Непосредственное чувство жизни
материал по литературе (10 класс) по теме
Сценарий для проведения литературной гостиной о творчестве А.П.Чехова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposredstvenne_chuvstvo_zhizni.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Непосредственное чувство жизни…».
( Литературная композиция, посвящённая 150-летию со дня рождения А.П.Чехова).
В1. Театр… театр… театр.
Весь мир – театр. Каждая жизнь отдельная пьеса.
В2. Комедия? Трагедия? Фарс?
Жизнь – пьеса без жанра. Или, вернее, жизнь – пьеса, в которой смешались все жанры.
В1. Мы сыграем сегодня для вас пьесу простую и мудрую.
В2. Столь же простую и мудрую, как жизнь её главного героя, Антона Павловича Чехова.
В1. Итак, действие первое.
Таганрог.
В2. Таганрог... Угол Монастырской улицы и Ярморочного переулка…
Здесь стоит двухэтажный дом, принадлежащий купцу 3-ей гильдии Павлу Егоровичу Чехову. На первом этаже – лавка, на втором – квартира.
Чехов. Дивлюсь, как это мы могли жить в нём?
В2. Действительно, дом маленький, семья большая – шестеро детей. А город…город.
В1. Таганрог – город портовый, с обширной морской торговлей и даже хорошим театром, но…
Чехов. Как грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен Таганрог…Такая кругом Азия, что я просто глазам не верю. 60 000 жителей занимаются только тем, что едят, пьют, плодятся. а других интересов – никаких… Нет ни патриотов, ни дельцов, ни поэтов, ни даже приличных булочников.
В2. Зато есть лавочники, и один из них – Павел Егорович Чехов. В его лавке продаётся всё; она – цель его жизни, возможность выбиться в люди ( ведь он сын крепостного).
Деньги – вот возможность чувствовать себя независимым и видеть независимыми детей.
Чехов. Я страшно испорчен тем, что родился вырос, учился и начал писать в среде, Где деньги играют безобразно большую роль.
В1. Отец воспитывал детей в строгости: они помогали в лавке, строго соблюдали все религиозные обряды и пели в церковном хоре. Телесные наказания были делом обычным.
Чехов. Деспотизм и лож исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать.
В2. И всё же родители не планировали для своих детей торговую карьеру. Они из последних скудных средств старались дать детям образование.
Чехов. «Отец и мать единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни».
В 1. Детство всегда остаётся детством. Братья Чеховы купались, ловили рыбу, ловили птиц для продажи и степных тарантулов для развлечения. А ещё они обожали театр и часто разыгрывали забавные сценки.
Сцена из рассказа «Лошадиная фамилия».
В2. Действие второе. Москва.
В 1. 1876 год. Павел Егорович становится банкротом. Ему грозит долговая яма, и он вынужден бежать в Москву.
В 2. Антон, заканчивающий гимназию, остаётся в Таганроге. Без денег, без поддержки, одинокий и свободный. На жизнь он зарабатывает репетиторством.
Чехов. « Необходимо чувство свободы, а это чувство стало разгораться во мне недавно. Раньше его не было.
В 1. В 1879 году Чехов навсегда покинул Таганрог и приехал в Москву
Чехов. Кто привыкнет к ней, тот не уедет из неё. Я навсегда москвич.
В 2. Став студентом медицинского факультета Московского университета, Чехов вновь оказывается перед необходимостью зарабатывать на жизнь.
В 1. Брат Александр ввёл его в круг литераторов, пишущих для « такой прессы», то есть для коммерческих изданий, в основном юмористической направленности.
В 2. Начинается время «лёгкого пера» Чехова ( Антоши Чехонте). Он печатает по 12 произведений в месяц, более 100 за год.
Откуда вы берёте такую пропасть тем для рассказов?
Чехов. Да вот у вас пуговица на жилете болтается, того гляди потеряете. Хотите, присяду и напишу рассказ о вашей пуговице?
В 1. Любой пустяк, жизненная ситуация?
Чехов. Да разве я пишу? Жизнь, голубчик, пишет.
Сцена из рассказа « Смерть чиновника».
( Со слов: «Вчера в «Аркадии»…, до слов: Пошёл вон!!!..)
В 1. Как врач Чехов всю жизнь работал бесплатно.
Работал земским врачом, принимал до 40 больных ежедневно.
Отказ от денег за лечение был сознательным решением, от которого он не отступился ни разу в жизни.
В 2. Им двигало желание служить «общему благу», которого он никогда не афишировал. Движимый им он отправляется на остров Сахалин, чтобы увидеть каторжную тюрьму.
