать в первую очередь, объясняет свой выбор.

Шаг № 7. Книги-лидеры ставятся на “золотую полку”.

Этап второй.

Обсуждение прочитанных книг

Примерные вопросы для обсуждения рассказа Фазиля Искандера “Авторитет”.

  1. Что значит “авторитет”, быть авторитетным?
  2. Может ли отец, имеющий большой жизненный опыт, умный, интеллигентный, не совсем молодой и современный, стать другом для своего сына-подростка, быть для него авторитетом?
  3. Кому вы сочувствовали, читая рассказ: мальчику, которого пытаются заставить читать, или его отцу?
  4. Правда ли, что современные дети так не любят читать?
  5. Теряет ли книга свой авторитет? Или все заменили компьютер и интернет?
  6. Только ли будучи физически сильным человеком, отец может завоевать уважение сына?
  7. Только ли деньги сегодня решают все? А начитанность и глубокие знания не делают разве человека успешным и авторитетным?
  8. Почему игра в бадминтон была необходима не только сыну, но и отцу?
  9. Так читать или не читать? И что читать?

Примерные вопросы для обсуждения рассказа Андрея Геласимова “Нежный возраст?”

  1. В каком жанре написано произведение?
  2. Обратите внимание на числа дневника. В течение какого времени ведется дневник? Почему такой короткий промежуток времени?
  3. Какие события произошли в жизни подростка за два месяца?
  4. Почему у героя нет имени? Даже родители, когда обращаются к сыну, не называют его имени?
  5. Почему рассказ называется “Нежный возраст”? Какое противоречие заложено в названии?
  6. Какие поступки совершают “нежные” дети и взрослые?
  7. Что происходит в семье подростка? Как он это воспринимает?
  8. Почему подросток не может найти поддержки в семье, школе, а находит ее на улице?
  9. Зачем мальчик занялся музыкой, к которой у него не было способностей, бросив престижные занятия теннисом?
  10. Почему подросток привязался к учительнице за столь короткий срок?
  11. Почему не боялся казаться смешным, выгуливая котов старой учительницы?
  12. В рассказе противопоставляются два учителя (музыки и тенниса). В чем смысл противопоставления?
  13. Зачем учительница настаивала на том, чтобы мальчик посмотрел фильм?
  14. Почему последние разговоры с учительницей были о бабушке героя и о смерти?
  15. Как в рассказе решается проблема отцов и детей?
  16. Чья позиция, отца или матери, кажется вам более понятной?
  17. Прочитайте последнюю запись дневника. Какие чувства вызывает у вас диалог героя с матерью? На чьей вы стороне?
  18. Почему дневник обрывается не на предательстве матери, а на смерти учительницы?
  19. В конце мальчик теряет брелок. Зачем автор ввел эту художественную деталь в текст?
  20. Как вы думаете, что ждет героя в будущем? Дает ли нам автор надежду на благополучный финал?

Примерные вопросы для обсуждения книги Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак “Время всегда хорошее”

  1. В каком жанре написано произведение?
  2. Кто является героями книги?
  3. Что происходит, когда девочка из 2018года оказывается в1980 году?
  4. Как чувствует себя мальчик, перенесшийся из 1980года в 2018-ый?
  5. Где, на ваш взгляд, интереснее играть: на компьютере или во дворе?
  6. Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя друг другу в глаза?
  7. Правда ли, что “время тогда было другое”? А может быть, время всегда хорошее? Может, все зависит от нас самих?
  8. Какие жизненные ценности остаются важными, нужными во все времена?

Подведение итогов обсуждения, оформление “Книги отзывов на прочитанные произведения”.

Литература

  1. Геласимов А. Жажда: авторский сборник. -М.: Эксмо, 2009.
  2. А. Жвалевский, Е. Пастернак/ Время всегда хорошее. -М.: Время, 2009.
  3. Сборник произведений Ф. Искандера .-М.: Время, 2004.

Приложение № 1

Примерный план презентации книги.

  1. Автор, название книги, жанр.
  2. Кому, по-вашему, будет интересна книга? О чем она?
  3. Время и место действия книги.
  4. Основные персонажи книги.
  5. Как начинается книга? Насколько интригует завязка?
  6. Каков конфликт? Насколько он показался вам интересным, важным для современной жизни? Какова проблема поставлена автором в книге?
  7. Чем интересна книга в целом?
  8. Какой эпизод особенно вам запомнился? Почему?
  9. Какие персонажи книги показались особенно интересными?
  10. Какое впечатление произвел язык, стиль автора?
  11. Какие фразы запомнились?
  12. Что вам дало чтение этой книги?

Приложение № 2

Форма читательского журнала

Читательский журнал

Читательская конференция

(дата проведения)

АвторНазваниеЖанрО чем произведениеМои впечатления
     

Первоисточник http://festival.1september.ru/articles/609369/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная Вселенная

Мероприятие к неделе детской книги для учащихся 2-6 классов...

"Крыло волшебного полета..." (Литературный Богородск)

Интегрированное внеклассное занятие (литература - краеведение), литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству писателей-земляков....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 50-летию полета в космос Ю. А. Гагарина...

Литературная гостиная «Владимир Высоцкий. Прерванный полет».

Данная литературная гостиная позволяет привить интерес к творчеству такого необыкновенного человека. как Владимир Высоцкий. Учащиеся знакомятся и с малоизвестными фактами из биографии поэта, и с творч...

Литературно-музыкальная композиция «Владимир или прерванный полет» Посвящение Владимиру Высоцкому.

Сценарий литературно-музыкальной композиции  «Владимир или прерванный полет» знакомит обучающихся с творчеством русского поэта, певца, актера, гражданина России В. Высоцкого.Задачи: воспитан...

Литературно-музыкальный вечер для старшеклассников, посвященный 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого «Прерванный полет…»

Сценарий литературно-музыкального вечера для старшеклассников, посвященный 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого «Прерванный полет…»...

Презентация к литературному вечеру "Прерванный полет" (Высоцкий)

Презентация к литературному вечеру "Прерванный полет" (Высоцкий)...