Действие III.
Сахалин.
В 1. Антон Павлович Чехов выехал на остров Сахалин 21 апреля 1890 года.
Проехав через Сибирь и Дальний Восток, он попал на каторжный остров 11 июля и пробыл там до 13 октября.
В 2. Пожалуй, не было среди его родственников человека, который бы не отговаривал его от путешествия…
Но Чехов был непреклонен.
Отрывок из «Острова Сахалин»
Чехов. «…Вы пишете, что Сахалин никому не нужен и ни для кого не интересен. Будто бы это верно? Сахалин может быть ненужным и неинтересным только для того общества, которое не ссылает на него тысячи людей и не тратит на него миллионов. …Не дальше как 25 – 30 лет назад наши же русские люди, исследуя Сахалин, совершали изумительные подвиги, за которые можно боготворить человека, а нам это не нужно, мы не знаем, что это за люди, и только сидим в четырёх стенах и жалуемся, что Бог дурно создал человека. Сахалин – это место невыносимых страданий, на которые только бывает способен человек, вольный и подневольный. Работавшие около него и на нём решали страшные, страшные . ответственные задачи и теперь решают. …Из книг, которые я прочёл и читаю, видно, что мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч вёрст, развращали, размножали преступников и всё это сваливали на тюремных красноносых смотрителей. Теперь вся образованная Европа знает, что виноваты не смотрители, а все мы, но нам до этого дела нет, это неинтересно».
В1. Собираясь на Сахалин, Чехов изучил всю имевшуюся к тому времени литературу о тюрьмах и местах заключения. Он хотел видеть русскую каторгу не из праздного любопытства, и даже не для одного только сбора фактического материала, который можно было бы впоследствии использовать для творчества. Он чувствовал, что каторга « может быть, одна из самых ужасных нелепостей, до которых мог додуматься человек со своими условными понятиями о жизни и правде», и хотел видеть эту ужасную нелепость своими глазами.
В2. Действие IV.
Мелихово
В 1. Усадьба Мелихово была куплена в 1892 году. Чехов стал хозяином усадьбы.
В 2. Были построены три сельских школы, Чехов возобновляет врачебную практику. На его участке 26 деревень. Лечит он по-прежнему бесплатно.
В 1. Теперь он обеспеченный человек и может на свои деньги учить, лечить, помогать нищим учителям и врачам, поддерживать молодых писателей, пополнять публичную библиотеку в Таганроге; кормить, развлекать и лечить многочисленных гостей в Мелихове.
Чехов. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила, не уходила в вечность бесследно.
Отрывок из рассказа «Человек в футляре» или «Крыжовник».
(Со слов: «К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное… Я соображал: как в, сущности, много довольных, счастливых людей!...
…Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро!
В1. Действие V.
Театр.
В 2. Театр Чехов любил бесконечно. Его одноактные пьесы «Медведь», «Предложение», «Юбилей» с успехом шли в разных театрах.
В 1. 17 октября 1986 года в императорском Александрийском театре поставлена пьеса «Чайка» - любимое детище Чехова. С ней было связано много надежд.
В 2. «Чайка» провалилась!
Чехов. Театр дышал злобой, воздух спёрся от ненависти. Если я проживу ещё 700 лет, то и тогда не отдам на театр ни одной пьесы.
В 1 Новаторство Чехова-драматурга встретило во время премьеры «Чайки» такое же непонимание, как прежде новаторство Чехова-прозаика. Только вследствие публичности театрального искусства это непонимание было более очевидно.
Незаметное движение жизни. Единство вечного и преходящего, важность внутренних состояний героев, их индивидуальных черт, - всё, на чём основаны чеховские пьесы, казалось тогдашней театральной критике нарушение «условий сцены».
В 1. Спустя два года ещё более оглушительным, чем провал, будет успех пьесы во МХАТЕ.
Знаменитый юрист и общественный деятель А.Ф.Кони 7 ноября 1896 года написал Чехову: «Чайка» - произведение, выходящее по своему замыслу, по новизне мыслей, по вдумчивой наблюдательности над житейскими положениями. Это сама жизнь на сцене, с её трагическими союзами, красноречивым бездумьем и молчаливыми страданиями, - жизнь обыденная, всем доступная и почти никем не понимаемая в её внутренней жестокой иронии. Жизнь до того доступная и близкая нам, что подчас забываешь, что сидишь в театре, и способен сам принять участие в происходящей пред тобою беседе. …И то, что пьеса прерывается внезапно, оставляя зрителя самого дорисовать себе будущее – тусклое, вялое и неопределённое, - мне очень нравится. Так кончаются или, лучше сказать, обрываются эпические произведения.
Отрывок из «Чайки».
IV действие. Последняя сцена ( Треплев, Нина, Дорн, Аркадина, Полина Андреевна, Яков, Шамраев и Тригорин).
В 1. Существует легенда, что после провала «Чайки» Чехов долго бродил по набережной Невы и смертельно заболел.
В 2. Нет, болезнь развивалась давно, но теперь ситуация ухудшалась стремительно. Чехов вынужден переехать в Ялту. Климат Средней России губителен для него.
В1. Действие 6. Последнее.
Ялта.
В 2. Достроенный в 1899 году чеховский дом в Ялте получил название Белая дача. Вся чистая, белая, лёгкая, красиво несимметричная, стала, по словам Куприна, «самым оригинальным зданием в Ялте».
В 1. Предметом особой гордости Чехова был сад. Здесь царит вечная весна. С января по декабрь сад цветёт. Мушмула, жимолость, жасмин, розы, хризантемы, остантус сменяют друг друга.
В 2. Последние годы жизни связаны с Московским Художественным театром. Здесь поставили «Чайку», «Дядю Ваню» и бесконечно прекрасный «Вишнёвый сад».
Отрывок из «Вишнёвого сада».
( Действие I, последняя сцена: Любовь Андреевна, Варя, Гаев).
В 1. В 1900 году Чехов был избран Почётным академиком по разряду изящной словесности.
В 2. В 1902 году этого звания был лишён Максим Горький, поскольку состоял под надзором полиции. После этого Чехов отказался от своего звания.
Чехов. Такое противоречие не укладывалось в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог.
В 1. К лету 1094 года здоровье Чехова ухудшилось. По решению врачей, он выезжает на немецкий горный курорт Баденвейлер.
Чехов. Еду умирать.
В 2. Второго июля 1904 года оборвалась земная жизнь Чехова, наполненная творчеством и созидательным трудом. Жизнь его произведений продолжается уже более 100 лет и, наверное, будет продолжаться, пока человек имеет живую душу.
Заключительные слова.
В 1. По воспоминаниям И.А. Бунина, Чехов «иногда говорил:
- Писатель должен быть нищим, должен быть в таком положении, чтобы он знал, что помрёт с голоду, если не будет писать, будет потакать своей лени. Писателей надо отдавать в арестантские роты и там принуждать их писать карцерами, поркой, побоями…
Ах, как я благодарен судьбе, что был в молодости так беден!
В 2. …А иногда говорил совсем другое:
- Писатель должен быть баснословно богат, так богат, чтобы он мог в любую минуту отправиться в путешествие вокруг света на своей яхте, снарядить экспедицию к истокам Нила, Южному полюсу, в Тибет и Аравию, купить себе весь Кавказ или Гималаи…Толстой говорит, что человеку нужно всего три аршина земли. Вздор, три аршина земли нужно мёртвому, а живому нужен весь земной шар. И особенно – писателю…».
Список артистов.
- Ведущий 1 .
- Ведущий 2.
- Объявляющий действия.
- Чехов А.П.
- Сцена из рассказа «Лошадиная фамилия» (генерал и управляющий).
- Сцена из рассказа « Смерть чиновника». (Чиновник и Червяков).
- Отрывок из «Острова Сахалин».
- Монолог Ивана Ивановича Чимши-Гималайского «Делайте добро» из рассказа «Крыжовник».
- Сцена из пьесы «Чайка» (7 человек).
- Сцена из пьесы «Вишнёвый сад» (3 человека).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительская конференция «Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культурной жизни класса, школы, города»
Тема: «Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культу...
«Формирование чувства ответственности у обучающихся за свое здоровье и безопасный образ жизни»
Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по теме "Органы чувств"
Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан для детей логопатов старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) с...
Преодоление фрагментарности представлений глухого обучающегося о жизни в социуме через обогащение его жизненного опыта, расширение социальных контактов, непосредственного участия в культурной жизни класса, школы, города
Задачи конференции: познакомить родителей с понятием «социализация»; познакомить родителей с основными этапами успешной социализации глухих школьников; сплотить родительский коллектив; повысить имидж ...
Воспитание у детей с ОВЗ патриотических чувств через ознакомление с явлениями общественной жизни
Патриотическое воспитание детей с ОВЗ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе на тему: Органы чувств - наши помощники
Конспек познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе...
Непосредственно – образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня «День рождения мастера Винтикова»
Конспект логопедического занятия для воспитанников 7-го года жизни с ОНР III уровня...
Комментарии
сценарий